Понятие общественного порядка
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение Актуальность темы исследования. Особое значение это приобретает в сфере общественной безопасности и общественного порядка в силу их специфичности как объектов административно-юридической защиты [2]. Так, основанием применения отдельных предупредительных мер является неоднократное нарушение лицом установленных законом правил, которое влечет, к примеру, приостановление или аннулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, аннулирование разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия. Эти меры применяются к лицам в связи с ранее совершенными ими правонарушениями в указанных областях. Однако, угроза общественной и личной безопасности граждан, а также угроза причинения материального ущерба может возникнуть не только при совершении правонарушения, но и в результате ситуаций, возникающих помимо воли человека, при которых требуется применение мер административно-ограничительного (запретительного) характера в отношении лиц, прямо не связанных с возникновением неблагоприятной ситуации. Это могут быть наводнения, пожары, аварии, эпидемии, эпизоотии, обрывы электропроводов высокого напряжения, повреждения дорожного полотна, газопроводов, возникновение угрозы или совершение террористического акта и т.п. При наличии условий, предусмотренных гипотезой соответствующей правовой нормы, полномочный орган или его должностные лица вправе применять административно-предупредительные меры, в том числе к лицам, не нарушившим правовых предписаний [3]. В этом состоит главное отличие этой разновидности мер административного принуждения, характеризующее превентивный, профилактический характер их применения.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются между участниками при производстве дела об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок.
Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства, материалы административных производств по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок. Цель научной работы заключается в исследовании общей характеристики административных правонарушений, посягающих на общественный порядок. Указанная выше цель предполагает решение следующих задач: - рассмотреть общественный порядок как объект административно-юридической защиты; - проанализировать составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок; - выявить особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок. В работе использованы труды Ю.Е. Аврутина, И.А. Адмираловой, С.Н. Алексеева, Д.В. Лупова, Н.В. Макарейко и др. ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Понятие общественного порядка
На сегодняшний день среди ученых дискутируется множество вопросов, касающихся как института ответственности в целом, так и института административной ответственности, в частности, по которым они так и не пришли к единому мнению [5, c. 216; 25, с. 185]. Поэтому в целях более глубокого понимания данных категорий целесообразно проследить логическую взаимосвязь понятий «ответственность», «социальная ответственность», «юридическая ответственность». Так, в «Толковом словаре русского языка» ответственность трактуется как «необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках» [24, с. 468]. Приведенная формулировка является более широкой по сравнению с категорией «социальная ответственность», содержание которой заключается в диалектической взаимосвязи между личностью и обществом, характеризующейся взаимными правами и обязанностями по соблюдению предписаний социальных норм, их выполнению, влекущему одобрение, поощрение, а в случае безответственного поведения - негативные последствия [31, с. 13].
Следовательно, в основу определения социальной ответственности заложена необходимость соблюдения социальных норм, а также неодобрение за их несоблюдение. В свою очередь, юридическая ответственность является видом социальной ответственности и обладает всеми присущими ей признаками. Тем не менее, на сегодняшний день отсутствует однозначный подход к содержанию юридической ответственности, которая часто рассматривается лишь как невыполнение обязанностей, предусмотренных правовыми нормами. Кроме того, среди ученых сложилось представление о юридической ответственности как о форме государственного принуждения [2, с. 543; 19, с. 417], о наказании [34, с. 136; 18, с. 131], применении санкций как последствий несоблюдения нормы [32, с. 242], о состоянии принуждения к правовому поведению, неблагоприятных последствиях для правонарушителя [20, с. 447]. Предложенные определения отражают одну из сторон юридической ответственности - ретроспективную, которая напрямую связана с противоправным поведением и применением мер административной ответственности за правонарушение. В юридической литературе рассматривается также позитивная юридическая ответственность, суть которой заключается в осознании отношения субъекта к своим обязанностям. Несмотря на критику в теории права относительно позитивной юридической ответственности [12, с. 9], она все же получила свое развитие в трудах отечественных ученых-юристов [28, с. 73; 33, с. 10; 9, с. 114]. Кроме того, позитивный аспект юридической ответственности соответствует всем правовым нормам, независимо от их отраслевой принадлежности [27, с. 27]. Юридическая ответственность имеет несколько видов: уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную [1, с. 359], некоторые авторы выделяют также конституционно-правовую ответственность [8, с. 14].
В этом перечне нас интересует административная ответственность, понятие которой до сих пор вызывает научные дискуссии и однозначно не определено учеными-административистами [13, с. 18; 7, с. 16; 10, с. 20]. Наиболее традиционно понятие административной ответственности трактуется как особый вид юридической ответственности, которая является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами [3, с. 477]. Не вызывает сомнений указание на то, что административная ответственность является частью административного принуждения, вместе с тем остается нераскрытой содержательная сторона административной ответственности, различные аспекты которой присутствуют в иных ее характеристиках. Их суть сводится: - к применению наказания за административные правонарушения для того, чтобы оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц [23, с. 18]; - к совокупности материальных и процессуальных правоотношений [17, с. 339]; - к особому виду публично-правовой ответственности, которая обладает специфическими признаками, отличающими ее от других видов административной ответственности: административная ответственность устанавливается и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях [29, с. 70]; - к виду государственного принуждения, которое реализуется в процессуальной форме и отражает специфическое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия личного, морального, имущественного или организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения [30, с. 75]. Представляется необходимым рассмотреть указанные формулировки административной ответственности в совокупности, что позволит сформировать понимание административной ответственности как целостного института. Кроме того, данные характеристики концентрируют внимание лишь на наказании, однако, как было обозначено ранее, административная ответственность является видом юридической ответственности и должна включать в себя присущие ей характеристики, в частности и позитивный аспект ответственности.
Между тем множество дискуссионных вопросов связано не только с общими признаками административной ответственности, но и с их проекцией на административную ответственность в различных сферах. Например, административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий также присущи общие характеристики административной ответственности в целом, поэтому остановимся более подробно на рассмотрении ее позитивного и ретроспективного аспектов. Так, позитивный аспект связан с исполнением обязанности по соблюдению предписаний соответствующих правовых норм. В данном контексте необходимо отметить значимость того, как норма права воспринимается в обществе. Например, статья 20.2 КоАП РФ предписывает административную ответственность за нарушение установленного порядка организации и проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования. Обращение к статистическим данным позволяет заключить, что количество выявленных органами внутренних дел административных правонарушений по ст. 20.2 КоАП РФ на территории Российской Федерации в 2010 г. по сравнению с 2009 г. возросло на 28%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. - на 38%. Из приведенных сведений следует, что в 2009-2011 гг. в ходе организации и проведения массовых мероприятий позитивный аспект административной ответственности (соблюдение норм права) проявлялся в меньшей степени, чем ретроспективный (применение мер административной ответственности). Сложившаяся ситуация привела к тому, что в 2012 г. были внесены изменения в ст. 20.2 КоАП РФ, связанные с расширением перечня административных наказаний и установлением более высоких санкций по данному составу. Ввиду этого количество выявленных органами внутренних дел административных правонарушений по ст. 20.2 КоАП РФ на территории Российской Федерации в 2012 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилось на 26% в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - на 56%, однако в 2014 г. по сравнению с 2013 г. возросло на 9% и в 2015 г. продолжало расти. Указанный пример является подтверждением того, что, когда позитивный аспект административной ответственности проявляется в меньшей степени, чем ретроспективный, механизм регулирования общественных отношений не совершенен. Следовательно, существует необходимость урегулировать позитивную и ретроспективную административную ответственностью, в данном случае путем ужесточения административных санкций. Между тем нерациональные запреты негативным образом отражаются на позитивной административной ответственности в связи с тем, что пределы ужесточения административных санкций не определены.
Ретроспективный аспект административной ответственности в рассматриваемой сфере выражен в правовой реакции государства на нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Чтобы сформировать более полное представление об административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, необходимо также рассмотреть термины «общественный порядок» и «общественная безопасность», поскольку научное и законодательное определение понятия «общественный порядок» и его соотношение с такой категорией, как «общественная безопасность», вызывают некоторые трудности. Согласно «Толковому словарю русского языка», порядок означает правильное, налаженное состояние [24, с. 566], а безопасность - состояние, при котором не угрожает опасность. Следовательно, данные термины взаимообусловлены, поскольку правильное, налаженное состояние возможно только при отсутствии опасностей, в свою очередь, нейтрализация опасностей напрямую зависит от поддержания правильного, налаженного состояния. Таким образом, порядок и безопасность являются отдельными понятиями, каждое из которых обладает самостоятельным содержанием. В настоящее время имеется достаточное количество теоретических исследований, в которых различным образом раскрывается содержание понятия «общественная безопасность» [14, с. 38; 4, с. 34]. Кроме того, категория «общественная безопасность» упоминается в Конституции РФ, УК РФ, КоАП РФ, Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и других нормативных правовых актах Российской Федерации. Так, согласно Концепции общественной безопасности в Российской Федерации [17], общественная безопасность является частью национальной безопасности Российской Федерации и определяется как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также в Концепции определены основные источники угроз общественной безопасности, нейтрализация которых и приводит к состоянию, при котором не угрожает опасность. В свою очередь, поддержание общественного порядка связано, например, с законодательным урегулированием тех или иных общественных отношений. Так, поддержание общественного порядка при проведении массовых мероприятий зависит от соблюдения организатором данного мероприятия определенных правил, прописанных в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В связи с этим представляется ошибочным мнение, согласно которому понятие «общественная безопасность» включает в свое содержание «общественный порядок» [11, с. 13]. Это еще раз подтверждается при обращении к названию гл. 20 КоАП РФ, исходя из которого общественный порядок и общественная безопасность являются самостоятельными понятиями. Между тем в действующем законодательстве об административной ответственности не проводится разграничения административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, в том числе при проведении массовых мероприятий. Термин «общественный порядок» также встречается как в законодательстве Российской Федерации [21; 22], так и в юридической литературе. На основе анализа точек зрения ученых можно выделить ряд общих признаков понятия «общественный порядок», рассмотрение которых необходимо для понимания сущности такого явления, как общественный порядок при проведении массовых мероприятий: 1. Системность упорядоченных общественных отношений, возникающих между людьми [26, с. 4]. Например, систему упорядоченных общественных отношений в сфере охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий образуют правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий и т.д. 2. Урегулированность нормами права и т.д. [6, с. 27]. Так, общественный порядок при проведении массовых мероприятий регламентируется нормами административного права как федерального, так и регионального уровня. 3. Общественные отношения реализуются в общественных местах [15, с. 4]. Законодатель не разъясняет, что следует понимать под «общественным местом», при этом в нормативных правовых актах данный термин употребляется достаточно часто (например, в ст. 20.1, 20.20, 20.21 КоАП РФ). 4. Отметим, что понятия «общественный порядок», «общественное место» хотя и встречаются в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но не получили должного закрепления на законодательном уровне. В связи с этим существует необходимость принятия нормативного правового акта, призванного урегулировать общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, в котором будет раскрыто содержание понятий «общественный порядок» и «общественное место», а также понятие «общественный порядок при проведении массовых мероприятий». Таким образом, совокупность норм права, устанавливающих меры административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, составы данных административных правонарушений, порядок применения указанных мер административной ответственности составляют самостоятельный правовой институт. При этом урегулирование позитивной и ретроспективной административной ответственности в исследуемой сфере осуществляется путем ужесточения административных санкций. Однако ключевые для рассматриваемого института административной ответственности понятия «общественный порядок», «общественный порядок при проведении массовых мероприятий», «общественное место» не получили должного закрепления на законодательном уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|