Творческая природа и социокультурная размерность сознания
Природу и функционирование сознания невозможно понять без учета соответствующих социокультурных факторов его формирования и развития. Именно идея о социокультурной размерности сознания отделяет классические и неклассические версии философии сознания. Классическая философия исходила из возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от общества. Сознание человека представлялось как проявление «чистого разума», либо как первоначальная tabula rasa (чистая доска), заполняемая природой в процессе индивидуального опыта. Преодоление классического принципа «созерцательности мышления» осуществляется первоначально в философии марксизма в связи с идеей общественного сознания, ядром которого, согласно Марксу, является идеология как сложившаяся в обществе система взглядов на общество, человека и природу. Она характеризуется Марксом как «ложное сознание», поскольку закрепляет интересы правящих слоев населения, диктуя определенный спектр видения и объяснения действительности. «Зеркало» сознания при этом всякий раз искажается в соответствии с устойчивыми идеологемами своего времени. Индивидуальное сознание возможно лишь через его соотнесенность с общественным, где и разум, и чувственность в равной мере выступают продуктами социальной эволюции. Общественное сознание задает специфичную для каждой эпохи шкалу ценностей, которые определяют устойчивые мировоззренческие конструкции разума и те «культурные фильтры», через которые воспринимается мир. Соответственно, будучи социально зависимым, сознание не просто пассивно отражает действительность, но и творчески реорганизует ее в соответствии с определенными историческими установками времени. Творческая природа сознания состоит также в его способности к опережающему отражению действительности, т. е. в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта. Способность к опережающему отражению действительности связана с таким фундаментальным свойством сознания, как целеполагание. Целевые установки, в которых конкретизируется сознание, одновременно не только зависят от исторической ситуации, но и выходят за ее границы, позволяя расширять горизонты социокультурной реальности и создавать новые ценности.
Один из основных факторов, посредством которого осуществляется социально-творческая природа сознания, — это деятельность. Практика и деятельность фактически обусловили возникновение и функционирование сознания, где всякий мыслительный акт — это «внутреннее действие». В то же время человеческую деятельность отличает ее «осознанность», связанная со способностью к целеполаганию. В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему «культурных предрассудков», которая гарантирует целостность и устойчивость мировоззрения. При всей консервативности институтов традиций и образования они так же, как и деятельность, раскрывают творческую природу сознания. С одной стороны, как механизмы социализации традиция и образование формируют сознание в его культурно-исторической вариабельности, с другой — закладывают необходимое основание для последующего развития личности, творческий потенциал которой напрямую зависит от ее общекультурного и образовательного уровней. Еще один фактор, определяющий социокультурную размерность сознания, — это коммуникация. Она конкретизирует феномен деятельности на уровне межличностных взаимодействий, определяя не только ситуацию человека в целом, но и природу сознания. Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: диалога, полилога. Посредством коммуникации проявляются и закрепляются функциональные характеристики сознания на всех его структурных уровнях.
Культурные механизмы, обеспечивающие коммуникацию, — это речь и язык. Язык – это система знаков, соответствующих определенным понятиям. Речь — это оформленная в соответствии с принятыми в обществе правилами словесная деятельность, в которой конкретизируется язык. Таким образом, язык реализует себя посредством речи, однако по отношению к последней он является более фундаментальной структурой. Речевое высказывание как элементарная единица речи может характеризоваться как определенный акт, действие, направленное на достижение целенаправленного эффекта со стороны воспринимающих людей. Значение языка для понимания опыта сознания огромно. Фактически любой факт нашего сознания отражен в соответствующем языковом конструкте: высказывании, слове, имени. Язык служит средством для образования и выражения мысли. Он выступает в качестве универсального культурного механизма сохранения и трансляции информации, коммуникации; является необходимым посредником между человеком и миром, восприятие и познание которого возможно лишь посредством языка. Однако акцент на языке как исключительном средстве изучения сознания, сделанный в философии ХХ в., едва ли является правомерным. И в последствии, невозможность адекватной реконструкции опыта сознания средствами языка способствовала переориентации философии в конце ХХ в. на идею текста. В отличие от языка текст не связан единой структурой, но существует как пересечение различных контекстов и фрагментов опыта. «Сознание как текст» — это одновременно «сознание как след», отсылающий к многообразию культурных практик, но реализующийся за счет их творческой переинтерпретации. Идея текста, существующего в ситуации многообразия контекстов и «конфликта интерпретаций», демонстрирует сложность и комплексность проблемы сознания в философии. Тем самым вопросы «что такое человек» и «что такое сознание» во многом остаются открытыми для философского и научного познания, стимулируя одновременно поиск новых форм и акцентов в самоопределении культуры и человечества.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое сознание 2. Назовите основные подходы в философии к исследованию сознания 3. В чем заключается проблема генезиса сознания 4. Назовите уровни сознания, определите структурные компоненты сознания 5. Каковы структурно-функциональные характеристики сознания
Тест по модулю: 1. Исторически первой моделью происхождения мира и человека была: концепция эволюционизма концепция креационизма 2. Кто является представителем социологизаторской модели в осмыслении проблемы человека в философии: К. Маркс Ж.-П.Сартр 3. Нидерландский мыслитель Й. Хейзинга это: автор игровой концепции антропогенеза автор психоаналитической концепция антропогенеза 4. Кто является автором данного высказывания по поводу феномена смерти: «Нечего бояться того, чего нет, поскольку пока есть мы, то смерти нет, а когда есть она, то нет уже нас»: Эпикур Пифагор Гераклит 5. Определите структурные компоненты рационально-дискурсивного уровня сознания: ощущение представление восприятие понятие суждение умозаключение 6. В рамках рационалистической концепции сущностной особенностью человека становится наличие у него: разума трудовой деятельности сознания 7. Суть социологизаторской концепции в осмыслении проблемы человека в философии, наиболее четко выразил: К. Маркс Ф. Энгельс 8. Основателем психоаналитической концепции антропогенеза является: А. Камю З. Фрейд Ф. Ницще 9. Кто из философов определяет человека как «разумное животное»: Платон Аристотель 10. Экзистенциально-феноменологическая концепция сознания исследует: исследует сознание как функцию материальных систем опыт индивидуального сознания 11. Сознание присуще высшим животным: можно ли с этим согласиться? да нет 12. Какой уровень сознания включает интуицию, смыслы, волю: рационально-дискурсивный;
интуитивно-волевой чувственно-эмоциональный 13. Что описывает модель психики, предложенная З. Фрейдом: сознание психику бессознательное 14. Кто является автором данного высказывания: «У человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы»: К. Ясперс Ж.-П.Сартр 15.Суть теории гилозоизма состоит в следующем: вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю 16. Основная идея «биологической» точки зрения на происхождение сознания заключается в следующем: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам сознание имеет космическое происхождение 17. Исторически первой моделью философии сознания была: функциональная модель сознания субстанциальная концепция 18. В ситуации современной философии смерть воспринимается как: как действительный «уход», окончание и завершение жизни как переход к какому-то иному состоянию жизни 19. Согласно философским исследованиям человек: свободен в своих действиях и поступках не свободен в своих действиях и поступках 20. Уловимо ли сознание для внешнего наблюдения да нет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|