Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надзор прокурора на заключительном этапе расследования. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля.




Заключительный этап является итогом расследования по делу: оценка следователем собранных доказательств, решение о проведении следственных действий, направленных на детализацию или конкретизацию имеющихся доказательств, вывод о достаточности и полноте собранных материалов, принятие решения об окончании следствия по делу с ознакомлением участников с материалами дела и составлением итогового документа (обвинительного заключения).

Окончание предварительного следствия является важным этапом процессуальной деятельности, имеющим самостоятельное значение. На этом этапе уг. дело может перейти из досудебных стадий уг. процесса в судебные, но может получить и окончательное разрешение в форме прекращения.

Основанием окончания предварительного следствия явля­ется достаточность собранных доказательств для принятия ито­гового процессуального решения.

Проверяя материалы уг. дела, поступившего с обвинительным заключением, прокурор обязан разрешить воп­росы:

1) имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела;

3) произведено ли дознание или предварительное след­ствие всесторонне, полно и объективно;

4) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;

5) предъявлено ли обвинение по всем, установленным дознанием или предварительным следствием, преступным де­яниям обвиняемого;

6) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, кото­рые изобличены в совершении преступлений;

7) правильно ли квалифицировано преступление;

8) правильно ли избрана мера пресечения;

9) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и воз­можной конфискацией имущества;

10) выявлены ли причины и условия, способствовавшие со­вершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

11) составлено ли обвинительное заключение в соответ­ствии с требованиями УПК;

12) соблюдены ли органами дознания или предварительно­го следствия все иные требования УПК.

Прокурор разрешает таким образом не только вопросы о том, соблюдены ли следователем требования УПК, но и име­ются ли основания для осуществления уг. преследова­ния на следующих стадиях уг. процесса. Изучая дело, он делает ряд выводов: о полноте, всесторонности и объектив­ности расследования, что находит свое выражение в доказан­ности обвинения и его правильной юридической квалифика­ции; о соблюдении следователем всех норм процессуального закона и отсутствии процессуальных нарушений, препятствующих направлению дела в суд; о соответствии текста обвини­тельного заключения материалам дела.

Поскольку к моменту окончания предварительного след­ствия должно быть закончено производство следственных действий, результаты ко­торых должны обеспечить всесторонность и полноту исследо­вания обстоятельств, входящих в предмет доказывания, про­курорам надо обращать внимание на соблюдение следователем условий, относящихся к использованию системы следственных действий.

Заслуживает внимания вопрос обеспечения всесторонности и полноты расследования, разрешения ходатайств обвиняемо­го, заявленных им при ознакомлении с материалами дела.

Прокурору необходимо тщательно проанализировать доводы, приводимые обвиняемым и защитником в опровержение обви­нения, и, с объективных позиций изучая материалы уг. дела, проверить, что противопоставляется этим доводам. По этой причине желательно, чтобы уг. дело, посту­пившее с обвинительным заключением, изучалось не только прокурорскими работниками, осуществляющими надзор за следствием и дознанием, но и прокурорами, которым будет поручено поддержание по делу гос. обвинения. Особое внимание при изучении уг. дела должно быть обращено на допустимость доказательств, поскольку в даль­нейшем эти доказательства должны использоваться государ­ственным обвинителем в судебном заседании. При выявлении доказательств, полученных с нарушением закона, прокурор либо возвращает дело на дополнительное расследование, либо предлагает следователю пересоставить обвинительное заклю­чение без упоминания в нем недопустимых доказательств.

Не менее важным является изучение формулировки об­винения, проверка соответствия его закону и реально собран­ным доказательствам по делу. Следует обязательно реагиро­вать на неразграничение в постановлениях о привлечении лиц в качестве обвиняемых по делам о групповых преступлениях действий каждого соучастника.

В самом тексте обвинительного заключения доказатель­ства должны излагаться последовательно, а обстоятельства дела описываться в соответствии с собранными доказательства­ми. В описательной части существо преступления должно опи­сываться, включая в себя только уголовно-наказуемые деяния. Резолютивная часть обвинительного заключения должна соот­ветствовать постановлению о привлечении в качестве обвиня­емого. По многоэпизодным делам существо преступлений дол­жно быть изложено в системе с тем, чтобы с учетом этой си­стемы можно было планировать представление доказательств в судебном следствии и строить схему поддержания гос. обвинения.

Прокурор или его замес­титель обязаны рассмотреть поступившее дело в срок не бо­лее 5 суток.

5 возможных вариантов решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением. Признав, что имеются основания для направле­ния дела в суд, прокурор утверждает своей резолюцией обви­нительное заключение. Для такого решения должны быть ус­тановлены следующие обстоятельства:

а) достаточность доказательств для рассмотрения дела в суде;

б) возможность поддержания с имеющимися доказатель­ствами гос. обвинения;

в) допустимость собранных по делу доказательств;

г) соответствие предъявленного обвинения собранным до­казательствам;

д) отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу;

е) отсутствие процессуальных нарушений, исключающих возможность рассмотрения дела в суде;

ж) соответствие обвинительного заключения требованиям закона.

Если собранные по делу доказательства дают основание для обвинения лица в менее тяжком преступлении, прокурор своим постановлением вправе изменить обвинение.

Прокурор вправе возвра­тить уг. дело следователю или органу дознания со сво­ими указаниями.

Недостатки прокурор­ского надзора, приводящие к направлению в суд уголовных дел, по которым расследование проведено неполно, или тре­буется изменение обвинения в сторону, ухудшающую положе­ние обвиняемого, могут оказаться невыполнимыми при рас­смотрении дела в суде. Поэтому надзор за исполнением зако­нов по делам, поступившим с обвинительным заключением, приобретает особое значение.

Прокурор вправе также прекратить уг. дело по любому предусмотренному законом основанию, составив об этом постановление. Прокурор реагирует на нарушение зако­на, допущенное органом дознания или предварительного след­ствия при привлечении лица к уголовной ответственности.

 

Сущность и задачи деятельности прокурора, участвующего в уг. судопроизводстве. Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уг. дел. Правовые средства прокурорского реагирования на нарушения закона.

В основе современного уг. судопроизводства ле­жит принцип состязательности и равно­правия сторон. Принцип состяза­тельности заключается в том, что один участник уг. судопроизводства должен выполнять только одну уголовно-процессуальную функцию. Прокурор отно­сится к стороне обвинения, содержанием которой является осуществление функции уг. преследования.

Уг. преследование на различных этапах уг. судопроизводства имеет свои формы выражения-на досу­дебных стадиях - в форме предварительного расследования, а в судебных стадиях — в форме поддержания гос. обвинения.

В приказе Генпрокурора № 185 от 20.11.2007 «Об участии про­куроров в судебных стадиях уг. судопроизводства» УПК требуют от всех со­трудников органов прокуратуры, участвующих в судебном раз­бирательстве, высочайшей организации работы, профессиона­лизма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство гос. обвинителя в представлении и исследовании доказательств, становятся решающим факто­ром в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление. В связи этим всем заместителям Генпрокурора РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении уголовных дел су­дами одним из важнейших направлений в деятельности орга­нов прокуратуры.

задачи:

1) постоянно совершенствовать работу по поддержанию гос. обвинения. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанно­стью всех прокурорских работников;

2) обеспечивать участие прокуроров в судебном разбира­тельстве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК мировым судьей;

3) руководителям прокуратур регулярно лично поддержи­вать гос. обвинение;

4) гос. обвинителям способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения за­конного, обоснованного и справедливого решения;

5) руководителям прокуратур обеспечивать участие гос. обвинителей в судебных заседаниях апелляцион­ной инстанции по всем уголовным делам. Право апелляционного и кассационного обжалования судеб­ных решений, не вступивших в законную силу, предоставлено исключительно гос. обвинителю;

7) обращать внимание на совершенствование про­фессионального мастерства гос. обвинителей. В этих целях организовать надежную систему обучения;

8) использовать СМИ для пропа­ганды деятельности гос. обвинителей; обеспечи­вать достоверность материалов, подлежащих опубликованию.

9) всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уг. дел и принесения представ­лений на неправосудные судебные решения.

Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уг. дел. Прокурор как участник уг. судопроизводства является должностным лицом, на которого законом возложено выполнение функции уг. преследования и решение задач по осуществлению прокурорского надзора.

В качестве прокурора в уг. судопроизводстве правомочны выступать:

Генпрокурор, прокуроры субъектов РФ, прокуроры городов и районов, приравненные к ним прокуроры, их заместители и помощники, осуществляющие процессуальную деятельность, направленную на изобличение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Каждый прокурор действует в пределах своей компетенции, определяемых местом прокуратуры в системе органов прокуратуры, предметной и территориальной подследственностью и подсудностью уголовных дел. В силу централизованного характера системы органов прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе выполнять действия, отнесенные к компетенции нижестоящих.

Процессуальное положение: В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает гос. обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Являясь участником уг. судопроизводства со стороны обвинения, прокурор, может отказаться от осуществления уг. преследования. Основания и порядок отказа прокурора от обвинения закреплены в УПК. По общему правилу, если гос. обвинитель в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...