Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следование за Сунной.




[Каждый мусульманин обязан следовать за Сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха». (Сура ан-Ниса, аят 64). Именно поэтому автор, да помилует его Аллах, привел эту прекрасную главу в конце своего благословенного послания].

 

Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к людям с проповедями, он обычно говорил: ″Мы восхваляем Аллаха Всевышнего, и Он достоин этих восхвалений″. Затем он говорил: ″Кого Аллах ведёт по прямому пути, того никто не введёт в заблуждение. А кого Аллах оставит без помощи, того никто не поведёт по прямому пути. Поистине, самый правдивый рассказ – это Книга Аллаха, а наилучшее руководство – это руководство Мухаммада, худшими из дел являются [дела] новоизобретённые, а всякое нововведение есть заблуждение, а всякое заблуждение – в Огне!″ Затем он говорил: ″Я был направлен [к людям] в то время, когда Час этот стал близок [к ним], как [близки] два этих!″ — [соединяя указательный и средний пальцы]. При упоминании Судного Часа глаза его краснели, голос становился громким, и он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает [людей] о приближении [вражеского] войска словами «Враг придёт к вам утром!» или «Враг придёт к вам вечером!» Затем он говорил: ″Если кто-либо оставит после смерти какое-нибудь имущество, то [оно достанется] его семье, если же кто-либо оставит после себя долг или неимущих родственников, то это — мне, и я должен буду [позаботиться об этом]. Я – попечитель верующих″ ». [Муслим, 867; ан-Насаи, 3/188].

 

Этот хадис передали Муслим и ан-Насаи, но в версии, которую приводит Муслим, нет слов: «…а всякое заблуждение – в Огне!».

Сообщается со слов Зейда ибн Аркама [ибн Кайс ибн ан-Ну‘ман ибн Малик аль-Ансари аль-Хазраджи — славный сподвижник. Скончался в Куфе в 66-ом г.х.], который сказал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал (со своего места) и обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его, потом стал увещевать людей и напоминать им, а затем сказал: ″А затем: поистине, о люди, я — только человек, и скоро уже явится посланник Господа моего [Имеется в виду ангел смерти. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «Воистину, ты (о, Мухаммад) смертен, и они [люди] смертны». Сура аз-Зумар, аят 30] , которому я отвечу, оставив вам две драгоценности.Первой из них является Книга Аллаха, которая заключает в себе руководство и свет. Кто крепко ухватится за нее, тот на прямом пути. А кто забросит эту Книгу, тот в заблуждении. (Второй же драгоценностью) являются члены моей семьи, и я напоминаю вам об Аллахе относительно моей семьи″, повторив это трижды». [Муслим, 2408; Ахмад, 4/367].

Сообщается также, что аль-‘Ирбад ибн Сария ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали трепет, а из глаз потекли слёзы, и тогда кто-то сказал: “О посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!” Тогда он ответил: “Вот моё наставление вам: остерегайтесь (наказания) Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет эфиопский раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго) после меня, увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Схватитесь за нее своими коренными зубам и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!” » [Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676].

Этот хадис передали Абу Дауд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис – достоверный». Также этот хадис передал ибн Маджа и в версии, приводимой им, сказано: «Поистине, я оставил вас на ясном пути, ночь которого подобна дню. С него не собьется после меня никто, кроме погибшего!» [Ибн Маджа, 42-43].

Сообщается, что Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нам, а мы вспоминали о бедности, опасаясь её. Тогда он сказал: ″Неужто вы боитесь бедности?! Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, прольётся на вас мирская жизнь настолько, что если сердце кого-либо из вас и отклонится, то оно будет отклонено именно ею. И клянусь Аллахом, я оставляю вас на ясном пути, ночь которого подобна дню″ ». [Ибн Маджа, 5. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 688].

Сказал Абу ад-Дарда: «Правду сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он оставил нас на ясном пути, ночь которого подобна дню!» Этот хадис передал ибн Маджа.

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я оставил среди вас после себя две вещи, схватившись за которые, вы не собьетесь (с прямого пути). Это – Книга Аллаха и моя Сунна, которые неотделимы друг от друга вплоть до тех времен, когда вы придете к Водоёму». [См. «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», (1/80) имама аль-Лялякаи ат-Табари. Хадис слабый (да‘иф). См. «Мизан аль-И‘тидаль», 2/301-302].

Этот хадис передал Абу-ль-Касим ат-Табари аль-Хафиз в «ас-Сунан».

Сказал абу Бакр ас-Сыддик, да будет доволен им Аллах, во время своей проповеди: «Поистине, я всего лишь следую (за Сунной), а не вношу нововведения». [Передал ибн Са‘д в «ат-Табакат», 3/182-183; ибн Касир в «аль-Бидайа уа-н-Нихайа», 6/303. Сообщение является хорошим по причине поддерживающих цепочек].

 

Сказал ‘Умар ибн уль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Поистине, вам были вменены в обязанность (некоторые) обязательные предписания, и для вас были установлены (некоторые) Сунны. Вы были оставлены на ясном (пути), если только (в будущем) вы не заблудитесь, отойдя вправо или влево, последовав за людьми». [Передал Малик в «аль-Муатта», 2/824. Сообщение является достоверным].

Сказал ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах: «Поистине, мы * следуем, не внося ничего нового. И мы не заблудимся, пока крепко держимся за предания (пришедшие от пророка)». [Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 105-106 (1/86). Сообщение передается через слабую цепочку передатчиков. В ней Абу Джа’фар ар-Рази – слабый. Также в иснаде прерванность, т.к. аль-Мусйаб ибн Рафи’ не слышал от Ибн Мас’уда (как об этом говорится в Тухфат ут-Тахсыль, — об этом сказали Абу Хатим, Ахмад и аль-Бухари)].

*[То есть: сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует].

 

Передал аль-Ауза‘и* от аз-Зухри, который передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда прелюбодей совершает прелюбодеяние, верующим он не является». [Муслим, 57].

*[Шейх уль-Ислям, ученый Шама, Абу ‘Амр, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Амр аль-Ауза‘и. Скончался в 157 г.х.]

Аль-Ауза‘и сказал: «Я спросил аз-Зухри: ″Что это?!″ Тогда он ответил: ″Это знание – от Аллаха, а на посланнике лежала (обязанность) донесения (этого знания), а мы обязаны предаться (этому знанию). Принимайте хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так, как они пришли″».

А в одной из версий сказано: «…поистине, именно так поступали сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». [Слова аз-Зухри, да помилует его Аллах, передали Абу Ну‘айм в «аль-Хилья», 3/369; аз-Захаби в «ас-Сияр», 5/346. Но цепочка передатчиков является слабой, т.к. в ней опасность тадлиса аль-Уалида ибн Муслима. См. также «Шарх Сахих Муслим», (2/42) ан-Науауи. Ан-Науауи, да помилует его Аллах, также указал на то, что в данном хадисе имеется в виду, что совершающий прелюбодеяние лишается полноценной веры. То есть прелюбодей не становится неверующим, но лишается полноценной веры, и является мусульманином с несовершенной верой. Более подробно об этом было сказано в аудиолекциях по книге «аль-Иман»].

Сказал ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и правители после него установили (определенный) путь. Кто ухватится за этот путь, тот посчитал истиной Книгу Аллаха, усовершенствовал свою покорность и крепко ухватился за религию Аллаха. Никто не может изменить этот путь или заменить его. Не следует смотреть на мнение того, кто противоречит этому пути. Кто последует по пути, установленному ими, тот последует по прямому пути. Кто будет искать истину в их пути, тот обретет её. А кто будет противоречить этому пути и последует не по дороге верующих, того Аллах обратит туда, куда тот направился, (а затем) заведет его в Геенну. Как же скверно это место прибытия!*» [Передали аль-Аджурри в «аш-Шари‘», стр. 48; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 134 (1/94); ибн Батта в «аль-Ибана», № 230-231 (1/352). Цепочка передатчиков является достоверной].

*[Аллах Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» Сура ан-Ниса, аят 115].

Сказал аль-Ауза‘и: «Проявляй терпение, следуя Сунне! Остановись там, где остановились люди, говори только о том, о чём они говорили *, удержи себя от того, от чего удержались они. Следуй по пути твоих праведных предшественников, ибо тебе достаточно того, чего было достаточно им!» [Передал аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 315 (1/154). Цепочка передатчиков является достоверной].

*[Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах: «Ни в коем случае не говори в том вопросе, в котором у тебя нет имама из праведных предшественников». См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 21/291; «ас-Сунна», (3/552) аль-Халляля].

Сказал Ну‘айм ибн Хаммад *: «Кто уподобил Аллаха Его творениям, тот, поистине, стал неверующим. Кто отверг то, чем Себя описал Аллах, тот, поистине, стал неверующим. А то, чем Себя описал Аллах, не является уподоблением!». [аз-Захаби в «аль-‘Улю», стр. 126; ибн Теймия в «аль-Фатауа», 5/196; ибн уль-Кайим в «Иджтима‘ аль-Джуйуши-ль-Ислямийа», стр. 221. Шейх аль-Альбани назвал цепочку передатчиков сообщения достоверной. См. «Мухтасар аль-‘Улю», стр. 186].

*[Абу ‘Абдуллах, Ну‘айм ибн Хаммад ибн Му‘ауия ибн уль-Харис аль-Маруази – один из известнейших мухаддисов. Скончался в 228-ом г.х.]

 

Сказал Суфьян ибн ‘Уейна: «Всё, чем Аллах описал Себя в Коране, — толкованием этого является чтение *. Не спрашивай «как?» и не уподобляй». [Передали ад-Даракутни в «ас-Сыфат», стр. 41; ас-Сабуни в «‘Акыда ас-Саляф уа асхаби-ль-Хадис»; ибн Кудама в «Зам ат-Тауиль», стр. 19; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 736 (3/431). Иснад сообщения достоверный].

*[То есть: запрещено толковать эти аяты в противоречие их явному смыслу. Напротив, следует принимать их именно так, как они пришли].

 

Сказал Абу Бакр аль-Маррузи: «Я спросил Ахмада ибн Ханбаля о хадисах, отвергаемых джахмитами. [Это – хадисы] об атрибутах [Аллаха], о лицезрении [Аллаха], о перенесении [пророка из Мекки в Иерусалим], об описании Трона. Он назвал эти хадисы достоверными и сказал: ″Ученые приняли эти хадисы, и поэтому их нужно принимать так, как они пришли″». [ ибн Кудама в «Зам ут-Тауиль», стр. 21; ибн Аби Йа‘ля в «Табакат аль-Ханабиля», 1/56].

*[Имам, факых, мухаддис, шейху-ль-Ислям, Абу Бакр, Ахмад ибн Мухаммад ибн уль-Хаджадж аль-Маррузи. Был имамом Сунны и строго следовал по пути пророка, r. Скончался в 275-ом г.х.].

Сказал Мухаммад ибн уль-Хасан аш-Шейбани – ученик Абу Ханифы: «Все ученые – от востока и до запада – единодушно уверовали в те аяты Корана и в те хадисы, переданные надежными передатчиками от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в которых говорится об атрибутах Господа. [Они уверовали] без [ложных] истолкований и без уподобления. А тот, кто сегодня будет толковать эти аяты и хадисы, выйдет за границы того, на чём был пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. Поистине, они не делали таких толкований, а отвечали только на основе Корана и Сунны, а затем молчали. А кто сказал слово Джахма *, тот, поистине, отошёл от общины [мусульман], ибо он описал Аллаха атрибутами чего-то несуществующего». [ибн Кудама в «Зам ат-Тауиль», стр. 13-14; аль-Лялякаи в «Шарх Усуль И′тикад ахли-с-Сунна», № 740 (3/432); аз-Захаби в «аль-‘Улю», стр. 113. Цепочка передатчиков является недостоверной, так как среди передатчиков присутствуют неизвестные личности].

*[Джахм ибн Сафуан ас-Самарканди – предводитель заблудшего течения под названием «джахмиты». Он посеял ростки великого зла. Его убили в 128 г.х. Джахмиты были первым течением, отрицавшим имена и атрибуты Аллаха Всевышнего].

 

Сказал ‘Аббад ибн уль-‘Аууам *: «Однажды, к нам приехал Шарик ибн ‘Абдуллах ** и мы сказали (ему): ″Поистине, (некоторые) люди отрицают эти хадисы: ″Поистине, Аллах нисходит к нижнему небу…″ [аль-Бухари, 1145; Муслим, 758] , а также хадисы о лицезрении [Аллаха], и тому подобные хадисы. Тогда он ответил: ″Эти хадисы передали те же самые люди, которые передавали хадисы о молитве, закате и хадже. И, поистине, мы можем узнать об Аллахе только посредством этих хадисов″». [Нечто похожее передали ад-Даракутни в «ас-Сыфат», стр. 43; аз-Захаби в «Сияр А‘ляму-н-Нубаля», 8/185. Цепочка передатчиков является достоверной].

*[Абу Сахль, ‘Аббад ибн уль-‘Аууам ибн ‘Умар ибн уль-Мунзир аль-Уаситы – известный имам, мухаддис].

**[Абу ‘Абдуллах, Шарик ибн ‘Абдуллах ан-Наха‘и – хафиз, судья, справедливый и достойный человек. Крайне сурово относился к приверженцам нововведений. Родился в 95-ом г.х., а скончался в 177-ом г.х.]

 

Это лишь малая часть аятов Корана, пророческих хадисов и преданий от праведных предшественников, так держись же их, а также всего остального, что достоверно дошло до тебя от Аллаха, Его посланника и праведных предшественников этой общины, в праведности которых единодушны достойнейшие люди этой общины.

Оставь слова тех, кого праведные предшественники считали презренным, покинутым, отдаленным, проигравшим и порицаемым, даже если большая часть поздних поколений обольстилась и склонилась к их словам. Не обольщайся же многочисленностью последователей лжи!

Передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам начался чуждым и он вновь станет таким же чуждым, каким был в начале. Туба (дерево в Раю) уготована чуждым». [Муслим, 145; ибн Маджа, 3986; ат-Тирмизи, 2629].

Также передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моя община разделится на семьдесят три группы: все они в Огне, кроме одной». А в одной из версий сказано, что сподвижники спросили: «А какая группа спасется?!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это – те, которые находятся на том же, на чём я и мои сподвижники». [Передал ат-Тирмизи, 2641, со слабой цепочкой передатчиков. Но Абу Дауд (№№ 4596-4597); ибн Маджа (№ 3991); Ахмад (4/102); аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/128, передали подобный хадис с достоверной цепочкой передатчиков. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 203-204].

 

Знай [Знай же, о, приверженец Сунны, и обрати на это внимание]!, да помилует тебя Аллах, что Ислам и его приверженцы пострадали от трёх групп:

Первая группа: те, кто отвергли хадисы об атрибутах Аллаха и обвинили во лжи тех, кто их передал. И эти люди нанесли Исламу и мусульманам больше вреда, чем неверующие.

Вторая группа: те, кто заявили о достоверности этих хадисов и принятии их, но затем начали давать им ложные истолкования. Эти люди нанесли больше вреда, чем первая группа.

Третья группа: те, кто отвергли первых и вторых, и ложно посчитали, что они очищают Аллаха от недостатков, хотя это является ложным заявлением. Хотя в результате они всего равно пришли к мнению одной из двух первых групп. И эти третьи нанесли больше вреда, чем две первые группы.

Согласно Сунне следует молчать в тех вопросах, в которых не пришло контекстов от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Не следует ни отвергать этого, ни утверждать. Ты не можешь подтвердить что-то без шари‘атского доказательства, и точно так же нельзя отрицать что-то без него.

Мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он направил нас к тому, чем Он доволен из слов, деяний и намерений, чтобы Он позволил нам жить на том пути, которым Он доволен, и чтобы упокоил нас на этом пути и воссоединил нас с избранным пророком – наилучшим из Его творений — Мухаммадом, а также с его семейством и сподвижниками. Мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он воссоединил нас с ними в Обители щедрости. Поистине, Он – Слышащий, Близкий и Отвечающий на мольбы.

[Это – великая и благословенная мольба! Ведь, человек не сможет стать спутником пророка, да благословит его Аллах и приветствует, если Аллах не будет доволен его словами, деяниями и намерениями. Обители щедрости невозможно достичь без совершения праведных деяний. Аллах Всевышний сказал: «Этого [Рая] не достичь посредством ваших мечтаний (о, верующие) или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника». (Сура ан-Ниса, аят 123).

Сообщается, что слуга посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу-ль-Фирас Раби’а ибн Ка’б аль-Аслями как-то раз сказал: «Обычно я проводил ночи у дверей дома посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принося ему воду для омовения и прочие необходимые вещи, и (однажды) он сказал мне: “Попроси меня (о чём-нибудь)”. Я воскликнул: “Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в Раю!” Он спросил: “Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?” Я сказал: “Нет, именно этого!” Тогда он сказал: “В таком случае помогай мне (в борьбе) против твоей души, совершая множество земных поклонов” ». Передал Муслим, 489].

И в заключении – хвала одному Аллаху!

Пусть Аллах благословит нашего господина Мухаммада, его семейство и его сподвижников, и да приветствует их многочисленным приветствием.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...