Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, предмет и особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.




Право осуществлять ОРД предоставляет­ся: МВД РФ, ФСБ, ФСО РФ, Федеральной таможенной службы, внешней разведки Миноборо­ны РФ, Минюстиции РФ.

предметом прокурорского надзора является обеспечение: 1) гарантий соблюде­ния прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовя­щихся преступлениях; 4) законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Поводами для проведения прокурорской проверки закон­ности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются:

— жалобы граждан и обращения должностных лиц на не­законные действия и решения должностных лиц органов, осу­ществляющих ОРД;

— результаты изучения материалов уголовных дел о нерас­крытых преступлениях.

Прокурорская проверка осуществляется также в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномо­ченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях от­сутствия положительных результатов по выявлению подготав­ливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозре­ваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

пределы прокурорского надзора:

1. В пределы не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых ак­тов, принятых в развитие положений федерального законода­тельства об ОРД. Вместе с тем прокурор для обоснования своих выводов о соблюдении законов в действиях и решениях под­надзорных органов, вне всякого сомнения, должен знать по­ложения этих документов.

Прокурор не вправе своим указанием отстранить сотруд­ника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам.

3. Прокурор не вправе своим решением отменить незакон­ные или необоснованные решения сотрудника, осуществляю­щего ОРД.

4. Прокурор не может опротестовать судебное решение о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

5. Сведения о лицах, внедренных в организованные пре­ступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содей­ствие этим органам на конфиденциальной основе, предостав­ляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

6. Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ прокурор может истребовать только исключительно в случа­ях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граж­дан, свидетельствующим о нарушениях этими органами зако­нодательства РФ.

7. В ходе проведения надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор дол­жен изучать только те оперативно-служебные документы, ко­торые заведены в связи с обеспечением собственной безопас­ности указанных органов.

Надзор за соблюдением законов органами, осуществляю­щими ОРД возложен на Генпрокурора РФ и уполномоченных им прокуроров.

Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокура­тур несут персональную ответственность за организацию над­зора.

Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за за­конностью ОРД должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного поль­зования.

Допуск для работы с документами оформляется в соот­ветствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к гос. тайне, утвержденной постановлением Правительства.

Проверки исполнения законодательства об ОРД должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непо­средственное осуществление этих функций.

Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по доку­ментам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД.

Согласно совместному указанию Генпрокурату­ры РФ и ФСБ «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением закона "Об ОРД" органами ФСБ» у прокуро­ра должно быть соответствующее предписание на проведение проверки, которое он должен предъявлять начальнику органа ФСБ.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок вправе:

— знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

—требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения за­кона;

—давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекраще­нии;

— опротестовывать незаконные и необоснованные по­становления руководителей органов, осуществляющих ОРД;

— отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уг. дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;

— опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты, принятые руководителями органов, осущест­вляющих ОРД;

— вносить представления об устранении нарушений зако­на, допущенных должностными лицами органов, осуществля­ющих ОРД;

— требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нару­шения ими закона;

— проводить проверку при обнаружении признаков пре­ступления в соответствии с требованиями уголовно-процес­суального законодательства;

— направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

При нарушении ОРД, прав и законных интересов физических и юри­дических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с за­конодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда

В случаях незаконного отказа в предоставлении докумен­тов прокурор должен рассматривать его как невыполнение требований про­курора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях необходимо принять меры для привлечения виновных должностных лиц к ответственности, в том числе и уголовной.

Надзирающие за законностью ОРД прокуроры, используя предоставленные им полномочия, обязаны пресекать наруше­ния прав и законных интересов физ. и юр. лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, прини­мать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлекать виновных должностных лиц к установленной законом от­ветственности. Руководители соответствующих прокуратур обязаны обеспечить защиту от разглашения сведений, содер­жащихся в предоставленных документах и материалах об ОРД поднадзорных органов.

Уполномоченные прокуроры несут ответ­ственность за несоблюдение ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими гос. тайну.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...