Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития Северного морского пути, выявленные при изучении трудовой биографии Николая Григорьевича Бабича




Автор: ученик 9 «Б» класса                                                                                                                     МОУ г.Мурманска СОШ №12

Попов Артур Константинович

Адрес: ***

  Научный руководитель:

Чулкова Лариса Викторовна,

 учитель истории

 

 

                                                      Мурманск

 

                                                      2011

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                                               3 стр.

 

1. Начало трудовой биографии Николая Григорьевича Бабича                                            4 стр.

 

2. Освоение и значение Северного морского пути для страны в прошлом    5 стр.

 3. Роль Бабича Н.Г. в развитии Северного морского пути  с 1970-х годов

по настоящее время и особенности развития СМП                                                            8 стр.

а) ледовая разведка – необходимое условие работы СМП                                     8 стр.

б) практика и теория на службе СМП                                                            8 стр.

в) новое в организации управленческой работы СМП                                11 стр.           

4. Значение и перспективы Северного морского пути  на современном этапе               14 стр.

 

Заключение                                                                                                                                               17 стр.

 

Список литературы                                                                                                                               18 стр.

 

Приложения                                                                                                                                             19 стр.

 

 

Введение

Любое государство - это его люди. Чем более активны и трудолюбивы люди, тем более развито и сильно государство. Мой дедушка Бабич Николай Григорьевич – один из таких активных и трудолюбивых граждан России. Он внёс и вносит большой вклад в освоение и развитие важнейшей транспортной артерии - Северного Морского пути. Знакомясь с его трудовой биографией, я очень много узнал об освоении, развитии и проблемах СМП. Значение Северного морского пути для России трудно переоценить, особенно сейчас, когда стали разрабатываться месторождения нефти и газа на севере. Мы живём за Полярным кругом, возможно, здесь придётся работать мне и моим друзьям. Поэтому знание об особенностях освоения Севера, о профессиях, необходимых для этого освоения, очень важно и актуально для нас.

           Объект:  развитие Северного морского пути

           Предмет: Особенности развития Северного морского пути, выявленные при изучении трудовой биографии Николая Григорьевича Бабича

           Цель: раскрыть значение северного морского пути для страны в целом и становлении личности Бабича Н. Г., а также роль трудовой деятельности Бабича Н.Г. в развитии Северного Морского пути.

Задачи:

1. Представить краткую биографическую справку о Бабиче Н.Г. и о начале его трудовой деятельности.

2. Раскрыть значение Северного морского пути, с которым мой дедушка связал всю свою жизнь, для страны в прошлом  

3. Установить связь трудовой деятельности Бабича Н.Г. и развития Северного морского пути с 1970-х годов по настоящее время, выделять  особенности развития СМП  в этот период.

           4.  Раскрыть значение и перспективы развития Северного морского пути на современном этапе.

Гипотеза:при изучении трудовой биографии человека, который долго проработал на одном предприятии, выясняются особенности развития самого предприятия

Метод работы: исторический анализ научной литературы, статей, размещённых в СМИ и Интернете о Северном морском пути, знакомство с семейными архивами, опрос дедушки Бабич Н.Г. Особенно интересны рассказы дедушки, подкреплённые его трудами, федеральный закон «О внутренних морских водах» и статья журналиста Владимира Блинова "Летающий моряк", сайты, посвящённые Арктике - http://www.arcticuniverse.com/ru, http://flot.com/editions и другие.

 

 

1. Начало трудовой биографии Николая Григорьевича Бабича

Мой дедушка, Николай Григорьевич Бабич,  связал свою жизнь с Северным морским путём.

Он родился в Житомирской области Украины 12 мая 1943 года.  Уже в шестом классе решил  стать летчиком или моряком.

 В общем вагоне пассажирского поезда, приехал в заполярный Мурманск. Не повезло: прием документов в высшее мореходное училище закончился. Устроился на Мурманскую судоверфь, проработал год и одновременно закончил подготовительные курсы в «мореходку», на одни пятерки сдал вступительные экзамены.

Но узнал, что на авиационном факультете политехнического института в Ташкенте намерены открыть ракетное отделение и отправился на юг. Поступил на конструкторское отделение, закончил два курса и был призван в армию. Тогда брали всех, даже аспирантов. Служил курсантом в Самаркандской учебной дивизии, затем старшиной роты в батальоне обслуживания Ташкентского танкового училища.

С приятелем по военной службе решил переводиться на факультет океанологии Ленинградского гидрометеорологического института. Декан факультета океанологии К. К. Дерюгин

 (сын знаменитого исследователя морей) коротко предложил: «Беру вас сразу на второй курс, но доедать надо пять дисциплин». Было тяжело, но ниже «четверки» дедушка не опустился, даже по предметам, которых раньше не изучал.

Штурманскую практику проходил на ледоколе «Георгий Седов». Будущих океанологов высадили на дрейфующую льдину в Чукотском море, где они 10 дней вели научные наблюдения, видели и белых медведей, и китов, моржей и тюленей.  Практика в 1970 г. на ледоколе «Мурманск» началась с трагедии. В мае в катастрофе вертолета на Земле Франца-Иосифа погибли пилот и гидролог ледокола А. Филиппов. Четверым практикантам предложили временную работу в Мурманском морском пароходстве. Решился  один Н. Бабич.

В 1971 г. окончил Ленинградский гидрометеорологический институт с присвоением квалификации инженера-океанолога. Такие специалисты были очень нужны, но их было мало. Мой дедушка сразу включился в работу - три года в ММП инженером-гидрологом на ледоколах «Мурманск» и а/л «Ленин». Так началась его трудовая биография.

2. Освоение и значение Северного морского пути для страны в прошлом

Заинтересовавшись работой дедушки, я невольно задумался об истории Северного морского пути. Ведь, чтобы оценить  вклад конкретного человека, надо хорошо представлять, что было сделано до него.

В соответствии с федеральным законом «О внутренних морских водах», Северный морской путь – это расположенная во внутренних морских водах национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы,  крайние пункты которых ограничены на западе Западными входами в новоземельские проливы  и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов западной долготы… (12)

Северный морской путь имеет историческое название – Северо-восточный проход.

Время начала его истории   неизвестно. Но известны плавания грека Пифея из Мессалии (IV в. до н. э) норвежца Отара (IX в.), новгородца Улеба (XI в.), поморских лодей (XV в.), проекты московского дьяка Дмитрия Герасимова (XVI в.) и Петра I (XVIII в.)

Первые путешествия совершались на деревянных судах без знания ледовой обстановки, климатических и навигационных условий. Мореплаватели изучали ветры и течения, приливо-отливные и другие явления природы, связывали их с изменением состояния льдов, были знакомы с простейшей схемой дрейфа льдов в Баренцевом море и знали о выносе льдов через Гренландское море.

В 1728 г. экспедиция Витуса Беринга выяснила, что Азия не соединяется с Америкой.  Семён Челюскин в 1742 г. достиг северной оконечности Евразии, позднее названной мысом Челюскина.

В целом Великая Северная экспедиция с участием Беринга одна из самых результативных в истории освоения Земли. Изучено практически все евразийское побережье Северного Ледовитого океана и открыта Аляска. На основании её данных М.В. Ломоносов в 1763 г. составил карту полярных регионов и установил ряд закономерностей, формирующих природные условия Северного Ледовитого океана.   В начале XIX века активно изучался северо-восток Арктики. Яков Санников обследовал острова Столбовой, Фаддевский и Новая Сибирь. Экспедиция коллежского регистратора Матвея Геденштрома совершила переход от острова Новая Сибирь к устью Колымы, при чём создала легенду о гипотетической «Земле Санникова». (1 стр. 7-13) (приложение 1)

Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад по СМП совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Б.А. Вилькицкого в 1914—1915 годах. (8)

После Октябрьской революции 1917 года изучение Северного Ледовитого океана было поставлено на государственную основу. В 1920-1921 гг. были созданы специальные научные учреждения: Северная научно-промысловая экспедиция (позже — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААН ИИ) и Плавучий морской институт (позже - Государственный океанографический институт (ГОИН)

Советская Россия столкнулась с проблемами поставки хлеба для голодающих людей на северо-западе страны. В 1920 г. была организована «хлебная» экспедиция на борту судна «Обь» через Карское море, которая благополучно вернулась, доставив 11 тыс. тонн хлеба. Позднее начался экспорт сибирской древесины. (1, стр. 14)

С 1923 по 1931 г.  осуществлены десять плаваний для доставки грузов из Владивостока на северо-восток Арктики. Они проводились ещё без ледокольной поддержки или самолетной ледовой разведки, но внесли вклад  в создание и отработку первых составляющих системы научно-технического обслуживания судоходства во льдах на трассе СМП. Плавания стала обеспечивать гидрографическая служба. Была создана необходимая для судоходства служба погоды: в Мурманске (1921) и в Новом Порту (1923). Русский ученый Н.Розе разработал первый прогноз состояния льдов в Карском море. Поток грузов и средняя продолжительность навигационного периода увеличивались.

Пополнялся транспортный флот: в 1936 г. - лесовозом ледового класса «Арктика» и грузовым теплоходом типа «Волга», в 1938 - танкерами «Ненец» и «Юкагир», судами «Анадырь» и «Игарка», ледокольными пароходами «С.Дежнев» и «Леваневский»

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в западной части Арктики пиратствовали немецкие подлодки и линкор «Адмирал Шеер». Промышленные товары и продовольствие перевозились по СМП на предприятия Севера и населению Якутии, Чукотки, Камчатки и Магадана.  Ледокольный флот по-прежнему состоял из устаревших ледоколов типа «Ермак» (построенного ещё в конце XIX века), «Красин» и «Ленин» с паровой энергетической установкой мощностью до 10 тыс. лошадиных сил и ледореза «Федор Литке». В 1944-1945 гг. на СМП работали ледоколы «Северный ветер» и «Северный полюс», полученные из США. Они участвовали в эвакуации гарнизонов с  островов, проводили корабли для обстрела позиций врага, выводили на боевые позиции подводные лодки.. (1, стр. 15-17)          

Значительные работы по навигационному обустройству трассы СМП выполняло Гидрографическое управление. В Арктике были созданы гидробазы. Гидрографический флот пополнялся судами ледового класса типа «Меридиан».

 После войны флот разделился на ледокольный и транспортный.

В 1957 году на трассу вышел первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Сравнивая параметры и технические данные первого в мире ледокола «Ермак» и первого атомного ледокола «Ленин» (11), можно сделать вывод о том, что «Ленин» имеет водоизмещение в 2 раза больше, силовую установку почти в 5 раз мощнее, скорость в 1,5 раза больше и вместимость почти в 2,5 раза больше.

Быстрыми темпами пополнялся транспортный флот класса «усиленный ледовый» (УЛ) и «усиленный ледовый арктический» (УЛА). В 1960-е вступили в строй дизель-электрические ледоколы «Москва», «Ленинград», «Киев», «Мурманск» (на котором позже ходил дедушка) и «Владивосток» (мощность около 20 тыс. лошадиных сил). (1, стр. 17-19)

Таким образом, нужда в развитии судоходства к территориям на Дальнем Востоке и расширении внешней торговли России появилась после превращения её в великую морскую державу при Петре I. Поэтому с первой половины XVIII века активно проводились исследования побережья Евразии от Белого моря до Камчатки.

В  дореволюционный период в России был достигнут значительный прогресс в изучении и освоении СМП. Однако проблема его рационального экономического использования по настоящему решалась уже после революции, для чего создавались гидрографические службы, ледокольный и транспортный флота. Как трансконтинентальная магистраль, Северный морской путь (СМП) создан в СССР в середине 1930-х годов. Через Карское море по Северному морскому пути перевозились важнейшие грузы, например, зерно, сибирская древесина на экспорт и промышленные товары.

Знаменательным для арктического мореплавания стал 1959 год – начало новой эпохи для морского флота СССР. В состав флота Мурманского морского пароходства вошел новый ледокол «Ленин» с атомной энергетической установкой, спущенный на воду в 1957. Его строили около пятисот различных предприятий страны. Безусловно, на первых порах были трудности - у специалистов не всегда хватало опыта … (10,  стр. 313-314)

С 1961 года развивается новое направление морского ледоведения - изучение плавания судов во льдах, способствовавшее совершенствованию тактики ледового плавания отдельных судов и караванов. А мой дедушка является как раз одним из тех людей, которые стояли у истоков этого направления и обеспечивали бесперебойную работу ледокольного флота.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...