Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации
Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры — принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера — это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле. В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития — обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек—хозяйство—природа».
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое онтология как философское учение о бытии 2. Каково содержание философской категории «бытие» 3. Каковы основные подходы к характеристике категории материя 4. Какие характерные атрибуты понятия материя 5. В чем суть философского понятия природа
Тест по модулю: 1. Одним из первых философов, определивших понятие метафизики был: Аристотель Платон 2. Онтология это философское учение: о материи о бытии 3. Первое употребление слова диалектика в философском смысле связывают с именем: Пифагора Сократа 4. Диалектика состоит из: двух основных законов трех основных законов 5. Картина природы это: система представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке представления общества о природной среде и способах ее освоения 6. Биосфера это: «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром растений и животных особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания 7. Понятие ноосфера впервые использовал: Э. Леруа В. Вернадский 8. Кто был редактором произведений Аристотеля: Демокрит Антроникос из Родоса Левкипп 9. Метафизика это: философское учение о первичных основах всякого бытия или сущности мира анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее проявления — природной, духовной, социальной, человеческой 10. В каком веке был впервые использован термин метафизика:
в I в. н.э.; в III в до н.э. I в до н.э. 11. Выберите трех философов, которых считают «отцами» онтологии: Гераклит Парменид Демокрит Платон 12. Логическим началом онтологического анализа реальности служат такие фундаментальные понятия как: бытие небытие идея сознание 13. Выберите два основных принципа диалектики: развития единства и борьбы противоположностей всеобщей связи 14. Динамическая организация бытия включает следующие его атрибуты: пространство движение время развитие 15. В античной философии истоки понятия природа связывают с термином: «натура» «фюсис» 16. Искусственная среда обитания человека или его «вторая природа» это: основная форма отношений между человеком и природной средой в объем данного понятия включается все, что так или иначе произведено человеком 17. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал: базовый принцип культуры – «благоговения перед жизнью» концепцию коэволюции 18.Этосфера это: это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете 19. Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый: В. Вернадский Н. В. Тимофеев-Ресовский А. Швейцер 20. Движение как философская категория: обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее обозначает закономерные необратимые качественные изменения 21. Понятие пространство обозначает: указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу Модуль 3. Философская антропология Изучение философской антропологии должно помочь формированию следующих компетенций у студентов: - формулировать и аргументировать основные философские концепции человека, их достоинства и недостатки - использовать основные положения и принципы философской антропологии при решении личных и социальных проблем - выработать собственную мировоззренческую и социально-политическую позицию и навыки её отстаивания и защиты
- определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности - сформировать такие собственные личностные качества, как самостоятельность, ответственность, организованность, толерантность, самокритичность и целеустремлённость Цель модуля: постижение и усвоение сущности бытия человека и модусов человеческого существования Задачи модуля: - знание основных философских концепций человека в контексте развития мировой философской мысли; - знание диалектической взаимосвязи человека и социума; - умение использовать основные понятия и концепции философской антропологии в своей социальной деятельности; - умение анализировать роль и значение «человеческого фактора» в конкретных исторических условиях.
Тема 3.1 Проблема человека в философии и науке
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|