Разделение в Первой Церкви
Проблема разногласий возникла еще в Первой Церкви, и Павел в своем Послании к верующим в Коринфе оставил нам неоценимый пример того, как надо разбираться в сути этой проблемы и причинах ее возникновения. "И я не мог говорить с вами, братия, - пишет он, - как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе… Потому что вы еще плотские" (1 Кор. 361, 3). Плотское мышление уничтожает всякую мысль о единении со Христом. "Царственное священство", живущее по плоти, стирает всякое различие между Церковью и миром. "…Если между вами зависть, споры и разногласия, - говорит Павел, - то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?" (1 Кор. 3:3). Некоторые верующие причисляли себя к последователям Аполлоса, другие называли себя сторонниками Павла. И хотя ни Павел, ни Аполлос не побуждали их к конфликту и не одобряли его, война между "их партиями" все больше разгоралась. Вот почему Павел вопрошает их: "Не плотские ли вы?" Это означает: "Не исполнены ли вы своеволия? Не жаждете ли только своего?" Чтобы восстановить правильный, библейский взгляд на ситуацию, Павел обращает очи их на Бога и говорит: "Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали… я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог…" И затем апостол дает формулу единства двух работников в саду Божьем - Павла и Аполлоса: "Насаждающий же и поливающий суть одно…" (1 Кор. 3:5, 6, 8. Курсив мой. - Т.Т.). В этих словах есть невысказанное ободрение. Если воюющие партии в Коринфской церкви отбросят, наконец, свои разногласия и личные предпочтения, чтобы стать едиными в Боге, то с Божьей помощью будут возрастать. "Ибо мы соработники у Бога…" (1 Кор. 3:9). Посмотрите, с какой готовностью Павел, дабы прекратить раздоры в Коринфской церкви, отождествляет себя с Аполлосом и говорит о том, что оба они - всего лишь служители. Пора бы уж и нынешним пастырям, учителям и другим вождям церкви сказать:
- Перестаньте смотреть на нас. Лишь в Господе вы возрастаете. Пора бы уж и нам принять на себя роль Павла и осознать, что суть подлинного лидерства состоит в служении. Культ личности есть культ нуля. Нынче не время для возвышения лидеров, но время истинным лидерам опуститься на колени! Время нам покаяться за самопревознесение! Подобно Иисусу, Павел молился за единство в Церкви. В 1-ом Послании к коринфянам он писал: "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1 Кор. 1:10). Обратите внимание на составляющие единства: 1) чтобы все вы говорили одно, 2) чтобы не было между вами разделений, 3) чтобы вы соединены были 4) в одном духе и 5) в одних мыслях. Павел чувствовал, что разъединение - огромная опасность, угрожающая и этой (Коринфской), и любой другой здоровой церкви. Ведь если люди действительно преданы вере, если они искренни в своих верованиях, они, конечно же, "с пеной у рта" будут отстаивать свои взгляды. То есть, по-видимому, опасность конфликта прямо пропорциональна степени энтузиазма: чем больше у верующих энтузиазма, тем вероятнее возникновение конфликта.
Причины разделения В Послании к филиппийцам Павел говорит: "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…" (Фил. 2:3 - 5). Христос по доброй воле служил людям. Служил не по тщеславию, не ради собственного престижа или собственных нужд. Пример Его служения дает нам ключ к решению проблемы разделения. Павел показывает три основные причины разделения: тщеславие, личный престиж и забота только о себе (эгоизм).
Тщеславие - это, попросту говоря, свойственное некоторым из нас предпочтение собственной карьеры приближению Царства Божия. Они трудятся для его приближения лишь постольку, поскольку это способствует их самовыражению и самопрославлению. Я как-то прочел биографию Амвросия, который был заметной фигурой в истории раннего христианства. Это был римский прокуратор Лигурии и Эмилии, человек высокообразованный и мудрый. Говорили, что все его правление было исполнено такой заботой о людях, что они любили его, как отца. И вот умер местный епископ, и начались споры о том, кого назначить вместо него. В самый разгар споров все вдруг услышали звонкий голос маленького ребенка, который резко выделился из шума толпы: - Амвросий - епископ! Амвросий - епископ! И толпа вняла крику ребенка. Однако в ту же ночь Амвросий бежал из города, чтобы избежать столь высокого духовного поста. Приведу еще пример из истории Реформации ХУI века в Великобритании. Когда Джон Нокс, основоположник пресвитерианства, был официально рукоположен проповедником кафедрального собора, - он был сокрушен и подавлен. Как написано в одной из книг по истории Реформации, "разразившись потоком слез, Джон Нокс удалился в свой покой. С этой мину и до того дня, когда он был принужден взойти на кафедру, весь его вид и поведение определенно свидетельствовали о горе и сердечных муках. Никто не видел на его лице никаких признаков радости, да и он тщательно избегал общения со всеми без исключения людьми на протяжении всех этих дней". Я мог бы привести и еще примеры, но ограничусь этими двумя примерами из жизни поистине великих служителей Божиих, которые тем не менее искренне чувствовали себя недостойными принять высокое духовное назначение. Амвросий, отнюдь не сомневавшийся в своем праве и в своих способностях на посту прокуратора, убоялся даже мысли о назначении его епископом. А Джон Нокс в подобном случае тоже устрашился, но со смирением принял высокий сан. Мы должны всячески удобрять поля смирения, на которых и произрастают цветы единства. Но боюсь, что сегодня среди нас, служетелей Церкви, карьеризма и самопрославления гораздо больше, нежели мы смогли бы заметить в тех великих людях, которых смущала сама мысль о том, что они могут быть избранными Господом Его служителями. Где же наше мышление служителей? Сейчас не время мечей, а время белых флагов. Престиж часто таит в себе больше искушений и соблазнов, чем богатство. Быть предметом уважения и восхищения, сидеть в президиумах, быть всем известным и всеми обласканным - все это для некоторых людей составляет предел желаний. Но ведь красоваться перед людьми недостойно христианина. Нашего Отца славят те добрые дела, которые мы совершаем в тайне. Люди должны смотреть на Него, а не на нас. Недаром Уильям Сеймур, с именем которого связано историческое пробуждение на улице Азуса в Лос-Анджелесе, все свои многочасовые проповеди произносил не сходя с кафедры, буквально спрятав свое лицо за пюпитром, чтобы не закрывать от своих слушателей лица Иисуса и не брать себе ни толки Его славы.
Эгоизм или эгоцентризм - третий враг единства и третья причина разделения. Если для вас собственные интересы и желания превыше всего, то очень скоро вы вступите в конфликт с теми, у кого другие интересы. Если жизнь для вас - соревнование, то другие люди - соперники, а не сотрудники. Каждый знает по меньшей мере об одной церкви, где разделения привели к церковному расколу - т.е. одна группа верующих откололась и пошла своим путем, причем обе части, отколовшаяся и оставшаяся, продолжает утверждать, что получили слово от Господа в подтверждение того, что верно понимают и исполняют волю Его. На самом же деле и в таких случаях все упирается в вопрос о контроле. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы так часто слышим о церковных расколах, но почти никогда - о расколах среди атеистов? Было время, когда баскетбольная команда "Чикаго баллз" побила национальный рекорд по количеству выигранных чемпионатов - и все потому, что каждый член команды точно знал свое место на площадке и действовал в полной гармонии с другими игроками. При этом в команде были самые разные люди, с разными взглядами на жизнь. Но когда они надевали баскетбольные формы и выходили на площадку, они забывали обо всех разногласиях - они становились командой. И неизменно выигрывали как раз потому, что забывали обо всем, что их разделяло.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|