Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмпирический и теоретический уровни научного познания




В структуре научного знания выделяют два уровня знания — эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.

Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.

На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта.

Структура эмпирического и теоретического уровней знания. Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. В них можно выделить особые подуровни, каждый из которых характеризуется специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания.

На эмпирическом уровне можно выделить два подуровня: во-первых, данные наблюдения, во-вторых, эмпирические факты.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции. Во-первых, рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить между собой множество наблюдений, выделить в них повторяющееся и устранить случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя. Если наблюдение осуществляется так, что производится измерение, то данные наблюдения записываются в виде чисел. Тогда для получения эмпирического факта требуется определенная статистическая обработка данных, позволяющая выявить в них инвариантное содержание измерений.

Поиск инварианта как способ установления факта свойствен не только естественнонаучному, но и социально-историческому знанию. Скажем, историк, устанавливающий хронологию событий прошлого, всегда стремится выявить и сопоставить множе­ство независимых исторических свидетельств, выступающих для него в функции данных наблюдения.

Во-вторых, для установления факта необходимо истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания.

Итак, научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое наука

2. Назовите основные этапы в развитии науки

3. Каковы функции науки

4. Какова структура научного знания

 

Тест:

1.Определите две важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие философских учений о познании:

идея активности разума и творческой природы познания

идея несоответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей

идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей

2. Гносеологический оптимизм исходит из тезиса:

о принципиальной познаваемости мира

о принципиальной непознаваемости мира

3. Кто является представителем агностицизма:

Р. Декарт

И. Кант

4. Гносеология это:

теория знания

теория познания

5. Выберите два специфических вида познавательной деятельности:

Эмпирическое

научное

теоретическое исследование

6. Познавательная деятельность человека непрерывно связана со следующими феноменами:

сознанием

деятельностью

памятью

7. Суть скептицизма заключается в следующем:

познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению

в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

8. Представителями скептицизма являются:

П. Бейль

Д. Юм

И. Кант.

9. Суть агностицизма заключается в следующем:

в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности

мир объектов принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание

10. Что такое восприятие

определяет целостную конкретно-наглядную картину предмета

чувственное воспоминание о вещи при отсутствии непосредственного контакта с ней

11. Что такое суждение

состоит из взаимосвязанных суждений и некоторого вывода

форма мысли, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается

12. Под каким видом познания понимаются обычно познавательные акты, которые не могут быть сведены к нормам строгого логического мышления и не имеют до сих пор надежного научного объяснения:

чувственное познание

рациональное

иррациональное

13. Слово иррациональное обозначает (необходимо выбрать два ответа):

неразумный в познании

разумный в познании

бессознательный в познании

14. Верно ли утверждение: «Научным является всякое знание»:

да

нет

15. В Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей — определите временной отрезок эпохи Нового времени:

XVI-XVII в.

конец XIX – начало XX в.

16. Когда оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности

в XIV- XV в.

конец XIX – начало XX в.

XVI-XVII в.

17. Что происходит в связи с развитием высоких технологий

меняются формы трансляции знания, возникают новые формы коммуникации между учеными

наука заявляет о своих целях, формулирует правила, которые должны выполнять те, кто посвящает себя исследовательской деятельности

18. Для чего необходимы идеалы и нормы познания:

активно участвуют в построении новых теорий

выражают ценностные и целевые установки науки

19. Для чего необходимы философские основания науки:

активно участвуют в построении новых теорий

содержат общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки

20. В структуре научного знания выделяют два уровня знания:

эмпирический

теоретический

чувственно-эмоциональный

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...