Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора




ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Место прокуратуры в системе государственных органов

 

Развитие правового демократического российского госу­дарства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Госу­дарственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от раз­личных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантиру­ет общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблю­дать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.

Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судеб­ной власти, так как, с одной стороны, она не является элемен­том судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.

Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к госу­дарственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерально­го прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структу­ры исполнительной власти.

В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе ор­ганов законодательной власти, так как в соответствии с по­ложениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.

В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в си­стему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и дру­гие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обе­спечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени РФ, т.е. от имени Прези­дента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы го­сударства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.

С одной стороны, с подобными утверждениями можно и со­гласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществля­ет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначе­нии его на должность и отстранении от должности. Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.

С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура от­носится к системе президентской власти, вызывает определен­ные возражения.

Во-первых, если рассматривать правовое положение Прези­дента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к вы­воду, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодатель­ные органы подотчетны Администрации Президента РФ.

Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции наз­начение на должность и освобождение от должности Генераль­ного прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.

Проку­ратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры — это самостоя­тельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, со­блюдению режима законности всеми субъектами права, а так­же охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы про­куратуры могут, только будучи структурой, организация и дея­тельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и поли­тических партий.

Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора

 

Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц и обеспечении порядка и организованности в обществе.

Требования законности:

1. Воплощение идеи господства права в жизни общества и государства.

2. Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества.

3. Равенство всех перед законом.

4. Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права.

5. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод.

6. Надлежащее правильное и эффективное применение права. Данное правило адресовано госу­дарственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечивать реализацию правовых норм.

7. Последовательная борьба с правонарушениями.

8. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Надзор за единообразным и точным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.

Почему так важно создать режим законности в государстве? Ответ один: только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.

Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.

Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Это также является составным элементом понятия законности.

Наконец, государство устанавливает различного рода ответственность за допущенное нарушение закона в зависимости от степени опасности нарушения. Ответственность может быть уголовной, административной, материальной или дисциплинарной, но она должна неотвратимо наступить. Известно, что безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона.

Когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти и управления должны разработать меры в направлениях совершенствования законодательства, усиления деятельности органов исполнительной власти, активизации прокурорского надзора, усилении ответственности за допущенное нарушение закона. Только комплексный подход к решению этих проблем позволит успешно создать режим законности в государстве.

Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность в государстве - это организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от беззакония и произвола.

Забота государства, его законодательных и исполнительных органов по укреплению законности проявляется в следующем:

* в совершенствовании действующего законодательства и расширении сферы правового регулирования в соответствии с уровнем развития правового государства.

* в совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и правовых.

* в принятии мер по совершенствованию деятельности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов.

* в мобилизации широкой общественности на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, на преодоление других негативных явлений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...