Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обследование больного с катарактой




КАТАРАКТА

 

 

Смоленск, 2002


УДК: 617.741-004.1

 

Рецензент: доцент кафедры неврологии и нейрохирургии СГМА

Павлов Вячеслав Афанасьевич

 

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов 4-го курса по теме: «Катаракта». г. Смоленск, изд. СГМА, 2002.

 

Второе издание пособия, исправленное и дополненное содержит новые данные, отражающие достижения офтальмологии за последние годы.

 

 

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов 4-го курса лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов по теме: «Катаракта» составлено в соответствии с тематическим планом практических занятий и государственным образовательным стандартом по офтальмологии. Оно должно помочь студенту быстрее и эффективнее овладеть методами обследования при заболеваниях хрусталика, лучше освоить принципы диагностики и лечения катаракты.

В предлагаемом пособии выделяются основные цели практического занятия, рекомендуется порядок его проведения, определяется перечень необходимых практических навыков, предложены тестовые задания и задачи с эталонами их решений, на современном уровне представлены диагностика и лечение различных видов катаракты.

Настоящее методическое пособие будет полезным для студентов всех факультетов.

 

 

Методическое пособие составили:

 

Деев Леонид Алексеевич

Могилевцев Виктор Владимирович

 

Компьютерный набор:

 

Стальмакова Т.Л.

 

 

СГМА, 2002


В В Е Д Е Н И Е

 

Катарактой называется любое помутнение хрусталика глаза. При этом заболевании нарушается прохождение света через оптические среды глаза, в результате чего снижается острота зрения. Катаракта выявляется у пациентов в развитых и развивающихся странах, вне зависимости от их географического расположения, встречается у людей всех расс и у лиц обоего пола. Возникает это заболевание чаще у пожилых людей, но бывает в детском и зрелом возрасте.

По данным ВОЗ в мире насчитывается 150 млн. человек со значительными зрительными расстройствами. Одна из основных причин слепоты в мире (около 70%) особенно в развивающихся странах, является катаракта (16 млн. человек) (Либман Е.С., 2000).

История хирургического лечения катаракты насчитывает много веков и имеет, возможно, самую древнюю историю из всех глазных операций. В настоящее время хирургическое лечение катаракты позволяет добиться высокой остроты зрения в послеоперационном периоде и вернуть человека к полноценной жизни.

В данном методическом пособии изложены теоретические основы развития катаракты, приведена классификация, клиническая симптоматика катаракты, рассмотрены различные виды лечения этого заболевания.


Ц Е Л И И З У Ч Е Н И Я Т Е М Ы

 

1. Студент должен знать:

- анатомическое строение хрусталика;

- особенности обменных процессов, происходящих в хрусталике;

- субъективные и объективные симптомы заболевания;

- методы объективного исследования;

- особенности течения врожденных катаракт и методы их лечения;

- препараты для консервативного лечения катаракты;

- показания к хирургическому вмешательству при катаракте;

- виды хирургических вмешательств при катаракте;

- виды коррекции афакии.

 

2. Студент должен уметь:

- собрать анамнез у больного катарактой;

- произвести объективное обследование в проходящем свете на щелевой лампе (биологическом микроскопе);

- заподозрить катаракту;

- уметь отдифференцировать осложненные катаракты;

- решить вопросы медицинской реабилитации больных с позиций современных методов коррекции афакии.

 

П Л А Н И З У Ч Е Н И Я Т Е М Ы:

«Катаракта»

 

Этапы работы Место работы Время Методы и средства обучения
1. Ознакомление с темой Лекционный зал 90 мин. Лекция, демонстрация слайдов, таблиц, видеофильмов
2. Самоподготовка     Учебная литература (основная и дополнительная), конспект лекций, данное методическое пособие
3. Работа на практическом занятии Учебная комната кафедры 180 мин. См. порядок занятий и практические навыки, программированный контроль

 

В процессе подготовки к занятиям и на основе ранее полученных знаний студент должен четко усвоить:

 

1. Этиологию данного заболевания.

2. Морфологические изменения со стороны глаза.

3. Клинические проявления катаракты.

4. Методы диагностики.

5. Провести клиническое обследование больного (общий статус, изменения со стороны глаза).

6. На основе проведенного обследования, данных анамнеза поставить предварительный диагноз.

7. Рекомендовать дополнительное обследование.

 

И С П О Л Ь З У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А

 

Основная: Бочкарева А.А. с соавторами «Глазные болезни», М. 1989. – с. 105-134.

Лекции для студентов на тему: «Катаракта».

Данное методическое пособие.

Дополнительная:

Шмелева В.В. «Катаракта». М., Медицина, 1981.

Федоров С.Н., Егорова Э.В. «Ошибки и осложнения при имплантации искусственного хрусталика». М., Медицина, 1989.

 

 

ЗАДАНИЕ №1

 

Прочитав цель изучения темы, обратите внимание на то, что в результате самостоятельной подготовки к занятию вы должны уметь диагностировать катаракту, провести необходимые дополнительные исследования и определить показания и противопоказания к хирургическому лечению и методам коррекции афакии.

Конечная цель изучения темы заключается в том, чтобы уметь самостоятельно получать необходимую для постановки диагноза информацию, дать конкретные рекомендации больному.

 

ПЛАН

обследование больного с катарактой

 

I. Жалобы:

1. Характер нарушения зрения:

а) ощущение «мушек» перед глазом;

б) искажение цвета при взгляде на источник света;

в) двоение предметов.

II. Анамнез заболевания:

а) первые признаки заболевания;

б) давность болезни;

в) характер течения заболевания;

г) возможные причины, с которыми пациент связывает свое заболевание;

д) проводимое ранее лечение и его эффективность.

III. Анамнез жизни:

а) общие заболевания, перенесенные в течение всей жизни;

б) наличие общих заболеваний в настоящее время;

в) характер работы и профессиональные вредности;

г) наследственность;

д) наличие предшествующих заболеваний глаза;

е) аллергоанамнез;

ж) воздействие лучистой энергии, отравляющих веществ.

IV. Объективное исследование глаза:

1. исследование остроты зрения: без коррекции и с коррекцией.

2. наружный осмотр:

а) состояние кожи лица и костных краев орбиты;

б) положение, размеры, подвижность глазного яблока;

3. биомикроскопия:

а) состояние роговой оболочки и конъюнктивы глазного яблока;

б) глубина передней камеры;

в) подвижность радужки, ее цвет, наличие (или отсутствие) колобомы в ней;

г) цвет зрачка, его размеры и формы, реакция на свет;

д) состояние хрусталика (наличие помутнений, интенсивность, локализация, изменение положения хрусталика).

4. обследование в проходящем свете:

а) рефлекс глазного дна (розовый, тускло-розовый, отсутствует).

5. офтальмоскопия:

а) глазное дно офтальмоскопируется;

б) глазное дно офтальмоскопируется с трудом;

в) глазное дно не офтальмоскопируется.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...