Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и правовые средства их реализации.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: - по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях; - при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; - требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; —выделять специалистов для выяснения возникших вопросов; —проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций; —вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; — по основаниям, установленным законом, возбуждать уг. дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; —предостерегать о недопустимости нарушения закона; —освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; —опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
—вносить представление об устранении нарушений закона. Должностные лица органов прокуратуры обязаны приступать к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно. 15. Понятие и виды проверок, требования, предъявляемые к их проведению. Поводы и основания для проведения прокурорских проверок исполнения закона. К числу ключевых элементов организационного обеспечения надзора за исполнением законов относится работа по организации производства конкретных прокурорских проверок. Проверки различаются по масштабу исследуемых вопросов, их содержанию, кругу проверяемых объектов, длительностью охватываемых проверками периодов, степени сложности установления обстоятельств нарушений закона, их оценки и др. Они могут быть связаны с анализом практики исполнения законов, охватывающих одну, две, три и более правовых сфер (налогового, земельного, таможенного, банковского законодательства, законов о собственности и др.). Проверка может быть ограничена изучением вопросов исполнения законов одним каким-либо органом или организацией, но может распространяться на отдельные звенья той или иной системы органов на систему органов в целом или даже нескольких их групп (системы Министерства по налогам и сборам, Министерства гос. имущества, Министерства финансов и т.п.). Охватываемые прокурорскими проверками периоды редко превышают шестимесячный срок, но в зависимости от решаемых задач они могут иметь и большую продолжительность. Различаются проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству. Основная масса проверок относится к 1. категории проверок текущего характера. Поводом для их проведения служит поступающая в прокуратуру информация о фактах нарушения закона. Такая информация содержится в письмах, заявлениях и жалобах граждан, актах проверок, проведенных контролирующими органами, сообщения средств массовой информации, письма руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и др.
2. Другой вид проверок носит более масштабный характер. Эти проверки заранее планируются. Проводятся они, как правило, на основании результатов анализа статистических данных, иной информации о состоянии законности, обобщения имеющихся в прокуратуре сведений, материалов тематических проверок, осуществленных контролирующими органами. При этом учитывается актуальность подлежащих решению проблем обеспечения законности, исходя из особенностей конкретной ситуации. Этапы проверки: 1. на подготовительном производится целенаправленное, предметное изучение нужного законодательства, определение задач проверки, содержания необходимой информации о ее источниках, наличие материалов для анализа и оценки данных, подбор компетентного состава лиц, включая и привлекаемых специалистов. Все эти компоненты отражаются в рабочем плане проверки. 2. собственно проверка. В ходе ее на базе всего массива информации выявляются факты нарушений закона и формируются пути и средства их устранения. Задачи данного этапа решаются путем реализации предоставленных прокуратуре полномочий. Это достаточно сложный процесс. Помимо знания прокурорских правомочий важно хорошо владеть тактическими и психологическими приемами их применения. Не секрет, что установление фактов противоправных решений и действий часто протекает в конфликтных ситуациях, противостоянии сторон, осложняющих получение достоверной информации в нужном объеме. 3. реализация материалов проверки - происходит оценка полученных материалов и формирование решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных фактов нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Принимаемые прокурором меры реализуются в форме актов прокурорского реагирования — протеста, представления, постановления, предостережения, о которых сказано выше. Этап реализации материалов проверки органично связан с действиями по контролю за результативностью актов прокурорского реагирования. Без надлежащего контроля со стороны прокурора за исполнением принятых им мер акты прокурорского реагирования могут не достичь своих целей.
Прежде всего контролируется соблюдение порядка рассмотрения прокурорских документов. Он установлен действующим законодательством. Рассмотрение возбужденного постановлением прокурора уг. дела производится в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, производство об административном правонарушении разрешается по правилам административного законодательства. Порядок рассмотрения протеста и представления прокурора регламентируется Законом о прокуратуре. В процессе контроля обращается внимание на сроки рассмотрения прокурорских документов, полноту и своевременность принятия по ним мер. Протест, согласно закону, подлежит рассмотрению в 10дневный срок, по представлению прокурора должны быть приняты соответствующие меры в течение месяца со дня. его внесения. Несколько иначе решается вопрос о сроках рассмотрения актов прокурорского реагирования коллегиальными органами — здесь рассмотрение приурочивается к ближайшему заседанию. Сообщение о принятых мерах прокурору представляется в письменной форме. 16. Методика проведения прокурорской проверки за соответствием закону правовых актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами Эффективность деятельности прокурора по надзору за точным и единообразным исполнением законов целиком зависит от правильной методики ее организации. Собственно прокурорская проверка состоит из этапов: а) подготовительного, на котором прокурор знакомится с необходимым для проведения проверки законодательством, определяет задачи, состав лиц, средствами которых будет осуществляться проверка, изучает типичные нарушения закона; б) собственно проверки, которая реализуется путем использования полномочий, предоставленных прокурору законом. Проверка должна быть организована таким образом, чтобы удалось выявить не только сами нарушения закона, но и условия, которые способствовали этому;
в) реализации материалов проверки. На этом этапе необходимо решить, какое средство правового воздействия следует применить в отношении нарушителей закона (протест, представление, предостережение или постановление); г) контроля за исполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений закона. 17. Понятие и виды актов прокурорского реагирования. Требования, предъявляемые к ним, их структура и содержание. Особенности и правовые последствия применения актов реагирования прокурором. Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных нарушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства. 1. Протест прокурора - это акт (до ку ме нт ) пр окурорского реа гирования на нормативно-правовой акт гос.органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом. Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста — это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнаружения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам. Протест может быть принесен: 1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; 2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт; 3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор должен основываться на принципах эффективности и целесообразности. Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме. По своему содержанию протест состоит из следующих элементов: — названия органа, в который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты принесения протеста; — наименования средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — с указанием конкретного нормативного правового акта, на который он принесен, его номера и даты принятия;
— общей характеристики опротестуемого нормативного правового акта; — указания статьи, части, пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законодательству; — приведения конкретных норм Конституции и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт; — предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков исполнения этого протеста и разъяснением обязанности об уведомлении о результатах рассмотрения данного протеста; — подписи прокурора. Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу. В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом. 2. Представление прокурора — это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы: — фамилию, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона, юридический адрес организации, дату вынесения представления; — наименование документа, указание сферы общественных отношений, где были выявлены нарушения (например, Представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья детей); — полное название организации, где была проведена прокурорская проверка; описание выявленных нарушений закона, их негативные последствия, отражение причин и условий, способствовавших наступлению этих последствий; указание ответственных лиц, разъяснения нарушенных законов, предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы; — требования прокурора принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией и федеральными законами общественные отношения и доложить о результатах рассмотрения представления ему в течение месяца. В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, то он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления; — подпись прокурора или его заместителя с указанием фамилии, должности и специального звания. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ Генпрокурор РФ информирует об этом Президента РФ. Если в ходе проведения прокурорской проверки обнаружены обстоятельства, указывающие на наличии в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, на основании мотивированного постановления передает материалы проверки по подследственности следователю для решения вопроса о возбуждении уг. дела или самостоятельно принимает решение о возбуждении административного производства. 3. о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление должно содержать: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую информацию. Такое постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании расследования. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. 4. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В соответствии с указанием Генпрокурора «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом. Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений. Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. 18. Предпосылки возникновения отрасли надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Роль и правовое положение прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен как ключевое, приоритетное направление всей деятельности прокуратуры. В настоящее время он рассматривается в качестве самостоятельной надзорной отрасли, поскольку имеет собственный предмет надзора и характеризуется свойственными ему полномочиями прокурора. В настоящее время ему посвящена глава 2 раздела 3 Закона о прокуратуре. Выделение данного направления деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации правозащитного потенциала прокуратуры, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в механизме гос. охраны прав и свобод человека и гражданина. 19. Понятие, предмет, пределы и цели прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Соотношение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина с другими отраслями прокурорского надзора. Следует вместе с тем отметить, что соблюдение прав и свобод человека и гражданина входит в предмет не только рассматриваемого направления прокурорского надзора. Оно входит также в сферу надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, в ходе осуществления функции уг. преследования. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор руководствуется конституционным принципом равенства всех перед законом, гарантированного государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношенияк религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Предмет - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами. А также федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Пределы надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются по тем же правилам, что и пределы надзора за исполнением законов (общего надзора). Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокуроры исходят из их органической связи с деятельностью прокуратуры по защите интересов государства и общества. Основная цель — это достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих гос. органов, в том числе и органов прокуратуры. Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генпрокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Эти задачи в значительной мере совпадают с задачами, решаемыми прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов. одна из главных целей прокуратуры — защита прав и свобод человека и гражданина, а эти права и свободы закреплены не только в законах, но и в указах Президента и постановлениях Правительства РФ. Чтобы обеспечить реальность данных актов, прокуроры должны надзирать за исполнением содержащихся в них предписаний. А это значит, что они вправе надзирать за исполнением всех подзаконных актов, поскольку именно в них регулируются права и свободы граждан. Необходимость такого надзора обусловлена и другой целью, стоящей перед прокуратурой, — защитой охраняемых законом интересов общества и государства. 20. Полномочия прокурора и правовые средства, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора: 1) рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; 2) разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; 3) принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; 4) при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше; 5) иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; 6) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; 7) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов; 8) проводить проверку по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 9) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»). При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уг. дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушения. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в гражданском или арбитражном судах иск в интересах пострадавших.
21. Акты реагирования прокурора на нарушение прав и свобод человека и гражданина. Протест Представление
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|