Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 50.Марксистская и позитивистская философии




Позитивизм возник в 30-е гг. XIX в. и до сих пор является влиятельным направлением в западной философии. (О. Конт). Проблемы позитивизма – 1) построение нового общества на идейных основах позитивизма и «религии Человечества» 2) проблема соотношения философии и науки.

Этапы развития философии позитивизма:

- Классический (Конт, Спенсер, Милль).

- Эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).

- Неопозитивизм (Л. Витгенштейн, Б. Рассел).

- Постпозитивизм (Т. Кун, Локатос, К. Поппер, Фейерабенд).

Конт считал, что сущности вещей непознаваемы (агностицизм), поэтому исследователи должны сосредоточиться исключительно на изучении явлений, чем и занимается наука. Поэтому

первичную роль Конт придавал науке, функции же философии он сводил к комментированию научных данных (номинализм)

Философию необходимо «онаучить»

Согласно Конту, научно только то, что доступно наблюдению (эмпиризм). Задача философии и науки – не в рациональном объяснении, а в описании фактов. Факты предстают как сущность, а описание – как не связанное с сущностью существование.

Марксизм возник в 40-е гг. XIX в. Основатели – К. Маркс и Ф. Энгельс. Проблемы марксизма – 1) построение коммунистического общества 2) материалистическое понимание истории, бытия общества и личности. В рамках марксистской философии утверждается номиналистская идея первичности материи («диалектический материализм»). Материя выступает в марксизме как сущность, духовная сфера (идеология, мораль, культура) – как существование, абсолютно несамостоятельное и вторичное. Материальная сфера определяет все аспекты жизни человека и человечества: развитие личности, истории, общества.

Принцип дуализма нашел свое проявления в следующих принципах сциентистской философии:

- Универсумный принцип. В марксистской теории построения коммунизма на первое место выходят экономические проблемы.

- Принцип отрицания всеобщей связи явлений. Общество трактуется Марксом как универсумная реальность, в которой все ее части (классы) разобщены и находятся в состоянии вражды.

- Принцип отрыва сознания от действительности (одно из проявлений принципа отрицания всеобщей связи явлений).

Репрезентация в социальной философии: Маркс не учитывал объективную действительность бытия различных обществ: их уникальность, самобытность пути каждого народа.

Репрезентация в этике: материальное богатство при коммунизме решит проблему зла и антагонизмов между людьми.

Репрезентация в антропологии: личность понималась Марксом как исключительно социальный феномен, «отпечаток класса», к которому она принадлежит.

- Принцип линейного развития, не предполагающего регресса нашел проявление в историческом оптимизме сциентистской философии. О. Конт считал, что движение истории имеет линейно-восходящий характер – религиозный, философский и позитивный этапы. В марксистской философии история трактуется также в качестве линейного процесса восхождения от «отсталых» общественно-экономических формаций к «прогрессивным».

 

Вопрос 51.Сциентизм и антисциентистская философия

Сциентистская философия – это направление в рамках западной философии XIX-XX вв. В данное направление входят философские теории, абсолютизирующие роль науки. Наука направлена на исследование явлений материального мира, т.е. единственно подлинной реальности, с точки зрения номинализма (и его проявлений – материализма и эмпиризма). Согласной данной позиции сциентизма, можно определить все теории, входящие в него как основанные на номиналистской версии МСТ.

Позитивизм(см. в.49)

Марксизм(см. в.49)

Сциентистская философия была пронизана верой в неограниченную мощь науки и человеческого рассудка. Сциентизм отстаивал идею целесообразности и осмысленности исторического развития, возможности изменения природы, человека и общества с помощью науки. Научное мышление было пронизано оптимизмом. Однако, XX век показал «обратную сторону» научно-технической цивилизации, которая прежде всего стремится к военной экспансии.

В данной связи в философской среде на рубеже веков возникла реакция против сциентизма, выразителем которой стали антропологические школы западной философии. Антисциентизм стремился ограничить возможности науки, поскольку именно в ней виделись причины всех бедствий человека и общества. Наука была объявлена враждебной человеку силой. Утвердилась идея о том, что подлинным бытием обладает только отдельный человек, причем человек, прежде всего, в его иррационально-чувственном аспекте. Философские позиции школ развивались в рамках неономиналистской версии МСТ.

Метафизические основы антисциентистской философии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования):

Экзистенциализм – «философия существования». Это влиятельная философская теория, истоки которой лежат в философии датского мыслителя 19 века Сёрена Кьеркегора.

Неономиналистская определенность данной теории проявляется в том, что единственно подлинной реальностью (сущностью) экзистенциализм объявляет отдельного человека, а внешнее бытие (социальное, природное, историческое) противостоит ему, как общее единичному.

Основные черты экзистенциализма:

- человек в поисках смысла (т.е. между жизнью и смертью, на грани самоубийства).

- абсолютизация свободы и ответственности человека.

- трагизм и страдания человека во внешнем мире (т.е. в сфере существования), чуждом смысла (сущности).

- Обоснование крайнего индивидуализма (в этой черте проявляется метафизический принцип отрицания всеобщей связи явлений).

Психоанализ Фрейда:

Психоанализ Фрейда объявляет сущностью человека иррациональную (биологическую) сферу человеческой психики («Оно»), сознание («Я») и моральные нормы общества («Сверх-я») выступают в качестве существования и понимаются как враждебные по отношению к «Оно» начала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...