Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Право на участие в принятии экологически значимых решений и на доступ к правосудию при решении экологических вопросов.




 

Орхусская конвенция достаточно широко трактует понятие «экологически значимые решения», причисляя к ним:

1. Решения по конкретным видам хозяйственной деятельности, которые могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровье людей.

2. Решения вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой, например, планов развития населенных пунктов, территории административного района.

3. Нормативно-правовые акты, практическое применение которых может оказать воздействие на состояние окружающей среды.

Законодательством Республики Беларусь закреплены определенные формы общественного участия в принятии экологически значимых решений.

Гражданам предоставляются следующие возможности:

1. Создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;

2. Принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;

3. Вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении.

4. Оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

5. Осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

1. Разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

2. Участвовать в разработке проектов государственных (республиканских, отраслевых, местных и иных) программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и способствовать их выполнению;

3. За счет собственных и привлеченных средств осуществлять мероприятия по воспроизводству природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности;

4. Вносить в государственные органы и направлять должностным лицам предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

5. Организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

6. Создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные фонды охраны природы и расходовать их средства на проведение мероприятий по охране окружающей среды;

7. Оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

8. Осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды.

 

Ростки общественных экологических инициатив бурно развиваются в Беларуси. Ведётся активная работа Орхусских центров в разных городах страны. Действует Общественный координационный экологический совет при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Известно, что общественное участие в принятии экологически значимых решений и в контроле за исполнением природоохранных требований законодательно гарантируются, хотя юридическая сила общественного мнения (в случае принятия решений) и представленных заинтересованной общественностью доказательств (в случае правонарушений) недостаточно определена. Недостаточно определены также функции и полномочия государственных органов при реализации данных механизмов. Все это снижает эффективность принятых решений и экологического контроля в целом.

Государственное содействие и поддержка на законодательном уровне заинтересованной общественности Республики Беларусь необходимы для повышения эффективности и инициативности общественного участия в принятии решений и экологическом контроле. Важно решить следующие задачи: создать площадку для обсуждения проблем и перспектив участия заинтересованной общественности в принятии решений и экологическом контроле; комплексно рассмотреть существующие правовые, организационные и другие препятствия на пути к реализации общественного участия, и, наконец, наладить эффективное взаимодействие между заинтересованной общественностью и государством.

Официальные общественные объединения наделены правом осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, проводить работу по пропаганде и воспитанию у граждан бережного отношения к природе, повышению экологической культуры граждан, сообщать в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы о выявленных случаях нерационального использования природных ресурсов, нарушениях законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, а также об авариях и иных чрезвычайных ситуациях, нарушениях технологических процессов, в результате которых произошло или может произойти загрязнение окружающей среды либо иное вредное воздействие на окружающую среду.

Орхусская конвенция и Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» выделяют следующие формы доступа к правосудию при решении экологических вопросов:

- обжалование решений и действий, нарушающих экологические права граждан;

- предъявление в суд исков о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду;

- предъявление в суд исков о прекращении экологически вредной деятельности.

В качестве примера реализации данных прав можно привести следующий случай. На окраине города Бобруйска, на высоком берегу над рекой Березина, в месте отдыха горожан, началось строительство. Общественность не осталась равнодушной к этому факту и обратилась в горрайинспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды с заявлением о недопустимости строительства и с предложением о создании особо охраняемой природной территории. Вопрос решился положительно. Земельный участок, предоставленный Бобруйским горисполкомом для строительства, был изъят и на этом месте был создан ландшафтный заказник местного значения «Луковая гора».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...