Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из истории освоения Северного морского пути  




Северный морской путь имеет историческое название – Северо-восточный проход. Время начала его истории   неизвестно. Существуют свидетельства о греке Пифее из Мессалии, который в IV в. до н. э. достиг берегов Британии, а затем и «мрачной земли» - Туле, за которой «нет ни моря, ни земли, ни воздуха». Позже, в IX веке, норвежец Отар  достиг Баренцева и Белого морей.

 В 1032 г. новгородец Улеб возглавил первое известное плавание к востоку от Белого моря и достиг Карских Ворот и Югорского Шара. А к XV веку поморы уже проходили через южные Новоземельские проливы и пролив Маточкин Шар в Карское море.  

Эти путешествия совершались на деревянных судах без знания ледовой обстановки, климатических и навигационных условий. Мореплаватели изучали ветры и течения, приливо-отливные и другие явления природы, связывали их с изменением состояния льдов. Например, разводья, появлявшиеся при смене приливного течения на отливное, поморы называли «лед на расплавах». Термин сохранился в ледовых словарях. Мореходы были знакомы с простейшей схемой дрейфа льдов в Баренцевом море и знали о выносе льдов через Гренландское море.

В начале XVI века Испания и Португалия контролировали все известные морские пути, что заставило другие европейские государства искать другие пути. (7, стр.4-15)

Проекты плавания к Китаю по Северному морскому пути были предложены Себастьяном Каботом и московским дипломатом Дмитрием Герасимовым. (1 стр. 6)

При Петре Великом Россия стала могущественной морской державой, особое внимание уделялось исследованиям побережья Евразии от Белого моря до Камчатки ради развития судоходства к территориям на Дальнем Востоке и расширения внешней торговли.

В 1728 г. экспедиция во главе с Витусом Берингом на борту пакетбота «Святой Гавриил» севернее Камчатки обнаружила гряды Командорских и Алеутских островов и выяснила, что Азия не соединяется с Америкой. В 1733-1743 гг. Великая Северная экспедиция Беринга продолжила изучение севера.. Семён Челюскин в 1742 г. достиг северной оконечности Евразии, позднее названной мысом Челюскина. Восточный отряд экспедиции прошел морем от Лены до Индигирки, а затем и до Колымы.

В целом Великая Северная экспедиция одна из самых результативных в истории освоения Земли. Изучено практически все евразийское побережье Северного Ледовитого океана и открыта Аляска. На основании её данных М.В. Ломоносов в 1763 г. составил карту полярных регионов и установил ряд закономерностей, формирующих природные условия Северного Ледовитого океана.   Но суда неоднократно зажимались льдами и в течение нескольких лет не могли достичь мест назначения. Всё же попытки продолжались. Основываясь на гипотезе «открытого моря» на полюсе, М.В. Ломоносов предложил план плавания к Тихому океану через него. В 1765-1766 гг. 6 судов под командованием адмирала Василия Чичагова дважды пытались осуществить его, но оба раза были остановлены льдами и возвращались в Архангельск.

В начале XIX века активно изучался северо-восток Арктики. Яков Санников обследовал острова Столбовой, Фаддевский и Новая Сибирь. Экспедиция коллежского регистратора Матвея Геденштрома совершила переход от острова Новая Сибирь к устью Колымы, при чём создала легенду о гипотетической «Земле Санникова». (1 стр. 7-13)

После Октябрьской революции 1917 года изучение Северного Ледовитого океана было поставлено на государственную основу. Планировалось  использование ледоколов и самолетов, разветвленной сети гидрометеорологических станций и научно-исследовательских баз, подчиненных единой централизованной организации. С этой целью в 1920-1921 гг. были созданы специальные научные учреждения: Северная научно-промысловая экспедиция (позже — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААН ИИ)) и Плавучий морской институт (позже - Государственный океанографический институт (ГОИН)).

После революции Советская Россия столкнулась с жизненно важными проблемами поставки хлеба для голодающих людей на северо-западе страны. Поэтому в 1920 г. была организована «хлебная» экспедиция на борту судна «Обь» через Карское море, которая благополучно вернулась, доставив 11 тыс. тонн хлеба. Позднее, в навигацию 1924 г., начался экспорт сибирской древесины, что было экономически выгодно.. (1, стр. 14)

С 1923 по 1931 г. были осуществлены десять плаваний для доставки грузов из Владивостока на северо-восток Арктики, четыре из них закончились вынужденными зимовками. Эти плавания проводились ещё без ледокольной поддержки или самолетной ледовой разведки.

Карские товарообменные экспедиции 1921—1931 гг. внесли вклад не только в экономику страны, но и в создание и отработку первых составляющих системы научно-технического обслуживания судоходства во льдах. Во-первых, гидрографическая служба стала обеспечивать плавания.  Во-вторых, стала создаваться необходимая для судоходства служба погоды: в Мурманске (1921) и в Новом Порту (1923).  В-третьих, русский ученый Н.Розе разработал первый прогноз состояния льдов в Карском море.  Эти нововведения были продиктованы потребностями практического судоходства во льдах и внесли первые компоненты научно-оперативной системы обеспечения судоходства на трассе СМП. Поток грузов и средняя продолжительность навигационного периода увеличивались.

Пополнялся транспортный флот: в 1936 г. - лесовозом ледового класса «Арктика» и грузовым теплоходом типа «Волга», в 1938 - танкерами «Ненец» и «Юкагир», судами «Анадырь» и «Игарка», ледокольными пароходами «С.Дежнев» и «Леваневский»

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) в западной части Арктики пиратствовали немецкие подлодки и линкор «Адмирал Шеер».

Основная часть грузооборота была переориентирована на восточный участок трассы. Во время войны промышленные товары и продовольствие перевозились по СМП на предприятия Севера и населению Якутии, Чукотки, Камчатки и Магадана.

Ледокольный флот по-прежнему состоял из устаревших ледоколов типа «Ермак» (построенного ещё в конце XIX века), «Красин» и «Ленин» с паровой энергетической установкой мощностью до 10 тыс. лошадиных сил и ледореза «Федор Литке». В 1944-1945 гг. на СМП работали ледоколы «Северный ветер» и «Северный полюс», полученные из США. Они участвовали в эвакуации гарнизонов с островов, проводили корабли для обстрела позиций врага, выводили на боевые позиции подводные лодки.. (1, стр. 15-17)

Значительные работы по навигационному обустройству трассы СМП выполняло Гидрографическое управление. Прежде всего в Арктике были созданы гидробазы. Гидрографический флот пополнялся судами ледового класса типа «Меридиан».

 После войны флот определённо разделился на ледокольный и транспортный.

В 1957 году на трассу вышел первый в мире атомный ледокол «Ленин» мощностью 44 тыс. лошадиных сил. Быстрыми темпами пополнялся транспортный флот класса «усиленный ледовый» (УЛ) и «усиленный ледовый арктический» (УЛА). В 1960-е вступили в строй дизель-электрические ледоколы «Москва», «Ленинград», «Киев», «Мурманск» и «Владивосток» (мощность около 20 тыс. лошадиных сил). (1, стр. 17-19)

Таким образом, нужда в развитии судоходства к территориям на Дальнем Востоке и расширении внешней торговли России появилась после превращения её в великую морскую державу при Петре I. Поэтому с первой половины XVIII века активно проводились исследования побережья Евразии от Белого моря до Камчатки.

В дореволюционный период в России был достигнут значительный прогресс в изучении и освоении СМП. Однако проблема его рационального экономического использования по настоящему решалась уже после революции, для чего создавались гидрографические службы, ледокольный и транспортный флота. Через Карское море по Северному морскому пути перевозились важнейшие грузы, например, зерно, сибирская древесина на экспорт и промышленные товары.

Знаменательным для арктического мореплавания стал 1959 год – начало новой эпохи для морского флота СССР. В состав флота Мурманского морского пароходства  вошёл ледокол «Ленин» с атомной энергетической установкой. Его постройка была поистине всенародной - по свидетельству специалистов в ней принимали участие около пятисот различных предприятий страны. С 1961 года развивается новое направление морского ледоведения - изучение плавания судов во льдах, способствовавшее совершенствованию тактики ледового плавания отдельных судов и караванов.

Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...