Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактика перетренированности и перенапряжения спортсменов как проблема




Итак, как мы отмечали в параграфе 1.1., в результате несоблюдения требований к проведению тренировочных занятий, некорректного использования средств восстановления может возникнуть состояние перетренированности и перенапряжения. Выделяют три вида перенапряжения, возникновение которых обусловлено различными причинами.

1. Острое физическое перенапряжение – острое состояние, которое развивается во время или сразу после однократной, чрезвычайной для исходного функционального состояния организма нагрузки, вызывающей патологические изменения или проявляющей скрытую патологию органов и систем, ведущую к нарушению их функции.

2. Хроническое физическое перенапряжение возникает при повторном несоответствии нагрузки исходному функциональному уровню и характеризуется нарушением регулирующей функции центральной нервной системы, что проявляется в дисбалансе анаболизма и катаболизма, а также неадекватности восстановительных процессов.

3. Хронически возникающие острые проявления физического перенапряжения возможны во время или сразу после выполнения тренировочных или соревновательных нагрузок и имеют черты первых двух форм перенапряжения[5].

Для предупреждения данных явлений необходимо проводить профилактические мероприятия.

Профила́ктика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска[17].

Профилактика перетренированности и перенапряжения – комплекс мер, направленных на предупреждение состояний перетренированности и перенапряжения.

Исследователи выделяют ряд мер профилактики перенапряжения и перетренированности у спортсменов.

Спортсмены всегда должны иметь адекватную их функциональному состоянию тренировочную и соревновательную нагрузку. Физическая нагрузка должна дозироваться с учетом опыта и подготовленности спортсмена. Важную роль играет врачебный контроль[16].

Необходимо устранить сопутствующие факторы риска, к которым относятся нарушения режима труда, отдыха и питания, острые и хронические заболевания, тренировка и соревнования в болезненном состоянии и в периоде выздоровления. Следует провести санацию очагов хронической инфекции, нормализовать режим дня, удлинить сон до 10 ч в сутки, оградить спортсмена от нежелательных психоэмоциональных воздействий (включая прослушивание громкой музыки), заставить его бросить вредные привычки (курение, алкоголь).

Содержание и последовательность проведения лечебных и восстановительных процедур в периоды максимальных нагрузок психоэмоционального и физического характера значительно сказывается на возможности полноценной тренировки спортсменов как на следующий день, так и в течение последующей недели, а зачастую и сезона. Этот факт вытекает из соотношения с последовательностью процессов, развивающихся в организме спортсмена во время и после тренировки, при максимальных и субмаксимальных нагрузках [16].

Последовательность проводимых восстановительных мероприятий и их направленность во многом зависят от характера заболевания, механизмов компенсации, от характера и уровня нагрузки проведенной тренировки, преобладания направленности и характера биохимических процессов, от времени, прошедшего после тренировочного процесса, и времени суток.

В комплексной системе восстановительных мероприятий основными являются педагогические средства, которые в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов позволяют варьировать объемами и интенсивностью тренировочных нагрузок и интервалами отдыха в них, чередованием тренировочных микроциклов[14].

Педагогические аспекты являются ведущими и включают:

- рациональное планирование тренировочных нагрузок на этапах подготовки в соответствии с функциональными возможностями организма и поставленными задачами;

- разумное сочетание нагрузок и активного отдыха, правильное построение отдельного тренировочного занятия: оптимальное варьирование интервалов отдыха и работы, использование переключений с одних упражнений на другие;

- использование средств профилактики перенапряжений, в том числе проведение полноценной разминки, создание положительного эмоционального фона, а также применение упражнений на расслабление и растяжение в конце занятий;

- разработку комплексов физических упражнений с целью профилактики травматизма и ускорения восстановления работоспособности спортсменов-инвалидов и ряд других [6].

Успешное и своевременное применение этих естественных средств зависит от квалификации и опыта тренера.

К физическим средствам восстановления относятся как природные факторы – вода, свет, тепло, так и другие многочисленные физиотерапевтические методы воздействия. Учитывая, что физические факторы наряду с общим воздействием на организм обладают и специфическим действием, появляется возможность дифференцированного подхода при выборе средств восстановления в зависимости от состояния спортсмена-инвалида, этапа подготовки и поставленных задач перед тренировочным процессом[21].

Методологическим инструментом, способным решить задачу психического восстановления, является системный подход. Рассматривая различные аспекты изменения состояния спортсменов-инвалидов с позиции теории функциональных систем, представилось возможным более точно выделить роль и значение психической работоспособности (как феномена) на центральном уровне, обеспечивающим становление и доминирование конкретных функциональных систем.

В этой связи на поведенческом уровне необходимо оценить индивидуальные особенности не только формирования и реализации конкретной деятельности, но и явления деформации узловых механизмов, таких как принятие решения, реализация принятой программы, коррекция поведения и, наконец, санкционирование достижения поставленного результата.

Средства психологического воздействия на организм спортсменов многообразны, к ним относятся: мышечная релаксация, внушенный сон, специальные дыхательные упражнения; психорегулирующая тренировка, в том числе аутогенная психомышечная тренировка; разнообразный досуг, комфортные условия быта, снижение отрицательных эмоций (с использованием музыки, цветомузыки и др.) [2].

Психологические средства восстановления включают аспекты, связанные с использованием мероприятий по психотерапии, психогигиене и психопрофилактике.

Таким образом, строгая индивидуализация тренировочной нагрузки, отсутствие перегрузок, достаточные интервалы отдыха, систематические врачебные наблюдения и неуклонное выполнение врачебных рекомендаций – вот основные меры профилактики

Лечение перетренированности - это крайняя мера, поэтому необходимо стараться не допускать ее развития. Таким образом, вы не упустите время и достигнете больших результатов. Профилактика перетренированности во многом схожа с лечением и заключается в рациональном использовании средств восстановления, в первую очередь педагогических[1].

Одной из важнейших проблем современного спорта является повышение работоспособности спортсменов. В настоящее время эту проблему нельзя решить только совершенствованием методов тренировки, увеличения объёма и интенсивности нагрузок. Их дальнейшее повышение может отрицательно сказаться на здоровье и функциональном состоянии спортсменов, привести к перетренированности. Поэтому актуальное значение приобретают вопросы восстановления как составной части тренировочного процесса.

А.А. Бирюков отмечает, что физиологическими и биохимическими исследованиями было установлено, что восстановительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других – к её падению. При этом в организме могут развиваться два противоположных состояние: нарастание тренированности, если это восстановление энергетических ресурсов, или переутомление – если восстановления энергетических ресурсов не происходит. Однако следует учитывать, что в определённые периоды целесообразно проводить тренировочные занятия на фоне неполного восстановления, так как это стимулирует увеличение функциональных возможностей организма и повышению работоспособности[4].

Если в процессе тренировки ритм воздействия постоянно значительно превышает ритм обновления, развиваются деструктивные изменения, приводящие к гибели клетки, т. е. возникает состояние, которые физиологи определяют как хроническое истощение, а врачи – как перетренированность. Происходит не только максимальная мобилизация всех функций организма, но и нарушение всех микроструктур, нарушение функций ферментных систем, равновесия внутренней среды, механизмов межсистемной регуляции, а также регуляции биосинтеза на таком фоне у спортсменов могут возникнуть различные предпатологические состояния. Такие изменения в организме обуславливают необходимость длительного (от 2 до 7 дней) и поэтапного периода восстановления[7].

И. М. Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе.

Механизм воздействия активного отдыха объясняется нервно-рефлекторной теорией, суть которой сводится к следующему: во время активного отдыха в коре большого мозга устраняется торможение, через некоторое время к этим изменениям присоединяется сосудистая реакция (расширяются кровеносные сосуды работающих мышц).

Преимущество активного отдыха перед пассивным было подтверждено исследованиями ряда учёных при различных режимах мышечной деятельности.

Для обеспечения активного отдыха после мышечной работы применяются разнообразные средства. Ученые для активного отдыха мышц рекомендуют работу, выполняемую ногами. Положительный эффект был также получен при сокращении различных мышц туловища, при статических напряжениях и даже при мысленных представлениях о движении. Также в восстановительном процессе применяют упражнения на расслабление мышц. В лыжном спорте, например, после окончания гонки лыжник совершает равномерный, спокойный бег с последующим выполнением различных упражнений на расслабление. В плавании включают компенсаторное плавание, в велосипедном спорте (велошоссе) – самостоятельное катание[9].

Таким образом, восстановление в условиях активного отдыха обуславливается действием нервных и сосудистых механизмов.

К педагогическим средствам восстановления относят также использование различных форм активного отдыха, проведение занятий на местности, на лоне природы, различные виды переключения с одного вида работы на другой.

Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного из них и их сочетание должны осуществляться врачом команды и тренером в зависимости от характера и степени напряжённости предшествующих нагрузок, характера и степени утомления, индивидуальных особенностей спортсмена, наличие соответствующих условий и материальной базы.

Правильное чередование преимущественной нагрузки на различные органы в процессе отдельного занятия, микроцикла, мезоцикла и макроцикла позволяет повысить эффективность тренировки за счёт активизации процессов восстановления.

При построении отдельных тренировочных занятий особого внимания заслуживает организация вводно-подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение вводно-подготовительной части способствует ускорению «вхождения» в работу, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия. В свою очередь, оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развившееся в процессе занятия утомление[8].

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работоспособность спортсменов, необходимый уровень их эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления. Этому способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха между упражнениями.

Методика построения тренировочного микроцикла зависит от различных факторов. К ним в первую очередь следует отнести особенности протекания процессов утомления и восстановления после нагрузок отдельных занятий. Чтобы правильно построить микроцикл, нужно точно знать, какое воздействие оказывают на спортсмена различные по величине и направленности нагрузки, каковы динамика и продолжительность протекания процессов восстановления после них. Не менее важным являются также сведения о суммарном эффекте нескольких различных нагрузок, о возможности использования малых и средних нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после больших и значительных нагрузок[18].

Большую роль играет оптимальное соотношение нагрузок и отдыха в тренировочных микроциклах. Кроме того, используют разгрузочные циклы, основная функция которых – обеспечение полноценного восстановления после напряжённой тренировки в предыдущих микроциклах и создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме спортсмена. Большинство ученых считают, что за 3 – 7 дней перед соревнованиями должны быть исключены из программы большие нагрузки. По их мнению, общая нагрузка в предсоревновательной неделе не должна превышать 30 – 40% от нагрузки обычной недели основного периода[15, 20, 24].

Другие авторы отмечают, что в предсоревновательном периоде следует применять сравнительно небольшие по объёму, но высокие по интенсивности нагрузки, а также ослабление тренировочных нагрузок перед соревнованиями. Нужно так строить микроциклы перед соревнованиями, чтобы спортсмен имел возможность для полноценного отдыха.

Педагогическим средством, способствующим восстановлению, является полноценная разминка.

Основная цель разминки – достижение оптимальной возбудимости ЦНС, мобилизация физиологических функций организма для выполнения относительно более интенсивной мышечной деятельности и «проработка» мышечно-связочного аппарата перед тренировочным занятием или соревнованием[28].

Физиологическая сущность разминки состоит в том, что она способствует повышению возбудимости и подвижности нервных процессов, усиливает дыхание и кровообращение, ускоряет физико-химические процессы обмена веществ в клеточной мускулатуре. Последнее связано с повышением температуры тела, раскрытием резервных капилляров. В частности, при повышении температуры в работающих мышцах и органах способность гемоглобина удерживать кислород уменьшается, возрастает отдача кислорода клеткам тканей, улучшается эластичность и сократительная способность мышц, что предохраняет их от повреждений и т. д. Разминка способствует также более быстрой вырабатываемости организма спортсмена, уменьшению или ликвидации предстартовой лихорадки, апатии.

При проведении разминки целесообразно вызвать потоотделение, так как оно способствует установлению необходимого уровня теплорегуляции, а также лучшему протеканию выделительных функций.

Разминка состоит из общей части и специальной.

Общая часть разминки включает различные упражнения: ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища и пр. Характер упражнений, их ритм, форма должны соответствовать виду спорта. Упражнения в общей части разминки вызывают определённые биохимические сдвиги в организме спортсмена. Продолжительность этой части разминки зависит от вида спорта, метеорологических условий, функционального состояния спортсмена, этапа подготовки. Обычно она продолжается 30 – 40 минут.

Во время разминки спортсмен использует специально подобранные упражнения. При выборе их необходимо учитывать весь ход тренировочного (соревновательного) процесса и использовать те упражнения, которые сочетаются с основными двигательными навыками.

Специальная часть разминки включает специальные, имитационные и другие упражнения, которые по структуре движений соответствуют той или иной части целостного двигательного акта в избранном для специализации виде спорта, применение этих упражнений в разминке связано главным образом с подготовкой нервных координационных процессов, обеспечивающих взаимодействие мышц, которые участвуют в выполнении предстоящего упражнения. Интенсивность выполнения специальных упражнений зависит от характера предстоящей работы и должна быть индивидуальной. С помощью специальных упражнений достигается усиление обмена веществ и теплообразования в организме, мобилизация дыхания, кровообращения и других систем внутренних органов. При этом усиливается потоотделение, появляется испарина, отсюда – бытующее в спортивной среде слово «разогревание». Оно имеет более специальное значение для подготовки двигательного акта[28].

Оптимальная длительность разминки – 30 минут. Продолжительность интервала между её окончанием и началом соревнований колеблется в значительных пределах (10 – 15 минут) и зависит от характера выполняемых упражнений, метеорологических условий, степени тренированности спортсмена, его индивидуальных особенностей (например, от состояния возбудимости ЦНС в данный момент).

Большое значение имеет не только продолжительность разминки, но и соответствующий предстоящему упражнению ритм движений и интенсивность их выполнения. Это обеспечивает мышечную координацию. Важное значение для высокой координации имеют упражнения на расслабление и растягивание отдельных мышц. Последнее увеличивает также амплитуду движений в суставах.

Исключительно важно не допускать в процессе соревнований охлаждения тела, максимально сохранять тепло – эффект разминки. С этой целью после разминки необходимо надеть шерстяной тренировочный костюм, куртку, халат, шерстяные носки[32].

Часто перед разминкой проводят предстартовый массаж с разогревающими мазями, которые позволяют «прогреть» мышцы, ускорить процесс вырабатывания и предупредить возникновение травм. Это особенно важно в холодную, ветреную погоду [32].

Разминка перед кратковременными анаэробными нагрузками способствует повышению интенсивность гликолиза в мышцах. Выполнение нагрузок после разминки сопровождается повышенной активностью ряда окислительных ферментов, более экономным расходованием креатин фосфата (КрФ) и меньшим усилением гликолиза. В результате в мышечной системе создаются лучшие условия для анаэробного синтеза аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) при выполнении кратковременной работы максимальной мощности. Большое значение имеет разминка и для улучшения кровообращения в работающих мышцах. Это происходит благодаря увеличению количества раскрытых капилляров и перераспределения тока крови к интенсивно работающим мышцам (кровоснабжение мышц, относительно меньше участвующих в данном двигательном акте, уменьшается).

Наблюдения показывают, что проведение разминки перед соревнованием или тренировочным занятием способствует более быстрому установлению устойчивого состояния и меньшему повышению содержания уровня пировиноградной и молочной кислот в крови после нагрузки. Последнее обстоятельство показывает, что после разминки удельный вес дыхательного фосфорилирования во время выполнения физических упражнений более высокий, чем без разминки.

Итак, можно сделать следующие выводы:

Переутомление – это крайняя степень утомления, наблюдающаяся после большой и длительной нагрузки, например после многодневных соревнований.

Перенапряжение – это патологическое изменение, возникающее при чрезмерной физической и эмоциональной нагрузках. Оно может возникнуть как в отдельных органах (перенапряжение сердца, костей и т.д.), так и одновременно в нескольких.

Перетренированность – это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение центральной нервной системы, т.е. невроз.

Большинство симптомов, обусловленных перетренированностью, имеют собирательное название "синдром перетренированности". Он проявляется в виде снижения мышечной деятельности человека. К сожалению, эти симптомы очень индивидуальны, поэтому и самим спортсменам, и тренерам бывает очень трудно понять, что ухудшение результатов обусловлено перетренированностью. Первым проявлением синдрома перетренированности является ослабление мышечной деятельности.

В профилактике возникновения перетренированности и перенапряжения основную роль играют средства восстановления. Средства восстановления делят на три группы: педагогические, медико-биологические, психологические.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов. Они включают в себя:

- рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсменов, оптимальное построение тренировочных и соревновательных микро- и макроциклов, широкое использование переключений, чёткую организацию работы и отдыха;

- правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнений для активного отдыха и расслабления, создание положительного эмоционального фона);

- варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями;

- разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки;

- разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности спортсменов, совершенствование двигательных навыков, обучение тактическим действиям[30].

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...