Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательное регулирование надзора




Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих деятельность прокурора по обеспечению верховенства Конституции, соблю­дению и исполнению законов, защите прав и свобод граждан, законных интересов личности, общества и государства.

Предметом правого регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов про­куратуры по обеспечению режима законности в РФ. Методом правового регулирования служит преду­смотренная законом совокупность взаимосвязанных и взаи­мообусловленных приемов, способов и средств осуществления прокурором своих полномочий.

В ст. 3 Закона о прокуратуре содержится положение, в соот­ветствии с которым правовую основу организации и деятель­ности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие федеральные законы и международные догово­ры РФ.

Конституция определяет принципы организационного по­строения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоя­щих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В этой же статье Конституции определен порядок назна­чения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Данным конституци­онным положением закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Кроме того, оно спо­собствует построению вертикали управления в системе орга­нов прокуратуры таким образом, что надзор за соблюдением законности осуществляется на всех уровнях власти независимо от местнических сепаратистских тенденций.

Однако специфика федеративного устройства российского государства и сложившиеся к моменту принятия Конститу­ции социально-политические условия обусловили тот факт, что в ч. 3 ст. 129 Конституции закреплено положение, соглас­но которому прокуроры субъектов РФ назначаются на долж­ность только после согласования с органами власти субъекта РФ. При этом органы власти субъектов РФ не имеют права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответ­ствии с п. «о» ст. 71 Конституции законодательство и управле­ние прокуратурой относится исключительно к ведению РФ.

Таким образом, в Конституции определены принципиаль­ные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и далее в ней указано, что полномочия, органи­зация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ. Им является Закон о прокуратуре.

Закон о прокуратуре состоит из семи разделов, которые включают 54 статьи. В этом Законе определены цели и зада­чи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и ни­жестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.

Закон определяет предмет прокурорского надзора относи­тельно каждого из его основных направлений (отраслей), пол­номочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нор­мы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социаль­ной зашиты сотрудников.

Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, деятельность прокурора по отдель­ным направлениям регламентируется нормами, содержащи­мися в иных федеральных законах.

Так, ст. 30 Закона о прокуратуре содержит правило, соглас­но которому полномочия прокурора по надзору за исполне­нием законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно- процессуальным законодательством РФ и другими федераль­ными законами.

Например, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД по тре­бованию прокурора руководители органов, осуществляющих ОРД, обязаны представить им оперативно-служебные доку­менты, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с исполь­зованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные норматив­ные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по над­зору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответ­ственность должностных лиц.

Полномочия прокурора по осуществлению уголовного пре­следования, а также по надзору за исполнением законов ор­ганами дознания и предварительного следствия определены в ст. 37 УПК.

Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в ад­министративном судопроизводстве, закреплены в КоАП. На­пример, в его ст. 25.11 содержатся указания на полномочия прокурора, который вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять хо­датайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об адми­нистративном правонарушении независимо от уч.я в деле, а также совершать иные предусмотренные ФЗ действия.

Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятель­ность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Регламентируют вопросы деятельности органов прокурату­ры и соответствующие указы Президента РФ. К ним, в частно­сти, можно отнести Указы Президента РФ от 30.06.1997 № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников РФ» и др.

Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие от Генераль­ного прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Ге­неральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, рас­поряжения, указания и инструкции, определяющие и разъяс­няющие вопросы организации деятельности органов проку­ратуры, а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Указанные норма­тивные правовые акты занимают особое место в деятельности органов прокуратуры, поскольку принимаются в соответствии с текущей оперативной обстановкой, складывающейся в ре­зультате непосредственной работы прокуратуры по реализа­ции своих полномочий, а также управлению всей системой ее органов.

Нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором РФ, должны соответствовать следующим требова­ниям: во-первых, приниматься уполномоченным на это долж­ностным лицом прокуратуры (Генеральным прокурором РФ или его заместителями); во-вторых, не противоречить Кон­ституции и федеральному законодательству; в-третьих, быть обязательными для исполнения всеми прокурорами и следова­телями прокуратуры. Обязательное значение эти нормативные правовые акты имеют и для иных должностных лиц органов, поднадзорных прокуратуре.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...