Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. История и основные направления работы с кризисной личностью 5 глава




Гештальт-терапевт в своей работе с клиентом не пользуется методами, преобладающими в непосредственной практике социальной работы. То есть гештальт-терапевт исходит не из предыстории, не формулирует основанный на диагнозе план лечения и не ожидает, что будет достигнута некая цель (предопределенная или какая-либо иная). Терапевт учит ожиданию того, что может произойти, но никак не того, что должно произойти. Такой взгляд на цели связан с принципом опоры на самого себя и ответственности за себя.

Многие из предпосылок и установок гештальт-терапии совместимы с наиболее распространенными элементами социальной работы. И гештальт-терапевты, и социальные работники ориентируются на человека-в-ситуации. принимают в расчет системы в целом, высоко ценят самосознание и стремятся побудить клиента опираться на самого себя. Гештальт-принципы могут и не оказать столь уж большого влияния на coциальных работников, поскольку аисторичность гештальт-терапии вступает в концептуальный и идеологический конфликт с преобладающими психодинамическими теоретическими и практическими установками.

Гештальт-подход и подход социальной работы по ряду пунктов могут быть противоположны друг другу. Оба "начинают с того, где клиент находится" и сосредоточиваются на личности в среде. Однако если социальные работники стремятся работать в рамках целе-ориентированных, "помогающих" отношений с клиентами, то гештальт-терапевты стремятся к процессуально-ориентированным, экзистенциальным отношениям. Социальная работа часто основывается на изучении прошлого клиента, тогда как гештальт-терапевт экспериментирует в конкретно сложившейся терапевтической ситуации. Для социального работника прошлое - это причина, а для гештальт-терапевта - фон. Цель вмешательства социального работника - это решение проблемы или достижение поставленной задачи. Цель гештальт-терапии - усилить способности к осознанию и к контакту. "Почему" социальной работы противоречит "что и как" гештальт-терапии, которая преследует также такие цели. как раскрытие, интеграция и развитие, а не "реконструкция" "Я". Если социальный работник сосредоточен на содержании, то гештальт-терапевт фокусирует свое внимание на процессе. Социальный работник может стремиться подчеркнуть профессиональный характер отношений между ним и клиентом, гештальт-терапевт же будет стремиться к отношениям, для которых характерно взаимопонимание.

И как мировоззрение и как терапевтический подход гештальт-терапия может быть полезным дополнением к принципам и практической мудрости методов непосредственной социальной работы. В традиционные методы необходимо внедрить гештальт-ориентацию на настоящее, однако здесь придется прибегнуть к компромиссу. Социальные работники, которые хотят использовать гештальт-подход, должны быть обучены этой форме терапии помимо своего обычного профессионального образования.

Инструментарий
Целью гештальтгруппы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике (157,179,206. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавление от старых непродуктивных форм поведения и создание новых паттернов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживаться членами группы на пути к полному функционированию.

Приемы, которые используются в гештальтгруппах, можно разделить на шесть функциональных категорий. Они направлены на расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиления внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодоление сопротивления. Гештальтметодики оказывают большое влияние на участников, так как позволяют им за короткий отрезок времени выявить некоторые удивительные, но пугающие особенности своего "я". Следовательно, руководитель группы должен быть опытным терапевтом. Хотя это требование имеет отношение ко всем формам групповой работы, оно особенно важно для гештальтгрупп, так как в этих группах необходимо тщательно сочетать фрустрацию и поддержку.

Расширение осознания
Во время проведения гештальтгруппы широко используются упражнения, направленные на расширение осознания того, что принадлежит внутренней и внешней зонам. Они ориентируют участников на настоящее и формируют у них поведение "здесь и теперь". Руководитель может дать указание членам группы закрыть глаза и сконцентрироваться на внутренней зоне. Свое познание внутренней зоны члены группы начинают словами: "Сейчас я осознаю:" - и заканчивают сообщение об ощущениях, возникающих в коже суставах, мышцах, желудке, гениталиях и т. д. Затем они получают задание открыть глаза и направить свое внимание на внешнюю зону. Осознание внешней зоны также начинается словами: "Сейчас я осознаю:" - и заканчивают сообщение об ощущениях, таких, как звуки, запахи и т. д., возникающих в результате воздействия внешнего мира. членов группы можно попросить чередовать направление своего внимания то на внутреннюю, то на внешнюю зоны, для попеременного осознания ощущений, возникающих в каждой из зон.

На начальном этапе развития гештальтгруппы наиболее эффективны упражнения по осознанию. Участники получают задание разделиться на пары и описать свое осознание партнера. Выполняя это упражнение, необходимо удерживать себя от интерпретации, осмысления, оценивания. Предложение "Теперь я осознаю твою теплую улыбку" в действительности не отражает процесс осознания ощущений, так как слово "теплая" является интерпретацией, которая возникла в средней зоне. Осознание различий между внутренней и внешней зон, имеющимся в настоящий момент, и ощущениями средней зоны можно передать двумя предложениями, начав их: "Сейчас я осознаю: Я представляю, что: "- и закончив следующим образом: " Я сейчас осознаю твою улыбку. Я представляю, что она говорит о твоем теплом отношении ко мне.". Таким образом практические упражнения по осознанию помогают членам группы четко различить то, что реально имеет место, и то, что они представляют.

Осознание очень важно при работе на "горячем месте". Пациент, начинающий взаимодействовать с руководителем, получает задание попробовать осознать ощущения, возникающие во время дыхания, движения, при отдельной позе и т. д. Это задание заставляет его действовать по принципу "здесь и теперь", уменьшая воздействие средней зоны до такой степени, что работа принимает спонтанный характер и направляется только на переживание, происходящие в настоящий момент.

Когда невербальное поведение затрагивает какого-нибудь участника группы, то участник получает задание обращаться к этому числу группы напрямую. Например, участник говорит о своих теплых чувствах к партнеру, одновременно отодвигаясь от него. Осознание телесной позы партнера может привести к появлению сложного комплекса чувств страха и влечения. В этот момент руководитель группы привлекает внимание участника к блокирующим механизмам расширяя осознание им того, как он сам препятствует своему росту. Целью расширение осознания является, по Перлзу, возрастание степени понимания самого себя (7, стр.156).

Интеграция противоположностей
Работа по методике "двух стульев"- это упражнение с использованием "горячего места", которое большей частью довольно эффективно исследует функции контакта между работой по методике "двух стульев" в гештальттерапии и использованием "вспомогательных "я" " в психодраме это упражнение позволяет повторно пережить болезненное событие, гештальтметодики направляют участника на воссоздание обеих сторон конфликта и на установление диалога между ними. Таким образом участник полностью переживает оба компонента своего "я", включая и тот, что обычно отрицается или не осознается из-за его неприятного характера, как только обе стороны противоположности осознаются, то становится проще интегрировать их в своей личности. Многие люди, например, интернализируют внутренний конфликт между пассивностью, слабохарактерностью и стремлением казаться агрессивными, всепреодолевающими. Адаптивная интеграция этой противоположности может заключаться в уверенной, но сохраняющей эмоциональность позиции или в совмещении этих крайностей в конкретных ситуациях. Другими распространенными противоположностями являются зависимость/отчужденность, рациональность/ эмоциональность, эгоистичность /бескорыстие.

Невротические механизмы- это дефектные взаимодействия со средой, при которых особенности человеческой личности могут либо "опутываться, как при патологическом слиянии и интроекции, либо "рассыпаться на фрагменты и отрицаться", как при проекции и ретрофлексии. Как уже указывалось выше, наиболее часто разбираемым в гештальтгруппах примером противоположности является конфликт между " нападающим" и "защищающимся". "Нападающий" интроецирует родительские поучения и ожидания, которые диктуют ему, что он должен делать. "Защищающийся" постоянно саботирует эти манипуляции со стороны "нападающего", говоря: "Я стараюсь изо всех сил. Я ничем не могу помочь". Когда доминирует "нападающий", то член группы может быть недоволен чувством, заставляющим его достигать совершенства во всех делах. Когда же доминирует "защищающийся", то создается впечатление, что человек никогда не сможет закончить ни одного дела.

Работа по методике "двух стульев" позволяет выделить наиболее слабый компонент этого конфликта и усилить его до такой степени, когда компоненты могут вступить в диалог на равных. Например, участник группы, который всегда опаздывает начинает вести диалог между "нападающим" и "защищающимся". Он садиться на первый стул и разговаривает с позиции "защищающего" и своим же воображаемым "нападающим", который сидит на другом стуле. "защищающийся может плакать, оправдываться и объяснять свои постоянные опоздания. Через минуту он садится на второй стул и уже с позиции "нападающего" начинает поучать "защищающегося". "Нападающий" спорит, настаивает, требует. Затем участник опять меняет место на стульях, и так продолжается до тех пор, пока полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не придет к своему завершению. Члену группы не предлагается выбрать что-то одно между этими двумя группами потребностей. Цель диалога заключается в том, чтобы "закончить" в настоящем ситуации, не законченные в прошлом, то есть "оживить" процесс формирования и завершения гештальта. Разрешение конфликта может потребовать компромисса между двумя группами потребностей или одобрительное принятие отрицательного компонента своего "я". Парадоксальная гештальттеория изменения утверждает, что "изменение происходит тогда, когда он пытается быть тем, кем он не является".

Внимание к чувствам
Одной из целей упражнений по осознанию является помощь членам группы в анализе своих чувств. Большинство людей прерывают континуум сознания сразу же, как только возникает неприятное переживание. Это избегание состояния приводит к тому, что мы как бы накладываем на себя путы из незаконченного действия. Так, женщину, которая постоянно боится, что ее оставит муж, хотя она имеет все доказательства супружеской верности, может тревожить чувство незаконченного действия. Она отвечает своему любимому так, как будто отвечает обвиняющему ее родителю. Ее страх и недоверие в настоящем могут быть связаны с отрицанием тех неудач в прошлом, которые когда-то не были полностью пережиты. Таким образом, необходимо помочь пациенту завершить незавершенный и травмирующий его конфликт.

Это говорит о том, что необходимо завершить гештальт, для того, чтобы уменьшилась власть прошлого и он смог бы более адекватно вести себя в настоящем. Это важно по крайней мере по двум причинам. Во-первых, та энергия, которая тратится на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели после отреагирования скрытых эмоций и завершения незаконченного действия. Во-вторых, это может прояснить противоположности, вовлеченные в конфликт, и интегрировать их в единое целое. Когда мы полностью переживаем свои чувства, то в действительности осознаем, чего же хотим и к чему стремимся. Многие из тех методик, которые предлагаются руководителем группы, помогают нам усилить наше внимание к чувствам. Например, функция методики "раскрывание ролей" состоит в том, что участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства. Поскольку сознание неизбежно приводит к действию, то и тщательное выполнение действий приводит к расширению осознания самого себя.

Например, разыгрывание ролей своего голоса и голоса матери приводит к налаживанию диалога между ними, что позволяет участнику, изображая беспомощного ребенка, осознавать свое манипулирование другими. Работа по этой методике стимулирует участника к проигрыванию незнакомых типов поведения для выявления в них новых источников энергии. Например, участник жалуется, что никто не слушает его. Руководитель группы, играя роль глухого, создает ситуацию, при которой участник вынужден будет опробовать новые способы поведения. Он может стать агрессивным и злым, умиротворенным и печальным, оценивающим или самоуверенным. Согласно гештальттеории, каждый тип поведения, который участник выбирает для разрешения своей дилеммы, отражает реальный аспект его "я", ранее отвергаемый.

Усиленное внимание к чувствам способствует задание по утрированному выражению невербальных поведенческих реакций. Участница, находясь на "горячем месте", может не осознавать, что во время разговора о своем несчастливом замужестве она ударяет кулаком по бедру. Руководитель группы должен это заметить и перевести внимание участницы с невыразительного рассказа на активные физические действия. Перлз считал, что полностью наши стремления подавить невозможно. Усиливая удары кулаком по бедру, участница начинает переживать ранее неизвестные ей чувства, которые и находят выражение в невербальном поведении.

Язык тела не является единственным видом невербального поведения, позволяющим вплотную изучать эмоции, тембр голоса также содержит некоторую информацию о скрытых чувствах (12, стр. 80-81).

Работа с мечтами
Один из наиболее удивительных видов работы на "горячем месте" является разгадывание участником значения своих мечтаний. Перлз считал, что мечты представляют собой наиболее спонтанную продукцию в нашем опыте, те фрагменты нашего "я", которые подавляются или от которых мы отказываемся, и, таким образом, они несут уникальную информацию для того, кто их создает. В гештальттерапии фигуры и объекты в мечтах не анализируются и не интерпретируются руководителем группы, поскольку мечты здесь не имеют того универсального значения, которое они имеют в психоанализе, где, например, оружие пуля или башня интерпретируется как образ мужской сексуальности. Вместо этого работа с мечтами в гештальттерапии включает в себя два процесса: перенос мечты на реальную почву и повторная присвоение отчужденных фрагментов личности. Перенос мечты на реальную почву становиться возможным, когда член группы получает задание описывать свою мечту в настоящем времени. Описание мечты в настоящем времени позволяет члену группы как бы вновь пережить ситуацию возникновения мечты.

Каждый объект или фигура мечты представляют собой отчужденный фрагмент личности. По мере того как участник становиться по очереди каждым объектом своей мечты, он идентифицирует те аспекты своей личности, которые никогда раньше полностью не осознавал. Он может почувствовать превосходство или уверенность, незначимость или страх, враждебность, или уязвимость. Руководитель группы направляет внимание участника на тот объект мечты который является самым важным, или переводит его внимание с объекта на объект, заставляя пережить все чувства, связанные сними.

Другим вариантом этого упражнения является описание мечты с точки зрения каждого объекта мечты. Перлз считал, что гештальтерапии нет необходимости работать с целой мечтой, даже фрагмент мечты может дать нужное количество информации. Те участники, которые с трудом вспоминают ночные мечты, могут исследовать мечты возникающие наяву, днем (179).

Принятие ответственности
Причиной любого невротического механизма является нестабильность индивидуума принять ответственность за свое "я". Интроецирующий индивидуум не может различать свои чувства, убеждения и чужие идеи, которые были усвоены им, но не ассимилированы и не сделаны своими собственными. Проецирующий индивидуум переносит свои импульсы на других. При патологическом слиянии человек не может различить свое "я" и более объемное "мы", то есть дифференцировать себя и других. Ретрофлексирующий индивидуум объктивирует и отторгает важные аспекты своего "я". Гештальтподход в терапии помогает преодолеть невротические механизмы с помощью применения средств коммуникации и структуры языка.

В гештальтгруппе поощряется непосредственное обращение к другому человеку в первом лице, а не разговор о нем в третьем лице. Сплетни и советы, интеллектуализирование и психологизирование, а также нарушение границ "я" других людей не одобряются. Руководитель группы помогает членам группы ощутить то, как они используют местоимения и глаголы. Например, участник говорит: "Это ужасно - бить своих детей". Руководитель просит его идентифицировать, кому обращено это высказывание, или хотя бы использовать местоимение "я". Когда предложение изменено на " Это ужасно, что я бью своих детей", участник принимает ответственность как за свои чувства, так и за свои действия.

Руководитель гештальтгруппы должен внимательно относиться к использованию глаголов, а в частности глагола "могу", а также к использованию глаголов с некоторыми модальными словами, например, "надо", "должен". Изменяя их на "хочу", "не хочу", "выбираю", члены группы принимают ответственность за свои мысли и действия, связанные с ними чувства, усиливают контроль за своим падением, а не контролируются им.

Принятию ответственности за самих себя также способствует сознание того, на кого мы возлагаем ответственность за самих себя, как прерываем самих себя, как мешаем самим себе ощущать все в полной мере. Члены группы часто делают других ответственными за самих себя, полагая, что их чувства вызываются другими людьми и что они поэтому являются жертвами чужих воздействий.

Преодоление сопротивления
Сопротивление - это общее понятие для многих школ психотерапии и консультирования. В гештальттеории сопротивление обозначает, что член группы не выполняет те упражнения, которые рекомендуются руководителем. Руководители гештальтгрупп используют возникающее сопротивление, которое включает нежелание или ощущение неспособности делать или переживать что-то, для расширении сферы осознания членами группы самих себя. Таким образом, гештальттерапевты не рассматривают сопротивление в качестве природы, которую надо "повалить и разрушить".

Сопротивление проявляет себя в том, как члены группы прерывают самих себя, избегают осознания, играют роли. Перлз описывает невротика как человека, постоянно прерывающего самого себя. Сопротивление используется для уменьшения риска переживания негативных чувств и в конечном счете ограничивает свободное функционирование. Целью гештальттерапии является преобразование сопротивления в осознание самого себя.

Члены группы иногда защищают себя тем, что перестают ощущать сигналы от органов чувств в полной мере, т. е. они могут не слышать что они говорят, не видеть что они делают. По мере осознания подобного сопротивления формируется способность принимать ответственность за свое нежелание видеть или слышать.

Физиологические проявления сопротивления могут быть преодолены при помощи методик "двух стульев". Член группы получает задание "построить диалог" с той частью тела, которая находиться в напряжении. Например, представить на пустом стуле свои руки и спросить их, что они делают. Иногда напряжение выражается в том, что две части тела как бы "ведут борьбу". В то время как член группы рассказывает о своей работе, руководитель замечает, что его правая рука сжимает и тискает левую. Это "борьба" между правой и левой руками означает наличие конфликта, который исследуется посредством диалога между руками.

Якоб Морено. Психодрама.
Психодрама была разработана Якобом Морено, чьё имя стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом (138,179,206). Он является одним из основоположников группового движения в психотерапии, для того чтобы исследовать проблемы, грёзы, страхи и фантазии человека с помощью драматических приёмов. Можно считать, что впервые эта техника стала применяться в Спонтанном театре, который Морено организовал в Вене. Морено обнаружил, что драматический спектакль может оказывать терапевтическое влияние на актёров и что действия обладают преимуществом перед словами в тех случаях, когда надо добиться высокой результативности в исследовании чувств и формировании новых способов поведения и установок.

Первым основополагающим понятием психодрамы является ролевая игра. В отличие от того, что имеет место в театре, психодраматическое представление носит отчасти импровизированный характер, и его участники активно экспериментируют с ролями. Вторым важным для психодрамы понятием является спонтанность. Концепция спонтанности была развита Морено в ходе его наблюдений за детскими играми. Морено рассматривал спонтанность как ключ к дверям, открывающим путь к творчеству. Концепция теле возникла у Морено как реакция на психоаналитическое понятие переноса. Этот термин обозначает двусторонние потоки эмоций, которыми обмениваются все участники психодрамы. Катарсис - это эмоциональная разрядка, происходящая в результате участия актёра в психодраме. Катарсис является важным шагом к конечному результату - достижению инсайта, или нового понимания проблемы.

Основные функциональные роли в психодраме - это: режиссёр (который действует как постановщик, а также как терапевт и аналитик), протагонист, вспомогательное "Я" и зрители. Занятия в группе психодрамы начинаются с разминки, переходят в стадию действия, когда протагонист разыгрывает свою сцену, и завершаются заключительным обсуждением, в котором участвует вся группа. По ходу психодрамы режиссёр применяет специальные постановочные методы, включающие монолог, двойника, обмен ролями и зеркало.

Психодрама существенно обогащает возможности психокоррекционных групп ролевыми играми, основанными на принципе "здесь и теперь". Этот подход широко применяется как в лечебных целях, так и в целях развития личности. Между практическими способами ведения групп в рамках психодрамы существуют различия, аналогичные различиям между групповыми подходами.

Возможно, именно Якоб Морено повлиял на развитие группового движения больше, чем кто-либо ещё. Он не только разработал основные концепции психодрамы и социодрамы, но и предложил множество игровых методик, которые широко применяются в современных психокоррекционных группах, включая группы встреч, гештальт-группы и Т-группы. Морено настаивал на своём приоритете в разработке не только этих, но и других методик групповой работы. Убеждённость Морено в важности и универсальности предложенных им концепций и методик, лежащих в основе психодрамы, сделали его фигурой одновременно и влиятельной, и вызывающей противоречивое отношение. В заслугу Морено важно поставить и расширение подхода к организации занятий в психокоррекционных группах и психотерапии в целом. На протяжении всей своей жизни Морено отдавал много сил критике дискриминационных и антигуманных проявлений современного общественного устройства и был поборником всего, что могло укрепить в людях достоинство и самоуважение. Основной задачей психодрамы он считал благотворное влияние на человечество в целом. Морено заслужил репутацию энергичного и мудрого наставника, но многие его работы написаны сбивчиво и трудны для понимания.

Существенным достижением психодрамы можно считать получаемый с её помощью доступ к тому, что лежит за пределами досягаемости чисто вербального психоанализа. В то время как фрейдистский психоанализ ориентирован на получение информации из самых ранних воспоминаний клиента, в психодраме конфликты воспроизводятся и исследуются в том виде, какой они имеют в настоящем. Именно сочетание принципа "здесь и теперь" с разнообразными ролевыми играми делает психодраму столь волнующей и увлекательной. Это очень "жизненный" подход. Он помогает человеку понять и реализовать себя, помещая его в условия, допускающие совершения ошибок без риска поплатиться за них. Однако именно в силу своей действенности психодрама требует компетентности от режиссёра; некомпетентность руководителя группы психодрамы может привести к тому, что он начнёт эксплуатировать членов группы в своих собственных целях.

В психодраматических группах руководители стремятся установить тёплые дружеские отношения с участниками, а не занимают позицию холодных и равнодушных исследователей. Режиссёры психодрамы являются наиболее активными руководителями психокоррекционных групп. Статус режиссёра психодрамы в группе примерно равен статусу других её членов. Более того, обычно он не работает с каким-либо участником группы один на один и всегда готов использовать для работы ресурсы всей группы. Одно из достоинств психодрамы в том и состоит, что в активную работу вовлекаются все члены группы, особенно те, кто выбран на роль вспомогательных "Я". Для психодрамы имеют значение такие аспекты групповой динамики, как групповые нормы, общегрупповые темы, борьба влияний. Обратная связь между членами группы психодрамы рассматривается как значимая реалия, а не как проекция участников друг на друга, нарушающая терапевтический процесс.

Психодрама применяется при лечении алкоголиков, наркоманов, делинквентных лиц, стационарных больных с соматическими расстройствами, а также в целях психокоррекции у детей. Кроме того, психодрама используется в учебных учреждениях и на производстве, для того чтобы развивать самоосознание сотрудников и учащихся и совершенствовать их навыки общения. Она широко используется в других направлениях психотерапии и ролевого тренинга, в образовании и обучении, бизнесе и управлении, а также в научных исследованиях.

В психодраме терапевт и группа являются свидетелями того, как складывается судьба пациента, но не остаются посторонними наблюдателями за клиентом, его поведением и его состоянием. Совместное исполнение судьбы в игре обусловливает часто встречающееся и бросающееся в глаза тесное единство членов психодраматической группы. Благодаря игре они тем не менее остаются свободными и способны правильно оценить положение вещей.

Основные понятия.
Прежде чем перейти к рассмотрению основных концепций созданных Морено теорий личностей и психотерапии, вспомним выше упоминавшийся случай из его детства, когда он играл с соседскими детьми в игру "Бог и ангелы". Вспомним, что Морено сломал тогда себе запястье. Этот случай далек от настоящей психодрамы, но он содержит в себе её основные составляющие: ролевую игру, спонтанность, теле, катарсис и инсайт.

Ролевая игра
Ролевая игра означает участие в некоем импровизированном представлении и широко применяется в психодраме, а также других психотерапевтических подходах.

В психодраме ролевая игра занимает центральное место. Хотя этот термин и может подразумевать вымышленность или искусственность, сам Морено не рассматривал игру как нечто заранее подготовленное.

Психодрама учитывает естественные актёрские способности человека и предоставляет ему возможность и подходящую обстановку для того, чтобы он с помощью ролевой игры мог творчески проработать свои личные проблемы и внутренние конфликты. Морено противопоставлял исполнение ролей в психодраме пассивности пациента, прибегнувшего к помощи психоаналитика. Морено считал, что психодрама создаёт необходимые условия, чтобы человек мог активно попробовать себя в самых разных ролях, имеющих или не имеющих отношение к реальной жизни. Морено как гуманиста привлекало то, что человек, играющий роль Бога, получает возможность более полно исследовать свои чувства и добиваться успеха в самореализации. Для психодрамы как метода психологического исследования не существует запретных тем: участник может играть любую роль, какой бы гротескной и нереалистичной она ни казалась - роль жестокого убийцы, роль коварного соблазнителя и т. д.

Между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует фундаментальное различие. Профессиональные актёры играют по сценарию, который придуман автором пьесы, и содержание их реплик в диалоге строго определено. Даже такие подходы к актёрской игре, которые предусматривают полное погружение в роль и подробное изучения характера персонажа с целью более полного перевоплощения в него, всё равно ориентированы на достижения совершенства в роли театральной, а не в той, которую надо играть в жизни. Так или иначе, но в психодраме актёрская подготовка может оказаться помехой. В группах встреч профессиональные актёры часто подвергаются порицанию за то, что скрывают свою суть за фасадом.

В отличие от театральной роли, фиксирующей неповторимую социокультурную или историческую роль и таким образом создающей жесткие "культурные консервы", пережитые человеком роли открыты для спонтанного и креативного действия. Ведь выученные или рефлекторно закреплённые реакции, т.е. консервированное поведение, образуют основные элементы ролевого поведения, которые могут столь же бесконечно комбинироваться и варьироваться, сколько бывает в жизни различных ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...