Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. История и основные направления работы с кризисной личностью 9 глава




Медленно и постепенно начните "спуск". Раз... два... пять... семь... и, наконец, девять. Вы очень глубоко и полно расслаблены.

Четвертый способ расслабления.
Лягте поудобнее, закройте глаза и почувствуйте свое тело. Почувствуйте самые напряженные участки Вашего тела и попросите их расслабиться. Расслабьтесь еще глубже.

А сейчас сосредоточьте внимание на своем дыхании. Дышите связно, медленно, глубоко. Пусть вдох плавно, без перерыва, переходит в выдох, а выдох так же плавно перетечет во вдох.

Сосредоточитесь на фазе выдоха, отмечая, как после каждого выдоха ваше расслабление становится все глубже и глубже...

Вы уже очень глубоко расслаблены и в этом состоянии полного покоя и расслабленности начинайте считать выдохи, проговаривая про себя, что, как только Вы насчитаете 20 выдохов, вы достигнете стадии еще более глубокого расслабления.

С каждым выдохом Вы расслабляетесь все глубже... глубже... глубже...

Пятый способ расслабления.
Тот способ, при помощи которого мы сейчас расслабимся, называется парадоксальным способом расслабления. Для того чтобы расслабиться, Вам нужно будет предельно напрячься всем телом и в тот момент, когда напряжение в Вашем теле достигнет своего пика, Вы просто мгновенно отпускаете свое тело и приходите в состояние полного расслабления.

Самый элементарный способ расслабления, которым Вы можете вос-пользоваться в любую минуту, это просто вспомнить телом состояние расслабленности. Правда, для этого уже нужно иметь опыт глубокого расслабления.

Если Вы ощущаете напряжение во время занятия, постарайтесь установить с ним внутренний контакт. Скажите ему: "Тебе безопасно расслабиться. Я не хочу бороться с тобой и принимаю тебя таким, какое ты есть, независимо от того, расслабишься ты или нет". Практикуясь, любой человек может быстро научиться расслабляться.

Попробуйте те способы расслабления, которые мы Вам предлагаем. Выберите для себя тот способ, который дает Вам наиболее глубокое расслабление. Выделите себе время в течение недели, когда Вы можете практиковаться в релаксации. Выберите себе время в течение каждого дня, может быть это будет всего несколько минут, когда Вы будете обращаться к опыту расслабления, осваивать это состояние и постепенно Вы сможете заметить, что Вам с каждым разом все легче и легче удается расслабиться.

И, возможно, Вы научитесь расслабляться в тех ситуациях, в которых ранее Вы напрягались. Возможно, Вы почувствуете результат этой практики - большее количество силы и спокойствия в Вашей жизни.

СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ.
Любое состояние человека имеет определенный рисунок дыхания: направление, глубину, быстроту, плавность, соотношение между выдохом и вдохом, вдохом и выдохом, характеристики перехода от вдоха к выдоху, от выдоха к вдоху, темп, ритм, объем, разрывы, перехваты и т. д.

Известный русский психолог П.П.Блонский считал, что дыхание лучше характеризирует человека, чем любые другие системы: "Мы чувствуем себя так, как мы дышим" Он писал о "мимике легких" - сопении, вздохах, стонах, кашле, зевании, смехе, плаче - словом, том богатом арсенале мимики легких, который вместе с речью делает легкие, безусловно, выразительнейшим органом эмоциональной жизни".

Мы дышим так, как мы себя чувствуем. Рисунок дыхания как лакмусовая бумага проявляет наше состояние психики. Если тело находится в покое, то вы можете регулировать ваше дыхание. Вы можете пойти глубже, потому что дыхание - это мост между телами и душой, между телом и осознанием. Если вы можете регулировать дыхание - вы овладеваете собственным разумом.

Замечали ли вы, что всякий раз, когда что-то меняется в сознании, то ритм дыхания немедленно меняется? Когда вы разгневаны, вы не можете дышать тихо; иначе, гнев исчезнет. Попробуйте. Когда вы чувствуете гнев, ваше дыхание становится хаотическим, оно становится нерегулярным, теряет ритм, становиться шумным, неспокойным.

Сделайте следующее упражнение:
- когда вы почувствуете гнев, просто расслабьтесь и позвольте дыханию быть ритмичным. Неожиданно вы почувствуете, что гнев исчезает. Гнев не может существовать в вашем теле без определенного типа дыхания.

Если дыхание ритмично и естественно, тело впитывает энергию, и никогда ее не теряет. В различных традициях существует множество техник изменения ритма дыхания.

Сделайте дневник вашего дыхания:
- Понаблюдайте несколько дней и заметьте: когда вы гневаетесь, каков ритм вашего дыхания - или выдох длиннее, или они одинаковы, или вдох очень маленький, а выдох очень длинный, или выдох очень маленький, вдох очень длинный. Просто наблюдайте за соотношением вдоха и выдоха. Когда вы возбуждены сексуально, наблюдайте, замечайте. Когда вы сидите в покое и смотрите на ночное небо, и все вокруг тихо, просто понаблюдайте за тем, как идет ваше дыхание. Когда вы наполнены состраданием, наблюдайте, замечайте. Сделайте карту вашего дыхания, и тогда вы многое узнаете. У каждого человека свой рисунок дыхания. Дыхание и его ритм отличаются также как отпечатки пальцев. Дыхание это индивидуальный феномен. Вам нужно открыть свой собственный ритм. Тогда вы узнаете, какой ритм позволяет вам быть наиболее спокойным, расслабленным, глубоко отпустить себя; тот ритм, когда вы чувствуете себя тихим, умиротворенным, сосредоточенным, невозмутимым...

Опыт показывает, что каждое состояние сознания, всякое эмоциональное переживание, любая внутренняя реальность связана с особым паттерном (устойчивая структура внутри большей целостности) или качеством дыхания. Те или иные рисунки дыхания настраивают нас на ощущение и восприятие определенных вещей. Изменяя способ, которым мы дышим, мы можем изменить содержание и результаты любого опыта, переживания, состояния. Например, когда человек испуган или расстроен, он может бессознательно начать дышать высоким грудным поверхностным и неритмичным дыханием через нос. Переключившись на дыхание ртом, направляя медленный глубокий поток дыхания в полость живота или в область сердца, человек может вернуть себе уравновешенность и испытать приятное ощущение, связанное с релаксацией.

Связное дыхание - ключевой принцип многих систем самоисследования и духовного роста. На связном дыхании построены многие упражнения из "цигун", некоторые молитвенные практики, современные системы холотропного дыхания, ребефинга и вайвейшн.

Связное дыхание, как показывает наблюдение и опыт, является каналом доступа к резервным возможностям человеческого организма и психики.

Рассмотрим более внимательно структуру этого дыхания:

1. Между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом нет пауз. Дыхание происходит непрерывно, подобно вращающемуся колесу.
2. Вдох происходит активно, но не резко, на равномерном усилии, подобно вкачиванию воздуха в насос.
3. Выдох полностью расслаблен. Вы не "делаете" выдоха, тело само заботится о нем, гравитация, земное притяжение сами заботятся о нем. Вдох - и расслабление, вдох - и расслабление.
4. И вдох, и выдох одного дыхательного цикла происходят либо через нос, либо через рот.

Эту структуру демонстрирует рис. 8.

Рис. 8.

Три основных параметра дыхания - глубина, частота и соотношение между вдохом и выдохом влияют на качество переживания.

Глубина дыхания задает интенсивность переживания, степень эмоци-онального вовлечения в него и уровень физических ощущений. Чем глубже Вы дышите, тем выше интенсивность переживания, тем больше ощущений попадают в поле Вашего внимания. Поэтому, если Вы хотите "усилить" ощущения, сделать их более заметными, яркими - дышите глубже.

Частота дыхания задает скорость изменения состояния, скорость трансформации ситуации, над которой человек работает. Чем чаще дыхание, тем быстрее "движутся", изменяются ощущения. Чем медленнее Вы дышите, тем больше возможностей внимательно и подробно изучить и насладиться своим состоянием.

Классы дыхания.
Различают четыре основных класса дыхания, отличающихся соотношением глубины и частоты дыхания. Графическое выражение на рис. 9.

Рис. 9.

1 класс: медленное и глубокое дыхание с акцентом на вдох (см. Рис. 10). Этот класс дыхания позволяет нам замедлить внутренний ритм, перестать суетиться. Он позволяет мягко собрать наше внимание и обратить его на свое тело или любой объект наших занятий.

Эти структуры дыхания хороши:
когда Вам нужно на чем-то сосредоточиться,
- всегда, когда вы хотите отдохнуть.

Рис.10.

2 класс: быстрое и глубокое дыхание с акцентом на вдох (см. Рис. 11), предназначено для того, чтобы увеличить осознание физического тела (например, чтобы бороться со сном, отключением сознания, отвлечением на других людей и т.д.) или специфической энергетической структуры внутри Вас (например, неопределенного дискомфорта в какой-то части тела). Работая с этим классом, человек получает доступ к ситуациям из различных слоев памяти, поэтому начинать глубокое изучение этого класса лучше всего со специалистом по дыхательным психотехникам. Мы не советуем без опыта погружения в глубокие дыхательные процессы экспериментировать с этим классом в повседневных ситуациях. Но Вы всегда можете обратиться к этому классу на 1-2 минуты.

Эти структуры дыхания хороши:
при чрезмерном думании, мечтательности, отключении сознания, сонливости, скуке,
для большей интенсивности ощущений в данный момент,
для поддержания связи с телом и эмоциями.

Многие специалисты считают этот класс "рабочим типом" связного дыхания, позволяющим наиболее глубоко входить в расширенные состояния сознания, которые и являются ресурсными для человека во всех аспектах. На наш взгляд любое целенаправленное вхождение в процесс естественного связного дыхания должен сопровождаться вторым классом.

Рис. 11.

3 класс: быстрое и поверхностное дыхание (напоминающее дыхание собаки в жару) (см. Рис. 12). Это дыхание, предназначенное для трансформации и рассеивания энергетических структур.

Оно хорошо при:
чрезмерном дискомфорте,
плаче, истерии, беспокойстве,
острой активизации,
переполнении чувствами.

Этот тип снимает чрезмерную интенсивность ощущений. Имеет смысл обращаться к нему при острых, экстремальных ситуациях, как к "скорой помощи" - 03. Этот способ дыхания не устраняет нашей ответственности в дискомфортной ситуации, но помогает рассеять излишнее напряжение и переключить внимание.

Рис.12.

4 класс: медленное и поверхностное дыхание (см. Рис.13). Оно позволяет хорошо отдохнуть после напряженной работы, позволяет хорошо расслабиться. Мы рекомендуем любое обращение к дыхательным техникам завершать несколькими минутами дыхания по 4 классу. В конце процесса связного дыхания мы всегда рекомендуем в течение 10-15 минут подышать 4 классом дыхания. Именно этот класс дыхания позволяет сделать "тихую интеграцию", осознание и принятие всего того, что с вами происходило во время погружения в расширенное состояние сознания.

Рис. 13.

Попробуйте прямо сейчас попробовать подышать каждым из четырех классов дыхания в течение примерно 30 секунд и сравните затем ощущения от каждого типа дыхания.

Несколько общих советов:
1) Расслабьте выдох, не контролируйте его, пусть гравитация заботится о нем.
2) Если вы испытываете спазм или напряжение:
расслабьте выдох, так как чаще всего перенапряжение происходит от чрезмерного форсирования выдоха,
дышите быстро и поверхностно (это относится к любому дискомфорту),
расслабьте тело вокруг напряженной области,
представьте, что вы дышите через напряженную часть тела,
радуйтесь тайне происходящего.
3) Дышите достаточно глубоко, чтобы чувствовать, как энергия протекает по вашему телу.
4) Поэкспериментируйте со своим дыханием, чтобы установить соответствие структуры дыхания динамике возникновения и трансформации переживаемых ситуаций.
5) Настройте свое дыхание так, чтобы процесс происходил вокруг границы вашей комфортной зоны.

Опыт показывает, что 4 класса дыхания являются великолепной моделью для обучения дыханию, тренажером осознания связного дыхания.

До сих пор мы говорили о применении четырех классов дыхания к повседневным ситуациям. Но те же принципы, но на другом уровне позволяют пройти процесс глубинного самоисследования и личностного изменения. Если Вы понимаете, что Вам необходим такой опыт, пройдите тренинг по Свободному Дыханию. В настоящее время практически во всех крупных городах России есть квалифицированные инструкторы по Свободному Дыханию.

Вхождение в процесс дыхания, в расширенное состояние сознания очень похоже на купание в море.

Вот берег, Вы раздеваетесь, привыкаете к воздуху, к своему телу без одежды и внутренне настраиваетесь к купанию в море и вот уже подходите к нему. Вы уже настроены, Вы уже готовы сделать первый шаг в новую среду. Эта подготовка и есть то, что мы уже проходили - полное расслабление.

Вот Вы начинаете медленно и глубоко дышать - это шаги в море. При этом дно этого моря абсолютно надежно, твердо и нет ям, никто не загрязнил этот вход в море, нет стекол и нет медуз в воде. Все происходит очень постепенно, медленно, осознанно.

Так же медленно, осознанно, постепенно Вы делаете Ваше дыхание более быстрым и глубоким и переходите ко второму классу дыхания - это уже очень похоже на купание в море.

Каждый делает заплыв настолько далеко, насколько он может или разрешает себе делать.

Каждый ныряет на ту глубину, на которую он готов.

Это купание в удивительном пространстве Вашей психической реальности - в ощущениях, эмоциях, образах, идеях.

В движении к мастерству дыхания существует ясная перспектива. Овладение четырьмя классами дыхания позволяет самостоятельно проводить процессы связного осознанного дыхания, свободно использовать эти классы в различных жизненных ситуациях. Это первая ступень - процесс в четырех условных классах дыхания.

Вторая ступень - осознанность дыхания. Дышащий осознанно подбирает к определенной ситуации соответствующие динамические структуры дыхания по глубине и частоте, т.е. к определенной интегрируемой (т.е. прорабатываемой с целью уменьшения и устранения внутреннего конфликта) целостности (блоку, комплексу) осознанно подбирается соответствующая динамическая структура дыхания. На этом этапе уже освоены связность дыхания, соотношение между вдохом и выдохом на уровне автоматизированных навыков. Это этап осознанного экспериментирования с дыханием внутри полной палитры структур дыхания по глубине и частоте. По глубине - от почти незаметного для восприятия "колыхания" в области живота до "полного совершенного круга" дыхания, когда задействованы все мышцы, участвующие в дыхании, и дыханием омываются все внутренние органы. По частоте - от сверхбыстрых циклических вибраций воздуха на уровне горла до почти полного замедления дыхания, когда цикл вдоха и выдоха тянется минутами.

Механизм взаимодействия с дыханием на этом этапе можно описать как магнитофон, в котором глубина дыхания соответствует ручке громкости, а частота - изменяемой скорости воспроизведения. Вы можете самостоятельно подобрать оптимальную "громкость" и "скорость" голоса жизни.

Каждая ситуация, каждое переживание требует своего, уникального сочетания этих параметров. Осознанность дыхания предполагает достаточно быстрый и адекватный выбор необходимого сочетания глубины и частоты дыхания.

Третья ступень - спонтанное дыхание. Спонтанность при этом понимается как интуитивная адекватность (полное соответствие) к новой ситуации. На этом этапе уже нет контроля над дыханием. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответствием к интегрируемому материалу. Уже нет ни субъекта, ни объекта. Уже процесс не является актом, действием, работой по интеграции (состояние сознания, при котором степень внутренней конфликтности минимальна; внутренние полнота и целостность) и трансформации (устойчивое осознанное изменение личности), а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов. Это и есть мастерство дыхания в процессе.

Это является чудом в жизни, когда человек научается спонтанно (интуитивно) управлять своим дыханием, а значит и своей психикой, духом, жизнью во всей ее целостности.

ОБЪЕМНОЕ ВНИМАНИЕ.
Направленность действия нашего рационального сознания, рассудка сильно влияет на эффективность Свободного Дыхания. Чем больше внимания и усилий мы тратим на обдумывание, анализ процесса, тем сильнее мы его искажаем. При этом также затрудняется доступ к тем подавленным ситуациям, которые особенно неприятны нашему рассудку. Поэтому основным действием рассудка во время процесса должно стать наблюдение.

Сознание человека многомерно, так же как и его память. Одна и та же ситуация может проявиться на разных планах:
физическом - в виде холода, тепла, боли, напряжения, непроизвольных движений,
эмоциональном - в виде страха, горя, чувства одиночества, радости, счастья,
образном, символьном, ментальном и многих других...

Обычно сознание человека выбирает один, более привычный ему план восприятия переживаемой ситуации. Нет плана, более предпочтительного, чем другие, хотя в результате занятий Свободным Дыханием усиливается способность многомерного восприятия.

Внимание во время процесса должно быть одновременно и глубоким, и полным. То есть дышащий должен выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание, и в то же время, как бы боковым зрением, воспринимать всю динамику происходящего.

Несколько советов:
сосредоточитесь на ощущении так, чтобы вам были заметны самые тонкие его изменения,
почувствуйте, что каждый нюанс ощущения достоин вашего внимания и вашей любви,
учитесь описывать качества энергетических структур: найдите место ощущения или эмоции в своем теле и опишите его по всем параметрам (цвет, форма, температура, консистенция, фактура, звук, размер, плотность и т.д.),
особенно будьте внимательны к тем чувствам, которые вы обычно не приветствуете,
пригласите чувство прийти к вам еще интенсивнее,
не сдерживайте эмоций! Дайте себе возможность выразить их, но при этом продолжайте внимательно наблюдать,
старайтесь в любой ситуации как можно больше замечать деталей,
если вы не знаете, на что обратить внимание, сосредоточитесь на своем теле и почувствуйте текущую по нему энергию,
если и это не помогает, сосредоточитесь на дыхании и сделайте его намного интенсивнее.

Таким образом, мы можем вычленить следующие особенности внимания в расширенном состоянии сознания:
- основная функция сознания в процессе связного дыхания - наблюдение. Чтобы отключиться от мыслей необходимо создать нейтральный фокус внимания.
- наблюдение должно иметь созерцательный характер (воспринимать, но не интерпретировать). Мы можем привести аналог в дзэне: полностью сохраняя сознание остановить всю умозрительную деятельность.
- наблюдение обеспечивается вниманием, которое одновременно обладает глубиной и полнотой.

В.В.Налимов, анализируя особенности трансперсональной психологии как новой философии человека, выделяет такую ее особенность: "Трансперсональная психология выделила созерцание как метод изучения..." Нужно отметить, что в Свободном Дыхании именно внутреннее созерцание является одним из основных элементов процесса и требования к этому методу мало отличаются от требований в системах К. Уилбера и Ст. Грофа.

Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (ощущения, эмоции, образы, символы, мысли) в современной психологии называется самонаблюдением.

Самонаблюдение или интроспекция (от лат. inrospecto - гляжу внутрь, всматриваюсь) является, наверное, самым древним способом познания психической реальности.

Все древние трактаты Востока и эллинской культуры о психике (душе, духе) человека основаны на интроспекциональном опыте.

В западной культуре истоки этого метода к учению Р.Декарта и Д. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, т.е. путем внутреннего созерцания.

Один из основателей современной психологии, Вильгельм Вундт, считал интроспекцию единственным методом, при помощи которого постигается уникальный предмет психологии - непосредственный опыт субъекта. В. Вундт считал, что интроспекция обнаруживает в составе непосредственного опыта три класса элементов - ощущения, представления, чувства.

Таким образом, по предметной направленности и способу организации третий элемент - объемное внимание, мы можем с полной уверенностью обозначить как утонченную интроспекцию.

Несколько упражнений.
Прямо сейчас возьмите лист бумаги и ручку и отодвиньте эту книгу. Начните записывать все, что Вам приходит: любые мысли, слова, образы, обрывки фраз, названия вещей, попадающих в поле Вашего осознания, и т. п. Если Вы почувствуете какие-либо затруднения, "тупик", запишите: "Я осознаю, что я в тупике". Отведите на это упражнение 3 минуты.

Посмотрите, что у Вас получилось. Возможно, Вы будете удивлены тем хаосом, который творится Вашим осознанием. Это нормально. Но зачастую малоэффективно.

Наш опыт осознания может быть подразделен на три зоны:
внешний мир, мир звуков, запахов, зрительного восприятия,
внутренний мир вашего тела, ощущений в ваших мышцах, внутренних органах, сухожилиях, костях,
мир ваших мыслей и фантазий, мир ваших воспоминаний и мечтаний.

Посмотрите какова доля каждой из этих зон в том, что Вы написали. И перейдем к следующему упражнению.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Начните вслух описывать то, что сейчас происходит, каждый раз произнося: "Сейчас я осознаю, что..." - и заканчивайте его сообщением о своем непосредственном осознании ощущений, возникающих в результате воздействия предметов внешнего мира, например, света лампы, голосов за окном или за стенкой, запаха косметики и т.п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознавания внешнего мира в течение одной или двух минут. Старайтесь избегать оценивания или простых перечислений, оставайтесь в контакте исключительно со своим осознанием внешнего мира. Теперь обратите внимание на то, что происходит внутри Вас. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю..." - и заканчивайте его сообщением о своем осознании внутренних ощущений, таких, например, как напряженность в животе, сухость во рту, зуд в руке и т.п. Повторяйте эти высказывания и продолжайте осознание внутренней зоны около минуты.

Средняя зона осознания включает психическую активность, отличную от текущего опыта, такую, как воспоминания, планы, подозрения, фантазии. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю"... - и заканчивайте его сообщением о своем осознании интереса к тому, сколько времени, об осознании тревоги по поводу только что выполненной письменной работы или о Вашем отношении к тому, чем Вы сейчас занимаетесь и т.д.

После того как Вы потренировались во всех трех зонах осознания, понаблюдайте, куда поведет Вас сознание, если не сосредоточиваться на какой-нибудь конкретной зоне. Начинайте предложение словами: "Сейчас я осознаю..." - и заканчивайте его сообщением о том, что Вы осознаете в данный момент, к какой бы зоне - внешней, внутренней или средней - это ни относилось. Вы можете обнаружить, что большая часть осознаваемого вами относится к средней зоне. Вы можете также обнаружить связи между тремя зонами: например, начать осознавать шум в комнате (внешняя зона), вообразить, что кто-то наблюдает за Вами (средняя зона) и испытать одышку и сухость во рту (внутренняя зона).

Как только Вы научились различать каждую зону и понаблюдали, куда поведет Вас осознание, Вы готовы совершенствовать свою способность к концентрации. Вы можете расширить сферу осознания каждой зоны и возможность их различения, переходя из одной зоны в другую.

Сначала двигайтесь туда- обратно из внутренней во внешнюю зону. Заканчивайте предложение "Сейчас я осознаю" сообщением из внешней зоны, затем из внутренней зоны. Продолжайте переходить из одной зоны в другую в течение одной минуты.

Если Вы, попробовав это упражнение, осознали его ценность или столкнулись с некоторыми трудностями, Вы можете попробовать его в парах, выбрав партнера, так же заинтересованного в обретении навыков самонаблюдения и большей эффективности.

Вдвоем Вы можете уделить больше времени этому упражнению; один из партнеров выполняет упражнение "Я осознаю" в течение получаса, другой партнер внимательно выслушивает его, отдавая ему свое безраздельное внимание и не вмешиваясь, оставаясь только свидетелем. Затем партнеры меняются ролями и упражнение также выполняется в течение получаса.

Трудности в выполнении этого упражнения в основном связаны с непривычностью подобных действий для нас, но если Вы находите в себе желание и силы, то Ваши старания вознаграждаются: постепенно Вы можете начать замечать, что Вам все легче и легче осознавать, что происходит. Иногда осознания достаточно, чтобы изменить ситуацию или наше поведение внутри нее. Мы можем обнаружить, что часто живем какими-то прошлыми обидами и заботами, а не тем, что на самом деле происходит прямо сейчас, и сделать шаг к этому "прямо сейчас".

Иногда осознания достаточно, чтобы мы "проработали" любую дискомфортную ситуацию в теле, во внешней жизни или в нашей психической реальности. Осознание - это уже целительная сила. Не нужно ничего менять, двигать, прочищать, достаточно рассмотреть и описать. Уже происходит трансформация и исцеление.

Попробуйте сесть максимально комфортно. Закройте глаза и почувствуйте Ваше тело. Придите в Ваше тело и начните осознавать различные ощущения Вашего тела. Позвольте Вашему вниманию свободно скользить по телу с головы до пяток, замечая различные ощущения, которые в нем существуют. Где-то Вы можете почувствовать напряжение, где-то расслабление, где-то будет тепло, где-то холод. Просто смотрите на Ваше тело внутренним взором и отмечайте различные ощущения. Сейчас попробуйте сосредоточится на самом сильном ощущении в теле. Вот оно.

Попробуйте почувствовать, увидеть, представить форму этого ощущения. После того как Вы представили форму этого ощущения, попробуйте заметить фактуру этого ощущения, какое оно? Твердое или мягкое? Вязкое? Упругое? Какое-то еще? Затем попробуйте увидеть цвет этого ощущения. Какое оно - темное или светлое? Ближе оно к холодным цветам (синему, голубому) или - к теплым (красному, оранжевому)? В нем присутствует один цвет или несколько? Теперь почувствуйте его температуру. Может быть, оно очень горячее. Может быть, совсем холодное. А, может быть, только чуть-чуть отличается от температуры тела в целом.

Если Ваше внимание ускользает, то мягко, но настойчиво возвращайте его к ощущению. Теперь прислушайтесь к этому ощущению - нет ли у него звука? Какой это звук - высокий или низкий? Мелодичный или просто шум? Прерывистый это звук или постоянный?

После того как Вы описали, таким образом, Ваше ощущение, попробуйте еще раз сосредоточится и заметить изменилось ли оно. Если оно изменилось, то какие новые качества оно приобрело?

Теперь поблагодарите Ваше ощущение за это небольшой разговор и отпустите его. Откройте глаза и почувствуйте себя "здесь и сейчас".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...