Бюджетное устройство, бюджетная классификация, бюджетный процесс РБ.
Бюджет государства появляется не тогда, когда оно производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда начинает составлять смету доходов и расходов на определенный период. Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны, основной финансовый план, основной централизованный денежный фонд страны. Во второй половине ХХ века государственный бюджет превратился в мощный регулятор экономики (через него в промышленно развитых странах перераспределяется от 1/ 3 до 2/ 3 ВВП). Бюджетный год (период) – время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. Он может не совпадать с календарным (в Японии – с 1 апреля по 31 марта, в Швеции – с 1июля по 30 июня, в США – с 1 октября по 30 сентября). У нас и в России он совпадает с календарным годом. Существует понятие льготный срок (от 1 до 5 месяцев) – предоставляемое для завершения финансирования объектов, закрытия финансовых счетов время. Бюджетный год с включением льготного срока образует счетный период, под которым понимается период фактического исполнения бюджета. Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных бюджетов всех уровней. Продолжительность БП может продолжаться до двух и более лет (вместе с утверждением отчета – свыше трех лет). Работа по составлению проекта бюджета начинается за 12-18 месяцев до начала нового бюджетного года (например, во Франции – за 14 месяцев, в США – за 18 месяцев). Разработкой проекта бюджета занимаются министерства финансов (казначейства). После рассмотрения и одобрения проекта государственного бюджета высшим исполнительным органом (правительством и президентом) он поступает в законодательный орган (парламент). Государственный бюджет принимается в виде закона.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах БС имеет два (ГБ и местные бюджеты), в федеративных – три звена (федеральный бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты). Основные принципы бюджетной системы: - единство (правовой базы и т.д.), - полнота (доходы и расходы - в полном объеме), - реальность (достоверность показателей), - гласность (публикация бюджетов и отчетов об их исполнении) и др. Бюджетная классификация – основанная на экономической характеристике систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам и источников покрытия бюджетного дефицита и видов государственного долга с присвоением объектам классификации кодов группировки и обеспечивающая государственную и международную сопоставимость бюджетов всех уровней, необходимую для анализа финансовой политики государства. 46. Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь.ёСоздание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.
47. Государственный долг и методы управления им в РБ. Государственный долг – это не только сумма непогашенных дефицитов бюджета, накопленная за все время существования государства, за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета, а это сумма выпущенных и непогашенных займов с невыплаченными процентами по ним. Различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) займы. Государственный долг подразделяется на: внутренний (своему населению и организациям) и внешний (международным финансовым организациям, частным банкам, правительственным институтам, иностранным гражданам); капитальный (все долги государства на определенную дату) и текущий (часть долга, срок платежа по которой наступает в ближайшее время). Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины ГД с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения. Управление государственным долгом -совокупность мер государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Основные методы управления государственным долгом: 1. Рефинансирование (выпуск новых займов для расчета с держателями облигаций старого займа). 2. Конверсия (изменение условий доходности). 2. Консолидация (превращение краткосрочных облигаций в средне- и долгосрочные). 4. Унификация (объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа). 5. Отсрочка погашения займа, 6. Аннулирование – государство отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Это обычно происходит при финансовой несостоятельности
государства или политической революции (переворота). Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для устойчивого денежного обращения.
Местные финансы РБ. Под местными финансами принято понимать систему экономических отношений, посредством которых органы местного управления образуют, распределяют и используют денежные фонды в целях реализации государственных и региональных экономических и социальных программ и мероприятий. Местные финансы являются наиболее динамично развивающимся звеном в финансовой системе. Это проявляется не только в увеличении их доли в финансовых ресурсах государства, но и во все большем их вовлечении в регулирование экономики, стимулирование экономического роста, воспроизводство рабочей силы, реализацию региональных программ. Местные органы представительной и исполнительной власти должны располагать соответствующими финансовыми возможностями. Все доходы, образующиеся в государстве, распределяются между центральным правительством и местным самоуправлением. Размер средств, в распоряжении местного управления и самоуправления должен позволять им финансировать те программы и мероприятия, за которые они несут ответственность перед законом и населением. Местные финансы следует рассматривать не только как экономические отношения, но и как систему, состоящую из элементов или звеньев. В зависимости от государственного устройства она может быть двухзвенной (в федеративных государствах) и однозвенной (в унитарных). В систему местных финансов входят местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, финансы предприятий муниципальной собственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|