Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетный дефицит и государственный долг.




Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет. В переводе с английского «бюджет» (budget) означает «сумка, мешок, портфель, кошелек». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с

соответствующим законопроектом. Это называлось «open budget» (открытием портфеля), позже название портфеля было перенесено на сам документ. Бюджет государства появляется не тогда, когда оно производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда начинает составлять смету доходов и расходов на определенный период.

Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны, основной финансовый план, основной

централизованный денежный фонд страны. Во второй половине ХХ века государственный бюджет превратился в мощный регулятор экономики (через него в промышленно развитых странах перераспределяется от 1/ 3 до 2/ 3 ВВП).

Бюджетный год (период) – время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. Он может не совпадать с календарным (в Японии – с 1 апреля по 31 марта, в Швеции – с 1июля по 30 июня, в США – с 1 октября по 30 сентября). У нас и в России он совпадает с календарным годом. Существует понятие льготный срок (от 1 до 5 месяцев) – предоставляемое для завершения финансирования объектов, закрытия финансовых счетов время. Бюджетный год с включением льготного срока

образует счетный период, под которым понимается период фактического исполнения бюджета.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных бюджетов всех уровней. Продолжительность БП может продолжаться до двух и более лет (вместе с утверждением отчета – свыше трех лет). Работа по составлению проекта бюджета начинается за 12-18 месяцев до начала нового бюджетного года (например, во Франции – за 14 месяцев, в США – за 18 месяцев).

Разработкой проекта бюджета занимаются министерства финансов (казначейства). После рассмотрения и одобрения проекта государственного бюджета высшим исполнительным органом (правительством и президентом) он поступает в законодательный орган (парламент). Государственный бюджет принимается в виде закона. В Республике Беларусь утверждение государственного бюджета состоит из трех этапов: принятие Палатой представителей, одобрение Советом Республики, подписание Президентом. Принятый Закон о государственном бюджете публикуется и направляется для исполнения в Министерство финансов. Отчет об его исполнении проходит такую же процедуру

утверждения. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета:

казначейская (казначейство принимает доходы, производит расходы и сдает

остатки на специальные счета в банках, выступая кассиром и банкиром), банковская (исполнение передается центральному банку) и смешанная. Воснове казначейской системы лежит принцип единства кассы (все доходыпоступают на единый счет, с которого производятся все ассигнования всоответствии с утвержденными расходами), что позволяет Минфинуосуществлять контроль за поступлением средств и их движением.

Целевые фонды (бюджетные и внебюджетные) – фонды, создаваемые для реализации конституционных прав граждан в удовлетворении конкретных потребностей социального и экономического характера. Правом образовывать целевые фонды обладают как центральные, так и местные органы власти.

Внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды действуют на основе положений о фондах,утвержденных либо органами законодательной, либо исполнительной власти

(в соответствии с законами). Контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов. Основные методы мобилизации средств внебюджетных фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов и процентов. Внебюджетные фонды могут быть инвесторами и участниками

рынков. Целевые фонды классифицируются по срокам действия (постоянные, временные), целям (социальные, экономические и др.), правовому положению

(полностью или частично самостоятельные), принадлежности (например, бюджетные или внебюджетные; негосударственные, международные и др.).

 

 

Государственный кредит.

Государственный кредит – совокупность денежных отношений,возникающих между государством и физическими или юридическими лицами,при котором государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора или гаранта.Государственный кредит следует отличать от банковского (ссудный капитал, предоставляемый хозяйствующим субъектам для обеспечения непрерывности расширенного воспроизводства и повышения его эффективности), коммерческого (товарный кредит) и потребительского (частным физическим лицам) кредита. Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный кредит может, например, выступать в формах: государственные займы,

обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы. Государственный кредит может функционировать в форме государственных гарантий, бюджетных ссуд, товарных кредитов, льготных кредитов, инвестиционного налогового кредита (отсрочки налогового платежа, предоставляемая органами власти в порядке и на

условиях, установленных законом).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...