Глава V. История и основные направления работы с кризисной личностью 3 глава
В интенсивных интегративных психотехнологиях групповая работа придает терапевтическому и трансформационному процессу новые измерения. Наиболее очевидное преимущество состоит, конечно, в экономии времени. Около двадцати человек с помощью двух обученных групп-лидеров могут получить значительные терапевтические и трансформирующие переживания в течение времени, равного трем сеансам классического психоанализа. Кроме того, процессы вхождения в РСС в группе, как правило, значительно более действенны, чем индивидуальные дыхательные процессы. Они создают более сильное каталитическое поле, влияющее на процесс терапии. Интересный аспект коллективной холотропной работы заключается в наличии так называемых синхронических событий (по К.Г.Юнгу),- совпадений во времени переживаний и событий как у дышащих и ситтеров, так и между участниками группы и внешним миром. Есть еще один аспект, в котором очевидны преимущества работы в группе. Это то влияние, которое подобная работа оказывает на дышащих. Обычно каждому участнику группы предлагается выбрать партнера, с которым он хотел бы работать. Участники пары по очереди выполняют роли дышащего и сидящего, или ассистента. Переживания человека в качестве сидящего, как правило, оказывают на него мощное воздействие. Возможность помочь другому в прохождении глубоко личного и интимного опыта- важное событие. То, как партнеры выбирают друг друга, зачастую оказывается тоже психологически важным и включает порой синхронические факторы. Нередко в переживаниях партнеров наблюдаются элементы необычайной дополнительности и антагонизма. Это может оказаться полезной возможностью эмоционального воспитания. Если процессы вхождения в РСС продолжаются систематически, участники имеют возможность выбрать другого партнера - в том случае, если их что-то не устраивает или если их привлекает кто-то другой.
Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Психоанализ - это психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на методе свободных ассоциаций, анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. В современной литературе существует, в крайнем случае, 3 позиции в понимании психоанализа:
Классический психоанализ исходит из того, что травматические переживания, аффективные переживания, неисполнившиеся желания, конфликты и т.д. не исчезают бесследно из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую деятельность, проявляясь часто в зашифрованной, замаскированной форме в виде символов, невротических симптомов. Они рассматриваются Фрейдом как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней цензурой сознательного "Я". Такого же рода компромиссные психические образования Фрейд видел в сновидениях и ошибочных действиях (оговорках, описках, забывании слов, впечатлений и намерений, знаний и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели Фрейда за пределы собственно психиатрии и поставили проблему связи между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других существуют общие психические механизмы символизации, замещения, компенсации (206,210). Согласно Фрейду, каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах: Для демонстрации рассмотрим динамику двух основных влечений человека: влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Влечение к жизни (Эрос) действует по принципу наслаждения и стремится к упрочнению целостности жизни. Танатос стремится к возвращению в бессознательное состояние, предшествующее рождению, и действует по принципу нирваны. В своей активности оба основных влечения сталкиваются с внешним миром, который для них слишком беден и враждебен, чтобы обеспечить непосредственное удовлетворение влечения к жизни, он провоцирует существенные изменения основных влечений, происходящие на основе их переориентации и торможения. Результат - заторможенное, отсроченное, основанное на замещении, но лишь благодаря этому относительно надежное и приносящее пользу удовлетворение влечений. Динамика влечений, таким образом, выступает как борьба между Эросом и Танатосом, Эроса с внешним миром и Танатоса с внешним миром.
Учение о различных формах и проявлениях психической энергии было разработано еще в 90-е годы прошлого века. Фрейд считал: основная психическая энергия заключена в "либидо" - половом влечении. Учение о психической структуре Фрейда сводится к следующему: психика как некая целостность состоит из трех структур -"Я", "Оно", "Сверх-Я". Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование "Оно". Это резервуар психической энергии, где локализованы все основные влечения, стремящиеся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики лишена контакта с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Вторая психическая структура - "Я", формируется как оттиск внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. "Я" формируется, по мнению Фрейда, под влиянием механизма идентификации. "Я" - посредник между "Оно" и внешним миром, влечением и удовлетворением. "Я" руководствуется принципом реальности, сдерживает бессознательный натиск "Оно" с помощью защитных механизмов, таких, как вытеснение, проекция, регрессия, реактивное образование, идентификация, инверсия. "Сверх-Я" формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных табу и поощрений и выступает как источник моральных установок личности. "Сверх-Я" функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть, вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности. Психоаналитический инструментарий.
Для этого предлагаем ряд упражнений, которые изложены в книге Дж.Фейдимена и Р.Фрейгера "Теория и практика личностно-ориентированной психологии" (М.1996, С.54-57)(206). Воспоминания детства 1. Разделитесь на пары. Решите, кто будет говорить, а кто записывать. Позже вы поменяетесь ролями, так что не беспокойтесь о том, кто будет первым. 2. (Для говорящего). Сядьте так, чтобы не смотреть на записывающего. Вам дается пять минут, чтобы найти свое самое, раннее воспоминание, или одно из очень ранних. Расскажите его записывающему. Чем более ясно и живо вы можете его воспроизвести, тем больше вы получите из этого опыта. Если вы вспомните что-то еще, связанное с тем воспоминанием, о котором вы рассказываете, позвольте себе упомянуть это. 3. (Для записывающего). Ваша задача состоит в том, чтобы делать заметки по мере того, как ваш партнер рассказывает вам о прошлых событиях. Отмечайте отсылки к случаям в последующей жизни. Обратите специальное внимание на то, какую важность ваш партнер придает тем или иным аспектам воспоминаний. Отмечайте различия в чувствованиях, выражаемых вашим партнером. Если хотите, можете пользоваться фрейдовскими терминами, описанными в этой главе, делая свои заметки. Сознавайте возможные защитные механизмы, которые ослабляют или притупляют воспоминание. 4. Через пять минут остановитесь и без обсуждения упражнения поменяйтесь релями. Снова один рассказывает, другой записывает. 5. Через пять минут остановитесь и подумайте о том, что вы рассказали, и что услышали. 6. Обсудите свои заметки друг с другом. Укажите импликации и связи друг другу, если вам кажется, что это может быть полезным. Попробуйте связать аспекты воспоминаний с тем, как вы сейчас живете, или как вы реагируете па ситуации, похожие на то, о чем вы вспоминали. Примечание. Если один из вас начинает смущаться или раздражаться во время обсуждения, просто возьмите заметки о вашем воспоминании, поблагодарите партнера", и работайте самостоятельно. Есть ли паттерны в вашей жизни? I.
II. III. Дневник снов Механизм защиты. Психосексуальные стадии Оральная стадия Анальная стадия Фаллическая стадия Генитальная стадия Карл Густав Юнг. Глубинная психология. Обосновывая это положение, он различает сознательную и бессознательную установку, считая, что такая двойственность позволяет говорить о компенсации как функциональном уравновешивании психики: деятельность бессознательного рассматривается в плане уравновешивания сознательной установки, а деятельность сознания, наоборот, как уравновешивание бессознательной установки. Понимание природы человека К.Г. Юнгом является более гармоничным и намного менее механистичным, чем у З.Фрейда. Юнг считал, что мучительная двойственность ума и тела, сознательного и бессознательного, природы (как Ид) и культуры (Эго и суперЭго), физического и духовного принадлежит определенной стадии развития человека, которая не является постоянной и неизменной. В психологической культуре Юнг известен в основном как ученый, который разработал понятие архетипов коллективного бессознательного. Под архетипами К.Г.Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь человеческой и взаимопонимания людей. Юнг писал: Любое отношение к архетипу, переживаемое или просто именуемое, "задевает" нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий праобразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечносущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь" (Юнг К.Г., 1987). Архетип является в наиболее обобщенном смысле сгустком энергии коллективного бессознательного, формой энергии, несущем в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявляется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, первичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистый духом. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоционально насыщенных праобразов проявляющих первичные протосценарии человеческого сознания. Идея изначальной целостности присутствует почти во всех космологических картинах мира. В мистической традиции иудаизма это Адам Кадмон, первообраз для духовного и материального мира, также для человека, в котором Эрос и Логос, Хаос и Космос, мужское и женское воплощены в едином. Эта идея нашла свое воплощение в мифологеме гностиков о антропосе, в образах Пуруши и Гайомарта в индоиранской традиции, в божественном Кецалькоатле доколумбовой Мексике. В "Упанишадах" читаем: "Он был, поистине, таким большим, как обнимающиеся мужчина и женщина. Он разделил свой атман на две части, из них возникли муж и жена". В Исламе идея выражена еще более четче: "Мы создали человека как единство двух полов, так чтобы можно было подвергнуть его испытанию. Мы наделили его видением и слышанием, так что, - будет ли он благодарен или забудет о нашей милости, - мы показали ему правильный путь" (Коран, 76 - 1). В терминологии К.Г.Юнга есть понятие "Самости", центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. На этом пути сперва человек снимает свои Маски - результат социального отчуждения человека. Юнг писал: " Есть опасность стать тождественным свой Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой или тенор - со своим голосом. Маска - есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека " В конечном счете достижение "Самости" происходит тогда, когда Анима и Анимус, мужское и женское соединяются в иерогамии - священном браке - интимном союзе или внутреннем согласии бессознательной женственной стороны мужчины с его духом. " Архетип сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индифферентное numen, которое становится таким или другим или противоречивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла, умышленно или неумышленно, следует из человеческой установки ". Человек в модели Юнга имеет огромный потенциал развития самоосознавания и самопонимания, а также прирожденную способность к целостной интеграции. В отличие от Фрейда Юнг серьезно интересовался древними и незападными процессами терапии и интеграции личности и сделал основательную попытку объединить техники, приемы и подходы, совершенно чуждые механистической "научной" терапии Фрейда и его последователей. Инструментарий глубинной психологии. Символика снов "Во сне вам говорят, чтобы вы вошли в пещеру и искали там нечто, очень для вас ценное. Вы входите в пещеру. / Она сырая, сырость на камнях; но есть и сухие места по дороге. Продвигаясь, вы чувствуете себя неуютно; вы ищете что-то, но не знаете, что именно. / В конце длинного прохода вы видите жемчужину-жемчужину величиной с вашу ладонь. Она лежит на чем-то, распространяющем свет вокруг. Вы знаете, что это и есть то, что вам было сказано найти. Двигаясь к жемчужине, вы замечаете, что весь проход загорожен паутиной с толстыми нитями. / Вы в страхе останавливаетесь. Вы всегда боялись пауков, но никогда до сих пор не видели такого огромного и пугающего паука. Вы не знаете, что делать. // Через некоторое время вы склоняетесь на колени, потом ложитесь на живот. Вы медленно ползете к паутине. У пола есть небольшой промежуток, где можно проползти, не задев паутину. Обливаясь потом от страха и напряжения, вы проползаете медленно / очень медленно в этот промежуток. // Оказавшись на другой стороне, вы лежите еще некоторое время, дрожа в облегчении. Потом вы встаете и идете к жемчужине. Вы поднимаете ее, восхищаетесь ее тяжестью и красотой. Обладание жемчужиной Кажется наполняющим вас энергией. / Вы возвращаетесь к паутине. Вы знаете, что удерживая жемчужину в руке, вы уже не сможете проползти обратно под паутиной. Паук сидит в ее середине, его лапы выгибаются и втягиваются. Волна старого страха пробегает по вашему телу. / Вы надвигаетесь на паука, держа жемчужину двумя руками, как шпагу, вы вонзаете ее в паука, убивая его. Затем вы используете жемчужину, чтобы прорубить путь в паутине; / вы возвращаетесь к выходу из пещеры. Снаружи вы видите широкую пустую лужайку. Вы выходите на нее держа жемчужину и не зная, что с ней делать теперь, когда вы уже освободились от паука. Когда солнце заиграло на поверхности жемчужины, она начинает изменять форму. Она становится мягче, и постепенно превращается во что-то вроде хлеба или пирога. / Не совсем понимая, что вы делаете, вы начинаете есть ее. Она нежна на вкус, и каждый кусочек, кажется, наполняет вас энергией и хорошим самочувствием. // Доев ее, вы замечаете, что на лужайке появляются люди и начинается танец. Все люди приближаются к вам и вы присоединяетесь к танцу. // К концу сна все вы танцуете". Человек, рассказавший этот сон, добавил: "После этого сна было чувство обновления, облегчения и уверенности во всей будущей жизни. Исчезло также прежнее отношение к паукам. Я по-прежнему не люблю их, но мне трудно даже вспомнить прежнюю слепую панику, которую вызывала даже мысль о пауке" (Из личного общения). 1. Вам может захотеться записывать свои чувства во время опыта; если в нем участвовало несколько человек, можно поделиться своими переживаниями. Активное воображение Рисование Еще один подход к рисованию состоит в том, чтобы сесть со стопкой бумаги и карандашами и задавать бессознательному вопросы, затем давать своему воображению найти образ, и перенести его на бумагу. Но не "придумывайте" ответ. Сознательное воображение Вам может в какой-то момент захотеться самому войти в картину, обратиться к образу и послушать, что он скажет в ответ. Другие средства Сегодня нам доступно много новых средств. Фотография и кинематография представляют очень широкие возможности, включая использование темной комнаты для специальных эффектов. Звукозапись, в том числе многоканальная, видеозапись и пр.-потенциальный материал для занятий по активному воображению, равно как и музыка - традиционная и электронная. Упражнение на персону 1. Походите без этого с неделю и понаблюдайте свою реакцию на отсутствие этого предмета. Альфред Адлер. Индивидуальная психология.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|