Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. История и основные направления работы с кризисной личностью 3 глава




В интенсивных интегративных психотехнологиях групповая работа придает терапевтическому и трансформационному процессу новые измерения. Наиболее очевидное преимущество состоит, конечно, в экономии времени. Около двадцати человек с помощью двух обученных групп-лидеров могут получить значительные терапевтические и трансформирующие переживания в течение времени, равного трем сеансам классического психоанализа.

Кроме того, процессы вхождения в РСС в группе, как правило, значительно более действенны, чем индивидуальные дыхательные процессы. Они создают более сильное каталитическое поле, влияющее на процесс терапии.

Интересный аспект коллективной холотропной работы заключается в наличии так называемых синхронических событий (по К.Г.Юнгу),- совпадений во времени переживаний и событий как у дышащих и ситтеров, так и между участниками группы и внешним миром.

Есть еще один аспект, в котором очевидны преимущества работы в группе. Это то влияние, которое подобная работа оказывает на дышащих. Обычно каждому участнику группы предлагается выбрать партнера, с которым он хотел бы работать. Участники пары по очереди выполняют роли дышащего и сидящего, или ассистента. Переживания человека в качестве сидящего, как правило, оказывают на него мощное воздействие. Возможность помочь другому в прохождении глубоко личного и интимного опыта- важное событие. То, как партнеры выбирают друг друга, зачастую оказывается тоже психологически важным и включает порой синхронические факторы. Нередко в переживаниях партнеров наблюдаются элементы необычайной дополнительности и антагонизма. Это может оказаться полезной возможностью эмоционального воспитания. Если процессы вхождения в РСС продолжаются систематически, участники имеют возможность выбрать другого партнера - в том случае, если их что-то не устраивает или если их привлекает кто-то другой.

Зигмунд Фрейд. Психоанализ.
Психическое в психоанализе пережило еще при жизни З.Фрейда несколько этапов переосмысления. Первый этап развития фрейдовского психоанализа (1890?1897) представлен совместной работой Фрейда с И.Брейером "Исследование истерии" (1896), связан с выработкой так называемого катартического лечения истерии. Во второй период (1897?1914) Фрейд отказывается от применения гипноза и разрабатывает основной психоаналитический метод - метод свободных ассоциаций. В это время формируются основные положения фрейдовского учения о бессознательном: понятие о сопротивлении и учение о вытеснении, представление об основных типах влечений и стадиях их развития, понятие так называемого "Эдипова комплекса" и т.д. Принципиальное значение приобретает анализ так называемого феномена перенесения. В третий период (после 1914) происходят изменения и дополнения в учении о влечениях, вводится представление о двух основных влечениях: "Эросе" и "Танатосе". Принимает окончательный вид представление об основных инстанциях личности: "Я", "Оно" и "Сверх-Я". Таким образом, к двадцатым годам нашего столетия психоанализ сложился как принципиально новое представление о структуре и функционировании психического.

Психоанализ - это психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на методе свободных ассоциаций, анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. В современной литературе существует, в крайнем случае, 3 позиции в понимании психоанализа:
психоанализ как метод психотерапии;
психоанализ как психологическое учение;
психоанализ как философия о человеке.

Классический психоанализ исходит из того, что травматические переживания, аффективные переживания, неисполнившиеся желания, конфликты и т.д. не исчезают бесследно из психики, а подвергаются вытеснению в бессознательное, где продолжают активно воздействовать на психическую деятельность, проявляясь часто в зашифрованной, замаскированной форме в виде символов, невротических симптомов. Они рассматриваются Фрейдом как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней цензурой сознательного "Я". Такого же рода компромиссные психические образования Фрейд видел в сновидениях и ошибочных действиях (оговорках, описках, забывании слов, впечатлений и намерений, знаний и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели Фрейда за пределы собственно психиатрии и поставили проблему связи между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других существуют общие психические механизмы символизации, замещения, компенсации (206,210).

Согласно Фрейду, каждое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах:
динамическом (как продукт взаимоотношений разных сил);
энергетическом (энергетические взаимоотношения в реальном психическом процессе);
структурном (место и роль сознательного, предсознательного и бессознательного: "Оно", "Я", "Сверх-Я").

Для демонстрации рассмотрим динамику двух основных влечений человека: влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).

Влечение к жизни (Эрос) действует по принципу наслаждения и стремится к упрочнению целостности жизни. Танатос стремится к возвращению в бессознательное состояние, предшествующее рождению, и действует по принципу нирваны. В своей активности оба основных влечения сталкиваются с внешним миром, который для них слишком беден и враждебен, чтобы обеспечить непосредственное удовлетворение влечения к жизни, он провоцирует существенные изменения основных влечений, происходящие на основе их переориентации и торможения. Результат - заторможенное, отсроченное, основанное на замещении, но лишь благодаря этому относительно надежное и приносящее пользу удовлетворение влечений. Динамика влечений, таким образом, выступает как борьба между Эросом и Танатосом, Эроса с внешним миром и Танатоса с внешним миром.

Учение о различных формах и проявлениях психической энергии было разработано еще в 90-е годы прошлого века. Фрейд считал: основная психическая энергия заключена в "либидо" - половом влечении. Учение о психической структуре Фрейда сводится к следующему: психика как некая целостность состоит из трех структур -"Я", "Оно", "Сверх-Я".

Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование "Оно". Это резервуар психической энергии, где локализованы все основные влечения, стремящиеся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики лишена контакта с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.

Вторая психическая структура - "Я", формируется как оттиск внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. "Я" формируется, по мнению Фрейда, под влиянием механизма идентификации. "Я" - посредник между "Оно" и внешним миром, влечением и удовлетворением. "Я" руководствуется принципом реальности, сдерживает бессознательный натиск "Оно" с помощью защитных механизмов, таких, как вытеснение, проекция, регрессия, реактивное образование, идентификация, инверсия.

"Сверх-Я" формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных табу и поощрений и выступает как источник моральных установок личности. "Сверх-Я" функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть, вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности.

Психоаналитический инструментарий.
Мы чрезвычайно хорошо представляем, что как теория, так и практика великого Фрейда недоступна в пределах 8 академических часов, которые мы запланировали по психоанализу. Мы хотим вам дать возможность войти в психоаналитическую практику через свой опыт.

Для этого предлагаем ряд упражнений, которые изложены в книге Дж.Фейдимена и Р.Фрейгера "Теория и практика личностно-ориентированной психологии" (М.1996, С.54-57)(206).

Воспоминания детства
Фрейд обнаружил, что воспоминания детства часто указывают на личные проблемы в настоящем. Эти упражнения дадут вам возможность приступить к оценке этой мысли.

1. Разделитесь на пары. Решите, кто будет говорить, а кто записывать. Позже вы поменяетесь ролями, так что не беспокойтесь о том, кто будет первым.

2. (Для говорящего). Сядьте так, чтобы не смотреть на записывающего. Вам дается пять минут, чтобы найти свое самое, раннее воспоминание, или одно из очень ранних. Расскажите его записывающему. Чем более ясно и живо вы можете его воспроизвести, тем больше вы получите из этого опыта. Если вы вспомните что-то еще, связанное с тем воспоминанием, о котором вы рассказываете, позвольте себе упомянуть это.

3. (Для записывающего). Ваша задача состоит в том, чтобы делать заметки по мере того, как ваш партнер рассказывает вам о прошлых событиях. Отмечайте отсылки к случаям в последующей жизни. Обратите специальное внимание на то, какую важность ваш партнер придает тем или иным аспектам воспоминаний. Отмечайте различия в чувствованиях, выражаемых вашим партнером. Если хотите, можете пользоваться фрейдовскими терминами, описанными в этой главе, делая свои заметки. Сознавайте возможные защитные механизмы, которые ослабляют или притупляют воспоминание.

4. Через пять минут остановитесь и без обсуждения упражнения поменяйтесь релями. Снова один рассказывает, другой записывает.

5. Через пять минут остановитесь и подумайте о том, что вы рассказали, и что услышали.

6. Обсудите свои заметки друг с другом. Укажите импликации и связи друг другу, если вам кажется, что это может быть полезным. Попробуйте связать аспекты воспоминаний с тем, как вы сейчас живете, или как вы реагируете па ситуации, похожие на то, о чем вы вспоминали.

Примечание. Если один из вас начинает смущаться или раздражаться во время обсуждения, просто возьмите заметки о вашем воспоминании, поблагодарите партнера", и работайте самостоятельно.

Есть ли паттерны в вашей жизни?
Фрейд предполагает, что наши отношения в настоящий момент связаны с нашими отношениями с родителями. Вот способ проверить это предположение.

I.
1. Составьте список людей, которые вам более всего нравились, или которых вы больше всего любили в течение вашей жизни - исключая родителей. Мужчин и женщин перечисляйте отдельно.
2. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся стороны этих людей.
3. Отметьте, подумайте или запишите, что есть общего в вашем списке, и что различается. Есть ли что-нибудь общее у всех женщин и что-то другое общее всем мужчинам. Нравятся ли вам люди определенного типа?

II.
1. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся характеристики ваших родителей, каковы они сейчас.
2. Перечислите нравящиеся вам и не нравящиеся характеристики ваших родителей, как они представлялись вам в детстве.

III.
1. Сравните, сопоставьте и противопоставьте список характеристик ваших родителей с характеристиками ваших друзей.
2. Рассмотрите, обсудите или запишите,.замечаете ли выв своей жизни какие-нибудь отношения между качествами ваших родителей и ваших друзей.

Дневник снов
1. Держите стопку бумаги около постели. Утром, прежде чем вы начнете делать что-нибудь еще, сделайте краткие заметки по поводу своих снов. (Даже если вы не запоминали сны раньше, эта процедура может помочь вам вспоминать их. В группах студентов, где это задание.было обязательным; через несколько дней все начали регулярно вспоминать свои сны),
2. Позже, в течение дня, запишите сон полностью.
3. Попробуйте понять, что различные аспекты вашего сна могут означать. Обратите внимание на те фрагменты, которые кажутся частью "дневного остатка". Есть ли в сне какие-нибудь части, которые бы отражали ваши желания или ваше отношение к другим? Кажутся ли ваши сны осмысленными вам самим? Какие ассоциации вызывают у вас определенные аспекты сна? Посмотрите, не указывают ли эти ассоциации на возможное значение сна. Как могут ваши сны быть попытками o"исполнения желаний"?
4. Ведите этот дневник в течение нескольких недель. Когда вы прочтете следующие главы этой книги, вы узнаете о других точках зрения на сновидения. Время от времени проглядывайте этот дневник и посмотрите, не возникли ли у вас новые интерпретации. Находите ли вы возвращающиеся темы или паттерны в своих снах?

Механизм защиты.
1. Вспомните время или событие, которые были психологически болезненными - может быть, смерть близкого друга или родственника, или глубокое унижение, или когда вас побили, или застигли на месте преступления.
2. Отметьте прежде всего отсутствие интереса к тому, чтобы ясно вспомнить это событие, сопротивление против того, чтобы говорить о нем. "Я не хочу этого делать. Я могу пропустить это упражнение, это и так понятно. Зачем мне нужно опять об этом думать?"
3. Если можете, преодолейте начальные защиты актом воли и вспомните событие. Вы можете обнаружить вновь связанные с ним сильные чувства.
4. Если трудно оставаться сосредоточенным на воспоминании, отметьте вместо этого те пути, по которым ваш ум, отклоняет внимание на сторонние пути. Видите ли вы, как именно вы избегаете психического напряжения?

Психосексуальные стадии
Следующие упражнения - это способы сосредоточить внимание на мыслях, отношениях, представлениях и чувствах, характерных для определенных стадий развития. Упражнения не столько входят в теорию, сколько в род опыта, ведущий к развитию теории.

Оральная стадия
Возьмите детскую бутылочку с соской. Наполните ее молоком, водой или фруктовым соком.
В одиночестве, или с другими участниками упражнения, пососите из бутылочки. Сознавайте ваши реакции. Вызывает ли это - или даже сама мысль об этом - какие-нибудь воспоминания или чувства? Когда вы продолжаете это делать, какие позы вам кажутся наиболее удобными? Дайте себе пережить ваши реакции, не ослабляя и не притупляя их.
Сравните свои реакции с другими. Одинаковы, похожи ли реакции мужчин и женщин?

Анальная стадия
Постарайтесь лучше осознать, каким образом потребность уединения определяет архитектуру и устройство общественных бань, туалетов; вашей домашней ванны. Понаблюдайте за собственным поведением в студенческой мужской или женской комнате. Стремитесь ли вы к уединению настолько, чтобы не встречаться ни с кем глазами, или ни на кого вообще не глядеть?
Можете ли вы представить себе уринацию на людях? В парке? У дороги? В лесу?
Многие люди очень сильно обусловлены в своем "туалетном" поведении. У некоторых, например, есть привычка читать, сидя над унитазом. Какой может быть цель такого поведения? Попробуйте поделиться некоторыми из ваших наблюдений с другими. Сознавайте ваши сопротивления при разговорах об этом упражнении.

Фаллическая стадия
Можете ли вспомнить ваши первоначальные представления о половых органах? Можете ли вы вспомнить, что говорили вам о них родители? (Женщинам). Можете ли вы вспомнить мысли или идеи относительно мальчиков и их пенисов? (Мужчинам) Можете ли вы припомнить страх, что вы можете лишиться пениса?
Если у вас нет воспоминаний такого рода чувств, достаточное ли это основание для ^ого, чтобы полагать, что у вас но было такого рода чувств в то время?

Генитальная стадия
1. Запишите ложную информацию, которую вы получали относительно сексуальных вопросов, которая позже была исправлена (Например: тебя принес аист; тебя купили на рынке; каждый раз когда совершается половой акт, это ведет к беременности, и т. д.).
2. Изменил ли ваш первый сексуальный опыт ваши представления и ваше отношение к сексуальности? Или усилил существование у вас представления? Что вы чувствуете по поводу вашего первого сексуального опыта? Относитесь ли вы к этому сейчас иначе? Можете ли вы соотнести свое нынешнее отношение к сексуальным проблемам и более ранние отношения и представления?

Карл Густав Юнг. Глубинная психология.
Юнг и Фрейд не только по-разному понимали содержание бессознательного и его структуру, но и по-различному интерпретировали соотношение сознательного и бессознательного. У Фрейда они - две самостоятельные сущности, постоянно конфликтующие между собой. Юнг попытался преодолеть методологическую ограниченность Фрейда введением понятия "установка" в функционировании психики. С позиций установки Юнг сделал предположение, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу, а взаимно дополняют и обуславливают.

Обосновывая это положение, он различает сознательную и бессознательную установку, считая, что такая двойственность позволяет говорить о компенсации как функциональном уравновешивании психики: деятельность бессознательного рассматривается в плане уравновешивания сознательной установки, а деятельность сознания, наоборот, как уравновешивание бессознательной установки.

Понимание природы человека К.Г. Юнгом является более гармоничным и намного менее механистичным, чем у З.Фрейда. Юнг считал, что мучительная двойственность ума и тела, сознательного и бессознательного, природы (как Ид) и культуры (Эго и суперЭго), физического и духовного принадлежит определенной стадии развития человека, которая не является постоянной и неизменной.

В психологической культуре Юнг известен в основном как ученый, который разработал понятие архетипов коллективного бессознательного.

Под архетипами К.Г.Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь человеческой и взаимопонимания людей.

Юнг писал: Любое отношение к архетипу, переживаемое или просто именуемое, "задевает" нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий праобразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечносущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь" (Юнг К.Г., 1987).

Архетип является в наиболее обобщенном смысле сгустком энергии коллективного бессознательного, формой энергии, несущем в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявляется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, первичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистый духом. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоционально насыщенных праобразов проявляющих первичные протосценарии человеческого сознания.

Идея изначальной целостности присутствует почти во всех космологических картинах мира. В мистической традиции иудаизма это Адам Кадмон, первообраз для духовного и материального мира, также для человека, в котором Эрос и Логос, Хаос и Космос, мужское и женское воплощены в едином. Эта идея нашла свое воплощение в мифологеме гностиков о антропосе, в образах Пуруши и Гайомарта в индоиранской традиции, в божественном Кецалькоатле доколумбовой Мексике.

В "Упанишадах" читаем: "Он был, поистине, таким большим, как обнимающиеся мужчина и женщина. Он разделил свой атман на две части, из них возникли муж и жена".

В Исламе идея выражена еще более четче: "Мы создали человека как единство двух полов, так чтобы можно было подвергнуть его испытанию. Мы наделили его видением и слышанием, так что, - будет ли он благодарен или забудет о нашей милости, - мы показали ему правильный путь" (Коран, 76 - 1).

В терминологии К.Г.Юнга есть понятие "Самости", центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. На этом пути сперва человек снимает свои Маски - результат социального отчуждения человека. Юнг писал: " Есть опасность стать тождественным свой Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой или тенор - со своим голосом. Маска - есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека " В конечном счете достижение "Самости" происходит тогда, когда Анима и Анимус, мужское и женское соединяются в иерогамии - священном браке - интимном союзе или внутреннем согласии бессознательной женственной стороны мужчины с его духом.

" Архетип сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индифферентное numen, которое становится таким или другим или противоречивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла, умышленно или неумышленно, следует из человеческой установки ".

Человек в модели Юнга имеет огромный потенциал развития самоосознавания и самопонимания, а также прирожденную способность к целостной интеграции. В отличие от Фрейда Юнг серьезно интересовался древними и незападными процессами терапии и интеграции личности и сделал основательную попытку объединить техники, приемы и подходы, совершенно чуждые механистической "научной" терапии Фрейда и его последователей.

Инструментарий глубинной психологии.
Хотя нами разработано огромное количество упражнений по глубинной психологии, мы хотим представить Вашему вниманию несколько из традиционного понимания юнгианского анализа (206, с.90-92)

Символика снов
Это упражнение предлагает испытать побуждающую и эмоциональную силу символов. Предлагается отрывок из действительного сна, несколько видоизмененный. Чтобы пережить его наиболее полно, попросите кого-нибудь прочесть его вам. 'Расслабьтесь и закройте глаза. (Примечание для читающего: "/" означает паузу, "//"-длительную паузу).

"Во сне вам говорят, чтобы вы вошли в пещеру и искали там нечто, очень для вас ценное. Вы входите в пещеру. / Она сырая, сырость на камнях; но есть и сухие места по дороге. Продвигаясь, вы чувствуете себя неуютно; вы ищете что-то, но не знаете, что именно. /

В конце длинного прохода вы видите жемчужину-жемчужину величиной с вашу ладонь. Она лежит на чем-то, распространяющем свет вокруг. Вы знаете, что это и есть то, что вам было сказано найти.

Двигаясь к жемчужине, вы замечаете, что весь проход загорожен паутиной с толстыми нитями. / Вы в страхе останавливаетесь. Вы всегда боялись пауков, но никогда до сих пор не видели такого огромного и пугающего паука. Вы не знаете, что делать. //

Через некоторое время вы склоняетесь на колени, потом ложитесь на живот. Вы медленно ползете к паутине. У пола есть небольшой промежуток, где можно проползти, не задев паутину. Обливаясь потом от страха и напряжения, вы проползаете медленно / очень медленно в этот промежуток. //

Оказавшись на другой стороне, вы лежите еще некоторое время, дрожа в облегчении. Потом вы встаете и идете к жемчужине. Вы поднимаете ее, восхищаетесь ее тяжестью и красотой. Обладание жемчужиной Кажется наполняющим вас энергией. /

Вы возвращаетесь к паутине. Вы знаете, что удерживая жемчужину в руке, вы уже не сможете проползти обратно под паутиной. Паук сидит в ее середине, его лапы выгибаются и втягиваются. Волна старого страха пробегает по вашему телу. / Вы надвигаетесь на паука, держа жемчужину двумя руками, как шпагу, вы вонзаете ее в паука, убивая его. Затем вы используете жемчужину, чтобы прорубить путь в паутине; / вы возвращаетесь к выходу из пещеры.

Снаружи вы видите широкую пустую лужайку. Вы выходите на нее держа жемчужину и не зная, что с ней делать теперь, когда вы уже освободились от паука. Когда солнце заиграло на поверхности жемчужины, она начинает изменять форму. Она становится мягче, и постепенно превращается во что-то вроде хлеба или пирога. /

Не совсем понимая, что вы делаете, вы начинаете есть ее. Она нежна на вкус, и каждый кусочек, кажется, наполняет вас энергией и хорошим самочувствием. // Доев ее, вы замечаете, что на лужайке появляются люди и начинается танец. Все люди приближаются к вам и вы присоединяетесь к танцу. // К концу сна все вы танцуете".

Человек, рассказавший этот сон, добавил: "После этого сна было чувство обновления, облегчения и уверенности во всей будущей жизни. Исчезло также прежнее отношение к паукам. Я по-прежнему не люблю их, но мне трудно даже вспомнить прежнюю слепую панику, которую вызывала даже мысль о пауке" (Из личного общения).

1. Вам может захотеться записывать свои чувства во время опыта; если в нем участвовало несколько человек, можно поделиться своими переживаниями.
2. Может вам. кажется, что нужно несколько изменить сон, чтобы он соответствовал вашим нуждам или вашему опыту? Что в символике сна подходит вам, а что нет?
3. У кого-то могут вызвать возражения некоторые аспекты сна (например, убивание паука, или превращение жемчужины в пирог); если у вас есть такие возражения, рассмотрите их.
4. Как сон и ваше переживание его соответствует теориям Юнга?

Активное воображение
Можно вовлечь бессознательное в диалог с эго посредством воображения так же как посредством сновидений. Активное воображение-это любая сознательная попытка создать материал, прямо относящийся к бессознательным процессам, ослабить обычный контроль эго, не давая при этом бессознательному преобладать полностью. Активное воображение включает много техник и методик обращения с бессознательным, различных для каждого индивидуума. Одним более всего подходит рисование, Другим фантазирование, или иные формы выражения.

Рисование
Заведите "дневник каракулей", каждый день рисуйте в него какие-нибудь наброски. Через некоторое время вы сможете увидеть, как заметные изменения в вашей психологической жизни отражаются на вашем рисовании. При этом вы, может быть, найдете, что определенные цвета или формы ассоциируются с определенными эмоциями или людьми, и ваше рисование станет ясным посредником для самовыражения.

Еще один подход к рисованию состоит в том, чтобы сесть со стопкой бумаги и карандашами и задавать бессознательному вопросы, затем давать своему воображению найти образ, и перенести его на бумагу. Но не "придумывайте" ответ.

Сознательное воображение
Начните с образа сна или любого образа, который особенно значим для вас. Размышляйте над ним и смотрите, как он начинает меняться и развертываться. Не старайтесь что-то сделать, только наблюдайте то, что кажется происходящим спонтанно. Придерживайтесь первоначального образа, старайтесь избегать нетерпеливых перескакиваний с одной темы на другую.

Вам может в какой-то момент захотеться самому войти в картину, обратиться к образу и послушать, что он скажет в ответ.

Другие средства
Юнг использовал различные средства в общении с бессознательным. Он обставлял свой домик в Буллингене согласно своим внутренним потребностям, по мере того, как он сам рос, он добавлял новые пристройки к домику. Он рисовал на стенах; он писал манускрипты латинским и немецким готическим шрифтами, иллюстрировал свои рукописи, делал барельефы на камне.

Сегодня нам доступно много новых средств. Фотография и кинематография представляют очень широкие возможности, включая использование темной комнаты для специальных эффектов. Звукозапись, в том числе многоканальная, видеозапись и пр.-потенциальный материал для занятий по активному воображению, равно как и музыка - традиционная и электронная.

Упражнение на персону
Перечислите свои любимые предметы одежды, украшения и пр., которые вы обычно носите (сумочка и т. п.). Выберите что-нибудь, что, как вам кажется, наиболее представляет вас, в качестве неотъемлемой части вашего.образа себя. Выберите что-нибудь, что вы носите на себе или с собой почти все время.

1. Походите без этого с неделю и понаблюдайте свою реакцию на отсутствие этого предмета.
2. Дайте поносить это приятелю (приятельнице). Какова ваша реакция, когда вы видите это у другого?

Альфред Адлер. Индивидуальная психология.
Альфред Адлер, основатель индивидуальной психологии, вслед за Фрейдом исходил из определяющей роли влечений и бессознательного в деятельности психического. Адлер полагал, что человек от природы рождается слабым, беспомощным существом, имеющим органические недостатки. Конфликтные ситуации, приводящие к нервным заболеваниям, возникают в том случае, когда человек, сталкивающийся с культурным и социальным окружением, наиболее остро испытывает чувство своей "неполноценности". Под влиянием этого чувства, считал Адлер, в психике каждого человека формируются специальные механизмы для возведения "компенсирующей душевной надстройки", благодаря которой происходит развертывание (бессознательное) жизнедеятельности индивида в направлении преодоления своей "неполноценности". Адлер заменяет фрейдовский объективный биологизм субъективными отношениями, возникающими в процессе психических реакций индивида на "чувство неполноценности", а вместо представлений о "либидо" выдвигает такую концепцию, согласно которой "компенсация" и "сверхкомпенсация" развиваются в определенном направлении, подчиняясь бессознательному "стремлению к власти".

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...