Карта СМП с основными трассами плаваний
При планировании пути судов во льдах наиболее важным является оптимальное использование зон с более легкими ледовыми условиями.
Приложение 3. Фотография. Выступает Бабич Н.Г. - начальник штаба морских операций, зам.директора Департамента эксплуатации Ледового флота ОАО ` Мурманское Морское Пароходство`
Приложение 4
Сравнительные таблицы «Развитие ледокольного флота» на основе данных свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org
Параметры и технические данные
| Сибирь (1977-1993)
| Россия (1985 – предположительно
до 2018 года)
| 50 лет Побе́ды, ранее Урал (2007-)
|
Класс
| Арктика
| Арктика
| Арктика
|
Водоизмещение
| 21120 тонн
| 22920 тонн
| 22330/ 25840 тонн
|
Длина
| 147,9 метра
| 150 метров
| 159,6 метров
|
Ширина
| 29,9 метра
| 30 метров
| 30 метров
|
Высота
| 17,2 метра
| 17,2 метра
| 17,2 метров
|
Средняя осадка
| 11 метров
| 11 метров
| 11 метров
|
Силовая установка и мощность
| Атомная турбоэлектричес-кая
75000 л. с.
| Атомная
турбоэлектрическая
75000 л. с.
| 2 ядерных реактора
75 000 л. с.
|
C корость
| 20,8 узлов
| 20,8 узлов
| макс. 21,4 узлов
|
Экипаж
| 150 человек
| 150 человек
| 138 человек.
После сокращений 106 человек
|
Название
| Завод
| Тип, класс
| Дополнение
|
«Ленин»
(1959 – 1989)
| Адмиралтейский завод
| ледокол Ленин
| Корабль-музей.
|
«Арктика»,
в 1982—1986 -
«Леонид Брежнев»
(1975 – 2008)
| Балтийский завод
| ледокол Арктика
(лёд до 2,8 м)
| Первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании.
Проводятся научные исследования состояния ледокола
|
«Сибирь»
(1977-1993)
| Балтийский завод
| ледокол Арктика
| Законсервирован в 1993 г., утилизация после 2015
|
«Россия» (1985 – предположительно
до 2018 года)
| Балтийский завод
| ледокол Арктика
| Замена парогенераторов и продление ресурса до 175 тыс. часов
|
«Севморпуть» (1988- 2007?)
| Керченский судостроительный завод «Залив»
| Лихтеровоз Севморпуть
(Лёд до 1,5 м
Первый атомный ледокол с малой осадкой - 8,1 м)
| Транспортное судно ледового класса. Предназначено для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы. Работал на линиях Одесса — Вьетнам — Владивосток и Владивосток — КНДР; Мурманск — Дудинка — Мурманск
2007 г. – планы переоборудования в буровое судно, простои (!)
|
«Таймыр»
(1989-)
«Вайгач»
(1990-)
| Wärtsilä, «Вяртсиля Морская Техника» Финляндия
энергетическая установка — «Балтийский завод»
| Мелкоосадочный ледокол Таймыр
(Лёд до 1,8 м;
Температура до – 50. Мощность –
50 000 л.с.)
| Веха в сотрудничестве с Финляндией. Предназначены для проводки судов в устья сибирских рек. Отличаются уменьшенной осадкой. Основные ледоколы на маршруте Мурманск — Норильск
Замена парогенераторов и продление ресурса до 175 тыс. часов
|
«Советский Союз» (1989-)
| Балтийский завод
| ледокол Арктика
| Спроектирован так, чтобы его можно было быстро дооборудовать в боевой крейсер. Часть оборудования законсервировано на борту, часть — на береговых складах
1991 и 1992 - служил для арктического туризма
Март 2002 - во время стоянки у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 мегаватт. Эксперимент был успешен, но признан нерентабельным.
2004 - исследование влияния глобального потепления в Арктике.
Замена парогенераторов и продление ресурса до 175 тыс. часов
|
«Ямал», строился как «Октябрьская Революция»
(1993-)
| Балтийский завод
| ледокол Арктика
| 2000 г.- экспедиция к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия.
12-й корабль, достигший Северного полюса. Совершил к нему 39 рейсов. Может колоть лёд, двигаясь как вперёд, так и назад
|
«50 лет Победы», строился как «Урал» (2007 -)
| Балтийский завод
| ледокол Арктика Модернизированный проект второй серии
| Самый мощный ледокол в мире.
Строился с 1989 года по 2007!
|
Приложение 5.
Тезисы статей «Ледоколы», «Атомные ледоколы» - http://ru.wikipedia.org
Ледоко́л — самоходное специализированное судно, предназначенное для различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. К ледокольным операциям относятся: проводка судов во льдах, преодоление ледовых перемычек, прокладка канала, буксировка, околка, выполнение спасательных работ.
Существует два способа преодоления ледяных препятствий: путём разрезания льда острым и подкреплённым форштевнем с последующей раздвижкой образовавшейся полыньи, либо путём продавливания льда весом судна с расколом льда. Это различие непосредственно подтверждается формой корпуса и находит своё отражение в исторически закреплённом разделении судов ледового плавания на ледоколы и ледорезы. Последний из этих терминов широко применялся во время интенсивного освоения Северного морского пути в начале ХХ века
Корпус судна обычно «бочкообразный», со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии («ледовый пояс»), «ледокольной» формой носовой и «М-образной» формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей.
Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии, а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет «с ходу» выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. «М-образная» в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол).
Вместе с тем, классическая ("бочкообразная") конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придает ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.
Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую маневренность (на более старых ледоколах ставили паровые машины с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение маневренности и живучести пропульсивной установки судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, ибо при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу Северного Морского пути).
Ледоколы применяются для самостоятельной доставки грузов в труднодоступные районы Арктики и Антарктики, эвакуации и доставки экспедиций с/на научные станции, а также (чаще всего) для прокладки судоходного пути другим судам, следующим за ледоколом.
Ледоколы внесли значительный вклад в освоение Северного морского пути.
Наибольшим ледокольным флотом обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция. Но атомные ледоколы создавались только в России.
Ледокольный флот России включает мощные атомные ледоколы, а также дизельные ледоколы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: