Психологическая готовность к материнству
Стр 1 из 5Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение ……………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Изучение релаксации как метода работы с беременными женщинами (обзор литературы по теме исследования)…………………. 5 1.1 Беременность, как кризисный период. Психологическая готовность к материнству…………………………………………………… 5 1.2 Беременность и депрессия…………………………………….. 9 1.3 Психофизиологические аспекты беременности и родов… 12 Глава 2. Релаксация, как метод работы с беременными………………. 15 2.1 Методики релаксации………………………………………… 18 Глава 3. Экспериментальное изучение влияния релаксационных методик на уровни тревожности и уверенности в себе и своих силах у беременных……………………………………………………………………. 46 3.1. Выявление уровней тревожности и уверенности в себе и своих силах у беременных женщин до прохождения курса подготовки к родам в школе для пап и мам…………………………………….. 46 3.2 Выводы ………………………………………………………… 52 Заключение …………………………………………………………………… 53 Список литературы …………………………………………………………... 54 Введение
Актуальность: изучение влияния метода релаксации на беременных женщин является актуальной темой. Обусловлено это тем, что эта тема мало изучена. Существуют некоторые работы российских и зарубежных авторов, изучавших использование методов релаксации во время родов. Цель исследования: проверить на практике эффективность методик релаксации, направленных на снижение уровня тревожности и повышение уверенности в себе и своих силах. Объект исследования: уровни тревожности и уверенности в себе у беременных. Предмет исследования: влияние методов релаксации, применяемых на курсах дородовой подготовки, на тревожность и уверенность в себе у беременных женщин.
Гипотеза исследования: Методы релаксации, применяемые на курсах дородовой подготовки, влияют на снижение уровня тревожности и повышение уверенности в себе и своих силах у беременных женщин. З адачи исследования: 1. Осуществить теоретический обзор литературных источников, рассматривающих релаксацию, как метод работы с беременными женщинами. 2. Выявить уровень тревожности и уверенности в себе и своих силах у беременных женщин до прохождения курса подготовки к родам, с использованием релаксационных методик, в Школе для пап и мам. 3. Выявить уровень тревожности и уверенности в себе и своих силах у беременных женщин после прохождения курса подготовки к родам, с использованием релаксационных методик, в Школе для пап и мам. 4. Сравнить уровень тревожности и уверенности в себе и своих силах до, и после прохождения курса подготовки к родам, с использованием релаксационных методик в Школе для пап и мам.
Метод: для исследования была выбрана модифицированная версия методики Дембо – Рубинштейн, которая используется в опросниках, предлагаемых беременным для заполнения. Для анализа были использованы две шкалы опросника: «тревожность», «уверенность в себе и в своих силах», т.к. в основном методики релаксации направлены на работу с данными качествами. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) беременными ряда личных качеств, таких как тревожность, уверенность в себе и своих силах, желание пройти через опыт родов и т. д. База исследования: исследование проводилось на базе Школы для пап и мам. В исследовании принимали участие 50 женщин в возрасте 20 – 35 лет, сроки беременности 22 – 35 недель, посещавших курсы дородовой подготовки в Школе для пап и мам. Для систематизации полученных результатов женщины были разделены на три возрастных группы: I группа - 20-25лет(15 чел.), II группа - 26-30лет(24 чел), III группа - 31-35лет(11 чел).
Значимость проводимого исследования. Снижение уровня тревожности для беременных женщин является важным, т.к. от состояния будущей мамы зависит как течение самой беременности, так и формирование ребенка, формирование взаимоотношений матери и ребенка в будущем. 1. Изучение релаксации как метода работы с беременными женщинами Психологическая готовность к материнству "Рождение" матери — это кризис, такой же естественный, как кризисы трехлетнего или подросткового возраста, когда разрушаются старые манеры поведения, старые представления о себе и выстраиваются новые. Кризисный период зарождения матери начинается с желания иметь ребенка, продолжается во время беременности, достигает кульминации в момент рождения ребенка и длится затем в течение первого года жизни малыша. Во время кризиса у матери формируется ответственность за себя и ребенка, меняется представление о женственности и сексуальности, появляется более глубокая оценка самой себя. Однако, переживая кризисное время, женщина становится более хрупкой, уязвимой и менее уверенной в себе. Эти естественные процессы сопровождаются изменениями внутреннего мира и требуют чуть более бережного отношения со стороны окружающих. Сегодня мы знаем, что на формирование материнского чувства влияет и опыт собственного раннего детства, и многие бессознательные процессы. Проблема становления материнской сферы и психологической готовности к материнству является одной из ключевых в перинатальной психологии. На диагностике психологической готовности к материнству основывается прогноз материнско-детских отношений после рождения ребенка. Диагностика уровня сформированности различных аспектов материнской сферы позволяет построить план психологической работы по оптимизации взаимодействия в диаде «мать-дитя» еще на этапе беременности. Впервые понятие «Готовность к материнству» было введено О.А. Копыл, О.В. Баженовой, Л.Л. Баз [5]. Авторы понимают под готовностью к материнству комплекс психологических новообразований, отражающих изменения в личности и самосознании беременной женщины. Психологическая готовность к материнству – «особое психологическое состояние матери, которое удовлетворяет важнейшие психологические потребности младенца в безопасности, поддерживании интереса к внешнему миру и любви». Как компоненты авторы выделяют мотивационное обеспечение готовности к материнству, поведенческие аспекты, а также отражение в сознании и самосознании будущей матери образы ребенка, материнства и реальной домашней ситуации после родов.
Важнейшим итогом развития личности в этом периоде авторы предлагают считать появление у матери особого комплекса психологических новообразований, который они определяют как готовность к материнству, т.е. особое психологическое состояние матери, которое удовлетворяет важнейшие психологические потребности младенца в безопасности, поддерживании интереса к внешнему миру и любви. Отсутствие возможности удовлетворения этих потребностей традиционно рассматривается как психологическая угроза психическому здоровью ребенка. Рассматривая материнство как часть личностной сферы женщины (материнская потребностно-мотивационная сфера), Г. Г. Филиппова [12,16] выделяет 5 основных блоков психологической готовности к материнству: 1. Личностная готовность. Сюда входят: общая личностная зрелость, которая в свою очередь включает в себя: -адекватную возрастно-половую идентификацию; -способность к принятию решений и ответственности; -прочную привязанность; -внутреннюю каузальную атрибуцию и внутренний локус контроля; -отсутствие зависимостей личностные качества, необходимые для эффективного материнства: -эмпатия; -способность к совместной деятельности; -способность быть «здесь и теперь»; -творческие способности; -интерес к развитию другой личности; -интерес к деятельности выращивания и воспитания; -умение получать удовольствие; -культура тела. 2. Адекватная модель родительства включает в себя: -адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры;
-оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение. 3. Мотивационная готовность включает в себя зрелость мотивации рождения ребенка, при которой малыш не становится: -средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины; -средством удержания партнера или укрепления семьи; -средством компенсации своих детско-родительских отношений; -средством достижения определенного социального статуса и т.п. 4. Сформированность материнской компетентности включает в себя: -отношение к ребенку как субъекту не только физических, но и психических потребностей и субъективных переживаний; -сензитивность к стимуляции от ребенка; -способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; -способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние; -гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития; -необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром; -способность к совместной деятельности с ребенком; -навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка. 5. Сформированность материнской сферы. Материнство как часть личностной сферы женщины (материнская потребностно-мотивационная сфера) включает три блока: эмоционально-потребностный: -реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка); -объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы; -потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; -потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний); Операциональный: -операции вербального и невербального общения с ребенком; -адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; -операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений). Ценностно-смысловой: -адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; -оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины. Содержание этих блоков последовательно формируется в онтогенезе женщины.
Особенности материнской сферы являются относительно устойчивыми для каждой женщины, однако они варьируются для каждого конкретного ребенка. К моменту рождения ребенка у матери есть некоторый «стартовый» уровень содержания всех блоков материнской сферы, обусловленной историей ее развития, включая опыт, полученный с предыдущими детьми. Актуальное материнство (взаимодействие именно с этим ребенком) модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий. Наиболее устойчивым является стиль эмоционального сопровождения. Более вариативен потребностно-эмоциональный блок. Ценностно-смысловой является наиболее лабильным и зависит от развития всей личности и других ценностей. Содержание мотивационной сферы может различаться у одной женщины относительно ее разных детей. М. Е. Ланцбург [6] включает в понятие «психологическая готовность к материнству» несколько уровней: -Личностный - мотивация, личностные смыслы, ценности. -Эмоциональный – сформированность эмоциональной сферы, интуитивность, эмпатия, эмоциональная открытость. -Когнитивный – знания о развитии ребенка -Операциональный – владение операциями ухода -Психофизический уровень – владение навыками саморегуляции. Беременность и депрессия. В период беременности происходят изменения в жизненном укладе и планах будущей мамы и ее семьи. На женский организм в этот период могут воздействовать различные болезнетворные факторы, которые могут негативно повлиять как на здоровье женщины, так и ее ребенка. Среди таких факторов – психологический стресс. Мнение, что беременность является временем безмерной радости и счастья было изменено. Исследования доказали [21], что многие женщины находятся в угнетенном состоянии из-за депрессии во время беременности. Только во второй половине 20 века психиатры начали осознавать серьезность депрессии в это период. Хотя постнатальная депрессия уже давно известна специалистам, антенатальная депрессия требует большой работы специалистов по ее исследованию. Поскольку симптоматика поведения беременной женщины в депрессии схожа с обычным поведением беременной женщины, поставить диагноз антенатальной депрессии очень сложно. В тоже время, погружение женщины в материнство, с его «полной включенностью» может маскировать психические заболевания, и не давать возможности во время диагностировать заболевание и назначить лечение. Как показывают исследования Shari Lusskin; Tara M. Pundiak, Sally M. Habib [22], женщины вдвое больше, чем мужчины подвержены развитию депрессий и беременность и послеродовый период – как кризисные этапы способствуют развитию этого заболевания. 49% беременностей является незапланированными и к числу женщин с депрессиями в связи с потерей добавляются женщины с антенатальной депрессией. Пик возникновения депрессии – это второй и третий триместры беременности. Новый эпизод может возникнуть через 3 месяца после рождения ребенка. Также Shari Lusskin; Tara M. Pundiak, Sally M. Habib; [22] отмечено, что преждевременное рождение и малый вес связаны с тревожностью и депрессией во время беременности. Депрессия в течение беременности является одним из важнейших факторов влияющих на развитие послеродовой депрессии. (Beck,2001)[19]. В.И. Брутман и М.С Родионова [2] назвали своеобразный амбивалентный эмоциональный комплекс, характерный для беременных, термином Л.С. Выготского «бинарный аффект» (Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: 1987.-343 с.). Суть бинарного аффекта у беременных заключается в том, что в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений в эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины. На смысловом уровне этому соответствует ряд негативных тенденций. Здесь и опасения и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие иногда до паники — «вынесу ли я роды?»; и неуверенность в своих способностях родить и стать «полноценной» матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального благополучия своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы, и, наконец, переживания своей телесной метаморфозы и связанной с этим переживания своей сексуальной непривлекательности. Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и, как показывают наблюдения В.И. Брутмана и М.С. Радионовой, даже самая желанная беременность прокрашивается особым двойственным, противоречивым бинарным аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм и надежда, и — настороженное ожидание, страх и печаль. Этот амбивалентный комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина вынуждена решать вопрос - сохранять или прерывать беременность. М.Оден [9] также говорит о том, что беременная женщина, не измотанная стрессом, к моменту родов будет в лучшем состоянии. Гроф К. [3] предполагает, что нерожденный ребенок воспринимает такие затруднения матери во время беременности, как хроническая тревожность, напряженность и эмоциональный стресс, и эти пренатальные впечатления переходят на уровень его подсознания. Умение самой матери снимать стрессы и напряжение, а также умение близких оберегать женщину от перегрузок, в том числе и эмоциональных, позволит свести к минимуму отрицательные воздействия на психическую жизнь еще нерожденного ребенка. Вне беременности женщина может «справляться» со стрессовыми ситуациями с помощью транквилизаторов или других психотропных препаратов, но эти препараты достаточно вредны для будущего ребенка, в связи с этим на данном этапе жизни женщины большое значение имеет психотерапия [23]. Обретение психической устойчивости и сохранение эмоционального комфорта, зависят от способности будущей мамы преодолевать негативные состояния - как физические, так и психические. Именно по этой причине среди психологических методов, направленных на поддержание беременности и подготовку женщины к родам, особое значение придается релаксации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|