Требования охраны труда и техники безопасности в зоне ТО-2
Безопасные приемы труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Прежде чем приступить к выполнению различных работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля, необходимо правильно и надежно установить его на рабочем месте (канаве, эстакаде, подъемнике). После установки автомобиля на несущий пластинчатый конвейер необходимо затормозить его ручным тормозом, остановить двигатель, выключить зажигание и включить низшую передачу (на автомобиле с карбюраторным двигателем), а под колеса подложить упоры (башмаки). При постановке па поточную линию, где перемещение осуществляется тяговой цепью, конвейера, автомобиль вначале следует затормозить, а под колеса положить упоры. Перед передвижением автомобиля следует убрать из-под колес упоры и различные предметы, отпустить ручной тормоз. Несоблюдение этих условий может привести к обрыву тяговой цепи конвейера или троса, срыву буксирного крюка. По мере выполнения определенного объема работ на потоке рабочие должны подавать с каждого поста сигнал на пульт управления конвейером. При подаче сигнала к началу движения конвейера рабочие должны немедленно прекратить работу. Находиться на автомобиле во время его перемещения с поста на пост запрещается.
При постановке автомобиля на межколейный подъемник необходимо следить за тем, чтобы подъем ник был установлен правильно. Для точной установки автомобиля на швеллерах или балках подъемной платформы должны быть обязательно сделаны установочные отметки в соответствии с базой и расположением центра тяжести обслуживаемого автомобиля. Если подъемник поднят на такую высоту, что под него невозможно подставить предохранительную лестницу или закрепить штангу, работу начинать нельзя. Находиться на автомобиле во время его подъема подъемником категорически запрещено.
Перед техническим обслуживанием автомобиля следует укрепить на механизме управления подъемником предупредительный плакат "Не трогать — под автомобилем работают люди". Механизм управления подъемником должен быть установлен в таком месте, чтобы исключить, возможность случайного прикосновения посторонних лиц к рычагам управления. При обнаружении неисправностей подъемника необходимо немедленно заявить об этом начальнику, механику, мастеру и не приступать к работе на подъемнике до его исправления. Все крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах. В них должны отражаться правильность и безопасность выполнения соответствующих операций, а также указаны применяемые инструменты и приспособления. Технологические карты должны быть вывешены на рабочих местах. Последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы с верху и с низу автомобиля, так как при падении инструмента сверху может произойти несчастный случай с работающим внизу. Поэтому в технологической карте следует закреплять определенные операции за рабочими, что повышает их ответственность за выполняемую работу. Рациональное распределение работ исключает излишние, перемещения рабочего по потоку (переходы на другую сторону осмотровой канавы, спуски и подъемы из канавы). Если гайки заржавели и их нельзя отвернуть ключом с нормальной длиной рукоятки, необходимо вначале постучать по граням гайки легкими ударами молотка, смочить ее керосином, завернуть на 1/4 оборота, а затем начать отворачивать. Неисправные болты следует срезать ножовкой или срубить зубилом и заменить. При рубке зубилом необходимо надевать защитные очки.
Надо помнить, что у автомобилей имеется множество острых выступов, кромок, граней, шплинтов, затруднен доступ к различным сочленениям и резьбовым соединениям, поэтому следует всегда быть внимательным и осторожным. Необходимо постоянно следить, чтобы инструмент был чистым и не замасленным. В противном случае работа даже исправным, но грязным инструментом может привести к травмам.
Большое значение при выполнении тяжелых и трудоемких операций имеют различные приспособления, облегчающие труд рабочего. К таким операциям можно отнести крепление гаек стремянок, передних и задних рессор, передних и задних колес и т. д. В процессе закручивания и откручивания гаек стремянок рессор следует применять электромеханические гайковерты, так как затяжка гаек стремянок (момент затяжки составляет 250-400 Н·м, а иногда и значительно больше) требует больших физических усилий и приводит к преждевременному утомлению рабочих. Затяжка гаек стремянок с применением воротков длиной более 1 м приводит к смятию граней гаек, срыву резьбы, поломке ключей и как правило, к травмам. Во избежание загазованности производственного помещения воздух в тормозную систему автомобиля следует подавать от компрессорной установки, а не от компрессора автомобиля, т. е. не заводить двигатель автомобиля. При работающем двигателе запрещаются любые работы, кроме регулировки системы зажигания, питания и проверки работы двигателя. Перед регулировкой сцепления на автомобилях с карбюраторным двигателем необходимо предварительно установить рычаг переключения передач в нейтральное положение и выключить зажигание, так как при включенном зажигании может произойти вспышка в одном из цилиндров и двигатель может начать работать, что повлечет за собой затягивание руки рабочего в сцепление. Перед регулировкой сцепления на автомобиле с дизельным двигателем необходимо рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение. В противном случае при проворачивании коленчатого вала двигатель может начать работать, а автомобиль двигаться. Операции по регулировке сцепления на автомобилях с карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих, один из которых должен проворачивать коленчатый вал при помощи пусковой рукоятки. Применять ломики для проворачивания коленчатого вала со стороны маховика не разрешается, так как они могут сорваться и нанести рабочему травму. При регулировке сцепления следует пользоваться переносной лампой, предварительно укрепив ее в непосредственной близости от объекта работы.
При работе сопряженных деталей автомобиля в результате трения происходит их износ. Предохранить трущиеся детали от преждевременного износа - основная роль смазки. Работы по смазке узлов автомобиля весьма трудоемки. Затраты труда па смазочно-заправочные работы составляют 30—34% от общих затрат труда на техническое обслуживание автомобилей. Комплексной механизацией смазочных работ можно значительно снизить трудоемкость смазки, и заправки автомобиля. На многих автотранспортных предприятиях механизированы раздача смазочных материалов по постам технического обслуживания автомобилей, заполнение и доливка маслом картеров агрегатов, смазка узлов трения консистентными смазками, а также слив, хранение и транспортировка отработавшего масла. Широкое применение находят маслораздаточные колонки, баки и установки. Большое значение по предупреждению производственного травматизма имеет правильное оборудование поста смазки (выбор оборудования и инвентаря, его размещение и содержание). Смазочные работы необходимо выполнять на специально оборудованных постах, оснащенных различными приспособлениями. Такие посты можно располагать на поточной линии и на тупиковой канаве. На посту смазки должен быть устроен местный отсос для удаления отработавших газов, так как при смене масла необходимо пускать двигатель. Для опробования смазочных пистолетов и слива масла на стенках канавы должны быть укреплены приемники. Они же служат и в качестве подставки для пистолета в перерывах между работами. Смазочное оборудование необходимо располагать так, чтобы работы, выполняемые сверху, обеспечивались оборудованием, расположенным вне осмотровой канавы. В осмотровой канаве должно находиться оборудование для слива отработанного масла из агрегатов автомобиля, чтобы исключить разлив масла. Все смазочное оборудование должно размещаться в нишах.
Труднодоступные точки на автомобиле следует смазывать при помощи наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами, или наконечников с шарнирами. Применение таких наконечников позволяет смазывать карданную передачу без проворачивания вала. Перед началом смазочных работ необходимо обращать внимание на исправность пресс-масленок. Неисправные пресс-масленки следует заменять. Применение нестандартных пресс-масленок приводит к выдавливанию смазки мимо масленки, а следовательно, и к загрязнению рабочего места. При смене, а также при доливке смазки в отдельны е агрегаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать только предназначенными для этой цели ключами. При проверке уровня масла в агрегатах в качестве освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается. На специализированных постах технического обслуживания автомобилей для улучшения условий работы смазчика, а также для повышения производительности его труда следует применять разработанную НИИАТом стол-тележку смазчика. Стол-тележка состоит из двух отделений. В первом отделении установлен бак с сеткой для сбора пришедших в негодность элементов фильтра тонкой очистки и для отстоя масла, сливаемого из фильтров грубой и тонкой очистки. В другом отделении устроены полки, на которых хранятся инструменты и различные детали и материалы (новы е фильтрующие элементы, чистые обтирочные материалы и т. д.). Верх стола-тележки используют как стол, на котором могут быть расположены различные инструменты, необходимые для работы смазчика. При использовании солидолонагнетателей с электрическим приводом необходимо следить за тем, чтобы для подключения к электросети вилка имела удлиненный заземляющий контакт.
3.4 Генплан АТП, расчет площади участка под строительство и показателей генплана Генеральный план представляет собой план отведенного под застройку земельного участка, ориентированный относительно сторон света, с изображением на нем зданий, сооружений, площадок для открытого хранения подвижного состава и путей его движения по территории участка, а также проездов общего пользования. Генеральный план разрабатываем в соответствии с требованиями СНиП-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий», ВСН-01-89 «Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей».
Разработка генерального плана, экономичность строительства и эффективность работы АТП существенно зависят от выбора земельного участка под строительство. При выборе земельного участка руководствуются рядом требований: · желательно, чтобы участок под застройку имел прямоугольную форму в плане с соотношением сторон от 1:1 до 1:3; · желательно, чтобы рельеф местности был относительно ровным; · уровень грунтовых вод должен быть не менее чем на 0,5 м ниже уровня пола осмотровых канав, приямков, подвалов и т. п.; · участок должен быть расположен по возможности ближе к проездам общего пользования и инженерным сетям для обеспечения предприятия электроэнергией, теплом, водой и газом; · на участке, как правило, должны отсутствовать строения, подлежащие сносу; · участки для грузовых АТП необходимо отводить вблизи обслуживаемых предприятий или пунктов массовой погрузки или выгрузки грузов; · размеры участка должны быть достаточными для перспективного развития предприятия, но без излишнего резервирования. Требуемая площадь участка определяется предварительно, до построения генерального плана, по выражению:
, га (3.1)
где FУЧ – требуемая площадь участка, га; FЗПС – площадь застройки производственно-складскими зданиями, м2; FАБК – площадь застройки административно-бытовым корпусом,м2; FЗВС – площадь застройки вспомогательными зданиями, м2; FОП – площадь открытых площадок для хранения подвижного состава, м2; КЗ – плотность застройки территории, %.
Площадь зоны хранения зависит от числа автомобиле-мест, типа стоянки и способа расстановки автомобилей. При укрупненных расчётах площадь зоны хранения может быть определена по коэффициенту плотности их расстановки. По формуле (3.1) рассчитываем площадь участка под застройку:
га.
Площадь застройки определяется как сумма площадей занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые стоянки автомобилей, склады, резервные участки. Не включаются площади, занятые отмостками, автомобильными дорогами, площадками для отдыха, зелеными насаждениями, открытыми стоянками автомобилей индивидуального пользования. Для проектируемого АТП площадь застройки составляет FЗАСТР=1,48 га.
Плотность застройки:
(3.2)
.
Площадь озеленения определяется как сумма площадей занятых зелеными насаждениями. Для проектируемого предприятия площадь озеленения составляет FОЗ=1,1 га. Плотность озеленения:
(3.3)
Коэффициент использования территории:
. (3.4)
где КИТ – коэффициент использования территории FCУМ – суммарная площадь, занятая зданиями, сооружениями, дорогами, площадками для отдыха, открытыми площадками для хранения подвижного состава, озеленением.
Рисунок 3.2 – Генеральный план АТП
Экспликация зданий и сооружений:
1.Административно-бытовой корпус. 2. Производственный корпус. 3.Корпус ЕО. 4. Открытая стоянка ПС. 5.Очистные сооружения. 6.Контрольно-пропускной пункт. 7.Склад кислородных и ацетиленовых баллонов. 8.Зона отдыха. 9. Стоянка для личных автомобилей. 10. Подлежащие списанию агрегаты и ПС. 11. Окрасочный пост и участок.
3.5 Описание генплана и маршрута движения ПС по территории В первую очередь принимаем решение о характере застройки земельного участка - блокированная или павильонная. Выбираем павильонную застройку, так как ее применяют при стадийном развитии предприятия, а также при реконструкции предприятия. Производственные помещения располагаем в нескольких отдельно стоящих зданиях. Здания на генеральном плане при павильонной застройке располагаем в соответствии с функциональной схемой и графиком производственного процесса ТО и ТР автомобилей. Функциональная схема показывает возможные пути прохождения автомобилей различных этапов производственного процесса, а график производственного процесса – мощность суточных потоков автомобилей на всех этапах производственного процесса. Административно-бытовой корпус располагаем рядом с рабочим въездом на территорию предприятия. Рядом с корпусом располагаем открытую площадку для стоянки транспортных средств, принадлежащих работникам предприятия. Рядом с административно-бытовым корпусом располагаем контрольно-пропускной пункт. Перед воротами основного въезда предусматриваем накопительную площадку. Для хранения списанных автомобилей и агрегатов предусматриваем склад на территории АТП. Для очистки сточных вод, содержащих нефтепродукты, краски, взвешенные вещества, кислоты и щелочи, перед поступлением их в наружную канализационную сеть на территории предприятия предусматриваем местные очистные сооружения. Размещаем их вне зданий. В производственном корпусе предусматриваем работу зон ТО и ТР, окрасочных и кузовных работ и сопутствующих им работ, а также размещение Д-1, Д-2, ТО-2. Для бесперебойной работы зон ЕО,ТО и ТР непосредственно перед въездами в них предусматриваем площадки для автомобилей, ожидающих ЕО,ТО и ТР. На территории предприятия имеется также отдельно стоящее одноэтажное здание для хранения баллонов с ацетиленом, кислородом и азотом. На территории АТП предусматриваем озеленение. В пределах ограждения площадь участков, предназначенных для озеленения, принимаем не менее 3 м2 на одного работающего в наиболее многочисленной смене. Максимальная площадь участков, предназначенных для озеленения, должна составлять примерно 15% от площади территории предприятия. На территории предприятия предусматриваем благоустроенные площадки для отдыха работающих и спортивные площадки. Их размещаем с наветренной стороны по отношению к зданиям (участкам), выделяющим вредные выбросы в атмосферу. Размеры площадок определяем из расчета не более 1,2 м на одного работающего в наиболее многочисленной смене. На чертеже генерального плана наносим изображения зданий, сооружений, стоянок автомобилей, ограждений ворот, площадок с твердым покрытием в соответствии с ГОСТ 21.204-93 «Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта», а также пути движения автомобилей. В верхнем левом углу вне поля чертежа наносим изображение годовой розы ветров, внизу или справа – экспликацию зданий и сооружений и показатели по генеральному плану: площадь земельного участка (га). В таблице 3.3 приведена экспликация зданий и сооружений предприятия. Таблица 3.3 – Экспликация зданий и сооружений
Движение автотранспорта по территории осуществляется в одном направлении без встречных потоков. На АТП возможны следующие варианты технологических маршрутов: →Вз→О→ЕО→Х→Вп→ →Вз→О→ЕО→О→ТР→Х→Вп→ →Вз→О→ЕО→О→ТО→Х→Вп→ →Вз→О→ЕО→О→Д→О→ТР→О→Д→Х→Вп→ →Вз→О→ЕО→О→Д→О→ТР→О→ТО→О→Д→Х→Вп→ →Вз→О→ЕО→О→Д→О→ТР→О→ТО→О→ТР→О→Д→Х→Вп→ Вз – возврат О – ожидание Х – хранение Вп – выпуск Как видно из представленных вариантов технологических маршрутов, при возвращении с линии автомобили проходят зону уборочно-моечных работ (ЕО). Далее автомобили, нуждающиеся в обслуживании, направляются в зоны ТО и ТР, остальные в зону хранения. Если число автомобилей, возвращающихся с линии в единицу времени, больше пропускной способности зоны УМР, то часть автомобилей поступает в зону ожидания. Эти автомобили проходят УМР по мере ее освобождения. Как правило, пропускная способность зон ТО-1, ТО-2 и ТР также не позволяет принять на обслуживание все автомобили непосредственно после возвращения их с линии, поэтому часть автомобилей ожидает ТО и ТР также в зоне ожидания. После выполнения всех работ по ТО, ТР и Д автомобили направляются в зону хранения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|