4. Гарантии прав граждан в области охраны окружающей среды.
4. Гарантии прав граждан в области охраны окружающей среды.
Для реальной защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду разработана система гарантий, или, другими словами, правовых механизмов, при помощи которых субъективное право, как определенный законом объем прав и обязанностей, предоставленных человеку государством, может быть реализовано. Гарантии экологических прав граждан в самом общем виде сформулированы в статье 8 Закона «Об охране окружающей среды». В соответствии с нормами Закона «Об охране окружающей среды» право на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду обеспечивается планированием и нормированием в области окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование. Нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду также обеспечивается государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Задачи экологического контроля заключаются в соблюдении юридическими лицами и гражданами требований природоохранного законодательства. Ведущая роль в системе экологического контроля принадлежит государственному контролю в области охраны окружающей среды. Эта функция возложена в первую очередь на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его органы на местах. Статьей 44 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрен также и общественный экологический контроль. Он осуществляется общественными организациями, трудовыми коллективами и имеет своей задачей проведение общественной проверки соблюдения юридическими лицами и гражданами природоохранного законодательства, а также выполнения мероприятий по охране, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в определенных правовых формах: лицензирование отдельных видов деятельности в области использования природных ресурсов, экологическая экспертиза, оценка воздействия планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды, мониторинг окружающей среды, учет объектов, оказывающих вредное воздействие на состояние окружающей среды. Экологический контроль может осуществляться и в иных правовых формах. Важнейшей правовой гарантией защиты экологических прав граждан можно считать право местных Советов депутатов принимать решения о запрещении деятельности юридических лиц и их отдельных производств, цехов, участков, находящихся в пределах территории местного Совета. Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается также возмещением в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду; предоставлением полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; возможностью обжаловать решения и действия (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц; судебной защитой, самозащитой и получением квалифицированной юридической помощи; деятельностью общественных объединений.
Таким образом, гарантии экологических прав граждан - это правовые механизмы, при помощи которых осуществляется регулирование экологических отношений. Они закреплены в экологическом законодательстве.
Тема 5. Право собственности на природные объекты и природные ресурсы
1. Понятие и формы собственности на природные объекты и ресурсы. 2. Субъекты, объекты, содержание права собственности на природные объекты и ресурсы. 3. Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты и ресурсы. 4. Способы защиты права собственности на природные объекты и ресурсы. 1. Понятие и формы собственности на природные объекты и ресурсы. Собственность возникла на заре развития человечества, и она вечна, насколько и распоряжаться им. Двойственность положения природных объектов как объектов хозяйствования и составных частей окружающей природной среды предопределяет эколого-экономическую сущность института права собственности на природные ресурсы. Нельзя сказать, например, что земля в одном месте выступает как объект недвижимости, а в другом - как составная часть природной среды. Она одновременно является и тем, и другим. Статья 5 Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. устанавливала, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории республики, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь собственность может выступать в двух формах: государственной и частной. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
В развитии этой конституционной нормы статья 2 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» к указанным объектам относит природные ресурсы: - земли сельскохозяйственного назначения; - земли, не подлежащие в соответствии с законами Республики Беларусь передаче в частную собственность; - недра; - воды; - леса; - особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы) и их имущество; - дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включенные в Красную книгу Республики Беларусь; - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь; - воздушное пространство. В частной собственности могут находиться земельные участки и водоемы, расположенные на таких земельных участках. Право собственности на животный мир как природный объект вытекает из принадлежности права собственности на другие объекты природы – леса и воды, т. е. их среду обитания. Рыбы и другие водные животные находятся в собственности того, кому принадлежит собственность на водные объекты. Травяной покров, отдельно стоящие деревья или их группа находятся в собственности того, кому принадлежит право собственности на земельный участок, где они произрастают. Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе о формах земельной собственности. Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь и ст. 2 Кодекса о земле в Республике Беларусь существует две формы собственности на землю: государственная и частная. В государственной собственности находится большинство земель. Не подлежат передаче в частную собственность: 1. Земли сельскохозяйственного назначения, т. к. находятся в исключительной государственной собственности; 2. Земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, бульвары, скверы и т. п. ); 3. Земли транспорта и связи; 4. Земли, предоставленные для нужд обороны; 5. Земельные участки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зоны эвакуации (отчуждения) и первоочередного отселения);
6. Земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников, памятников природы и архитектуры; 7. Земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 8. Земли лесного фонда; 9. Земли водного фонда; 10. Сенокосы, пастбища и другие угодьянаселенных пунктов, используемые для общих нужд населения; 11. Служебные земельные наделы; 12. Земли населенных пунктов, дачных и садоводческих товариществ на площадях залегания разведанных и в установленном порядке утвержденных месторождений полезных ископаемых. Частная собственность – это собственность граждан и юридических лиц. Земельные участки могут передаваться в собственность гражданам Республики Беларусь и юридическим лицам по целевому принципу. Кроме этого, действующим законодательством предусматривается возможность передачи земельных участков в собственность иностранным государствам. Таким образом, право собственности на природные объекты и природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия собственника в осуществлении владения, пользования и распоряжения землей, ее недрами и т. д. в целях рационального их использования и охраны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|