Эмпирический и теоретический уровни научного познания
В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку. На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта. Структура эмпирического и теоретического уровней знания. Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. В них можно выделить особые подуровни, каждый из которых характеризуется специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания. На эмпирическом уровне можно выделить два подуровня: во-первых, данные наблюдения, во-вторых, эмпирические факты. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции. Во-первых, рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющееся и устранить случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя. Если наблюдение осуществляется так, что производится измерение, то данные наблюдения записываются в виде чисел. Тогда для получения эмпирического факта требуется определенная статистическая обработка данных, позволяющая выявить в них инвариантное содержание измерений.
Поиск инварианта как способ установления факта свойствен не только естественнонаучному, но и социально-историческому знанию. Скажем, историк, устанавливающий хронологию событий прошлого, всегда стремится выявить и сопоставить множество независимых исторических свидетельств, выступающих для него в функции данных наблюдения. Во-вторых, для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. Итак, научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое наука 2. Назовите основные этапы в развитии науки 3. Каковы функции науки 4. Какова структура научного знания
Тест: 1.Определите две важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие философских учений о познании: идея активности разума и творческой природы познания идея несоответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей
идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей 2. Гносеологический оптимизм исходит из тезиса: о принципиальной познаваемости мира о принципиальной непознаваемости мира 3. Кто является представителем агностицизма: Р. Декарт И. Кант 4. Гносеология это: теория знания теория познания 5. Выберите два специфических вида познавательной деятельности: Эмпирическое научное теоретическое исследование 6. Познавательная деятельность человека непрерывно связана со следующими феноменами: сознанием деятельностью памятью 7. Суть скептицизма заключается в следующем: познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности. 8. Представителями скептицизма являются: П. Бейль Д. Юм И. Кант. 9. Суть агностицизма заключается в следующем: в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности мир объектов принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание 10. Что такое восприятие определяет целостную конкретно-наглядную картину предмета чувственное воспоминание о вещи при отсутствии непосредственного контакта с ней 11. Что такое суждение состоит из взаимосвязанных суждений и некоторого вывода форма мысли, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается 12. Под каким видом познания понимаются обычно познавательные акты, которые не могут быть сведены к нормам строгого логического мышления и не имеют до сих пор надежного научного объяснения: чувственное познание рациональное иррациональное 13. Слово иррациональное обозначает (необходимо выбрать два ответа): неразумный в познании разумный в познании бессознательный в познании 14. Верно ли утверждение: «Научным является всякое знание»: да нет 15. В Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей — определите временной отрезок эпохи Нового времени: XVI-XVII в. конец XIX – начало XX в. 16. Когда оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности в XIV- XV в. конец XIX – начало XX в.
XVI-XVII в. 17. Что происходит в связи с развитием высоких технологий меняются формы трансляции знания, возникают новые формы коммуникации между учеными наука заявляет о своих целях, формулирует правила, которые должны выполнять те, кто посвящает себя исследовательской деятельности 18. Для чего необходимы идеалы и нормы познания: активно участвуют в построении новых теорий выражают ценностные и целевые установки науки 19. Для чего необходимы философские основания науки: активно участвуют в построении новых теорий содержат общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки 20. В структуре научного знания выделяют два уровня знания: эмпирический теоретический чувственно-эмоциональный
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|