Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и правовые средства их реализации.




Прокурор при осуществлении возложенных на него функ­ций вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепят­ственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Един­ственным ограничением, не позволяющим прокурору реали­зовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для прове­дения проверок на режимных предприятиях;

- при реализации надзорных полномочий иметь свобод­ный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры инфор­мацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

—выделять специалистов для выяснения возникших во­просов;

—проводить проверки по поступившим в органы прокура­туры материалам и обращениям, ревизии деятельности под­контрольных или подведомственных ему организаций;

—вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

— по основаниям, установленным законом, возбуждать уг. дело или производство об административном право­нарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

—предостерегать о недопустимости нарушения закона;

—освобождать своим постановлением лиц, незаконно под­вергнутых административному задержанию на основании ре­шений несудебных органов;

—опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о при­знании таких актов недействительными;

—вносить представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов прокуратуры обязаны присту­пать к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

15. Понятие и виды проверок, требования, предъявляемые к их проведению. Поводы и основания для проведения проку­рорских проверок исполнения закона.

К числу ключевых элементов организационного обеспече­ния надзора за исполнением законов относится работа по орга­низации производства конкретных прокурорских проверок.

Проверки различаются по масштабу исследуемых вопро­сов, их содержанию, кругу проверяемых объектов, длитель­ностью охватываемых проверками периодов, степени сложно­сти установления обстоятельств нарушений закона, их оценки и др. Они могут быть связаны с анализом практики исполнения законов, охватывающих одну, две, три и более правовых сфер (налогового, земельного, таможенного, банковского законодательства, законов о собственности и др.). Проверка мо­жет быть ограничена изучением вопросов исполнения законов одним каким-либо органом или организацией, но может рас­пространяться на отдельные звенья той или иной системы органов на систему органов в целом или даже нескольких их групп (системы Министерства по налогам и сборам, Министер­ства гос. имущества, Министерства финансов и т.п.). Охватываемые прокурорскими проверками периоды ред­ко превышают шестимесячный срок, но в зависимости от ре­шаемых задач они могут иметь и большую продолжительность.

Различаются проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству. Основная масса проверок относится к 1. катего­рии проверок текущего характера. Поводом для их проведения служит поступающая в прокуратуру информация о фактах на­рушения закона. Такая информация содержится в письмах, за­явлениях и жалобах граждан, актах проверок, проведенных контролирующими органами, сообщения средств массовой ин­формации, письма руководителей коммерческих и некоммер­ческих организаций и др.

2. Другой вид проверок носит более масштабный характер. Эти про­верки заранее планируются. Проводятся они, как правило, на основании результатов анализа статистических данных, иной информации о состоянии законности, обобщения имеющихся в прокуратуре сведений, материалов тематических проверок, осуществленных контролирующими органами. При этом учиты­вается актуальность подлежащих решению проблем обеспече­ния законности, исходя из особенностей конкретной ситуации.

Этапы проверки:

1. на подготовительном производится целенаправленное, предметное изучение нужно­го законодательства, определение задач проверки, содержа­ния необходимой информации о ее источниках, наличие ма­териалов для анализа и оценки данных, подбор компетентного состава лиц, включая и привлекаемых специалистов. Все эти компоненты отражаются в рабочем плане проверки.

2. собственно проверка. В ходе ее на базе всего массива информации выявляются факты нарушений закона и формируются пути и средства их устранения. За­дачи данного этапа решаются путем реализации предоставлен­ных прокуратуре полномочий. Это достаточно сложный про­цесс. Помимо знания прокурорских правомочий важно хорошо владеть тактическими и психологическими приемами их при­менения. Не секрет, что установление фактов противоправных решений и действий часто протекает в конфликтных ситуаци­ях, противостоянии сторон, осложняющих получение досто­верной информации в нужном объеме.

3. реализация материалов проверки - происходит оценка полученных материалов и формирование решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявлен­ных фактов нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Принимаемые прокурором меры реализуются в форме актов прокурорского реагирования — протеста, пред­ставления, постановления, предостережения, о которых ска­зано выше.

Этап реализации материалов проверки органично связан с действиями по контролю за результативностью актов проку­рорского реагирования. Без надлежащего контроля со сторо­ны прокурора за исполнением принятых им мер акты проку­рорского реагирования могут не достичь своих целей.

Прежде всего контролируется соблюдение порядка рас­смотрения прокурорских документов. Он установлен действу­ющим законодательством. Рассмотрение возбужденного поста­новлением прокурора уг. дела производится в соответ­ствии с уголовно-процессуальным законодательством, произ­водство об административном правонарушении разрешается по правилам административного законодательства. Порядок рас­смотрения протеста и представления прокурора регламентируется Законом о прокуратуре. В процессе контроля обращает­ся внимание на сроки рассмотрения прокурорских документов, полноту и своевременность принятия по ним мер. Протест, согласно закону, подлежит рассмотрению в 10дневный срок, по представлению прокурора должны быть приняты со­ответствующие меры в течение месяца со дня. его внесения. Несколько иначе решается вопрос о сроках рассмотрения ак­тов прокурорского реагирования коллегиальными органами — здесь рассмотрение приурочивается к ближайшему заседанию.

Сообщение о принятых мерах прокурору представляется в письменной форме.

16. Методика проведения прокурорской проверки за соответ­ствием закону правовых актов, издаваемых поднадзорными орга­нами и должностными лицами

Эффективность деятельности прокурора по надзору за точ­ным и единообразным исполнением законов целиком зависит от правильной методики ее организации.

Собственно прокурорская проверка состоит из этапов:

а) подготовительного, на котором прокурор знакомится с необходимым для проведения проверки законодательством, определяет задачи, состав лиц, средствами которых будет осу­ществляться проверка, изучает типичные нарушения закона;

б) собственно проверки, которая реализуется путем исполь­зования полномочий, предоставленных прокурору законом. Проверка должна быть организована таким образом, чтобы удалось выявить не только сами нарушения закона, но и усло­вия, которые способствовали этому;

в) реализации материалов проверки. На этом этапе необ­ходимо решить, какое средство правового воздействия следует применить в отношении нарушителей закона (протест, пред­ставление, предостережение или постановление);

г) контроля за исполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нару­шений закона.

17. Понятие и виды актов прокурорского реагирования. Тре­бования, предъявляемые к ним, их структура и содержание. Особенности и правовые последствия применения актов реаги­рования прокурором.

Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осу­ществления надзора за соблюдением Конституции и исполне­нием законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных на­рушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

1. Протест прокурора - это акт (до ку ме нт ) пр окурорского реа гирования на нормативно-правовой акт гос.орга­на, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требова­ние об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

Право принести протест на противоречащий закону право­вой акт принадлежит исключительно прокурору или его за­местителю. Следует отметить, что принесение протеста — это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обна­ружения нормативных правовых актов, противоречащих Кон­ституции и федеральным законам.

Протест может быть принесен: 1) в орган или должностно­му лицу, которые издали этот акт; 2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего норма­тивный акт; 3) в суд в порядке, предусмотренном процессуаль­ным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть на­правлен протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор должен основываться на принципах эффективности и целесообразности.

Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме.

По своему содержанию протест состоит из следующих эле­ментов:

— названия органа, в который этот протест приносится, с указанием его юридического адреса, а при необходимости фамилии, имени, отчества должностного лица и даты прине­сения протеста;

— наименования средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — с указанием конкретного нормативного правового акта, на ко­торый он принесен, его номера и даты принятия;

— общей характеристики опротестуемого нормативного правового акта;

— указания статьи, части, пункта нормативного правового акта, противоречащих Конституции и федеральному законода­тельству;

— приведения конкретных норм Конституции и федераль­ного законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт;

— предложения (в заключение протеста) соответствующему должностному лицу или органу о приведении нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и федеральным законодательством с указанием сроков исполнения этого про­теста и разъяснением обязанности об уведомлении о результа­тах рассмотрения данного протеста;

— подписи прокурора.

Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его по­ступления в соответствующий орган или должностному лицу.

В случае принесения протеста на решение представительно­го (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным орга­ном о дне заседания сообщается прокурору, принесшему про­тест. При наступлении исключительных обстоятельств, требу­ющих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сооб­щается прокурору в письменной форме.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принес­шим его лицом.

2. Представление прокурора — это документ прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые на­ступили в результате действий (бездействий) или принятия незаконных решений государственными органами и их долж­ностными лицами.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные наруше­ния, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление имеет письменную форму и по своему со­держанию включает в себя следующие элементы:

— фамилию, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить вы­явленное нарушение закона, юридический адрес организации, дату вынесения представления;

— наименование документа, указание сферы обществен­ных отношений, где были выявлены нарушения (например, Представление об устранении нарушений законодательства об охране здоровья детей);

— полное название организации, где была проведена про­курорская проверка; описание выявленных нарушений зако­на, их негативные последствия, отражение причин и условий, способствовавших наступлению этих последствий; указание ответственных лиц, разъяснения нарушенных законов, пред­ложения по их устранению. Прокурор также требует привле­чения к юридической ответственности лиц, допустивших на­рушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятель­ствах дела аргументы;

— требования прокурора принять меры к устранению на­рушений законодательства, обеспечить гарантированные Кон­ституцией и федеральными законами общественные отноше­ния и доложить о результатах рассмотрения представления ему в течение месяца.

В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, то он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;

— подпись прокурора или его заместителя с указанием фа­милии, должности и специального звания.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления колле­гиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам РФ Генпрокурор РФ ин­формирует об этом Президента РФ.

Если в ходе проведения прокурорской проверки обнару­жены обстоятельства, указывающие на наличии в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава пре­ступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона долж­ностным лицом, на основании мотивированного постановле­ния передает материалы проверки по подследственности сле­дователю для решения вопроса о возбуждении уг. дела или самостоятельно принимает решение о возбуждении адми­нистративного производства.

3. о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносит­ся постановление должно содержать: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесше­го постановление, данные о лице, в отношении которого воз­буждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонару­шения, статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматри­вающую административную ответственность за данное адми­нистративное правонарушение, и другую информацию.

Такое постановление выносится немедленно после выявле­ния совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонару­шении, то постановление выносится в течение двух суток с мо­мента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования по­становление о возбуждении дела об административном право­нарушении выносится прокурором по окончании расследова­ния.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотре­нию уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

4. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме долж­ностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся про­тивоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с указанием Генпрокурора «О применении предостережения о недо­пустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его за­местителей. Другие работники прокуратуры такими полномо­чиями не обладают.

Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел су­дами прокурорам надлежит использовать иные средства про­курорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противо­правных деяниях. Основанием для предостережения долж­ностного лица могут быть только достоверные сведения о го­товящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государ­ственным или общественным интересам либо охраняемым за­коном правам и свободам граждан, не влекущих уголовную от­ветственность.

Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных проку­ратуре органов, а также руководителям или иным лицам обще­ственных (религиозных) объединений.

Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о го­товящихся противоправных деяниях конкретными должност­ными лицами с истребованием от них письменных объясне­ний. Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

В случае неисполнения требований, изложенных в указан­ном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в уста­новленном законом порядке.

18. Предпосылки возникновения отрасли надзора за соблю­дением прав и свобод человека и гражданина. Роль и правовое положение прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина выделен как ключевое, приоритетное направление всей деятельности прокуратуры. В настоящее время он рассматри­вается в качестве самостоятельной надзорной отрасли, по­скольку имеет собственный предмет надзора и характеризуется свойственными ему полномочиями прокурора. В настоящее время ему посвящена глава 2 раздела 3 Закона о прокуратуре. Выделение данного направления деятельности прокуратуры свидетельствует о признании значительно воз­росшего в современной конкретно-исторической ситуации пра­возащитного потенциала прокуратуры, о существенном уси­лении позиций органов прокуратуры в механизме гос. охраны прав и свобод человека и гражданина.

19. Понятие, предмет, пределы и цели прокурорского над­зора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Соотношение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина с другими отраслями прокурорского надзора.

Следует вместе с тем отметить, что соблюдение прав и свобод челове­ка и гражданина входит в предмет не только рассматриваемо­го направления прокурорского надзора. Оно входит также в сферу надзора за исполнением законов органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, надзора за исполнением законов адми­нистрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, испол­няющих наказание и назначаемые судом меры принудитель­ного характера, в ходе осуществления функции уг. преследования.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор руководствуется конституционным принципом равенства всех перед законом, гарантированного государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношенияк религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Предмет - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами. А также федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Пределы надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются по тем же правилам, что и пре­делы надзора за исполнением законов (общего надзора).

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина, прокуроры исходят из их органической связи с деятельностью прокуратуры по защите интересов го­сударства и общества.

Основная цель — это достижение та­кого положения, когда эти права и свободы реально соблю­даются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих гос. органов, в том числе и органов прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генпрокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Эти задачи в значитель­ной мере совпадают с задачами, решаемыми прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов.

одна из главных целей прокуратуры — защита прав и свобод человека и гражданина, а эти права и свободы закреплены не только в законах, но и в указах Президента и по­становлениях Правительства РФ. Чтобы обеспечить реальность данных актов, прокуроры должны надзирать за исполнением содержащихся в них предписаний. А это значит, что они вправе надзирать за исполнением всех подзаконных актов, поскольку именно в них регулируются права и свободы граждан.

Необхо­димость такого надзора обусловлена и другой целью, стоящей перед прокуратурой, — защитой охраняемых законом интересов общества и государства.

20. Полномочия прокурора и правовые средства, направлен­ные на выявление, устранение и предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия прокурора при осуществлении данного надзора:

1) рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

2) разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

3) принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

4) при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;

5) иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

6) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

7) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

8) проводить проверку по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

9) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уг. дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушения. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в гражданском или арбитражном судах иск в интересах пострадавших.

 

21. Акты реагирования прокурора на нарушение прав и сво­бод человека и гражданина.

Протест

Представление

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...