Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальный подход к спортсменам как средство восстановления в профилактике перетренированности спортсменов




 

Анализ работы педагогов по физической культуре и тренеров позволяет говорить о том, что среди педагогических приемов, ускоряющих восстановление, на первое место следует поставить индивидуализацию тренировочного процесса. Слепое копирование методик выдающихся тренеров не может быть оправдано ни педагогически, ни физиологически.

Тренировка должна быть тем индивидуальнее, чем выше мастерство спортсмена. На начальных этапах приобретение спортивно-технических навыков и повышение функциональной подготовленности происходят быстрее и чаще всего достигаются более простыми, общими для больших групп спортсменов средствами. По мере приближения результатов к уровню выдающихся интенсивность тренировочной нагрузки повышается настолько, что становится близкой к предельно допустимой. При этом, естественно, увеличивается вероятность травматизма, явлений «перегрузки», ведущих к спаду работоспособности. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что чем выше подготовленность и результаты, тем меньше остается известных, апробированных путей к дальнейшему совершенствованию. А это в свою очередь обязывает находить дополнительные резервы за счет использования индивидуальных, физических и психомоторных особенностей организма спортсмена. Весьма ответственный момент в работе тренера - определение соответствия тренировочных воздействий функциональным возможностям спортсмена с помощью педагогического и врачебного контроля. В качестве дополнительной информации нужно использовать данные субъективной оценки занимающихся о переносимости нагрузки и готовности к выполнению последующей тренировочной программы[18].

Как мы отмечали выше, использование чрезмерных физических и психических нагрузок, несоблюдение режима труда и отдыха, нерациональное построение тренировочного процесса могут приводить к состояниям перетренированности и перенапряжения. Ведущую роль в предупреждении указанных явлений играют педагогические средства восстановления спортивной работоспособности. К таковым, кроме вышеуказанных, относят также индивидуальный подход к спортсменам, учет их индивидуальных особенностей.

Всевозрастающий уровень достижений в спорте ставит задачу тщательного изучения факторов, определяющих эффективность отбора и прогнозирования на всех этапах подготовки. Среди них наиболее важными считаются индивидуальные особенности, которые, как известно, являются базисными, константными характеристиками конкретного индивида, с другой стороны, в более полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психологические состояния, влияющие на эффективность спортивной деятельности. Однако выявить типичные личностные особенности, дифференцирующие лиц, которые могут достичь выдающегося результата, довольно сложно, тем более, что в процессе обучения и последующей деятельности происходит их развитие. При этом обращается внимание на следующие моменты:

Существует определенная степень постоянства личностных черт на протяжении жизни, но она не является стабильной. Условия жизнедеятельности и особенно спортивная деятельность могут в определенных пределах изменять линию развития личности.

Мера постоянства и изменчивости разных личностных свойств, а также разных типов личности неодинакова.

Разным типам личности соответствуют разные типы развития. Наряду с этим проявляются и скрытые особенности личности. В спортивной деятельности изменения личности возможны в силу того, что эта деятельность, как никакая другая, концентрирует на себе основную активность субъекта. Выявление путей развития возможно, сложность заключается в том, что внутри типологических групп существует большое индивидуальное разнообразие.

Все это осложняет целесообразный выбор средств и методов тренировочного процесса, в максимальной степени соответствующих индивидуальным особенностям спортсмена, способствующим достижению высокого спортивного мастерства и предотвращения возникновения состояния перетренированности и перенапряжения[16]. В этом случае одного дифференцированного подхода недостаточно. Необходим индивидуальный подход, построенный на основе конкретного изучения возможностей и резервов каждого выдающегося спортсмена. Чем тщательнее изучают индивидуальные особенности выдающихся спортсменов, двигательные способности, технический и тактический арсенал, тем больше убеждаются в несомненности действия положения, что, действительно, выдающийся спортсмен является яркой индивидуальностью. И приходят эти спортсмены к одному и тому же выдающемуся результату различными методическими путями при различной, характерной только для них, структуре подготовленности.

Существенным в этом направлении является изучение личностных особенностей и влияния их на уровень достижений (свойств нервной системы и черт личности). Рассмотрим выраженность личностных особенностей применительно к следующим группам спортсменов:

Первая группа. Спортсмены, достигшие (на примере тяжелой атлетики) выдающихся результатов для взрослых (стали чемпионами Европы, мира, Олимпийских игр или установили соответствующие рекорды).

Вторая группа. Спортсмены, достигшие высокого результата только в юниорах (стали чемпионами Европы, мира, установили рекорды).

Третья группа. Спортсмены, быстро (в течение 2-х лет) выполнившие норматив 1-го спортивного разряда.

Четвертая группа. Спортсмены, затратившие на выполнение 1-го спортивного разряда более 3-х лет.

Пятая группа. Спортсмены, не достигшие в течение 5 лет 1-го спортивного разряда[6].

Анализ имеющихся данных показывает, что особенности нейродинамики и черты личности значительно различаются у спортсменов не в соответствии с уровнем подготовленности, а в соответствии с уровнем их достижений.

Спортсмены, достигшие выдающихся результатов для взрослых (первая группа), в сопоставлении с показателями других групп различаются следующими особенностями нейродинамики. Им более свойственна средняя (38 \% случаев) и низкая (33 \%) подвижность возбуждения, инертность торможения (54 \%) и некоторое преобладание возбуждения (51 \%) и уравновешенности (22 \%) по внешнему балансу, в то время как спортсмены, достигшие высоких результатов только для юниоров, отличаются несколько большей подвижностью возбуждения (48 \%), средней подвижностью торможения (42 \%), у них значительно выражено преобладание возбуждения по внешнему балансу (79 \%)[11].

Относительно личностного профиля выдающиеся атлеты различаются несколько большей направленностью на общение, силой характера, дипломатичностью, волевым самоконтролем; меньшие баллы наблюдаются по факторам, отражающим такие черты личности, как добросовестность, высокий уровень конформизма и вторичный фактор, характеризующий подчиненность. В целом, для выдающихся тяжелоатлетов можно отметить, что на фоне высокой тревожности их отличает активность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость и высокое чувство долга.

Спортсменов, достигших высокого результата только в юниорах (вторая группа), характеризует личностный профиль, включающий в себя мечтательность с развитым воображением, низкий уровень конформизма, среди вторичных факторов – реактивная уравновешенность. Низкие баллы по следующим факторам: замкнутость, критическая настроенность, большая конкретность в мышлении, т. е. в общем и целом спортсмены данной группы независимы и подозрительны, замкнуты и эмоционально неустойчивы.

Определенные различия характерны и для спортсменов, различающихся временем выполнения нормативных требований и, в частности, 1-го спортивного разряда (третья группа). Так, для тяжелоатлетов, быстро выполнивших 1-й спортивный разряд, чаще свойственна большая подвижность возбуждения и преобладание торможения по внешнему балансу, в то время как типологический комплекс тяжелоатлетов, медленнее выполнивших 1-й спортивный разряд, чаще свойствен спортсменам, достигшим в последующем выдающихся результатов. Среди черт личности для третьей группы более характерны сила характера, дипломатичность, радикализм, высокий самоконтроль; низкие баллы получены по следующим факторам: самоуверенность, добросовестность, вторичный фактор – подчиненность.

Чем обширнее запас технических средств и тактических действий, которыми владеет спортсмен, тем более разнообразной и гибкой будет его тактика. В арсенале тактики каждого спортсмена всегда присутствует доминирующая сторона подготовки над остальными. В этой связи один спортсмен предпочитает наступать, другой - контратаковать, в основе тактического плана третьего лежит расчет на выносливость, четвертый предпочитает использовать быстроту и т.д. Поэтому в ходе соревнования каждому спортсмену присущ свой индивидуальный стиль поведения, характерный только для него.

Специалистами отечественной науки на большом экспериментальном материале раскрыта эффективность индивидуальной подготовки спортсменов высокой квалификации. Практически все диссертации, содержание которых посвящено совершенствованию учебно-тренировочного процесса в спорте, затрагивали вопросы реализации принципа индивидуализации. Изучение системы индивидуального стиля деятельности относится к числу фундаментальных проблем в спортивных единоборствах и имеет исключительное значение для дальнейшего развития и совершенствования как общетеоретических, так и практических позиций.

По мнению многих авторов особое значение процесс индивидуализации имеет в спортивных единоборствах, где действия подчас протекают в ситуациях высокого нервно-психического напряжения (экстремальных условиях), связанных с жесткой конкуренцией соревнующихся. В связи с этим, природные типологические особенности личности проявляются наиболее отчетливо[5].

В спортивной деятельности индивидуальный подход определяют как метод улучшения спортивного результата за счет организации и планирования тренировочной нагрузки. Многие специалисты связывают индивидуальную учебно-тренировочную подготовку с различными типологическими свойствами нервной системы, а под индивидуальным подходом в физическом воспитании понимают такое построение учебно-тренировочной подготовки и такое использование его частных средств, методов и форм занятий, при которых создаются условия для наибольшего развития способностей.

Каждый спортсмен максимально подключает свои наиболее ярко выраженные стороны. За счет их происходит общее выравнивание всех остальных сторон подготовки. У одних спортсменов это генетические задатки, у других - двигательная координация, у третьих - функциональные способности, сила или аналитическое мышление, богатое мышечное чувство и т.д. При недостатке одних способностей, качеств происходит компенсация слабых сторон сильными, и обеспечивается формирование наиболее недостающих способностей и качеств за счет диффузии сильно выраженных сторон подготовки спортсмена.

Часто употребляемые в тренировочных и соревновательных условиях технические действия и способы подготовки их выполнения, в конечном счете, приводят к образованию специфичной, характерной только для данного спортсмена индивидуальной манеры поведения.

Индивидуальный технический стиль деятельности спортсмена начинает формироваться после завершения этапа базовой подготовки, в условиях которой происходит совершенствование тактико-технической подготовленности, состоящей из вариативных действий, образующих атаки, защиты и контратаки в различных сочетаниях. В дальнейшем, по прошествии нескольких лет углубленного совершенствования, стиль выковывается и приобретает верх совершенства. Как правило, индивидуальный стиль деятельности реализуется спортсменом через все основные аспекты его тактико-технической подготовки и персональных свойств личности, которые играют существенную роль в результативности исхода соревнований. При формировании персонального стиля деятельности спортсмену необходимо сосредотачиваться на тех компонентах, которые играют существенную роль в результативности исхода соревнований: мотивация, коронные атакующие действия и все разновидности тактики.

Мотивация создает устойчивое состояние на основе осознания спортсменом возможности через соревновательный результат реализовать свое техническое преимущество над соперником. На этапе углубленного совершенствования спортсмен старается довести конкретные атакующие приемы до филигранного совершенства, чтобы они в схватках с любыми соперниками обеспечивали чистую победу или приносили победные очки. Эти приемы в обиходе единоборств называют любимыми, коронными. С их помощью спортсмен добивается высокого тренировочного эффекта и результативного выступления на соревнованиях. Его совершенствование обеспечивается трансформацией тактико-технической подготовленности путем расширения арсенала тактических способов подготовки, подключения новых тактических операций, вариантов оптимальной реализации приемов, способов ведения поединка, наработки и усложнения комбинационных связей, за счет освоения новых приемов, связок, коронных приемов.

В практике ведения соревновательных поединков спортсменами наиболее часто и активно применяются «комбинационный», «темповой», «силовой», «динамический» и др. стили ведения единоборства. В ходе поединка их выбор зависит и оправдан особенностями индивидуального владения тактическим и техническим арсеналом, достаточным уровнем развития физических качеств.

Таким образом, в основу каждого стиля поведения заложены тактические и технические излюбленные приемы, используемые спортсменом в индивидуальных вариативных комбинационных сочетаниях, создающих ему высокий фон надежности при их реализации в условиях различных сбивающих факторов.

При создании индивидуальных моделей тактических действий необходимо руководствоваться:

- осознанием собственной технико-тактической оснащённости, достоинств и недостатков подготовки;

- пониманием взаимосвязи между подготавливающими действиями и основными средствами ведения соревновательной борьбы;

- осознанием необходимости выдержки и разумного риска, знанием вариантов поведения в различные моменты поединка, умением проводить разминку и регулировать психическое состояние;

- способностью противодействовать различным по стилю и силам соперникам;

- пониманием психологической и тактической специфики соревновательной борьбы;

- чётким представлением о целях подготовки, участия в соревнованиях, в отдельном поединке, о возможности и реальности достижения поставленной цели.

Таким образом, проанализировав вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Педагогические средства одни из основных средств так как, какие бы эффективные медико-биологические и психологические факторы ни применялись, рост спортивных результатов в спорте возможен лишь при правильном построении тренировки.

Педагогические средства предусматривают результативное построение одного тренировочного занятия, которое способствует стимулу процессов восстановления, а также правильное построение тренировочной нагрузки на отдельных этапах тренировочного цикла и микроцикле.

Сделать заключение о состоянии здоровья спортсмена и о правильности режима дня помогает самоконтроль спортсмена — его наблюдения за состоянием своего здоровья во время тренировок. Самоконтроль не заменяет, а лишь дополняет медицинский контроль.

Анализ исследований по вопросам использования педагогических средств восстановления в профилактике перетренированности и перенапряжения позволяет констатировать, что при построении отдельных тренировочных занятий особого внимания заслуживает организация вводно-подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение вводно-подготовительной части способствует ускорению «вхождения» в работу, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия. В свою очередь, оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развившееся в процессе занятия утомление.

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работоспособность спортсменов, необходимый уровень их эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления.

Большую роль в профилактике перетренированности и перенапряжения играет оптимальное соотношение нагрузок и отдыха в тренировочных микроциклах. Кроме того, используют разгрузочные циклы, основная функция которых – обеспечение полноценного восстановления после напряжённой тренировки в предыдущих микроциклах и создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме спортсмена.

Ведущую роль в предупреждении указанных явлений играют педагогические средства восстановления спортивной работоспособности. К таковым, кроме вышеуказанных, относят также индивидуальный подход к спортсменам, учет их индивидуальных особенностей.


Заключение

Одной из важнейших проблем современного спорта является повышение работоспособности спортсменов. В настоящее время эту проблему нельзя решить только совершенствованием методов тренировки, увеличения объёма и интенсивности нагрузок. Их дальнейшее повышение может отрицательно сказаться на здоровье и функциональном состоянии спортсменов, привести к перетренированности. Поэтому актуальное значение приобретают вопросы восстановления как составной части тренировочного процесса.

Физиологическими и биохимическими исследованиями было установлено, что восстановительные процессы в зависимости от их направленности в одних случаях могут обеспечить рост работоспособности, а в других – к её падению. При этом в организме могут развиваться два противоположных состояние: нарастание тренированности, если это восстановление энергетических ресурсов, или переутомление – если восстановления энергетических ресурсов не происходит. Однако следует учитывать, что в определённые периоды целесообразно проводить тренировочные занятия на фоне неполного восстановления, так как это стимулирует увеличение функциональных возможностей организма и повышению работоспособности. Это подтверждается многочисленными педагогическими наблюдениями и данными медицинских исследований ученых, которые, изучая морфологические изменения сердечной мышцы у тренированных животных при больших физических напряжениях, пришёл к выводу, что они не только не нарушают архитектоники клетки, а наоборот, стимулируют внутриклеточную регенерацию ультраструктур, а следовательно, и процесс восстановления.

Если в процессе тренировки ритм воздействия постоянно значительно превышает ритм обновления, развиваются деструктивные изменения, приводящие к гибели клетки, т. е. возникает состояние, которые физиологи определяют как хроническое истощение, а врачи – как перетренированность. Происходит не только максимальная мобилизация всех функций организма, но и нарушение всех микроструктур, нарушение функций ферментных систем, равновесия внутренней среды, механизмов межсистемной регуляции, а также регуляции биосинтеза на таком фоне у спортсменов могут возникнуть различные предпатологические состояния. Такие изменения в организме обуславливают необходимость длительного (от 2 до 7 дней) и поэтапного периода восстановления.

Средства восстановления делят на три группы: педагогические, медико-биологические, психологические.

Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки спортсменов.

Возможности педагогических средств восстановления исключительно многообразны. Здесь следует отметить подбор, вариативность и особенности сочетания средств и методов в процессе построения программ тренировочных занятий, разнообразие и особенности сочетание при построении микроциклов, применение восстановительных микроциклов при планировании мезоциклов и др.

При построении программ тренировочных занятий заслуживает внимания организация подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение первой части занятия, способствуя более эффективному врабатыванию, помогает достичь высокого уровня работоспособности в основной части. Рациональная организация заключительной части позволяет быстрее устранить признаки острого утомления.

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает должный уровень работоспособности и эмоционального состояния спортсменов, эффективного протекания процессов восстановления при выполнении тренировочных программ. Этому же способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха.

Большое значение в качестве средства активного восстановления имеет компенсаторная работа – упражнения, выполняемые с невысокой интенсивностью (существенно ниже порога анаэробного обмена – 30 – 50 % VO2 max). Такая работа обеспечивает интенсивный кровоток в мышцах и не приводит к производству лактата, а наоборот, способствует интенсификации процесса его устранения. Таким образом, медленный бег, плавание, езда на велосипеде или гребля являются эффективным средством восстановительных процессов между тренировочными и соревновательными упражнениями.

Использование в восстановительном периоде работы переменной интенсивности с резким её перепадом способствует ускорению выведения лактата.

Занятия с малыми и средними нагрузками являются действенным фактором управления процессами восстановления после занятий с большими нагрузками. Однако интенсификация процессов восстановления после тренировочных занятий с большими нагрузками наблюдается лишь в том случае, если в дополнительных занятиях применяется работа принципиально иной направленности, при выполнении которой работоспособность определяется преимущественным функционированием других систем и механизмов.

Рациональное построение различных звеньев процесса подготовки, начиная от подбора тренировочных упражнений и заканчивая планированием макроциклов, предполагает использование всего комплекса педагогических средств, способных оказать положительное влияние на протекание процессов восстановления после отдельных упражнений, нагрузок занятий, микроциклов и т. д.

Не следует забывать и об условиях, способствующих эффективному протеканию восстановительных процессов – создании благоприятного психологического микроклимата при проведении занятий и соревнований, рациональной организации отдыха и досуга и т. п.

Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного из них и их сочетание должны осуществляться врачом команды и тренером в зависимости от характера и степени напряжённости предшествующих нагрузок, характера и степени утомления, индивидуальных особенностей спортсмена, наличие соответствующих условий и материальной базы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...