Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации




Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры — принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера — это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.

В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития — обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек—хозяйство—природа».

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое онтология как философское учение о бытии

2. Каково содержание философской категории «бытие»

3. Каковы основные подходы к характеристике категории материя

4. Какие характерные атрибуты понятия материя

5. В чем суть философского понятия природа

 

Тест по модулю:

1. Одним из первых философов, определивших понятие метафизики был:

Аристотель

Платон

2. Онтология это философское учение:

о материи

о бытии

3. Первое употребление слова диалектика в философском смысле связывают с именем:

Пифагора

Сократа

4. Диалектика состоит из:

двух основных законов

трех основных законов

5. Картина природы это:

система представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке

представления общества о природной среде и способах ее освоения

6. Биосфера это:

«мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных

особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания

7. Понятие ноосфера впервые использовал:

Э. Леруа

В. Вернадский

8. Кто был редактором произведений Аристотеля:

Демокрит

Антроникос из Родоса

Левкипп

9. Метафизика это:

философское учение о первичных основах всякого бытия или сущности мира

анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее проявления — природной, духовной, социальной, человеческой

10. В каком веке был впервые использован термин метафизика:

в I в. н.э.;

в III в до н.э.

I в до н.э.

11. Выберите трех философов, которых считают «отцами» онтологии:

Гераклит

Парменид

Демокрит

Платон

12. Логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия как:

бытие

небытие

идея

сознание

13. Выберите два основных принципа диалектики:

развития

единства и борьбы противоположностей

всеобщей связи

14. Динамическая организация бытия включает следующие его атрибуты:

пространство

движение

время

развитие

15. В античной философии истоки понятия природа связывают с термином:

«натура»

«фюсис»

16. Искусственная среда обитания человека или его «вторая природа» это:

основная форма отношений между человеком и природной средой

в объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком

17. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал:

базовый принцип культуры – «благоговения перед жизнью»

концепцию коэволюции

18.Этосфера это:

это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом

область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете

19. Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый:

В. Вернадский

Н. В. Тимофеев-Ресовский

А. Швейцер

20. Движение как философская категория:

обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее

обозначает закономерные необратимые качественные изменения

21. Понятие пространство обозначает:

указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп

свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу

Модуль 3. Философская антропология

Изучение философской антропологии должно помочь формированию следующих компетенций у студентов:

- формулировать и аргументировать основные философские концепции человека, их достоинства и недостатки

- использовать основные положения и принципы философской антропологии при решении личных и социальных проблем

- выработать собственную мировоззренческую и социально-политическую позицию и навыки её отстаивания и защиты

- определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности

- сформировать такие собственные личностные качества, как самостоятельность, ответственность, организованность, толерантность, самокритичность и целеустремлённость

Цель модуля: постижение и усвоение сущности бытия человека и модусов человеческого существования

Задачи модуля:

- знание основных философских концепций человека в контексте развития мировой философской мысли;

- знание диалектической взаимосвязи человека и социума;

- умение использовать основные понятия и концепции философской антропологии в своей социальной деятельности;

- умение анализировать роль и значение «человеческого фактора» в конкретных исторических условиях.

 

Тема 3.1 Проблема человека в философии и науке

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...