Реформирование электроэнергетики России
Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали появляться признаки стагнации. Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими чертами: − по технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия (КПД) оборудования, рабочая мощность станции и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах; − отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, а также к энергосбережению; − возникали перебои энергоснабжения в отдельных регионах и высокая вероятность крупных техногенных аварий; − отсутствовала платежная дисциплина за энергию и топливо; − предприятия отрасли были информационно и финансово «не прозрачными»; − доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков. Всё это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности работы энергокомпаний и позволили существенно увеличить объём инвестиций в развитие отрасли. То есть целью реформы электроэнергетики явилось создание целостной системы обеспечения устойчивого и эффективного развития отрасли в рыночных условиях. Разработчики реформы предложили последовать опыту многих развитых стран и разделить электроэнергетику на конкурентный и монопольный секторы. При этом системообразующие секторы отрасли, а именно, передача и распределение электроэнергии, её диспетчеризация остались в руках государства (монопольный сектор). В сегменте генерации энергии (а это, в основном, ТЭС – теплоэлектростанции) сосредоточен огромный рыночный потенциал (конкурентный сектор энергетики). Отдав его в руки частного владельца, государство снимает с себя обязанность поддерживать его бюджетными деньгами. Таким образом, реформа позволит добавить к традиционным инвестиционным источникам, таким, как тариф и госбюджет, новые крупные денежные ресурсы частных инвесторов.
Формирование конкурентного сегмента на базе тепловой генерации, рынок электроэнергии заставит строить новые электростанции и снижать за счет этого цены для потребителей. Тем временем высвобожденные бюджетные средства могут быть направлены на обновление высоковольтных линий электропередачи и диспетчерских пунктов. Конкуренция не может быть подлинной, а ценовые сигналы не станут ориентиром для инвесторов, пока генерирующие активы находятся под контролем энергомонополий. Начавшийся в 1991 году переход России к рыночной экономике обусловил необходимость структурных реформ в электроэнергетике. Поэтому в 1992 году было проведено акционирование и началась частичная приватизация отрасли. В результате реструктуризации отрасли в то время основные функции управления энергетикой были сосредоточены в единой холдинговой компании – Российском акционерном обществе энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России»), контролирующей энергетику почти всей страны (рис. 3.3). Таким образом, в результате первого этапа реструктуризации российская энергетика утратила прежнюю, вертикально интегрированную структуру. В производстве электроэнергии появились несколько хозяйственных субъектов с самостоятельными экономическими интересами: станции РАО "ЕЭС России", государственные атомные электростанции (АЭС), станции региональных АО-энерго. В сфере передачи электроэнергии произведено объединение межсистемных линий в рамках РАО "ЕЭС России".
В сфере распределения были образованы структурно-самостоятель-ные акционерные компании, обеспечивающие эксплуатацию передающих и распределительных сетей на территории соответствующих субъектов РФ.
Последующее реформирование электроэнергетики привело к радикальным изменениям её структуры (рис. 3.4). При этом были созданы новые компании, изменена система государственного регулирования отрасли, получило развитие конкурентного рынка электроэнергии. В ходе реформы была разделена и ликвидирована РАО «ЕЭС России», так как во всей структуре отрасли произошло разделение функций на: - естественномонопольные – это передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление; - потенциально-конкурентные – это производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис. Магистральные сетевые компании (МСК) вошли в состав Федеральной сетевой компании (ФСК) рис.3.4., распределительные сети интегрированы в межрегиональные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений переданы общероссийскому системному оператору.
Активы генерации электроэнергии объединены в межрегиональные компании, причем двух видов: − генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) в количестве 7 штук; − территориальные генерирующие компании (ТГК) в количестве 14 штук. ОГК объединяют электростанции специализированные на производстве исключительно электрической энергии (их в стране свыше 60). В ТГК входят, главным образом, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию (количество ТЭЦ свыше 400). Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («ГидроОГК») – на основе гидроэлектростанций (ГЭС). Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов. Прежние АО – энерго (рис. 3.3.) реорганизованы, функции их диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) системному оператору, а также на базе АО-Энерго созданы 56 магистральных сетевых компаний МСК (рис. 3.4) Таким образом, в результате реформы исчезает прежняя монопольная структура электроэнергетики, ликвидировано РАО «ЕЭС России», генерирующие компании имеют разных собственников, а ФСК и Системного оператора будет контролировать государство.
Параллельно с процессом реформирования шел процесс формирования рынка электроэнергии – естественной среды обитания новых компаний. В 2006 г. правительственным постановлением была запущена новая модель оптового и розничных рынков электроэнергии. Цена здесь, как и положено, формируется на основе спроса и предложения. При этом цены на откуп рынку отдавать не стали – либерализация поначалу охватила небольшую долю рынка электроэнергии, которая будет расти постепенно до 100 %. Государство должно выстроить четкую и адекватную систему госрегулирования и контроля, так как неконтролируемый рынок, как показал опыт приватизации в стране, приводит к коррупции и хаосу. Заметим в связи с этим, что население еще продолжительное время будет покупать электроэнергию по ценам, регулируемым государством, то есть по гостарифам. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в электроэнергетике произошли огромные изменения, причем без потери управляемости Единой энергосистемой России. В стране запущена модель рынков электроэнергии с привлечением новых инвестиций, благодаря чему инвест-программа в энергетике – самая крупная среди всех отраслей экономики.
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Какова его структура и значение для экономики страны? 2. Назовите районы расположения и главные места добычи ресурсов нефти, газа и угля. 3. Каковы основные проблемы нынешнего состояния и развития нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой и угольной промышленности? 4. Каковы важнейшие свойства электроэнергии? Объясните сущность этапов электрификации России. Дайте определение термина «электротехнология». 5. Какова в стране доля (от объема внутреннего потребления) энергоресурсов, используемых для получения электроэнергии? 6. Перечислите типы электростанций традиционной энергетики России. Каковы их особенности (положительные и отрицательные) и КПД?
7. Какая доля вырабатываемой в стране электроэнергии приходится на каждый тип электростанций? 8. Перечислите типы электростанций нетрадиционной энергетики. Каков её удельный вес (в %) в общем объеме производства электроэнергии в стране? 9. Чем продиктована целесообразность развития нетрадиционной энергетики? Каковы её ресурсы и потенциальные возможности? Объясните социальный и природоохранный аспекты нетрадиционной энергетики. 10. Дайте определение электроэнергетической системы и назовите её основные элементы. Каковы преимущества объединения энергетических систем? Каковы перспективы создания Единого энергетического пространства в мире? 11. Какова цель реформирования электроэнергетики? 12. Что в электроэнергетике относится к конкурентному и монопольному сектору? Объясните целевую структуру электроэнергетической отрасли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|