Бельгийская и Люксембургская арбитражные комиссии по спорту: кросс-анализ регламентов деятельности
В Бельгии и Люксембурге созданы арбитражные институты, получившие название арбитражных комиссий по спорту: Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (БАКС) и Люксембургская арбитражная комиссия по спорту (ЛАКС). В основе регламентов деятельности этих двух арбитражных комиссий лежат нормативно-правовые документы, регулирующие работу международного Спортивного арбитражного суда. Тем не менее отдельные положения регламентов БАКС (см. приложение 4) и ЛАКС (см. приложение 5) отличаются от соответствующих положений Устава и Регламента международного Спортивного арбитражного суда. Кроме того, регламенты БАКС и ЛАКС, наряду с многими сходными положениями, содержат и значительные отличия, установленные нами в процессе кросс-анализа. Основные отличия регламентов БАКС и ЛАКС приведены в таблице 1. Остановимся более подробно на основных сходствах и различиях регламентов БАКС и ЛАКС текстуально [19; 29; 31; 32]. * Регламент БАКС состоит из 6 разделов, включающих 13 статей, а регламент ЛАКС - из 7 разделов и 15 статей. Приведенные количественные характеристики - различия формального характера. Содержательной же, принципиальной отличительной особенностью регламента ЛАКС является наличие в нем специального раздела "Исключение возможности ходатайств в обычные судебные органы" и, соответственно, отдельной статьи. Статья 15 гласит: "Федерации отныне и навсегда отказываются обращаться в обычные судебные органы по спорам, которые входят в компетенцию ЛАКС... Они обязуются Действовать таким образом, чтобы все лица..., поступали так же в случае возникновения спора". Регламент БАКС такого положения не включает ни в виде специального раздела, ни в виде отдельной статьи, ни в виде упоминания. Иными словами, у бельгийских спортивных организаций отсутствуют нормативно закрепленные в подзаконном акте ограничения обращения для разрешения возникшего спора в обычные судебные инстанции.
Вопрос о возможности/невозможности спортивных организаций адресоваться в государственные судебные инстанции, наряду с обращением в специально создаваемые спортивные арбитражные институты, и в других странах мира получает различное толкование, имеет разнообразное решение. Закон о спорте Испании, например, предусматривает добровольный отказ спортивных организаций этой страны от обращения в государственные судебные инстанции [17; 26; 30]. Закон о спорте Италии (1981 г.) предусматривает использование арбитража для улаживания споров между спортивными федерациями и спортсменами. Однако в определенных случаях, особенно когда речь идет о нарушении прав и законных интересов граждан, а не о спорах, основанных на нарушениях регламентов и технических правил спортивных федераций, закон допускает и непосредственное, прямое обращение спортсменов в административный суд [16]. Обратим особое внимание на то, что в данных случаях вопрос решается на уровне законодательного, а не подзаконного акта, каковым является регламент деятельности арбитражной комиссии по спорту или иного арбитражного института. * Регламенты БАКС (ст. ст. 1 и 4) и ЛАКС (ст. ст. 1, 3 и4) предусматривают обращение в арбитражные комиссии для разрешения споров различных спортивных организаций, т.е.юридических лиц. Вместе с тем регламент ЛАКС, в отличие от регламента БАКС, предоставляет такую возможность и физическим лицам, непосредственно называя их, а именно спортсменам, тренерам, арбитрам (спортивным судьям), руководителям. Регламент ЛАКС (ст. 6), в отличие от регламента БАКС, предусматривает, что обращение в комиссию возможно только после исчерпания всех средств правовой защиты внутри спортивной организации. Данная статья регламента в неявной форме предполагает возможность создания в различных спортивных организациях, в первую очередь в федерациях по видам спорта, собственных, локальных арбитражных комиссий.
* Регламент ЛАКС (ст. 4), в отличие от регламента БАКС, устанавливает ограничения компетенции комиссии, исключая из состава рассматриваемых ею споров те, которые основаны исключительно на вопросах о степени примененных к истцу дисциплинарных санкций. В то же время арбитражная комиссия принимает к рассмотрению споры, если использованные санкции незаконны или противоречат уставам и регламентам спортивных организаций. Таким образом, фактически регламент ЛАКС предусматривает, хотя и в неявной форме, осуществление арбитражной комиссией своей деятельности по двум направлениям/ - обычный арбитраж и апелляционный арбитраж, по аналогии с работой международного Спортивного арбитражного суда. * Регламенты БАКС (ст. 6) и ЛАКС (ст. 7) по-разному определяют численный состав национальных арбитражных комиссий. Состав БАКС - не более 30 человек, а состав ЛАКС - не более 15 человек. Такие различия, видимо, связаны в определенной степени с размерами, численностью населения и, соответственно, масштабами развития спорта в этих странах. Анализируемые регламенты единодушны в том, что члены арбитражных комиссий должны обладать компетентностью в области спорта и иметь, по возможности, юридическое образование. Обратим внимание на то, что нормативно-правовые документы международного Спортивного арбитражного суда более жестко ставят вопрос о наличии у его членов юридического образования. Следуя этому положению, БАКС в своем регламенте оговаривает положение о том, что по крайней мере один из трех арбитров группы должен быть юристом (ст. 10). * Члены национальных арбитражных комиссий в Бельгии и Люксембурге назначаются коллегиальным руководством органов управления спортом. Срок назначения регламент БАКС не рассматривает. Напротив, регламент ЛАКС(ст. 8) устанавливает такой срок - 4 года с возможностью продления мандата - в полном соответствии с Уставом международного Спортивного арбитражного суда.
Вопрос о назначении или выборах председателя национальной арбитражной комиссии по спорту ни в регламенте БАКС, ни в регламенте ЛАКС не рассматривается. * Порядок формирования групп арбитров, предусматриваемый регламентами БАКС (ст. ст. 10 и 11) и ЛАКС (ст.ст. 11 и 12) одинаков и значительно упрощен по сравнению с аналогичной процедурой, осуществляемой в международном Спортивном арбитражном суде: каждая из сторон спора выбирает по одному арбитру из членов арбитражной комиссии, а затем два определенных таким образом арбитра выбирают председателя группы из состава арбитражной комиссии. Вместе с тем в регламенте ЛАКС (ст. 11) оговаривается, что два выбранных сторонами спора арбитра могут определять не только председателя арбитражной группы, но и дополнительного члена. Данная ситуация может возникнуть тогда, когда число членов арбитражной группы будет четным. Такое положение регламента в неявной форме свидетельствует о том, что сторон спора может быть не две, а более. * Регламенты БАКС (ст. 13 п. 1) и ЛАКС (ст. 14 п. 1)предусматривают, что истец обращается с заявлением в национальные органы управления спортом, секретариаты которых являются первым организационным звеном осуществления судопроизводства. * Регламенты БАКС (ст. 13 п. 3) и ЛАКС (ст. 14 п. 3)определяют срок заседания группы арбитров - в пределах одного месяца с момента подписания сторонами спора арбитражного соглашения. Регламент ЛАКС (ст. 14 п. 3) устанавливает срок принятия арбитражной группой решения - 3 месяца с момента подписания сторонами спора арбитражного соглашения. Текст регламента БАКС такого срока не оговаривает. Однако п. 5 арбитражного соглашения, образец которого является приложением к тексту регламента БАКС, устанавливает, что срок вынесения решения арбитражной группой составляет 4 месяца со дня подписания сторонами спора арбитражного соглашения. * Регламенты БАКС (ст. 12) и ЛАКС (ст. 13) предусматривают, что заинтересованная сторона (истец) авансирует административные расходы арбитражных комиссий в размере 1000 франков. Кроме того, регламент БАКС устанавливает, что заинтересованная сторона (истец) авансирует в качестве возмещения убытков по переездам трех арбитров еще дополнительно 6000 франков.
В соответствии с регламентом ЛАКС (ст. 13) окончательная сумма издержек возлагается на сторону, потерпевшую поражение в споре. Регламент БАКС такого положения не содержит. Вместе с тем разделы VI "Процедура" регламентов БАКС и ЛАКС, характеризуя арбитражное решение, включают положение о том, какая сторона спора должна нести издержки или в каком соотношении эти издержки делятся между сторонами. Таким образом, существует противоречие между ст. 13 и ст. 15 п. 5 регламента ЛАКС, недопустимое, на наш взгляд, в нормативно-правовых документах. Регламент ЛАКС в явной форме (ст. 13), а регламент БАКС в неявной форме предполагают, что выполнение арбитрами своих функциональных обязанностей не оплачивается, а осуществляется на добровольных, общественных началах. Данное положение анализируемых регламентов принципиально отличается от нормативно-правовых документов, определяющих деятельность международного Спортивного арбитражного суда, в которых в определенных случаях предусмотрена выплата арбитрам гонораров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|