Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому 2 глава
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом.. 366 Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». 367 Из соглашения между Германией, Соединенным Королевством, Францией и Италией, заключенного в Мюнхене. 372 Секретный дополнительный протокол. 373 Из «Открытого письма Сталину» полномочного представителя СССР в Болгарии Ф.Ф.Раскольникова. 374 ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА.. 375 Об индустриализации СССР.. 375 О коллективизации сельского хозяйства в СССР.. 375 Об обществе, простроенном в СССР в довоенный период советской истории. 376 О причинах советско–германского сближения накануне второй мировой войны.. 379 Об укреплении обороноспособности СССР накануне Великой Отечественной войны.. 381 ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.. 383 ЛИТЕРАТУРА.. 386 СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945 гг.) 388 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 388 ОСНОВНЫЕ ДАТЫ... 389 СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 392 Масштабы потерь СССР в первый период воины.. 392 Взаимоотношения советских граждан и оккупантов. 392 Людские потери СССР в период второй мировой войны.. 392 Общие людские потери Германии. 393 Материальные потери СССР в годы Великой Отечественной войны.. 393 Красноярск как промежуточный пункт на секретной авиатрассе. 393 Промышленность красноярского края в годы Великой Отечественной войны.. 393 Красноярский край как поставщик сельскохозяйственной продукции. 394 Кодовое название некоторых важнейших операций Второй мировой войны.. 394 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ... 395 Директива № 21. План «Барбаросса». 395 Выступление Сталина по радио 3 июля 1941 г. 396 Из Приказа народного комиссара обороны Союза ССР № 227. 398
Постановление № 6884с Государственного Комитета Обороны.. 400 ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА.. 401 Причины поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.. 401 Коренной перелом войны.. 402 ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.. 403 ЛИТЕРАТУРА.. 405 СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1946–1953 гг.) 407 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 407 НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ.. 408 СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 410 Гибель населения СССР из–за голода 1946–1947 гг. 410 Результаты восстановительной политики в годы 4–й пятилетки. 410 Масштабы послевоенных репрессий. 410 Письмо колхозников о масштабах сельскохозяйственного налога с крестьянского двора 410 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ... 410 Из докладной записки «О проведении денежной реформы» министра финансов СССР А.Г.Зверева на имя председателя Совмина СССР И.В.Сталина. 411 Из речи Черчилля в Фултоне. 411 Американская внешняя военная политика на начальном этапе «холодной войны».Из директивы Совета национальной безопасности США № 20/1 «Цели США в отношении России». 414 Об упразднении Чечено–Ингушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР.. 415 Из постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». 416 ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА.. 419 О причинах начала холодной войны.. 419 ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.. 420 ЛИТЕРАТУРА.. 422 ПРОДОЛЖЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД В ГОДЫ РУКОВОДСТВА Н.С. ХРУЩЕВА (1953–1964 гг.) 424 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 424 НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ.. 425 СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 427 Первый секретарь ЦК КП Белоруссии К.Т. Мазуров об идеологических воззрениях Н.С. Хрущева 427 Результаты гонения на личные подсобные хозяйства. 427 Итоги освоения целины в Красноярском крае. 427 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ... 427 Н.С.Хрущев «О решении зерновой проблемы и возможности освоения целинных и залежных земель». Из докладной записки в Президиум ЦК КПСС.. 428
Из указа Президиума Верховного Совета СССР об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой отечественной войны 1941—1945 гг. 430 Из доклада первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева на ХХ съезде партии «О культе личности и его последствиях». 431 ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА.. 433 О восприятии хрущевских преобразований различными слоями общества. 433 ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.. 435 ЛИТЕРАТУРА.. 438 КРИЗИС СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. ПЕРИОД ЗАСТОЯ (1964–1985 гг.) 439 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 439 НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ.. 440 СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, СТАТИСТИЧЕСТКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 442 Рост бюрократического аппарата в период застоя. 442 Потери на начальном этапе войны в Афганистане. 442 Расходы СССР и США на оборону и образование. 442 «Застой» в экономике или снижение темпов прироста основных экономических показателей в 1966–1985 гг. (в % к предыдущей пятилетки) 443 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ... 443 Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств — участников Совещания. 443 Из Конституции СССР.. 446 Из воспоминаний участников событий в Чехословакии в августе 1968 г. о вводе советских войск 447 Заявление руководителей Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Советского Союза. 449 Из сообщения Комитета Верховного Совета СССР по международным делам о политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан. 450 ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА.. 451 О причинах застоя. 451 ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.. 453 ЛИТЕРАТУРА.. 454 ПЕРЕСТРОЙКА – ЗАМЫСЕЛ И РЕАЛЬНОСТЬ. (1985–1991 гг.) 456 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 456 НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ... 456 СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 457 Численность управленческого аппарата в СССР в конце 80–х годов. 457 Уровень жизни населения СССР в конце 80–х гг. 458 Продолжительность рабочего времени занятых в промышленности (за год) в конце 80–х гг. 458 Продолжительность отпусков занятых в промышленности европейских стран в конце 80–х гг. 458 Потери СССР в афганской войне. 459 Показатели России в период перестройки. 459 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ... 459
Записка Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30–40–х — начала 50–х гг. Совершенно секретно. Особая папка. 459 Декларация I Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Социалистической Республики. 469 Оппозиционная российская пресса об экономических проблемах периода перестройки (из статьи Л.К. Цикунова (Кузьмич) «Россия и рынок») 471 Заявление Глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины.. 474 Будапештское заявление государств–участников Варшавского Договора. 475 Пражский протокол о прекращении действия договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве. 475 14 мая 1955г., и протокол о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 г. в Варшаве. 475 ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА.. 476 О перестройке. 476 Об обстоятельствах, вызвавших распад СССР.. 477 ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.. 478 ЛИТЕРАТУРА.. 481 СУВЕРЕННАЯ РОССИЯ НА ПУТЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (1992–2000 гг.) 482 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.. 482 НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ.. 482 СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.. 484 Россия и США: население и армия. 484 Сколько чиновников в России. 485 Госдума 4–го созыва. 485 По материалам социологических опросов населения. 485 Работа американцев любит. 488 1 день – 1 доллар. 488 Вымираем! 489 Народ спивается. 489 Языком цифр. 489 ГДЕ ЧАЩЕ ВСЕГО РАЗВОДЯТСЯ.. 489 КОГДА В РОССИИ СОВЕРШАЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЙ.. 490 Что продает Россия. 491 Крупнейшие продавцы и покупатели оружия мира. 490 С кем и чем торгует Россия. 491 ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ... 492 Из статьи министра иностранных дел России А.Козырева «Стратегия партнерства». 492 Моральный кодекс поведения для государственных служащих. 493 МНЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ О ПРОЦЕССАХ ПРОИСХОДЯЩИХ В МИРЕ И РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.. 494 О проблемах строительства гражданского общества на основе демократических ценностей 494 О причинах превращение терроризма в международную проблему. 496
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.. 499 ЛИТЕРАТУРА.. 501 СПИСОК ОБЩЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 503 ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.. 503 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.. 505
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие «Отечественная история с древнейших времен до наших дней» подготовлено на основе Федерального образовательного стандарта с целью оказания студентам помощи в организации самостоятельной работы по изучению истории нашей страны. Его наличие не исключает работы студентов с учебниками. А так как многие преподаватели читают свои авторские курсы соответствующие Федеральному образовательному стандарту по отечественной истории, студенты могут, опираясь на важнейшие положения лекционного курса, самостоятельно изучать рассматриваемый исторический период, используя предлагаемое учебное пособие. По каждой теме в нем предложены основные даты и термины, как по российской, так и по зарубежной истории, что призвано помочь студентам в выявлении общего и особенного, тенденций и закономерностей в развитии нашей страны и других государств мира. В разделе «Таблицы, схемы, статистические данные» сконцентрированы материалы, позволяющие уже в обработанном, систематизированном виде заимствовать информацию по государственному устройству, сравнительным характеристикам исторических событий, явлений и процессов. В каждой теме представлены важнейшие источники и документы, необходимые для ее изучения. Например, в разделе пособия, посвященной Киевской Руси, опубликована одна из редакций самой древней русской исторической летописи «Повесть временных лет», а в разделе, посвященном отмене крепостного права, «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.. Принципиально новым для учебных пособий по отечественной истории стал раздел «Историки о процессах рассматриваемого периода», в котором представлены точки зрения разных авторов по некоторым узловым проблемам изучаемых тем. Так, по досоветскому периоду российской истории в основном изложены оценки и выводы таких корифеев российской исторической науки, как В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, А.А. Корнилов и других авторов. Это должно показать студентам, что в исторической науке существуют различные взгляды на исторические события и процессы. Знакомство с ними должно помочь студентам в выработке собственных взглядов на историческое прошлое нашей страны, извлечении исторических уроков, с которыми необходимо считаться в современной жизни. В конце каждой темы помещены вопросы, призванные помочь студентам определить те проблемы, которые должны быть ими самостоятельно изучены и оценить уровень полученных знаний. А в случае необходимости углубленного рассмотрения тех или иных аспектов изучаемых проблем, студент может воспользоваться предлагаемым по каждой теме списком литературы, в который в первую очередь включены публикации из научных журналов «Вопросы истории» и «Отечественная история» за последние 15 лет, когда в исторической науке произошло существенное переосмысление нашего исторического прошлого.
Оглавление учебного пособия составлено таким образом, что студенты, за короткое время могут найти всю необходимую для них информацию. НАЧАЛО СКЛАДЫВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД И ПОСЛЕ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
БАРЩИНА– форма феодальной земельной ренты, которая выражалась в обязательной работе крепостных крестьян на феодала собственным инвентарем. ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ– процесс переселения в конце IV–начале VI веков многочисленных племен и народов, как на территорию Римской империи, так и внутри ее, который привел не только к падению Западной Римской империи, к разрушению античной европейской цивилизации, но и складыванию новых варварских государств, положивших начало формированию в Европе средневековой феодальной цивилизации. ИМПЕРИЯ– монархическое государство, глава которого носит титул императора. Первым императором средневековой Европы стал франкский король Карл Великий, коронованный в 800 году папой Римским как «император римлян». ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ– история цивилизации со времени падения Римской рабовладельческой империи в V веке до победы английской буржуазной революции в середине XVII века КРЕПОСТНОЕ ПРАВО– форма феодальной зависимости крестьян через установление поземельной и личной зависимости от феодала с подчинением его административной и судебной власти. МАЙОРАТ– один из принятых в средние века способов защиты феодальных поместий от дробления путем его передачи по наследству только старшему сыну. ОБРОК– (натуральный (продуктами, изделиями) или денежный) регулярный сбор с крепостных крестьян в пользу феодала. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ– система общественных отношений, свойственных обществу, на конкретном этапе его развития, которая охватывает все социальные отношения и их взаимосвязь, ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ– первая социально–экономическая ступень в истории человечества от появления людей до возникновения классового общества, которое в различных регионах планеты складывалось в разное, далеко отстоящее друг от друга время. РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ– форма правления, характерная для государств раннего Средневековья – начала складывания феодальных отношений, когда были и сохранялись элементы родоплеменной организации. СОСЛОВИЕ– социальная группа многих добуржуазных обществ, обладающая закрепленными в законе или обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной структуры общества характерна иерархия, заключающаяся в неравенстве их положения. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩИНА– форма организации жизни людей на стадии разложения родовых отношений. Ее отличала коллективная собственность на землю, участие взрослого населения в совместном решении возникавших у общины проблем на общем сходе (или через другие формы), а также обязанность мужчин с оружием защищать ее интересы. Территориальная община существовала у всех племен, втянувшихся в Великое переселение народов. ФЕОДАЛ– земельный собственник, а также владелец феода–земли, пожалованной в наследственное владение сеньором своему вассалу за военную службу. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ– распад раннефеодальных государств, превращение их частей в самостоятельные владения, со статусом отдельных государств. ЦЕЛИБАТ– обет безбрачия католического духовенства, введенный Папой Римским в целях обеспечения неделимости церковных земель и имуществ.
ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ ИЗ ИСТОРИИ ЕВРОПЫ ПЕРИОДА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Образование варварских государств в период и после великого переселения народов … в континентальной части западной Европы 419 г. – Тулузское королевство вестготов в Южной Галлии. Столица г. Тулуза. 435 г. – Государство гуннов во главе с Аттилой в бассейне р. Тисы. Просуществовало 18 леТ. 439 г. – Вандальское королевство в Северной Африке. Создано между 443 и 457 г.ми, Бургундское королевство. Столица г. Лион. 486 г. – Франкское королевство. Столица г. Париж. 493 г. – Королевство остготов в Италии. Столица г. Равенна. 586 г. – Лангобарское королевство в Северной Италии. Столица г. Павия. В конце V – VIII веков Франкское королевство подчинило почти все государства Западной Европы, превратившись в империю, которая просуществовала до Верденского раздела 843 г., когда внуки императора Карла Великого разделили страну на три части, которые со временем оформились в такие европейские государства, как Франция, Германия и Италия.
…в римской провинции Британия На островной территории Британии переселившиеся сюда германские племена создали: племена саксов – королевства Уэссекс, Эссексе, Сессекс; племена англов – королевства Мерсия, Нортумбрия, Восточная Англия; племена готов – королевство КенТ. Около 829 г. – уэссекский король Экберт объединил все британские королевства в единое государство.
…у славянских племен Восточной Европы 623 – 658 гг. – Государство князя Само, объединившее племена чешских славян, сербов и славен. Распалось после смерти князя. 627 г. – Южнославянские племена вошли в состав Болгарского царства, созданного ханом Аспарухом. Болгары со временем ассимилировались в среде славян. 818 – 906 гг. – Великоморавское государство, объединившее чешские, моравские, польские, словацкие племена под руководством моравского князя Моймира. Разгромлено венграми. Конец IX в. – Чешское государство. С 1041 г. в вассальной зависимости от Германии. 960 г. – Полянский князь Мешко (Мечислав) создал Польское государство, объединившее племена полян, мазовшан и силезских славян. В X в. – Вендское королевство. Создано полабскими славянами (венедами) на правом берегу Эльбы. В XII веке захвачено немцами.
ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Примерный механизм складывания крепостного права в Западной Европе
1. Превращение общинных земель в частную собственность 2. Потерявшие свои земли крестьяне вынуждены были отдавать 3. Аналогичные последствия вызывали вступления малоземельных крестьян в прекарий (дословно – участок по просьбе) к церкви – с передачей своей земли. Продолжая работать на ней, крестьяне продолжали пользоваться своей бывшей землей и дополнительными участками, предоставленными церковью. 4. Часть крестьян, потерявших землю, продавала себя в рабство. 5. Королевская власть способствовала завершению процесса закрепощения. В 847 году французский король Карл Лысый и в 930 году английский король Этельстайн своими указами потребовали от свободных еще людей выбрать себе хозяев. К X – XI векам в большинстве стран Западной Европы сложились феодальные отношения. Расселение восточных славян на средне – русской равнине
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ Прокопий Кесарийский
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую–либо силу, и когда им вот–вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести Богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно–красные. Образ жизни у них как у массагетов, грубый без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами «рассеянными», думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому–то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки». Печатается по: Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. – М. 1999. – С. 5 – 6.
Маврикий Стратег «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе их из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой–либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши, тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия, (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника»
Там же. – С. 7 – 8.
ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА
О расселении славянских племен
«Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были, по–видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и славен были известны еще в римские, готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII веке и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Западной Двины, а их отрасль словене заняли речную систему озера Ильменя».
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2 ч.– Ч. I. 1994. – С. 59. «Славянское племя не помнит о своем приходе из Азии, о вожде, который вывел его оттуда, но оно сохранило предание о своем первоначальном пребывании на берегах Дуная, о движении на север и потом вторичном движении на север и восток вследствие натиска какого–то сильного врага. Сильнейших врагов у славян на Дунае было много: с запада – кельты, с севера – германцы, с юга – римляне, с востока – азиатские орды; только на северо–востоке открыт был свободный путь, только на северо–востоке славянское племя могло найти себе убежище, где, хотя не без сильных препятствий, успело основать государство и укрепить его в уединении, вдалеке от сильных натисков и влияний Запада до тех пор, пока оно, собравши силы, могло уже без опасения за свою независимость выступить на поприще и обнаружить со своей стороны влияние на восток и на запад».
Соловьев С.М. История России с Древнейших Времен. Т 1. – М.: Мысль, 1988. – С. 85. «Современные ученые полагают, что историческими и этническими предшественниками русских славян были упоминаемые древними писателями племена антов, жившие в Приазовье, Причерноморье и Поднепровье в первые века до Р.Х. Другие названия антов – асы и рухсасы («светлые асы») сближаются с названием роксаланов и с племенным названием «Русь» или «рос». … Исходным пунктом славянской колонизации Великой Русской равнины явился ее юго–западный угол, именно Прикарпатский край. Здесь в VI веке мы встречаем большой военный союз славян под предводительством князя дулебов, но это политическое объединение не было долговечным: в конце VI века авары («обры» русской летописи) победили и «примучиша» дулебов. В течение VII и VIII веков славянское население «растекается» постепенно по необъятной Русской равнине и прежде всего занимает обширную область, расположенную по линии Днепра – Волхова…. …к IX – X векам восточнославянские племена заняли западную часть Великой Русской равнины, от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера (оз. «Нево») на севере».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|