Основные направления и типологические характеристики русской философии
Подлинно национальная русская философия появляется только в ХIХ в. Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева. Главное философское произведение П. Я. Чаадаева «Философические письма». Его главная тема — историческое предназначения России, оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев говорил об изолированности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое. Идеи Чаадаева были встречены резко негативно как в кругах образованной публики того времени. В развитии русской философии выделяют следующие направления: 1. Западничество характеризуетсякак течение русской общественной жизни оформилось в 40–60-х гг. ХIХ в. Его основные идеи развивали Станкевич Н. В, Бакунин, Грановский.. Основные идеи: 1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре России того времени; 2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу, в результате чего Россия должна была усвоить европейскую науку и «плоды векового просвещения»; 3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; где средством социальных преобразований должно было выступить просвещение и пропаганда; 4) важная идея западничества заключалась также в высокой оценке преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в использовании опыта западноевропейских стран. 2. Славянофильство — религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформилось в конце 30 – начале 60-х гг. ХIХ в. Представители славянофильства: А.С. Хомяков, И. В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Основная идея славянофильства — утверждение самобытности России, ее общественного уклада; обоснование ее особой мировой миссии. В качестве специфического фактора развития русско-православного мира славянофилы называли факт восприятия Русью христианства в его первозданном виде, не опосредованном западным рационализмом. Основа российской жизни, утверждали славянофилы, – это известная триада: Православие (соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти); Народность (православная община, солидарность и нравственность).
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900), русский религиозный философ, проповедовал идеи объединения Востока и Запада через воссоединение церквей. Основной целью своей философии В. С. Соловьев видел построение новой системы категорий, не сводимой к какой-либо одной традиции. Новая философская система, считал В. С. Соловьев, должна стать выражением «идеальной жизни», представляя собой особое знание — знание всеединства. Искомое в философии В. С. Соловьева всеединство романтически переживалось философом в образе Софии – «вечной женственности». Главный принцип знания такого рода — положительное всеединство. Основа постулируемого синтеза — нравственный элемент, поэтому его искомая форма может существовать лишь в виде жизненно практического знания, в виде своего рода «философии жизни». Развивал теорию цельного знания, направленная против сведения познавательных способностей человека к его рациональной сфере. Различая три источника познания – опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается только путем третьего способа познания, основанного на вере. Осмысливая тенденции мирового развития конца ХIХ – начала ХХ вв., В. С. Соловьев указывает на существование в нем трех коренных сил: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому верховному началу; 2) центробежной (Запад), представляет личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы позитивные возможности развитию человечества. Такой силой может быть только славянство. Историческая миссия России, писал В. С. Соловьев, — в ее участии в развитии христианской цивилизации – моральными, но не политическими средствами. Только русский народ, по мысли В.С. Соловьева, смог бы инициировать процессы воссоединения человечества.
В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в конце ХIХ – начала ХХ вв. В философии космизма выделяют следующие направления: 1) религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков); 2) философско-методологическое (Е. М. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский) В качестве философских идей, представленных в обоих вариантах космизма, выделяются: 1) идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека, что оставляет открытым вопрос о возможности человеческого участия в эволюции мироздания; 2) объяснение человечества как органичной части космоса; 3) идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; 4) идея вечности жизни; 5) в понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной; 6) космизм обосновывал идею гармонии человека и природы; его экологический потенциал оказывается созвучным современным поискам идеала глобальной цивилизации как единого комплекса природы, человека и общества.
Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте характеристику основным этапам в развитии философской мысли Беларуси 2. Дайте характеристику основным направлениям и типологическим характеристикам русской философии
Тест по модулю: 1. Термин «философия» впервые возник: в Древней Греции в Древнем Китае 2. Слово «философ» впервые встречалось у: Протагора Пифагора Аристотеля 3. В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: философская мифогенная гносеогенная 4. В каком веке возникла философия: в IV в. до н. э. в V в. до н.э. в VI в. до н.э 5. Термин «философия» в переводе с греческого обозначает:
любовь к жизни любовь к мудрости 6. Выберите проблемы, которые являются актуальными для современной философии: демографическая проблема проблема сохранения целостности личности проблема коммуникативного единства человечества 7. В структуре мировоззрения выделяют следующие основные компоненты: убеждения человека ценности знания эмоциально-чувственные компоненты 8. Какие выделяют исторические типы мировоззрения мифологическое теоретическое философское религиозное 9. Из каких проблем состоит предметная область философии: проблема человека и смысла его существования в мире проблема загрязнения окружающей среды проблема отношения материального и идеального 10. Что является главным признаком религиозного мировоззрения: определенные культовые действия вера в сверхъестественное 11. Антропология это: философское учение о культуре философское учение о боге философское учение о человеке 12. Гносеология это раздел философии, в котором изучаются: проблемы природы познания и его возможностей специфические особенности общества, его динамика и перспективы 13. Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах в Упанишадах 14. Ортодоксальные учения индийской классической философии: признают авторитет Вед как Откровение отрицают единственность авторитета Вед 15. Неортодоксальные учения индийской классической философии это: легизм; джайнизм сбуддизм 16. Основные философские школы древнего Китая это: конфуцианство буддизм легизм даосизм 17. Легизм это: школа почитателей или любителей закона учение о правильном пути и добродетели 18. В даосизме разрабатывается: доктрина «недеяния»(у-вэй) четыре благородные истины 19. Античная философия существовала: с VI в. до н.э. по I в. н.э. с IV в. до н.э. по III в. н.э. с VI в до н.э. по VI в н.э. 20. Основателем Милетской философской школы является: Фалес Гераклит 21. Философской основой пифагореизма является учение: о мире о числе о человеке 22. Основателем элейской философской школы является:
Сократ Анаксимандр Парменид 23. Кому принадлежат данные слова: «Я знаю, что ничего не знаю»: Пифагор Сократ 24. Кто из философов основал свою школу в Афинах: Аристотель Платон Сократ 25. Теологические учения это: учения о человеке учения о Боге 26. Кто такие апологеты: христианские писатели, ставшие на защиту христианского учения средневековые учителя, читавшие лекции по теологии 27. Определите статус философии в средневековой европейской культуре: философия была независимая от религии и церковного контроля область человеческого познания философия была подчинена авторитету Священного Писания и поставлена на защиту религии 28. Представителем периода схоластики является: Аврелий Августин; Фома Аквинский. 29. Принципом средневекового философского мышления является: антропоцентризм теоцентризм 30. Представителями Возрождения являются: Ф. Бэкон Николай Кузанский 31. Основным объектом философского рассмотрения в эпоху Возрождения является: человек окружающий мир Бог 32. Кто является автором произведения «Утопия»: Никколо Макиавелли Томас Мор 33. Кому принадлежат следующие слова: «Я мыслю, следовательно, существую»: Ф. Бэкон Дж. Локк Р. Декарт 34. Выберите представителей эпохи Нового времени: Дж. Бруно Т. Гоббс Г. Галилей 35. Какое направление в новоевропейской философии исходило из признания чувственного опыта единственным и определяющим источником наших знаний о действительности: рационализм эмпиризм Представители английского просвещения: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк формируют две идеи: идею взаимного проникновения противоположностей идею естественных прав человека и теорию общественного договора 37. Особенностью французского Просвещения было бурное развитие: материалистических учений идеалистических учений 38. Представителями немецкого просвещения являются: Ф. М. Вольтер Ф. Шиллер И. Г. Гердер 39. Родоначальником немецкой классической философии считается: И. Кант Л. Фейербах 40. Теорию диалектики разработал: И.Г. Фихте Г. В. Ф. Гегель 41. Кто из мыслителей пытался обосновать возможность философии как науки: И. Кант И.Г. Фихте Г. В. Ф. Гегель 42. Классическая философия охватывает период с VI в. до н.э. и до середины 19 века с V в. до н..э. и до середины 18 века 43. Особенностью неклассической философии является: рационализм иррационализм 44. «Воля к власти» - центральное понятие философии: Фридриха Ницше С. Къеркегора 45. Важнейшей предпосылкой формирования марксизма является: классовая борьба пролетариата и аристократии;
классовая борьба пролетариата и буржуазии. 46. Представителями позитивизма являются: К. Маркс Огюст Конт Ф. Энгельс Г. Спенсер 47. Эмпириокритицизм это: философия критического опыта философия иррационализма 48. Неотомизм это течение в современной: католической философии православной философии. 49. В основе неотомизма лежит учение средневекового философа: Фомы Аквинского Аврелия Августина 50. Экзистенциализм это: философия жизни философия существования 51. Экзистенциалисты утверждают следующее: человек «обречен» быть свободным человек «обречен» быть счастливым 52. Первые формы современного аналитического мышления развивались: А. Камю Г. Фреге Бертраном Расселом 53. Основателем феноменологии является: Э. Гуссерль М. Хайдеггер 54.Слово герменевтика происходит от греческого слова: толкование объяснение 55. Герменевтическое искусство возникло: в эпоху Нового времени в эпоху Античности 56. Формирование структурализма как философского направления связано с обращением к концепциям следующих философов: Ж. Лакана М. Фуко К. Ясперса 57. Постмодернизм оформился на рубеже 70-х гг.: XX века XIX века 58. Представителями постмодернизма являются: М. Хайдеггер; Р. Барт. 59. Современная философия стоит перед необходимостью осмысления процессов: глобализации индустриализации 60. Становление профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в следующий период: Просвещения Возрождения 61. Видным идеологом одного из течений Реформации был: Сымон Будный Ф. Скорина 62. Начало профессионального философствования в России связано с именем: П. Я. Чаадаева В.С. Соловьева 63. В развитии русской философии выделяют следующие направления: гуманизм западничество славянофильство 64. Представителями русского космизма являются: И. В. Киреевский С. Н. Булгаков Н. Ф. Федоров
Модуль 2. Философия бытия При изучении данной темы студент должен приобрести следующие компетенции: - анализировать разнообразные философские подходы к проблемам бытия природы, общества и человека, давать им аргументированную оценку - применять основные понятия и принципы онтологии в анализе экологических, социальных, психологических и духовных феноменов ХХI века - характеризовать ведущие идеи философской картины мира и перспективы развития природной и социальной сфер жизнедеятельности человека - уметь использовать основные понятия и принципы диалектики и метафизики в жизни и профессиональной деятельности Цель модуля: формирование категориального аппарата философии бытия в контексте исторического развития философского и естественнонаучного знания. Задачи модуля: - знание сущностных оснований бытия и его атрибутов - знание закономерностей и характеристик бытия - умение анализировать различные философские концепции по проблемам бытия природы, общества и человека - умение использовать основные понятия и принципы диалектики и метафизики в своей профессиональной деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|