Тема 5. Организация выявления и расследования
ПРЕСТУПЛЕНИЙ (2 часа) 1. Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений: оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие. Их общая характеристика и соотношение. 2. Органы предварительного следствия, их система, состав, полномочия. Руководитель следственного органа: круг полномочий, взаимодействие со следователем. 3. Органы дознания, их система, задачи и полномочия. Соотношение понятий «орган дознания», «начальник органа дознания», «начальник подразделения органа дознания», «дознаватель». 4. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность: система, задачи, полномочия.
Дополнительные вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию: 1. Семеро заключенных совершили побег из перевозившей их машины. Во время остановки у светофора в фургоне завязалась драка. Охрана, состоявшая из трех милиционеров, вооруженных пистолетами, попыталась разнять дерущихся и открыла дверь фургона, чего и ждали злоумышленники. Заключенные обезоружили милиционеров и скрылись. За информацию, которая поможет задержать заключенных, было объявлено вознаграждение в размере одного миллиона рублей. По «горячей» линии в дежурную часть ГУВД поступило более 60 сообщений, в связи с чем работники правоохранительных органов выразили уверенность, что все заключенные скоро вновь окажутся под стражей. Один из сбежавших осужденных вскоре был задержан хозяином частного дома, на крышу которого забрался беглец. Является ли деятельность граждан, сообщающих сведения о месте нахождения скрывшихся правонарушителей, деятельностью по раскрытию и расследованию преступлений? Допускается ли Законом РФ «О милиции» выплата денежного вознаграждения гражданам, оказывающим содействие в раскрытии и расследовании преступлений? Должно ли быть выплачено денежное вознаграждение гражданину, задержавшему одного из скрывшихся заключенных?
2. Перечислите в приведенной таблице все органы (должностных лиц), осуществляющие выявление и расследование преступлений, и укажите вид деятельности, которой они занимаются (см. приведенный пример):
Допускается ли действующим законодательством возложение полномочий по проведению дознания или предварительного следствия на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия? Может ли следователь проводить дознание по делу? Чем, на ваш взгляд, это вызвано? Осуществляет ли дознаватель (орган дознания) деятельность, являющуюся предварительным следствием? Распространяются ли принципы правосудия на предварительное следствие и дознание? Объясните, чем это обусловлено.
3. Подчеркните правильный ответ и приведите его обоснование со ссылками на действующее законодательство: Кто из перечисленных следователей обладает наибольшими полномочиями при расследовании преступлений: а) следователь ОВД; б) следователь Следственного комитета при Прокуратуре РФ; в) старший следователь; г) следователь по особо важным делам; д) следователь Главного следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ; е) все обладают равными полномочиями. 4. Кто обладает наибольшей самостоятельностью при проведении предварительного расследования: следователь или дознаватель? Приведите обоснование ответа со ссылками на действующее законодательство.
5. Заполните следующую таблицу.
6. Концепция судебной реформы в Российской Федерации 1991 года 1 в свое время явилась своеобразным планом законотворческих работ. Многие положения этой Концепции сегодня уже претворены в жизнь: изменилась судебная система, статус судей, реформирована адвокатура. Один из немногих пунктов концепции, долгое время остававшихся нереализованными, касался реформирования прокуратуры и следственного аппарата. Концепцией судебной реформы было предусмотрено функциональное и организационное разграничение ведомств, правомочных осуществлять процессуальные действия на досудебных стадиях, и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выделение органов предварительного
__________ 1 Утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР «О Концепции судебной реформы в РСФСР» от 24 октября 1991 г. — Концепция судебной реформы в Российской Федерации. — М., 1992. следствия в самостоятельную вневедомственную федеральную структуру в виде единого «Следственного комитета как службы обвинительной власти». «Распределение функций по расследованию между различными органами следствия, — говорилось в Концепции, — не обеспечивает единства ни в организации следственной деятельности, ни в руководстве ею, ни в ее ресурсном (материально-техническом и кадровом) обеспечении, не связано со спецификой этой деятельности, не отвечает принципам разделения труда, нередко меняется законодателем путем произвольной корректировки правил подследственности, может быть изменено для отдельных дел и по решению прокурора. Это не обеспечивает равенства граждан, попадающих в сферу деятельности органов расследования. Несмотря на единство процессуального регламента, создаются объективно разные условия для взаимоотношений прокуратуры и расследования. Следователь в погонах МВД интенсивнее общается с собственным прямым начальником, нежели с советником юстиции — прокурором, а, мягко выражаясь, значительная независимость следственного аппарата КГБ от прокурорского надзора еще свежа в памяти общественности. Между тем речь идет о единой по своим целям и содержанию (т.е. функциям и методам) деятельности».
Выход из сложившейся ситуации авторы Концепции видели в создании единого следственного аппарата, самостоятельного Следственного комитета, организационно отделенного как от прокуратуры, так и от МВД и КГБ. При этом особо подчеркивалось, что «в грядущих реформах должно быть обеспечено верховенство юстиции над администрацией, преобладание внутреннего убеждения над приказом начальства, введение в ткань правоотношения личности вместо механического исполнителя. Нам по пути со всякой системой, где следователь независим в своих решениях от вмешательства лиц, не являющихся субъектами процесса. Следователь, в отличие от лиц, производящих дознание, — не служитель администрации, не чиновник». Для обеспечения самостоятельности следователя предполагалось изменить его взаимоотношения с прокурором подобно тому, как это было в дореволюционной России: «Судебная реформа 1864 года существенно изменила институт прокуратуры, оставив за прокурорами лишь функцию поддержания государственного обвинения в суде. Прокуроры состояли при судах. Судебные следователи прокурорам не подчинялись. «Прокуроры и их товарищи, — гласила статья 278 Устава уголовного судопроизводства, — предварительных следствий сами не производят, но дают только предложения о том судебным следователям и наблюдают постоянно за производством сих следствий». Разработка и принятие законодательных актов о Следственном комитете Российской Федерации велась долго. В первом полугодии 1993 года были предусмотрены Постановлением Съезда народных депутатов РФ от 14 декабря 1992 г. № 4081-1 «О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией».
Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России 1 предусматривала развитие подразделений предварительного следствия системы МВД России до 2005 года в рамках реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации в части формирования единого вневедомственного следственного органа (Федерального следственного комитета) (п. 3.4). Наконец, 5 июня 2007 г. Президент России подписал Федеральный закон № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»2. Этот закон предусмотрел создание нового следственного органа — Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, который начал свою работу 7 сентября 2007 г. Следственный комитет является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Следователи Следственного комитета проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции. Передача уголовных дел в производство. __________ 1Утверждена приказом МВД РФ от 20 марта 1996 г. № 145 «О Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России». 2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 24. Ст. 2830.
Систему Следственного комитета составляют: Главное следственное управление, следственные управления по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления, в том числе военные следственные управления, а также следственные отделы по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы, в том числе военные следственные отделы. Возглавляет новый государственный орган Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации (утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 года № 10041) установлена общая штатная численность органов прокуратуры Российской Федерации в количестве 58 521 единицы, в том числе предельная штатная численность системы Следственного комитета — в количестве 16 656 единиц.
Следственный комитет не объединил всех российских следователей в одну структуру: как и прежде, предварительное расследование осуществляют следователи различных ведомств (помимо следователей самого Следственного комитета, предварительное следствие проводят следователи органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ). Однако создание Следственного комитета (означающее организационное отделение следователей), повышение процессуальной самостоятельности следователей, разделение функций расследования и надзора за процессуальной деятельностью явилось первым шагом на пути к реализации идей, заложенных в Концепции судебной реформы 1991 г. Сформулируйте аргументы за и против создания единого следственного аппарата в Российской Федерации. Кому, по вашему мнению, должен подчиняться единый следственный аппарат в случае его создания? __________ 1Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 32. Ст. 4122.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|