Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому 3 глава
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991. – С. 11 – 12.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в складывании европейской средневековой цивилизации? 2. Можно ли согласиться с утверждением историков, что славяне приняли участие в формировании средневековой европейской цивилизации, «строительстве общеевропейского дома»? 3. С какого события можно начинать отсчет истории ныне существующих государств Западной Европы – Италии, Германии, Франции? 4. Вопросы по работам византийских авторов: а) была ли у славянских племен, живущих в VI веке на балканских границах Византии частная собственность, имущественная дифференциация, существовала ли у них обособившаяся властная элита? б) использовали ли они труд рабов? в) как бы вы определили систему земледелия, существовавшую у славян? г) определите базовую отрасль их хозяйственной специализации. д) к какому типу можно отнести религиозные верования славян? е) какова социальная форма организации жизни древних славян? ж) чем объяснить, что мощная Византийская империя испытывала затруднения в защите своих рубежей от нападений славян? з) что византийцы пишут о морально–этических взглядах славян? и) почему сведения византийских авторов о южных славянах можно использовать для изучения реальной истории восточных славян?
ЛИТЕРАТУРА
1. История Европы. В 8 Т. – М., 1993. – Т. 1; 2. 2. История средних веков. В 2 томах./Под. Ред. С.П.Карпова. – М., 2001.Т.1. Гл. 3; 4; 5. 3. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. / Кобычев В.П. – М., 1973. 4. Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. / Мавродин В.В. – М., 1971. 5. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. / Мавродин В.В. – Л., 1978.
6. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. / Рыбаков Б.А. – М.,1987. – Раздел II. 7. Стихия Великого переселения// Вокруг света. – 2004. – №11.
КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XII века) ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА ВЛАСТИ– часть общества, на которую опирается государственная власть и интересы которой выражает в первую очередь. БОЯРЕ– высшее сословие феодалов в Киевской Руси и России в IX – XVII веках В Киевской Руси – потомки родоплеменной знати, старшие дружинники князя, которые, кроме военной службы, выполняли различные поручения великого князя по управлению страной и сбору дани. ВЕЧЕ– народное собрание в древней и средневековой Руси X – XIV веках. Решало вопросы войны, мира, принимало законы, избирало князей. ВОТЧИНА– родовое имение князей, бояр или земельная собственность монастырей, передаваемое по наследству. Возникла в Х – ХI веках, в XIII – XV веках являлась основной формой феодального землевладения. ВОЛОСТЬ– в Древней Руси – вся территория, подчиненная князю. ЗАКЛАДНИК– крестьянин, поступающий в зависимость от феодала. Он терял свободу, но освобождался от уплаты налога (XII – XIII века) ЗАКУПЫ– зависимые люди, взявшие в долг ссуду (купу) и обязанные отработать ее. ИЗГОЙ– в Древней Руси XI – XII веков лица, потерявшие связь со своей социальной группой, – крестьяне, вышедшие из общины, отпущенные или выкупившиеся холопы. КНЯЗЬ– вождь племени, а со складыванием раннефеодальной монархии в России – правитель государства. Существовали местные и удельные князья. МИТРОПОЛИТ– высший духовный сан в русской православной церкви до введения патриаршества на Руси в конце XVI века ОГНИЩАНИН– слуга князя, отвечающий за сохранность его домашнего хозяйства. ПОВОЗ– доставка дани на погосты, сборные пункты непосредственно населением, а также обязанность крестьян доставлять продукты и изделия на двор феодала.
ПОЛЮДЬЕ– сбор дани с населения непосредственно князем с дружиной, в ходе которого князь занимался разрешением судебных дел. ПОСАД– место за городской стеной, где обычно проживали ремесленники и торговцы (посадские люди). ПОСАДНИК– 1) наместник князя в древнерусском государстве в Х– Х1 веках; 2) высшая выборная должность в Новгороде в X – XV веках, в Пскове в XIV – XVI веках Избирался из знатных горожан на вече, занимался всеми вопросами жизни общества, кроме военных. РЯДОВИЧ– зависимый человек, заключивший договор (ряд) на работу на определенных условиях. СМЕРДЫ – свободные крестьяне – общинники в Древней Руси. ТИУН – слуга князя или боярина, управляющий феодальным хозяйством в Древнерусском государстве. ТЫСЯЦКИЙ– военный предводитель городского ополчения – «тысячи» на Руси до середины XV века ХОЛОПЫ– категория феодально–зависимого населения (X – нач. XVIII вв.), по правовому положению близкая к рабам. Холопами становились в результате пленения, неуплаты долгов, вступления в брак с холопом или холопкой.
... из истории зарубежных стран АГРАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – это процесс эволюционной трансформации феодально – крепостнических отношений в буржуазные, который начался после второго общественного разделения труда и проходил в Западной Европе примерно по такой схеме: 1. Отделение ремесла от сельского хозяйства обусловило складывание торговых связей между городом и деревней и превращение части феодальных имений с натуральным хозяйством в специализированные хозяйства товарного типа, как это было в Англии после начала разведения в поместьях дворян тонкорунных овец. 2. Потребность в деньгах побуждала феодалов заменять барщину 3. По мере развития товарного хозяйства основным источником доходов для феодалов стала сдача земли в аренду. 4. В XVIII – начале XIX века. в Швеции, Австро – Венгрии, Пруссии и ряде других стран практиковалось прекращение крепостной зависимости при условии уплаты крестьянам земельной ренты за 18–25 леТ. Крестьяне приобретали свободу без получения земли.
В результате аграрных революций на смену системе, в которой феодалы – землевладельцы вели натуральное хозяйство посредством труда ВТОРОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА– название процесса отделения ремесла от сельского хозяйства, происходившего в Западной Европе в Х – ХI веках и вызвавшего появление западных вольных городов, складывание товарно – денежных отношений, формирование третьего сословия, Т.е. торгово – предпринимательского населения городов, выступавшего консолидированно, как самостоятельная политическая сила в отношениях с королевской властью.
НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ...из истории Киевской Руси 882 г. – Убийство Олегом киевских князей Дира и Аскольда и 883 г. – Покорение Олегом племени древлян. Отвоевание у 907 г. – Поход Олега на Константинополь. Взимание им дани с Византии. 911 г. – Подписание первого договора Киевской Руси с Византийской империей. 915 г. – Приход печенегов на Русь. Мир князя Игоря с печенегами. 920 г. – Его поход против печенегов. 944 г. – Договор князя Игоря с Византией о мире, союзе, торговле. Убийство князя древлянами после повторного сбора им дани. 945 – 946 гг. – Упорядочение сбора дани княгиней Ольгой после наказания ею древлян. 955 г. – Поездка княгини Ольги в Константинополь и ее тайное крещение. 955 г. – Разгром князем Святославом Хазарского каганата. Завоевание на Северном Кавказе племен ясов и касогов, завоевание Таманского полуострова и основание Тмутараканского княжества. 958 г. – Завоевание Святославом 80 городов Придунаиской Болгарии, разгром печенегов под Киевом. 980 г. – Языческая реформа князя Владимира.
981 г. – Война князя Владимира с польским королем за города Червень, Перемышль и др. 988 г. – Поход князя Владимира на греческую колонию Херсонес (Корсунь) после нарушения византийским императором Василием II военного союза с Киевской Русью. Подписание мирного договора с Византией, крещение Владимира. 988 – 990 гг. – Крещение Руси. 1016 г. – Взятие Святополком Киева при помощи поляков. Бегство Ярослава в Новгород. 1018 – 1019 гг. – Война Ярослава со Святополком. Бегство последнего к печенегам. 1023– 1026 гг. – Война Ярослава с братом Мстиславом Тмутараканским. Раздел Киевского княжества между братьями по Днепру. 1034 г.– Разгром Ярославом Мудрым печенегов, осадивших Киев. 1046 г. – Заключение Ярославом мира с Византией после неудачного византийского похода в 1043 г. его сына Владимира. 1051 г. – Назначение Ярославом Священника Иллариона Киевским митрополитом без согласования с константинопольским патриархом. 1068 г. – Нашествие на Русь половцев. Поражение русских князей в битве с половцами. 1097 г. – Любечский съезд русских князей, их договор о владении «отчинами», без покушения на чужие владения. 1103 г. – Долобский съезд князей по вопросу о походе против половцев. Разгром половцев князьями Святополком II и Владимиром Мономахом. Около 1113 г. – Составление монахом Киева – Печерского монастыря Нестором «Повесть временных лет». 1136 г. – Изгнание новгородцами князя Всеволода Мстиславовича, отказ от подчинения великому князю Киевскому и установление в Новгороде феодальной боярской республики. 1147 г. – Первое упоминание в летописи о Москве. 8 марта 1169 г. – Взятие и разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского.
…из истории европейских стран
843 г. – Верденский раздел империи франков. 868 г. – Захват датчанами северо–восточной Англии и создание «области датского права». 889–898 гг. – Завоевание венграми–мадьярами Предунайской низменности и основание Венгерского королевства. 911 г. – Основание викингами Норманнского королевства на севере Франции. 962 г. – Коронование папой римским императорской короной германского короля Оттона I. Основание Германской Священной Римской империи. 966 г. – Крещение первого польского короля Мечеслава (Мешко) и его дружины по западному образу. 1117 – 1035 гг. – Северное государство Канута Датского, объединившее Швецию, Норвегию, Англию, Данию и Шотландию. 1054 г. Разделение Христианской церкви на западную–католическую и восточную–православную. 1066 г. – Завоевание Англии Вильгельмом Норманнским. 1077 г. – Хождение германского императора Генриха IV в Каноссу – резиденцию Папу Римского Григория.
1086 г. – Проведение первой переписи населения в Англии. 1090 – 1099 г. – Первый крестовый поход. 1130 г. Образование Нормандского королевства обеих Сицилий. 1147 – 1149 г. – Второй крестовый поход. X – XI века – Завершение складывания феодальных отношений в европейских странах, начало второго разделения труда.
ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
IX век – период массового исхода жителей Скандинавского полуострова
«Именем варягов … называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться в IX веке, среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции. Они торговали или нанимались на русскую или византийскую военную службу или же просто искали добычу и грабили, где могли… в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже Южную Европу: они напали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию».
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Ч. I. – М., 1994. – С. 59.
Великие киевские князья и годы их княжения
879 – 912 гг. – Олег. 912 – 945 гг. – Игорь. 945 – 957 гг. – Ольга. 957 – 972 гг. – Святослав. 972 – 980 гг. – Ярополк. 980 – 1015 гг. – Владимир Святой. 1019 – 1054 гг. – Ярослав Мудрый. 1054 – 1078 гг. – Изяслав I. 1078 – 1093 гг. – Всеволод I. . 1093– 1113 гг. – Святополк II 1113 – 1125 гг. – Владимир Мономах. 1125 – 1132 гг. – Мстислав I. 1132 – 1139 гг. – Ярополк II Владимирович. 1139 – 1146 гг. – Всеволод II. 1146 – 1154 гг. – Изяслав II.. 1154 – 1157 гг. – Юрий Долгорукий. 1157 – 1174 гг. – Андрей Боголюбский.
Некоторые славянские дохристианские имена
Первые упоминания крупных городов Киевской Руси
Время прихода славян на средне – русскую равнину
«Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в., постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки».
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Ч. I. – М., 1994. – С. 59.
Численность восточно – славянских племен и их расселение
«Историки насчитывают 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно «Повести временных лет», карта расселения восточных славян в VIII – IX веках выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами – в верховьях Западной Двины, Волги, Днепра; дреговичи – между Припятью и Березиной; вятичи – на Оке и Москве–реке; радимичи – на Сеже и Десне; северяне – на Десне, Сейме, Суле и Северном Донце; древляне – на Припяти и Среднем Поднепровье; поляне – по среднему течению Днепра; бутане, волыняне, дулебы – на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи – на самом юге, у Черного моря и у Дуная».
Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярные очерки (IX – середина XV века). – М., 1992. С. 10
Организация государственного управления в Киевской Руси «Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял Великий Князь. Он имел при себе Совет (думу) из наиболее знатных князей и уважаемых старшин дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани податей, судебными делами и взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники–мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и Т.п. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники –– посадские и их помощники – тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение («тысячу»). Посадников назначал князь, тысяцкие избирались из знатных бояр на вече».
Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Указ. С. – С. 26.
Организация вооруженных сил «Княжеская дружина не была многочисленной: даже у старших князей она составляла 700–800 человек.… Дружина княжеская составляла наиболее сильное ядро и главный стержень войска. В случае предстоящих обширных военных операций призывалось к оружию народное ополчение, составлявшееся из свободного городского населения, а в случаях чрезвычайных призывались на военную службу и сельские жители – «смерды».
Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991. – С. 48.
Попытка создания князем Владимиром
«Владимир первым из киевских князей посмотрел на религию глазами государственного деятеля. Еще в 980 году, только что заняв киевский престол, он произвел первую языческую реформу, свого рода классификацию языческих культов. Рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна…, Хорса, Даждь–бога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. С его стороны это была попытка превратить государственную религию с культом Перуна во главе. Однако эта первая религиозная реформа не удовлетворила князя Владимира».
Заичкин М.А., Почкаев И.Н. Указ. соч.. – С. 46 – 47.
Время распространения христианства на Руси после ее крещения в 988 году
«Христианство утвердилось в основном примерно за 100 леТ. Крестившимся почти одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет».
Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко–библиографические очерки. – М., 1991. – С. 92.
Численность населения Киевской Руси и европейских стран в Х веке
Количество ремесленных специальностей на Руси «В эпоху Киевской Руси происходит настоящий расцвет ремесленного производства. В IX – XII веках на Руси были известны ремесленники 40–60 различных специальностей».
Чунтлов В.Т., Кривцова Н.С., Чунтлов А.В., Тюшев В.А. Экономическая история СССР. – М., 1987. С. 17 Свидетельства о Киеве конца XI – начала XII века «Поляки, побывавшие в столице Руси, оставили интересное описание Киева… В большом городе, который был столицей этого государства, находилось более 400 церквей, 8 торговых площадок и необычное скопление народа…».
История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия I. – М., 1966. – С 518.
«Среди городов первое место занимал Киев – мать городов русских, с населением в период его расцвета 100 тыс. жителей».
Чунтлов В.Т. и др. Указ. соч. – С.18.
Рост численности русских городов в X–XIII веках
«Сопоставление археологических данных и известий письменных источников позволило определить, что в конце X – начале XI века на Руси было 20–25 поселений городского типа, в XI – первой половине XII века около 70, к середине XIII – около 150 феодальных городов».
Учебное издание «История Отечества»/ Под ред. Проф. – Е.П. Иванова – Псков, 1994. –С.22.
Сравнительная численность населения европейских стран «В 60–х г.х X века самой сильной державой была Византия. Население ее составляло 20 – 24 млн храбрых жителей, организованных на основе многовековой традиции и управляемых из одного центра – Константинопольского синклита. …Для сравнения …на 1000 год: Франция – 9 млн, Италия – 5 млн, Сицилия – 2 млн, Киевская Русь – 5,36 млн (в 970 году было меньше половины этого); Польша, Литва, Эсты – 1,6 млн; Степь, от Дона до Карпат – 0,48 млн; Англия – в 1086 году – 1,7 млн».
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989. С.229–230
Количество военных походов русских князей на Византию До смерти Ярослава их можно насчитать шесть, если не считать похода князя Владимира на византийскую колонию Херсонес Таврический в 988г.».
Ключевский В.О. Сочинения в 9 Т. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. – М., 1987. – С. 176.
Даты византийских походов по В.О. Ключевскому:
«860 г. – поход князя Аскольда 907 г. – поход князя Олега 941 и 944 г. – походы князя Игоря 971 г. – поход князя Святослава 1043 г. – поход князя Ярослава».
Там же. – С. 176.
Династические браки киевских князей
«Одним из показателей дипломатических достижений Древнерусского государства были династические браки, породнившие киевский великокняжеский дом со многими дворами Европы. При Ярославе Мудром русские княжны стали французской, венгерской, норвежской и датской королевами, а сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав, Всеволод – были женаты на принцессах из германских, польских земель, из Византии. Европейской известностью пользовался Владимир Мономах… Он был внуком Ярослава Мудрого и шведской принцессы, сыном византийской принцессы, деверем германского императора, племянником венгерской и датской королев – дочерей Ярослава Мудрого, пасынком половецкой княжны».
Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства российского. Историко–библиографические очерки. –С.63.
Летописи складывания древнерусской народности
«… поляне последний раз упоминаются в летописи под 944 год, древляне под 990 год, словене – под 1018 год, кривичи – под 1127 год, дреговичи – под 1183 год, вятичи, дольше других жившие без князей – под 1197год».
Заичкин И.А. Почкаев И.Н. Указ. соч. – С. 12.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ Русская правда (Текст по Академическому списку Перевод Б.Б.Кафенгауза)
Правда Роськая (Закон русский) 1. Если муж убьет мужа, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или племянник со стороны брата, или племянник со стороны сестры; если никто не будет мстить, то взыскивается 40 гривен за убитого. Если убитый – русин, Гридин, купец, ябедник, мечник, или же изгой, или словенин, то уплатить за него 40 гривен. 2. Если придет на суд человек, избитый до крови или в синяках, то не надо искать свидетеля, но если не будет на нем никаких следов побоев, то он должен привести свидетеля. Если он не может привести его, то делу конец. Если потерпевший не может мстить за себя, то пусть возьмет с виновного 3 гривны и сверх того плату лекарю. 3. Если кто ударит кого – либо палкой, жердью, рукой, чашей, рогом или мечом, то он платит 12 гривен; если потерпевший не настигнет его и не отомстит, то виновный платит штраф, и этим дело кончается. 4. Если ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то платит 12 гривен штрафа. 5. Но если кто кого ударит по руке, и рука отвалится или отсохнет, то платить 40 гривен. 6. Если же ударит мечом по руке или по ноге и осечет руку или она станет сохнуть, или нога остается цела, но начнет хромать, тогда пусть мстят его дети или с виновного взыскивается 40 гривен. 7. Если кто отсечет какой–нибудь палец, то платит 3 гривны штрафа. 8. А кто вырвет усы или бороду, платит 12 гривен. 9. Если кто обнажит меч, но не ударит, платит гривну. 10. Если пихнет муж мужа от себя или к себе, то должен платить 3 гривны, если на суд приведет двух свидетелей. При этом варяг[1] или колбяг[2] не приводит свидетелей, но сам идет к присяге. 11. Если челядин бежал и скроется у варяга или у колбяга и тот не вернет его в течение трех дней, то господин, опознав его на третий день, может отобрать челядина, а с укрывателя взыскивается 3 гривны штрафа. 12. Если кто поедет на чужом коне без спросу, пусть уплатит 3 гривны. 13. Если кто украдет чужого коня, оружие или одежду и хозяин опознает пропавшее в своем миру, то он берет свое, а вор платит 3 гривны штрафа. 14. Если кто опознает у кого–либо свою пропавшую вещь, то нельзя отобрать ее, и не говори «это мое», но скажи ему так: «пойди на свод, укажи, где ты ее взял». Если тот не пойдет, пусть представит поручителя в том, что явится на свод[3]не позднее 5 дней. 15. Если где будет иск к кому–либо об уплате займа, то идти ему на судебное разбирательство при 12 свидетелях. И если окажется, что должник злонамеренно не отдавал его деньги, как следовало по условию, то с него взыскивается 3 гривны штрафа. 16. Если господин узнает своего пропавшего челядина и захочет его отнять, то вести его к тому, у кого он был куплен, а тот пусть ведет к предыдущему продавцу, и когда дойдут до третьего, то скажи ему: «отдай мне своего челядина, а ты ищи своих денег при свидетеле». 17. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы[4] своего господина и тот не выдаст его, то господин может удержать его у себя, но должен заплатить за него 12 гривен, а затем пусть потерпевший побьет холопа, где его застанеТ. 18. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду и хозяин захочет удержать у себя, то он получает доплату деньгами за порчу, но если собственник отказывается от сломанной вещи, то пусть ему будет заплачено, сколько он дал при ее покупке. 19. Если убьют огнищанина[5] умышленно, но без корыстных намерений, то с убийцы взыскивается 80 гривен, а люди не обязаны помогать убийце в их уплате; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен. 20. А если убьют огнищанина по–разбойничьи умышленно и с целью грабежа, а убийцу люди не ищут, то виру[6] платит вервь[7], где найден убитый. 21. Если убьют огнищанина у клети[8], у коня или у стада, или во время кражи коровы, то убьют огнищанина, как пса; тот же закон при убийстве тиуна[9]. 22. А за убийство княжеского тиуна взыскивается с убийцы 80 гривен. 23. А за старшего конюха при стаде также 80 гривен, постановил Изялав, когда дорогобужцы убили его конюха. 24. За княжеского сельского старосту[10] или смотрителя за полевыми работами платить 12 гривен. 25. А за княжеского рядовича[11] 5 гривен. 26. А за убитого смерда[12] или холопа 5 гривен. 27. Если убита рабыня–кормилица или кормилиц, то платить 12 гривен. 28. А за княжеского коня с пятном взыскивается 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны; за кобылу платить 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетку 15 кун, за годовалую скотину полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка и барана по ногате. 29. А если уведут чужого раба или рабыню, то платить 12 гривен штрафа. 30. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля. 31. А если украдут коня или вола или будет кража из клети, то вор платит гривну и 30 резан, если он был один; если воров было 10, то каждый из них платит 3 гривны и 30 резан. 32. Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны. 33. За самовольное истязание смерда, без княжеского повеления, платить 3 гривны штрафа. За истязание огнищанина, тиуна или мечника[13] платить 12 гривен. 34. А если распашут полевую межу или срубят межевой столб, то платить 12 гривен штрафа. 35. А кто украдет ладью, платить хозяину 30 резан за ладью и 60 резан штрафа князю. 36. А за голубя и курицу 9 кун. А за утку, гуся, журавля или лебедя платить 30 резан хозяину и 60 резан штрафа князю. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то платить 3 гривны штрафа. 37. Если убьют вора на своем дворе или у клети, или у хлева, то за это не отвечают как за убийство, если же вора держали до рассвета, то привести его на княжеский двор на суд. Но если вора убьют, а люди видели его связанным, то надо платить за него. 38. Если украдут сено, то платить 9 кун, за дрова также 9 кун. 39. Если украдут овцу, козу или свинью и при том было 10 воров, то хотя бы они одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан штрафа. А кто привел вора, получает 10 резан. 40. При штрафе в 3 гривны сверх того мечнику платить 15 кун, за десятину – 15 кун, а князю – 3 гривны. При штрафе в 12 гривен, тот, кто привел виновного, получает с него 70 кун, а в десятину платить 2 гривны, а князю 10 гривен. А вот устав для сбора вир: вирнику[14] взять на неделю 7 ведер солоду, кроме того, барана или полтуши мяса, или деньгами 2 ногаты, а в среду резана и три сыра, в пятницу столько же; хлеба и пшена сколько смогут съесть, а в скромные дни давать по 2 курицы на день. Пусть поставит 4 коней, и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 16 гривен, 10 резан и 12 веревиц (мелких денежных единиц), и при въезде в округ гривну. Во время поста дать ему рыбу или 7 резан. Все это составит 15 кун в неделю, а хлеба давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Таков устав Ярослава.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|