Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Субъекты, объекты, содержание права собственности на природные объекты и ресурсы.




 

Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом. При этом правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом определяются в пределах, установленных законодательными актами.

Право владения заключается в дозволенном законом фактическом обладании имуществом. В данном случае — это право обладания природным объектом или природным ресурсом. Государство осуществляет права владения через свои органы управления и хозяйствования или путем передачи природных объектов во владение и пользование физическим и юридическим лицам.

Право пользования связано с извлечением полезных веществ и полезных свойств природного объекта. Как собственник государство определяет порядок природопользования на своей территории. Поэтому, право природопользования граждан и различных организаций зависит от воли государства, осуществляющего свое право пользования как собственник.

Под правом распоряжения природными объектами следует понимать возможность совершать действия, определяющие их юридическую судью, целевое назначение и конкретных пользователей, осуществлять предоставление и изъятие земель и других природных объектов, устанавливать порядок и ставки налогообложения и предельные размеры платы за землю, а также льготы по взиманию платежей.

Объектом права собственности является конкретная часть природной среды с ее экосвязями, например, земля с ее полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной защиты против эрозийных процессов; воды с их способностью к естественному очищению, воздействием на почвенные природные процессы; дикая фауна с ее плотностью в данной местности, миграционными путями животных и их полезными свойствами жизнедеятельности.

Таким образом, объектами права собственности являются:

- отдельные природные объекты (земля, леса, недра и т. п. );

- только те, которые предусмотрены в законе;

- при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой. Например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т. п. нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права.

Невозможно установить собственность на климатические ресурсы, атмосферный воздух. Атмосферный воздух в качестве объекта чьей-либо собственности в нормативном порядке не закреплен.

Отдельные виды природных ресурсов объединены в фонды, которые имеют определенный правовой статус. Так, земельный фонд используется в качестве средств производства и пространственного операционного базиса; водный - для удовлетворения потребностей людей и народного хозяйства в воде; лесной - для получения древесины, побочных лесных продуктов, оздоровления окружающей среды и т. п. Каждый из фондов природных ресурсов имеет многоцелевой характер использования. Поэтому, в них выделяются экологические приоритеты. Так, в земледелии приоритет отдается сельскохозяйственному назначению земель; в водопользовании - питьевому и бытовому назначению для населения и т. п.

Конкретные вопросы, касающиеся права собственности на природные ресурсы, изложены в отраслевом законодательстве.

Согласно ст. 4 Водного кодекса Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. все воды (водные объекты), находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса от 25 декабря 2015 г. леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства. Республика Беларусь осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции с учетом средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов в интересах граждан Республики Беларусь и в общегосударственных интересах.

Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесных пользований в порядке, установленном лесным законодательством Республики Беларусь, являются их собственностью.

Статья 3 Кодекса о недрах Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. регулирует право собственности на недра следующим образом: недра Республики Беларусь являются собственностью Республики Беларусь, которая осуществляет владение, пользование и распоряжение недрами в общегосударственных интересах.

Право собственности на животный мир обусловлено собственностью на среду обитания. Иначе говоря, дикий животный мир и рыбные запасы являются государственной собственностью, поскольку пребывают в среде обитания, составляющей государственную собственность. Согласно статье 4 Закона Республики Беларусь " Об охране и использовании животного мира", объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, могут находиться в частной и государственной собственности.

Объектом права частной собственности на землю является земельный участок, имеющий определенную площадь и установленные в натуре границы.

Круг лиц, которые могут быть субъектами права частной собственности на землю, ограничен. Согласно ст. 11 Кодекса о земле собственниками земельных участков могут быть граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь или приравненные к постоянно проживающим, т. е. пребывающие на территории Республики Беларусь более 183 дней в году. Все остальные физические лица не могут быть субъектами права частной собственности на землю.

В собственностиграждан могут находиться земельные участки, приобретенные для:

- ведения личного подсобного хозяйства;

- строительства и обслуживания жилого дома;

- ведения коллективного садоводства;

- дачного строительства.

Если земельный участок не используется по целевому назначению, он подлежит изъятию. Кроме того, неиспользование в течение двух лет земельного участка, предоставленного для одной из вышеперечисленных целей, также является основанием для изъятия земельного участка.

Законодательством установлено ограничение по размерам земельных участков, находящихся в собственности граждан. Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность гражданами для строительства и обслуживания жилого дома, составляет: в городах от 0, 05 до 0, 15 га, в сельских населенных пунктах от 0, 15 до 0, 25 га.

Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность гражданами, проживающими в сельской местности, для ведения личного подсобного хозяйства не может превышать 1 га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома.

Общая площадь земельных участков, приобретаемых в собственность гражданами для ведения коллективного садоводства и дачного строительства не должна превышать 0, 15 га на одного члена кооператива.

Субъектами права частной собственности могут являться также юридические лица, при условии

Согласно ст. 12. Кодекса о земле и Указа №81 от 22 февраля 2000 г. «Об утверждении положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников)» земельные участки могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, при приватизации объектов государственной собственности и при осуществлении ими инвестиционных проектов. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь.

Субъектами права собственности на землю в Республике Беларусь могут выступать иностранные государства. В этом случае земельные участки передаются в собственность иностранным государствам для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь. Для этого необходимо наличие двух условий. Во-первых, в соответствии с законодательством иностранного государства, Республика Беларусь должна иметь возможность для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства. Во-вторых, одновременно с приобретением в собственность земельного участка на территории Республики Беларусь иностранное государство должно предоставить Республике Беларусь в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства для тех же целей.

На собственнике земельного участка лежат следующие обязанности:

1. Использовать земельный участок по целевому назначению.

2. эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать плодородие земель сельскохозяйственного назначения, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности.

3. Выполнять мероприятия по охране и защите земель.

4. Не использовать земельный участок способами, приводящими к их химическому, радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки.

5. Систематически вносить земельный налог.

6.  Не нарушать права других земельных собственников, землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов.

Неисполнение хотя бы одной обязанности является основанием для изъятия земельного участка и передачи его в частную собственность.

В законодательстве об использовании и охране природных объектов установлено право государства в лице его органов вмешиваться в процесс хозяйственной эксплуатации природных объектов. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...