Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация режима труда и отдыха как средство восстановления в профилактике перетренированности спортсменов




 

Педагогические средства одни из основных средств так как, какие бы эффективные медико-биологические и психологические факторы ни применялись, рост спортивных результатов в спорте возможен лишь при правильном построении тренировки.

Анализ работы педагогов по физической культуре, тренеров показывает, что особое место среди педагогических средств восстановления занимает режим дня.

Режим дня — распорядок труда, отдыха, питания и сна. В течение суток должно быть установлено определенное время для сна, отхода ко сну и подъема, приема пищи, время учебных и других занятий, продолжительность отдыха. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит разумно расходовать свое время. Соблюдение режима — залог здоровья и нормальной работы всех систем организма[27].

Конечно, трудно установить единый распорядок дня для всех, но основные моменты, вытекающие из особенностей организма детей и подростков, должны соблюдаться обязательно.

Сон. Нормальный сон — необходимое условие хорошего самочувствия каждого, а спортсмена особенно. Ложиться спать и вставать нужно стараться всегда в одно и то же время. Следует приучить себя спать круглый год с открытой форточкой, тогда сон будет более глубоким и крепким. Продолжительность сна юного спортсмена — 9—10 ч.

Питание. Чтобы компенсировать расход энергии, затраченной на тренировках, спортсмен должен получать ежедневно не менее 3500— 4000 калорий. Разнообразное и высококалорийное питание должно содержать достаточное количество витаминов и минеральных солей. Есть надо 4—5 раз в день в одно и то же время. Контролировать соответствие питания энергетическим затратам может сам спортсмен, постоянно наблюдая за своим весом. Стойкое повышение или понижение веса говорит о слишком высокой или низкой калорийности пищи.

Следует помнить, что вес может увеличиться с ростом, поэтому время от времени нужно измерять и свой рост.

В дни соревнований есть нужно за 3—3,5 ч до начала состязаний, а после соревнований или тренировки есть можно через 45—60 мин[29].

Закаливание — важный момент в распорядке дня спортсмена. Прогулки на свежем воздухе, солнце, купание в реке, в море повышают работоспособность, улучшают настроение и самочувствие. Закаленный человек быстрее приспосабливается к температурным колебаниям погоды, реже болеет. Полезно каждую неделю бывать в бане с парной.

Спортсмену следует избегать излишеств, приносящих вред организму. Абсолютно недопустимо курить и употреблять алкоголь. Даже малые его дозы кровь очень быстро разносит по всему организму. Наиболее чувствительны к алкоголю нервные клетки, особенно клетки головного мозга. Снижается эффективность работы, нарушается координация, трудно выполнять точные движения.

Всем известно, что курить вредно, но особенно опасно курить подросткам. Никотин и другие ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, в первую очередь поражают еще не окрепшие нервную и сердечнососудистую системы. Снижаются внимание, память, курящие подростки хуже учатся, отстают они и в физическом развитии. Никотин уменьшает силу мышц, снижает скорость, выносливость. Сердце вынуждено работать с повышенной нагрузкой. В легкие проникают вредные вещества, содержащиеся в табачном дыму, возникают различные болезни органов дыхания. Доказано, что 1 см выкуренной сигареты отнимает у человека 12 мин жизни. Надо принять за аксиому — курение и алкоголь не совместимы с занятиями спортом[17].

Сделать заключение о состоянии здоровья спортсмена и о правильности режима дня помогает самоконтроль спортсмена — его наблюдения за состоянием своего здоровья во время тренировок. Самоконтроль не заменяет, а лишь дополняет медицинский контроль. Велико воспитательное значение самоконтроля. Он служит показателем сознательного отношения к занятиям спортом. Спортсмен ведет дневник самоконтроля, наблюдает за своим здоровьем. Спортсмен более внимательно относится к занятиям, становится аккуратным, точным, дисциплинированным. Записи в дневнике самоконтроля помогают избежать переутомления, установить правильную нагрузку во время тренировок.

Самочувствие — это важный субъективный показатель состояния здоровья. При хорошем самочувствии ощущается бодрость, сила. При удовлетворительном самочувствии после тренировки возникает вялость, небольшой упадок сил. При неудовлетворительном самочувствии— заметная слабость, угнетенное состояние, головная боль. Настроение также зависит от самочувствия и влияет на результат тренировок[26].

Следующий компонент режима дня спортсмена – сон. Сон в результате переутомления может быть неглубоким, возникает бессонница или, наоборот, сонливость. Поэтому в дневнике самоконтроля необходимо отмечать характер сна: нормальный, глубокий, беспокойный, бессонница. Вес, аппетит — показатели эффективности тренировок. Понижение веса, потеря аппетита свидетельствуют о переутомлении, нарушении режима.

Утомление, усталость после тренировок также должны отмечаться в дневнике самоконтроля. Если усталость значительна, у спортсмена пропало желание тренироваться, то необходимо снизить нагрузки.

Данные испытаний по физической подготовленности записываются после каждой проверки. В дневнике самоконтроля отмечают также содержание тренировок и спортивные результаты.

Объективные показатели: рост, вес, окружность грудной клетки, частота дыхания, жизненная емкость легких, частота пульса, сила кисти — заносят в дневник самоконтроля один раз в два месяца. Врач и тренер периодически проверяют дневник самоконтроля и сопоставляют его с данными тренировочных нагрузок. Затем дают советы ученику, как тренироваться дальше. Дневник служит объективным показателем для построения тренировок.

Педагогические средства предусматривают результативное построение одного тренировочного занятия, которое способствует стимулу процессов восстановления, а также правильное построение тренировочной нагрузки на отдельных этапах тренировочного цикла и микроцикле. [23, С. 102]

Методические приемы построения тренировки, которые способствуют улучшению восстановительных процессов.

1. Увеличение объема тренировочных занятий с решением преимущественно одной задачи, которая связана с большой работой над развитием любого физического качества или усовершенствованием техники. В одном случае данный прием увеличивает физическую подготовленность, а в другом обеспечивает благоприятные условия для тяжелой работы и над совершенствованием спортивной техники. Также исключается неблагоприятное воздействие одного вида нагрузки на другой, которое присуще комплексной разработке тренировочного занятия.

2.Когда решается задача о специальной физической подготовки спортсмена, то используется микроциклы с применением той нагрузки, у которой одна преимущественная направленность. Данный прием позволяет получить высокий эффект в развитии физических качеств и увеличить силу тренирующих воздействий.

3.Концентрация нагрузок с одним направлением тренирующего воздействия на отдельных этапах подготовки. Данный прием должен обеспечивать глубокий адаптационный сдвиг в организме спортсмена, который необходим для долговременного и существенного повышения уровня специальной физической подготовки.

Если использовать прием концентрации нагрузки на различных этапах, то это может обеспечивать возможное снижение ее общего годового объема. Место данного этапа нагрузки будет предусматриваться в соответствии со стандартом построения годичного цикла, а длительность этапа, будет определяется множеством объективных условий, рассмотренные ниже.

4. Разведение по времени концентрированных объемов нагрузки, разной преимущественной направленности. Все применяется c тем условием, чтобы избежать негативно-направленного взаимодействия их тренировочных эффектов [3].

Таким образом, вместо комплексно-организованной тренировки, спортсменам c высокой квалификацией целесообразно использовать сопряженные и последовательные системы организаций нагрузки. Последовательность в этом случае обозначает определенную очередность и порядок введения в тренировочный процесс объемов нагрузки с различной направленностью, с учетом планового наращивания специфичного тренирующего воздействия на спортивный организм. Сопряженность представляет собой преемственность в поочередности нагрузки, которая исходит из создания условий, при которых прошлые нагрузки обеспечивают благоприятный фон для увеличения тренирующего действия последующих.

Что касается сопряженной и последовательной системы организации тренировочных нагрузок необходимо сказать следующее.

Данная система не отрицает комплексность как обобщенный принцип физической подготовки спортсмена, а только развивает его с применением к требованиям тренировки спортсменов высокой квалификации и их условиям. В этом случае комплексность понимается и рассматривается не в параллельном или одномоментном, а в последовательном, и развернутом во времени выражении. Механизм тренировочного эффекта данного приема заключается в кумуляции следов от сменяющихся нагрузок различной направленности.

Также, сопряженная и последовательная система должна предусматривать в качестве конечного результата гармоничное и равномерное усовершенствование основного показателя специальной подготовки спортсмена. Все это важно, так как на высшем уровне мастерства не возможно такого, когда одни спортсмены добьются результата с помощью более совершенной техники, а другие – за счет выносливости или силы и т. д. Специальные исследования показывают, что спортсменов экстракласса, отличает относительно равномерный и высокий уровень развития тех показателей, которые определяют спортивный успех [18].

Для самого рационального планирования тренировки в годичном цикле, важным значением будут являться представления о закономерности долговременных адаптаций организма к напряженной мышечной работе спортсмена. Под долговременной адаптацией понимают: относительную, устойчивую приспособленную морфофункциональную перестройку спортивного организма, внешним выражением и результатом которой выступает увеличение уровня его специфической работоспособности.

Что касается современных исследований, то речь идет о том, что в каждый определенный момент организм спортсмена обладает текущим адаптационным резервом, а именно способностью перейти под влияниями тренирующего воздействия на новый, улучшенный уровень специальной работоспособности. Объем данного текущего адаптационного резерва организма ограничен. А это означает, что существует оптимальные сроки, в течение которых организму можно добавлять развивающие тренировочные нагрузки, и также пределы в объеме тренирующего воздействия, объективно необходимого для полноценнейшей реализации ТАР организма. А если задавать организму нагрузку меньше по объему, то ТАР не будет реализованным. Также если повысить их оптимальные пределы, то это может привести к перетренировке, ну а затем к патологии в организме.

С ростом мастерства объем ТАР организма уменьшается и для реализации потребуется более сильные тренирующие воздействия. Вот почему, необходимо так подходить к выведению объема и организации, содержанию тренировочной нагрузки, чтоб обеспечивать полноценные реализации ТАР организма спортсмена и поднять его функциональные возможности на новейший, доступный для него уровень [ 31].

Следовательно, полноценная реализация ТАР организма – это важнейший из критериев эффективности тренировочного процесса.

Правильное чередование преимущественной нагрузки на различные органы в процессе отдельного занятия, микроцикла, мезоцикла и макроцикла позволяет повысить эффективность тренировки за счёт активизации процессов восстановления.

Анализ исследований по вопросам использования педагогических средств восстановления в профилактике перетренированности и перенапряжения позволяет констатировать, что при построении отдельных тренировочных занятий особого внимания заслуживает организация вводно-подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение вводно-подготовительной части способствует ускорению «вхождения» в работу, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия. В свою очередь, оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развившееся в процессе занятия утомление.

Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работоспособность спортсменов, необходимый уровень их эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления. Этому способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха между упражнениями.

Методика построения тренировочного микроцикла зависит от различных факторов. К ним в первую очередь следует отнести особенности протекания процессов утомления и восстановления после нагрузок отдельных занятий. Чтобы правильно построить микроцикл, нужно точно знать, какое воздействие оказывают на спортсмена различные по величине и направленности нагрузки, каковы динамика и продолжительность протекания процессов восстановления после них. Не менее важным являются также сведения о суммарном эффекте нескольких различных нагрузок, о возможности использования малых и средних нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после больших и значительных нагрузок[28].

Большую роль в профилактике перетренированности и перенапряжения играет оптимальное соотношение нагрузок и отдыха в тренировочных микроциклах. Кроме того, используют разгрузочные циклы, основная функция которых – обеспечение полноценного восстановления после напряжённой тренировки в предыдущих микроциклах и создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме спортсмена.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...