Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления и типологические характеристики русской философии




Подлинно национальная русская философия появляется только в ХIХ в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева. Главное философское произведение П. Я. Чаадаева «Философические письма». Его главная тема — историческое предназначения России, оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев говорил об изолированности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое. Идеи Чаадаева были встречены резко негативно как в кругах образованной публики того времени. В развитии русской философии выделяют следующие направления:

1. Западничество характеризуетсякак течение русской общественной жизни оформилось в 40–60-х гг. ХIХ в. Его основные идеи развивали Станкевич Н. В, Бакунин, Грановский.. Основные идеи: 1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре России того времени; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу, в результате чего Россия должна была усвоить европейскую науку и «плоды векового просвещения»; 3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; где средством социальных преобразований должно было выступить просвещение и пропаганда; 4) важная идея западничества заключалась также в высокой оценке преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в использовании опыта западноевропейских стран.

2. Славянофильство — религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформилось в конце 30 – начале 60-х гг. ХIХ в. Представители славянофильства: А.С. Хомяков, И. В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Основная идея славянофильства — утверждение самобытности России, ее общественного уклада; обоснование ее особой мировой миссии. В качестве специфического фактора развития русско-православного мира славянофилы называли факт восприятия Русью христианства в его первозданном виде, не опосредованном западным рационализмом. Основа российской жизни, утверждали славянофилы, – это известная триада: Православие (соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти); Народность (православная община, солидарность и нравственность).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), русский религиозный философ, проповедовал идеи объединения Востока и Запада через воссоединение церквей. Основной целью своей философии В. С. Соловьев видел построение новой системы категорий, не сводимой к какой-либо одной традиции. Новая философская система, считал В. С. Соловьев, должна стать выражением «идеальной жизни», представляя собой особое знание — знание всеединства. Искомое в философии В. С. Соловьева всеединство романтически переживалось философом в образе Софии – «вечной женственности». Главный принцип знания такого рода — положительное всеединство. Основа постулируемого синтеза — нравственный элемент, поэтому его искомая форма может существовать лишь в виде жизненно практического знания, в виде своего рода «философии жизни». Развивал теорию цельного знания, направленная против сведения познавательных способностей человека к его рациональной сфере. Различая три источника познания – опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере. Осмысливая тенденции мирового развития конца ХIХ – начала ХХ вв., В. С. Соловьев указывает на существование в нем трех коренных сил: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), представляет личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества. Такой силой может быть только славянство. Историческая миссия России, писал В. С. Соловьев, — в ее участии в развитии христианской цивилизации – моральными, но не политическими средствами. Только русский народ, по мысли В.С. Соловьева, смог бы инициировать процессы воссоединения человечества.

В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в конце ХIХ – начала ХХ вв. В философии космизма выделяют следующие направления:

1) религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков);

2) философско-методологическое (Е. М. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский)

В качестве философских идей, представленных в обоих вариантах космизма, выделяются: 1) идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека, что оставляет открытым вопрос о возможности человеческого участия в эволюции мироздания; 2) объяснение человечества как органичной части космоса; 3) идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; 4) идея вечности жизни; 5) в понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной; 6) космизм обосновывал идею гармонии человека и природы; его экологический потенциал оказывается созвучным современным поискам идеала глобальной цивилизации как единого комплекса природы, человека и общества.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику основным этапам в развитии философской мысли Беларуси

2. Дайте характеристику основным направлениям и типологическим характеристикам русской философии

 

Тест по модулю:

1. Термин «философия» впервые возник:

в Древней Греции

в Древнем Китае

2. Слово «философ» впервые встречалось у:

Протагора

Пифагора

Аристотеля

3. В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции:

философская

мифогенная

гносеогенная

4. В каком веке возникла философия:

в IV в. до н. э.

в V в. до н.э.

в VI в. до н.э

5. Термин «философия» в переводе с греческого обозначает:

любовь к жизни

любовь к мудрости

6. Выберите проблемы, которые являются актуальными для современной философии:

демографическая проблема

проблема сохранения целостности личности

проблема коммуникативного единства человечества

7. В структуре мировоззрения выделяют следующие основные компоненты:

убеждения человека

ценности

знания

эмоциально-чувственные компоненты

8. Какие выделяют исторические типы мировоззрения

мифологическое

теоретическое

философское

религиозное

9. Из каких проблем состоит предметная область философии:

проблема человека и смысла его существования в мире

проблема загрязнения окружающей среды

проблема отношения материального и идеального

10. Что является главным признаком религиозного мировоззрения:

определенные культовые действия

вера в сверхъестественное

11. Антропология это:

философское учение о культуре

философское учение о боге

философское учение о человеке

12. Гносеология это раздел философии, в котором изучаются:

проблемы природы познания и его возможностей

специфические особенности общества, его динамика и перспективы

13. Дофилософские знания в Индии передавались

в Ведах

в Упанишадах

14. Ортодоксальные учения индийской классической философии:

признают авторитет Вед как Откровение

отрицают единственность авторитета Вед

15. Неортодоксальные учения индийской классической философии это:

легизм;

джайнизм

сбуддизм

16. Основные философские школы древнего Китая это:

конфуцианство

буддизм

легизм

даосизм

17. Легизм это:

школа почитателей или любителей закона

учение о правильном пути и добродетели

18. В даосизме разрабатывается:

доктрина «недеяния»(у-вэй)

четыре благородные истины

19. Античная философия существовала:

с VI в. до н.э. по I в. н.э.

с IV в. до н.э. по III в. н.э.

с VI в до н.э. по VI в н.э.

20. Основателем Милетской философской школы является:

Фалес

Гераклит

21. Философской основой пифагореизма является учение:

о мире

о числе

о человеке

22. Основателем элейской философской школы является:

Сократ

Анаксимандр

Парменид

23. Кому принадлежат данные слова: «Я знаю, что ничего не знаю»:

Пифагор

Сократ

24. Кто из философов основал свою школу в Афинах:

Аристотель

Платон

Сократ

25. Теологические учения это:

учения о человеке

учения о Боге

26. Кто такие апологеты:

христианские писатели, ставшие на защиту христианского учения

средневековые учителя, читавшие лекции по теологии

27. Определите статус философии в средневековой европейской культуре:

философия была независимая от религии и церковного контроля область человеческого познания

философия была подчинена авторитету Священного Писания и поставлена на защиту религии

28. Представителем периода схоластики является:

Аврелий Августин;

Фома Аквинский.

29. Принципом средневекового философского мышления является:

антропоцентризм

теоцентризм

30. Представителями Возрождения являются:

Ф. Бэкон

Николай Кузанский

31. Основным объектом философского рассмотрения в эпоху Возрождения является:

человек

окружающий мир

Бог

32. Кто является автором произведения «Утопия»:

Никколо Макиавелли

Томас Мор

33. Кому принадлежат следующие слова: «Я мыслю, следовательно, существую»:

Ф. Бэкон

Дж. Локк

Р. Декарт

34. Выберите представителей эпохи Нового времени:

Дж. Бруно

Т. Гоббс

Г. Галилей

35. Какое направление в новоевропейской философии исходило из признания чувственного опыта единственным и определяющим источником наших знаний о действительности:

рационализм

эмпиризм

Представители английского просвещения: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк формируют две идеи:

идею взаимного проникновения противоположностей

идею естественных прав человека и теорию общественного договора

37. Особенностью французского Просвещения было бурное развитие:

материалистических учений

идеалистических учений

38. Представителями немецкого просвещения являются:

Ф. М. Вольтер

Ф. Шиллер

И. Г. Гердер

39. Родоначальником немецкой классической философии считается:

И. Кант

Л. Фейербах

40. Теорию диалектики разработал:

И.Г. Фихте

Г. В. Ф. Гегель

41. Кто из мыслителей пытался обосновать возможность философии как науки:

И. Кант

И.Г. Фихте

Г. В. Ф. Гегель

42. Классическая философия охватывает период

с VI в. до н.э. и до середины 19 века

с V в. до н..э. и до середины 18 века

43. Особенностью неклассической философии является:

рационализм

иррационализм

44. «Воля к власти» - центральное понятие философии:

Фридриха Ницше

С. Къеркегора

45. Важнейшей предпосылкой формирования марксизма является:

классовая борьба пролетариата и аристократии;

классовая борьба пролетариата и буржуазии.

46. Представителями позитивизма являются:

К. Маркс

Огюст Конт

Ф. Энгельс

Г. Спенсер

47. Эмпириокритицизм это:

философия критического опыта

философия иррационализма

48. Неотомизм это течение в современной:

католической философии

православной философии.

49. В основе неотомизма лежит учение средневекового философа:

Фомы Аквинского

Аврелия Августина

50. Экзистенциализм это:

философия жизни

философия существования

51. Экзистенциалисты утверждают следующее:

человек «обречен» быть свободным

человек «обречен» быть счастливым

52. Первые формы современного аналитического мышления развивались:

А. Камю

Г. Фреге

Бертраном Расселом

53. Основателем феноменологии является:

Э. Гуссерль

М. Хайдеггер

54.Слово герменевтика происходит от греческого слова:

толкование

объяснение

55. Герменевтическое искусство возникло:

в эпоху Нового времени

в эпоху Античности

56. Формирование структурализма как философского направления связано с обращением к концепциям следующих философов:

Ж. Лакана

М. Фуко

К. Ясперса

57. Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг.:

XX века

XIX века

58. Представителями постмодернизма являются:

М. Хайдеггер;

Р. Барт.

59. Современная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов:

глобализации

индустриализации

60. Становление профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в следующий период:

Просвещения

Возрождения

61. Видным идеологом одного из течений Реформации был:

Сымон Будный

Ф. Скорина

62. Начало профессионального философствования в России связано с именем:

П. Я. Чаадаева

В.С. Соловьева

63. В развитии русской философии выделяют следующие направления:

гуманизм

западничество

славянофильство

64. Представителями русского космизма являются:

И. В. Киреевский

С. Н. Булгаков

Н. Ф. Федоров

 

Модуль 2. Философия бытия

При изучении данной темы студент должен приобрести следующие компетенции:

- анализировать разнообразные философские подходы к проблемам бытия природы, общества и человека, давать им аргументированную оценку

- применять основные понятия и принципы онтологии в анализе экологических, социальных, психологических и духовных феноменов ХХI века

- характеризовать ведущие идеи философской картины мира и перспективы развития природной и социальной сфер жизнедеятельности человека

- уметь использовать основные понятия и принципы диалектики и метафизики в жизни и профессиональной деятельности

Цель модуля: формирование категориального аппарата философии бытия в контексте исторического развития философского и естественнонаучного знания.

Задачи модуля:

- знание сущностных оснований бытия и его атрибутов

- знание закономерностей и характеристик бытия

- умение анализировать различные философские концепции по проблемам бытия природы, общества и человека

- умение использовать основные понятия и принципы диалектики и метафизики в своей профессиональной деятельности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...