Вопросы для самопроверки. Тема 1. Теоретические основы безопасности. жизнедеятельности. Тема 1. Теоретические основы безопасности
Вопросы для самопроверки 1. Значение курса «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке специалистов сельскохозяйственного производства. 2. Предмет БЖД и его составные части. 3. С какими дисциплинами тесно связана дисциплина БЖД?
Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности являются базой для изучения всех разделов курса БЖД и включают следующие вопросы: - система «человек-машина-среда обитания» (производственная, городская, бытовая, природная, социальная). Взаимодействие человека со средой обитания, оценочные параметры, совместимость элементов системы «человек-машина-среда»; - классификация негативных факторов; - понятие риска. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности как основа научной проблемы обеспечения безопасности человека. Индивидуальный и коллективный риск, концепция приемлемого (допустимого) риска; - принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности; - психология безопасности деятельности. Медико-биологические основы БЖД. Особенности функционирования сенсорных систем человека с точки зрения безопасности. Психические процессы, свойства и состояния. Групповая психология. Психологические причины ошибочных действий; - социально-экономические аспекты БЖД. Роль социальных факторов в решении проблем обеспечения БЖД. Пути оптимизации взаимоотношений в системе «человек-социальная среда». Изучение данной темы позволяет сформировать представление об опасных и вредных производственных факторах и принципах их нормирования, влияния физических, химических и биологических факторов на работающих в соответствии с ГОСТ 12. 0. 003-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ) «Опасные и вредные производственные факторы.
Это в свою очередь позволяет научиться выявлять источники травмирования и причины профессиональных заболеваний, овладевать способами анализа и разрабатывать мероприятия по их предупреждению. Рассматривая эту тему важно усвоить систему «человек-машина-производственная среда», ее основные характеристики; эргономические и психофизиологические основы безопасности труда; основные пути формирования безопасных и безвредных условий труда. Уделяется внимание вопросам психологических возможностей человека и факторов влияющих на безопасность труда. В соответствии с ССБТ и существующими нормативами изучается классификация работ по напряженности и условиям труда, анализируются условия труда в различных подотраслях. Изучается методика определения материального ущерба от неудовлетворительного состояния охраны труда и оценивается влияние состояния охраны труда на производительность труда. На основе изучения коллективных договоров и соглашений по охране труда обосновываются необходимые затраты на охрану труда, изучаются источники финансирования и пути эффективного использования средств на охрану труда. В заключение темы изучают социально-экономические аспекты профилактики травматизма и профессиональных заболеваний.
Вопросы для самопроверки 1. Какова роль системы «человек-машина-окружающая среда» в охране труда? 2. Классификация опасных и вредных производственных факторов и принципы их нормирования. 3. Психофизиологические возможности человека и факторы, влияющие на них. 4. Основные методики определения материального ущерба от неудовлетворительного состояния охраны труда. 5. Принципы затрат на охрану труда и источники финансирования.
6. Основы методики анализа и прогнозирования травматизма и путей его профилактики. 7. Социально-экономические аспекты профилактики травматизма и профессиональных заболеваний.
тема 2. НОРМАТИВНО-правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности
При рассмотрении этой темы необходимо ознакомиться с системой нормативно-правовых актов в области охраны труда: трудовой кодекс, гражданский и уголовный кодексы. Особое внимание следует обратить на следующие вопросы: 1). Охрана труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью. 2). Рабочее время и время отдыха. Необходимо знать, кто осуществляет надзор и несет ответственность за нарушение требований безопасности труда. Нужно знать систему стандартов безопасности труда (ССБТ), нормы, правила и инструкции. В соответствии с «Временным Положением об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса Российской Федерации от 21. 10. 1996 г. следует изучить вопросы организации работы по охране труда в агропромышленном комплексе, обратить внимание на права и обязанности руководителей и специалистов производства. Изучая систему обучения и инструктажа работников производства необходимо знать ГОСТ 12. 0. 004-2015 ССБТ. «Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Нужно ознакомиться с методикой составления инструкции по охране труда, с системой управления безопасностью труда как подсистемой управления производством, изучить ее задачи и структуру. Необходимо изучить порядок расследования и учета несчастных случаев, ознакомившись с трудовым кодексом Российской Федерации. Специалисту необходимо знать, как возместить ущерб пострадавшему на производстве в соответствии с документом «Новое законодательство России о возмещении вреда, причиненного здоровью работника» (ГК РФ (часть вторая) от 26. 01. 1996 № 14-ФЗ (ред. От 18. 03. 2019, с изм. От 03. 07. 2019)) г. Необходимо обратить внимание на планирование мероприятий по охране труда в соответствии с рекомендациями по планированию (Постановление от 27. 02. 1995 г. ). Ознакомиться с коллективным договором (соглашение по охране труда) предприятия, где работает студент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|