Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление уровней тревожности и уверенности в себе и своих силах у беременных женщин до прохождения курса подготовки к родам в школе для пап и мам




Нами было проведено пилотажное исследование на базе Школы для пап и мам. Как уже было показано выше – в школе используется широкий спектр релаксационных методик в работе с беременными.

В исследовании принимали участие 50 женщин в возрасте 20 – 35 лет, сроки беременности 22 – 35 недель, посещавших курсы дородовой подготовки в Школе для пап и мам. Для систематизации полученных результатов женщины были разделены на три возрастных группы: I- 20-25лет, II- 26-30лет, III - 31-35лет.

Для исследования была выбрана модифицированная версия методики Дембо – Рубинштейн, которая используется в опросниках, предлагаемых беременным для заполнения (на курсах дородовой подготовки в Школе для пап и мам). Для анализа были использованы две шкалы опросника: «тревожность», «уверенность в себе и в своих силах», т.к. в основном методики релаксации направлены на работу с данными качествами.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) беременными ряда личных качеств, таких как тревожность, уверенность в себе и своих силах, желание пройти через опыт родов и т. д.

Обследуемым предлагается в первый и в последний день семинара на горизонтальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Обработка проводится по двум шкалам (первая — «тревожность», вторая «уверенность в себе и в своих силах»).

1. По каждой из двух шкал определяется:

- субъективное состояние — расстояние в сантиметрах от «нижней» точки шкалы до знака «Х» по анкете первого дня семинара;

- уровень притязаний — расстояние в сантиметрах от «нижней» точки шкалы до знака «О» по анкете первого дня семинара;

- субъективное состояние — расстояние в сантиметрах от нижней точки шкалы до знака «Х» по анкете второго дня семинара;

2. Рассчитывается средняя величина каждого показателя по двум шкалам.

Методика, выбранная нами для исследования дает лишь субъективные показатели. Для нас были значимы именно такие показатели, т.к. это дало возможность посмотреть, как сама женщина ощущает происходящие изменения, произошедшие за время прохождения курсов дородовой подготовки в Школе для пап и мам.

Проведение исследования.

Инструкция.

«Оцените и обозначьте, пожалуйста, на каждой шкале крестиком (Х) степень выраженности своего субъективного состояния или чувства в настоящий момент. После этого кружком (О) отметьте, пожалуйста, на той же шкале место, где бы Вам хотелось находиться».

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь шкал, длина каждой — 12 см.

Результаты, и их анализ.

Результаты, полученные на основе анализа анкет первого дня.

Актуальный показатель по шкале «тревожность»:

 I группа – 5.3

II группа – 5.4

III группа – 6

Рис.1

 

 

Идеальный показатель по шкале «тревожность»:

I группа – 1.3

II группа – 2.2

III группа – 1.8

Рис.2

Актуальный показатель по шкале «уверенность в себе и в своих силах»:

I группа – 7.4

II группа – 7.1

III группа – 6.8

Рис.3

 

Идеальный показатель по шкале «уверенность в себе и в своих силах»:

I группа – 11

II группа – 11

III группа – 11

 

Рис.4

Результаты, полученные на основе анализа анкет последнего дня.

Актуальный показатель по шкале «тревожность»:

 I группа – 4.6

II группа – 3.1

III группа – 4.4

Рис.5

Идеальный показатель по шкале «тревожность»

I группа – 1,2

II группа – 1,4

III группа – 0,9

Актуальный показатель по шкале «уверенность в себе и в своих силах»:

I группа – 8.8

II группа – 9.3

III группа – 8.6

Рис.6

 

Идеальный показатель по шкале «уверенность в себе и в своих силах»

I группа - 11

II группа -11

III группа – 11, 2

Полученные результаты, показывают снижение уровня тревожности в последний день по сравнению с первым, а также повышение уровня уверенности в себе и в своих силах во всех группах испытуемых.

Рис.7

Рис.8

Показатель снижения уровня тревожности в последний день, по сравнению с первым:

I группа – 0.7

II группа – 2.3

III группа – 1.6

Показатель повышения уровня уверенности в себе и в своих силах в последний день, по сравнению с первым:

I группа – 1.4

II группа – 2.2

III группа – 2.0

Выводы.

Уровень тревожности снизился во всех группах в последний день, (по сравнению с первым днем) а уровень уверенности в себе и в своих силах стал выше, что подтверждает гипотезу, заявленную в начале.

В результате проводимого исследования были также получены данные о том, что наиболее высокий уровень тревожности наблюдается в старшей возрастной группе женщин (31-35лет), и в этой же группе показатели уверенности в себе и в своих силах ниже, чем в двух других группах.

Заключение

Изучение влияния релаксации на беременных женщин является актуальной темой. Нельзя преуменьшать значение релаксации ни во время беременности, ни во время родов, ни в послеродовом периоде, когда очень важно уметь расслабляться за короткое время.

Анализ литературы показал, что беременность является кризисным периодом в жизни женщины. Влияние различных факторов в этот период на женщину может привести к таким серьезным нарушениям, как стресс и депрессия, которые в свою очередь могут оказать неблагоприятное воздействие на ребенка (как внутриутробно, так и после рождения). Также могут послужить «толчком» к развитию послеродовой депрессии.

Умению справляться со стрессом необходимо учиться как можно раньше. Существует множество релаксационных техник, направленных на снижение тревожности и на укрепление веры в себя и свои силы. Никто кроме самой будущей мамы не сможет сказать какая из техник наиболее подходящая. Только самостоятельно «испробовав» техники – женщина сможет понять и прочувствовать какая подходит именно ей и ее ребенку.

Проведенное исследование показало на примере Школы для пап и мам, что благодаря проводимым упражнениям уровень тревожности снизился, а уверенность в себе и в своих силах выросла.

Необходимо проводить дальнейшую работу по изучению влияния релаксационных методик на беременных женщин т.к. владение различными методами релаксации является важным психологическим и даже психотерапевтическим инструментом преодоления кризисных состояний.

Дальнейшие исследования в этом направлении, возможно, будут способствовать в будущем созданию общих методических рекомендаций для ведения курсов дородовой подготовки.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. М., Физ-ра и спорт, 1982

2. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии.- 1997.-№6.- с.38-47.

3. Гроф К. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом /Пер. с англ. А. Ригина, А. Киселева/ Общ. И научн. Ред. В.Майкова.-М.:АСТ, Изд-во Института трансперсональной психологии, Изд-во К.Кравчука, 2003.

4. Дик-Рид Г. Роды без страха, 2006

5. Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л. Готовность к материнству // Синапс.- 1994. -№5.

6. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни.// Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999, Санкт-Петербург-Иваново, 2000.- с.312-320.

7. Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей www.psymama.ru

8. Линдеман Х., Селье Г., Неизвестные силы в нас.Система психофизичесого саморегулирования.Когда стресс не приносит горя. МНПП «РЭНАР», «Белая русь»,1992г.

9. Оден М. Возрожденные роды / Перев. С фр. Е.Хотлубей/ Под ред. И.Ивановой.- М.: Центр родительской культуры «Аква», 1994.

10. Петров Н.Н. Аутогенная тренировка.краткое пособие для занимающихся с примечанием для инструкторов. Заочный гуманитарный лицей «Перспектива-ХХ»,Москва-1990.

11. Покровский Ю.Л. Аутогенная тренировка и самовнушение как саморегуляция сексуальных проявлений – методическое пособие. НПО «Перспектива», Москва-1990г.

12. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Вопросы психологии.- 2001.- №2 www.voppsy.ru

13. Филиппова Г.Г. Ребенок до рождения: проблема готовности к взаимодействию // Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А.Савиновой, Е.О.Смирновой. М.:Когито-Центр, 2003.

14. Филиппова Г.Г. Развитие материнской потребностно-мотивационной сферы в онтогенезе // Хрестоматия по перинатальной психологии.- М.: 2005.- с. 66-71.

15. Филиппова Г.Г. Психология материнства. -М.: Изд.во Института Психотерапии, 2002.-240 с.

16.  Филиппова Г.Г. Психологическая готовность к материнству «Перинатальная психология и психология родительства», № 2 2004 — с.108 // Хрестоматия по перинатальной психологии. М., 2005. С. 62 — 65

17. Филиппова Г.Г., Захарова Е.И., Печникова Е.Ю. Беременность. Консультации акушера-гинеколога и психолога. Эксмо, 2008г

18. Gabriel F. Federico; Giselle E. Music Therapy and Pregnancy: Journal of Prenatal & Perinatal Psychology & Health; Summer 2001, Vol. 15, iss 4, p. 299 [http://proquest.umi.com/login]

19. Gail F. Kunkel; Helen Mck. Doan Fetal Attachment and depression: Measurment Matters: Journal of Prenatal & Perinatal Psychology& Health; Winter2003, Vol.18, Iss.2,p.149 [http:// proquest.umi.com/login]

20. Nancy Lee Jallo The Effects of Relaxation-Guided Imagery on Maternal Stress: Hampton, Virginia, University of Nursing; May 2007,p.233 UMI Number 3288062 [http://proquest.umi.com/login]

21. Shaila Misri Suffering in Silence: The Burden of Perinatal Depression: Canadian Journal of Psychiatry, Aug. 2007, Vol.52, Iss.8, p.477[http://proquest.umi.com/login]

22.  Shari Lusskin; Tara M. Pundiak, Sally M. Habib; Perinatal Depression: Hiding in Plain Sight: Canadian Journal of Psychiatry, Aug. 2007, Vol.52, Iss.8, p.479[http://proquest.umi.com/login]

23. Shaila Misri; Kristin Kendrick; Treatment of Perinatal Mood and Anxiety Disorders: A Review: Canadian Journal of Psychiatry, Aug. 2007, Vol.52, Iss.8, p.489[http://proquest.umi.com/login]

24. Shari Lusskin; Tara M. Pundiak, Sally M. Habib; Perinatal Depression: Hiding in Plain Sight: Canadian Journal of Psychiatry, Aug. 2007, Vol.52, Iss.8, p.479 [ http://proquest.umi.com/login]

25.  http://www.ogogorod.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...