Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология социальных конфликтов




Социальные конфликты весьма разнородны, в связи с чем необходимо проведение их типологии. К основным типам социальных конфликтов могут быть отнесены: глобальные и региональные; ситуационные и позиционные; групповые 'и межличностные; острые, вялотекущие и возобновляющиеся; политические, экономические, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле слова - в сфере труда, здравоохранения, социального обеспечения, образования и т.п.) и др.

Кроме того социальные конфликты могут быть классифицированы по таким основаниям, как: количество участников, степень урегулированное™, длительность, ресурсы и т.д. Более того, в рамках конфликта определенного типа возможна и дальнейшая классификация. Например, конфликты в области спорта, относясь к социальному типу конфликтов, могут быть классифицированы на а) конфликты в любительском спорте и б) конфликты в профессиональном спорте и т.д.

Проблемы социального конфликта в области спорта постоянно находятся в центре внимания специалистов. Особенно интенсивно, на наш взгляд, их изучение проводилось в 80-х годах [6; 8; 9; 11 и др.]. Вместе с тем потребности практики развития спорта в указанный период повлияли на определение исследовательских позиций и приоритетов, в результате чего проблематика социального конфликта в сфере спорта рассматривалась в подавляющем большинстве случаев с психолого-педагогических позиций.

Следствием такого подхода являлось, как правило, рассмотрение социального конфликта в области спорта, как: -взаимодействия по преимуществу только конфликтующих сторон (ограничение внутрисистемного аспекта развития социального конфликта); - межличностного конфликта (ограничение числа участников социального конфликта); - проблемы формального и неформального лидерства, социально-психологической совместимости и т.п. (ограничение предметной области социального конфликта) и др.

Вместе с тем и раньше, и сейчас существовали и существуют социальные конфликты в спорте, которые не могут быть рассмотрены и проанализированы, а тем более решены только с психолого-педагогических позиций. Из конфликтов такого рода периода 80-х годов стоит вспомнить о неучастии в Олимпиаде-80 спортсменов ряда капиталистических государств, а в Олимпиаде-84 - спортсменов ряда социалистических государств. Этот социальный конфликт в области спорта может быть охарактеризован с использованием приведенных выше типологических позиций, как международный, глобальный, острый, политический, длительный, со значительным количеством участников и т.д.

Было бы неправильно полагать, что такого рода конфликты в сфере спорта - редкие исключения из правила. Сходный по типологическим характеристикам социальный конфликт возник в 1996 году.

Международная федерация шахмат (ФИДЕ) приняла решение о проведении матча за мировую шахматную корону между А.Карповым и Г. Камским в столице Ирака г. Багдаде. Решающим аргументом для принятия такого решения был наибольший размер призового фонда, предложенный иракскими организаторами - 2 млн. долларов.

На это решение незамедлительно последовал резонанс со стороны государственных и спортивных организаций различных стран мира:

- Российская шахматная федерация осудила решение ФИДЕ, рассматривая его как фактическую поддержку политики международного терроризма, проводимой режимом С.Хуссейна, как идущее вразрез с ясно выраженным мнением всего цивилизованного мира и действующими санкциями ООН;

- США выразили надежду, что решение будет пересмотрено, т.к. в противном случае у

Г. Камского - гражданина США - могут возникнуть сложности с поездкой в Багдад, а также недоумение, почему местом проведения матча был избран именно Багдад, т.к. в мире существует большое количество свободных демократических государств с богатыми шахматными традициями. Власти США объявили также, что наложат на Г. Камского штраф в миллион долларов и осудят на 12 лет тюремного заключения, если он поедет в Ирак для участия в матче;

- Канада расценила решение ФИДЕ как неожиданное, т.к. Багдад является столицей страны, подпадающей под торговые санкции ООН и находящейся в дипломатической изоляции, а также выразила озабоченность по поводу источника призового фонда;

- Нидерланды выразили негативную реакцию в отношении принятого решения, поскольку против режима С.Хуссейна существуют международные санкции;

- Исландия высказала предположение о возможном выходе из ФИДЕ в том случае, если матч состоится в столице Ирака г. Багдаде;

- Германия потребовала от ФИДЕ отменить намеченный для проведения в г. Багдаде матч и найти новое место для его проведения.

В результате воздействия мировой общественности решение о месте проведения матча было пересмотрено. Матч состоялся в г.Элисте (Калмыкия).

См.: Штиль и шторм на черно-белых клетках // Советский спорт. - 1996. - 13 марта; ФИДЕ: в ногу с диктатором //Советский спорт. - 1996. - 21 марта; Запасные варианты Кирсана Илюмжинова // Советский спорт. - 1996. - 21 марта; Гате Камскому светит срок// Советский спорт. - 1996. -10 апреля.

Некоторые положения, выработанные отечественными педагогами и психологами, имманентно содержат в себе рассмотрение некоторых аспектов, которые с полным на то основанием могут быть отнесены к проблематике социального конфликта в спорте, имеющего юридический характер.

Так, Ю.А. Коломейцев выделяет 10 основных групп причин, которые могут вызвать конфликт в спорте:

1) уровень специфических качеств, являющихся главными компонентами спортивного мастерства: неодинаковый уровень физической и технической подготовленности, проявляющийся в экстремальной ситуации спортивного соревнования и т.п.;

2) росто-весовые данные спортсменов: в некоторых видах спорта (фигурное катание, акробатика, синхронное плавание и др.) отсутствие контроля за весом и т.п.;

3) различия психофизиологических характеристик: характерологические свойства личности спортсмена, например, особенности его темперамента, сказывающиеся на выполнении определенного ампуа в командных видах спорта;

4) личностные качества спортсменов: недисциплинированность, субъективизм, эгоистичность, меркантилизм и т.д.;

 

5) разногласия по поводу системы ценностей спорта, средств их достижения и т.п.;

6) специфика процесса общения, межличностных контактов и коммуникаций: форма общения в экстремальных

ситуациях сборов и спортивных соревнований, низкий культурный уровень и недостаток воспитания, неадекватность применяемых санкций совершенному проступку и т.п.;

7) негативные психические состояния: повышенная возбудимость, чувство неопределенности, психическое и физическое утомление и т.п.;

8) спортивно-производственные причины: условия учебно-тренировочного процесса - качество спортивного инвентаря и оборудования, условия проживания и питания на сборах и спортивных соревнованиях и т.п.;

9) организационно-управленческие причины: непродуманность плана учебно-тренировочных занятий, отсутствие четких критериев оценки действий спортсменов и перспектив роста спортивных результатов, неразработанность форм морального и материального стимулирования и т.п.;

10) бытовые причины: неудовлетворенность различных потребностей, бытовые конфликты в семье и т.п. [9, с. 36-41].

Предложенная классификация, по мнению самого автора, далека от своей полноты [9, с. 41]. Однако для нас важно не это признание и его критическая оценка, а то, что ряд из выделенных групп причин порождают, по преимуществу, конфликты, могущие иметь юридический характер. К ним, в первую очередь, следует отнести конфликты, возникающие, по терминологии Ю. А. Коломейцева, на спортивно-производственной, организационно-управленческой и бытовой почве.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...