Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.
Принципы прокурорского надзора — это основополагающие идеи, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления гос. власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации. Приведенное определение принципов прокурорского надзора одновременно характеризует два аспекта. С одной стороны, организационное построение прокуратуры и ее системное отношение к иным органам гос. власти, политическим партиям, общественным организациям и объединениям и, с другой стороны, функциональный порядок реализации прокуратурой своих полномочий для достижения целей и задач, предусмотренных в Конституции и иных федеральных законах. Принцип законности. Формула принципа: органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством. В федеральном законодательстве о прокуратуре принцип законности выражается в установлении надзорных полномочий прокуроров, предмета и пределов их реализации, а также порядка деятельности. Прокурор в своей деятельности обязан соблюдать не только требования Конституции и Закона о прокуратуре, но также положения иных отраслевых законов (УПК, ГПК, АПК и т.д.). Являются обязательными для нижестоящих прокуроров и требования, содержащиеся в приказах, распоряжениях, указаниях и инструкциях Генпрокурора РФ. Принцип публичности. Формула принципа: органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц.
Содержание принципа публичности выражается в обязанно сти органов прокуратуры реагировать на каждый случай нарушения законов, ущемления прав, свобод граждан, интересов личности, общества и государства. Этот принцип наделяет прокурора широкими властными полномочиями по реализации своих функций. Прокурорские работники могут применять нормы права, меры юридического воздействия на правонарушителей, принимать решения о возбуждении уг. дела или дела об административном правонарушении. Суть принципа публичности в организации и деятельности органов прокуратуры заключается в сочетании интересов органов гос. власти в лице прокуратуры по достижению поставленных перед ними задач, с неукоснительным обеспечением законных интересов граждан и должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации прокурором своих надзорных полномочий. Например, федеральное законодательство о выборах в органы местного самоуправления содержит положение, согласно которому участие прокурора в судебном рассмотрении дел о нарушении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления является обязательным, не зависящим от усмотрения как любой из сторон, так и самого прокурора. Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры. Формула принципа: прокуратура является единой системой специальных федеральных гос. органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России. Содержание принципа выражается в ед инс тве системы орга нов прокуратуры в РФ, а характер ее деятельности обеспечивается непосредственно правовыми средствами. Организация единой системы органов прокуратуры устанавливается на основании Конституции, Закона о прокуратуре и других федеральных законов.
В соответствии с принципом единства не допускается создание гос. и негос. органов, подменяющих или дублирующих деятельность по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности на территории РФ. Единую систему прокуратуры РФ составляют Генпрокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генпрокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в ее единую систему, не допускается. Реализация принципа единства в организации и деятельности органов прокуратуры выражается в установленном законом едином правовом статусе прокурора. Принимая лично решения по вопросам, которые законом отнесены к его компетенции, прокурор в то же время действует от имени всей прокуратуры в целом. Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры. Формула принципа: в основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей деятельностью органов прокуратуры при неукоснительном подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ, а также безусловном выполнении указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими. Содержание этого принципа выражается в законо дат ельном закреплении вертикальных связей, на основе которых строится вся система органов прокуратуры и управление ее структурными подразделениями. Суть рассматриваемого принципа выражается в том, что все нижестоящие прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генпрокурором РФ. Для всех нижестоящих прокуроров обязательны для исполнения приказы и распоряжения вышестоящих прокуроров. В свою очередь прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним специализированных прокуратур. Они также издают приказы и распоряжения, которые обязательны для исполнения нижестоящими подчиненными прокурорами.
Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры выражается также в обязанности вышестоящих прокуроров контролировать деятельность подчиненных прокуроров. Цели контроля достигаются путем заблаговременного истребования информации о ходе выполнения поручения, напоминанияконкретным исполнителям о необходимости добросовестного отношения к возложенным обязанностям, проверкой качества исполнения, а также своевременным и принципиальным реагированием на выявленные упущения, допущенные при исполнении возложенных полномочий. Принцип внепартийности. Формула принципа: организация и деятельность органов прокуратуры в РФ не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологических взглядов. Содержание принципа заключается в том, что на законодательном уровне закреплено положение, согласно которому прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Осуществляя надзор за соблюдением законов, прокуратура касается и политических аспектов общественной жизни. От того, насколько беспристрастно прокурор подойдет к разрешению правовых вопросов, связанных с какой-либо стороной политической жизни, зависит стабильность общественной жизни в том или ином регионе. Принцип независимости. Формула принципа: в своей организации и деятельности органы прокуратуры не зависимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.
Содержание принципа выражается в том, что, с одной стороны, прокуроры объединены в единое целое системой органов прокуратуры и находятся в состоянии иерархической подчиненности между собой, с другой стороны, они обладают известной самостоятельностью, независимостью и творческой активностью при исполнении возложенных на них обязанностей. Сочетание жесткого подчинения и функциональной самостоятельности прокурора позволяют наиболее эффективно решать стоящие перед прокуратурой задачи. Однако провозгласить независимость прокурорских работников недостаточно, важно закрепить надежный правовой механизм реализации этого принципа. 1. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. 2. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета 3. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. В законе закреплена неприкосновенность прокурора. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уг. дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ. Процессуальный порядок возбуждения уг. дела в отношении прокурора и дальнейшего осуществления в отношении его уг. преследования определен гл. 52 УПК и заключается в том, что в отношении прокурора уг. дело может быть возбуждено вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. Прокурор не может быть привлечен к административной ответственности.
5. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Принцип гласности в деятельности прокуратуры. Формула принципа: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о гос. и иной специально охраняемой законом тайне. Содержание принципа заключается в том, что Конституцией закреплены права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В стране идет активный процесс совершенствования законодательства по этому вопросу. От качества информации, поступающей к населению от органов прокуратуры, зависит политическая стабильность в обществе. Органы прокуратуры должны систематически информировать население через информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности, правопорядка, мерах, принимаемых прокуратурой и координируемыми ею другими правоохранительными органами по борьбе с преступностью, пресечению деятельности организованных преступных групп и других тяжких преступлений. Органы прокуратуры должны оперативно сообщать в средства массовой информации о возбужденных уголовных делах по преступлениям, вызывающим повышенный общественный интерес.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|