Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок




 

Вопросы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в настоящее время особенно актуальны. В этом направлении органы внутренних дел должны уделять особое внимание при осуществлении надежного обеспечения охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан от преступных и иных антиобщественных действий, быстрое и полное их раскрытие, выявление и всемерное содействие устранению причин и условий, способствующих совершению данных противоправных действий.

Практика показывает, что большинство административных правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности совершается на улицах и в других общественных местах. Поэтому большой объем работы по их предупреждению и пресечению осуществляют аппараты и подразделения полиции.

Одна из главных задач, которая возложена на подразделения полиции -
организация борьбы с хулиганством и пьянством на улицах и в общественных
местах городов и населенных пунктов силами патрульно-постовой службы,
нарядами дорожно-патрульной службы ГИБДД, участковыми уполномоченными полиции, а также обеспечение взаимодействия в этой работе с другими подразделениями органов внутренних дел.

Предупреждение и пресечение административных правонарушений определяется спецификой юридической природы конкретного правонарушения и условиями его совершения. Как правило большинство административных правонарушений совершается в условиях очевидности, отсюда следует, что сотруднику полиции необходимо создать среди граждан обстановку полной их защищенности, что составило бы положительный социальный фон его действий по предупреждению и пресечению правонарушений.

При получении сведений о совершении правонарушения наряду необходимо:

- немедленно прибыть к месту происшествия, а также доложить об этом оперативному дежурному (по радиостанции, телефону или иным способом);

- выяснить у заявителя обстоятельства, место и время совершения правонарушения; кто совершил и его приметы; свидетелей (очевидцев) и потерпевших; данные лица, сообщившего о правонарушении;

- принять меры к выявлению и задержанию лиц, их совершивших, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей, охране и сохранению обстановки, следов, орудий и других вещественных доказательств.

Сотрудник полиции при выявлении подозрительных лиц наблюдает за ними, не вызывая настороженности у данных лиц.

Для обеспечения свидетельских показаний полицейский обращает внимание граждан на противоправные действия и просит их оказать помощь в задержании подозреваемых или совершивших правонарушение.

При выявлении лиц, совершающих административные правонарушения сотрудник полиции принимая решение о задержании и доставлении такого гражданина.

При этом необходимо учитывать:

1. Личность задерживаемого и возможные опасные последствия в случае, если он не будет задержан.

Вероятные осложнения при задержании, которые могут возникнуть, если со стороны задерживаемого, его сообщников и сочувствующих будет оказано сопротивление.

Возможность вооруженного сопротивления или нападения.

Основания и порядок применения специальных средств и физической силы.

Если необходимо произвести задержание группы правонарушителей:

- связаться с оперативным дежурным, соседними нарядами,

- запросить усиление (помощь),

- по возможности обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности.

Последовательность действий сотрудников полиции определяется исходя из характера совершенного правонарушения, состава наряда и других обстоятельств.

Сотруднику полиции необходимо помнить, что ст. 22 Конституции РФ гарантирует неприкосновенность личности - каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

В обращении с гражданами недопустимы:

- высокомерный тон, грубость, заносчивость;

- ироническое или невежливое изложение замечаний;

- выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство;

- угрозы и несправедливые упреки;

- предъявление необоснованных обвинений;

- угрожающие жесты и знаки, а также другие действия, оскорбляющие личность и достоинство граждан.

Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, дать ему время успокоиться предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные нормативные правовые акты.

Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы дети этого не слышали.

С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и с взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста.

2. Немедленно потребовать прекращения противоправного поведения (п. 1 ст.13 ФЗ РФ «О полиции»).

3. Проверить документы, удостоверяющие личность правонарушителя (п. 2 ст.13 ФЗ РФ «О полиции»):

4. Зафиксировать выявленные в них сведения.

5. Установить и записать данные о свидетелях, очевидцах (если таковые имеются), объяснить свидетелям их права и обязанности в соответствии с действующим законодательством.

6. Определить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу:

- наличие события административного правонарушения;

- лицо, совершившее противоправные действия;

- виновность лица в совершении административного правонарушения; -обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения
дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

7. Составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.

Во время службы наряды должны обращать особое внимание на граждан, группы граждан, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах, не допуская при этом необоснованных действий, могущих привести к возникновению конфликтных ситуаций, места возможного появления правонарушителей, граждан, допускающих нарушения правил дорожного движения и детей, играющих в опасных местах.

Наряд обязан нести службу на маршруте (посту) безотлучно в течение
установленного времени. Он может временно оставить место несения службы
(в соответствии со ст. 110 Устава ППСП РФ) по указанию или с разрешения
начальника ОВД, его заместителей, дежурного для предупреждения и
пресечения преступления или административного правонарушения; преследования скрывшихся преступников; доставления в полицию правонарушителей; оказания помощи лицам, находящимся на улицах и в других общественных местах в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии; принятия мер к ликвидации пожара; охраны места происшествия; получения неотложной медицинской помощи; оказания содействия соседним нарядам. Об оставлении маршрута (поста) наряд докладывает дежурному отдела полиции.

Обеспечение правопорядка - это основной вид деятельности сотрудников органов внутренних дел в целом, а патрульно-постовой службы полиции в частности. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность - одни из наиболее распространенных правонарушений, выявляемых органами внутренних дел. Знание тактики выявления и пресечения вышеуказанных административных правонарушений важно для правильного понимания неблагоприятных последствий, которые могут наступить в отношении сотрудников полиции, нарушивших процессуальные нормы либо не соблюдающих меры безопасности при пресечении правонарушений.

 

 


Заключение

Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.

Совокупность норм права, устанавливающих меры администра­тивной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, составы данных административных правонарушений, порядок применения указанных мер административной ответствен­ности составляют самостоятельный правовой институт. При этом урегулирование по­зитивной и ретроспективной административной ответственности в исследуемой сфере осуществляется путем ужесточения административных санкций. Однако ключевые для рассматриваемого института административной ответственности понятия «обществен­ный порядок», «общественный порядок при проведении массовых мероприятий», «об­щественное место» не получили должного закрепления на законодательном уровне.

В соответствии с приведенным пониманием правопорядка общественный порядок как объект правовой охраны - это система общественных отношений, защищенная от публичных, демонстративно выраженных действий, их нарушающих, и правовое регулирование которых гарантирует и обеспечивает выполнение каждым в обществе своих юридических обязанностей, реальные возможности каждому реализовывать в обществе свои права и стремиться к реализации своих законных интересов.

С учетом изложенного можем констатировать, что нарушение общественного порядка как наказуемое деяние – это публичные, демонстративно выраженные действия лица, направленные на воспрепятствование выполнению своих обязанностей кем-либо, или публичные, демонстративно выраженные действия, игнорирующие права граждан, лицом, не наделенным соответствующими полномочиями; либо публичные, демонстративно выраженные действия лица, игнорирующие законные интересы других граждан и осуществленные при отсутствии противоположного законного интереса.

Достаточно спорными выглядят санкции к ч. ч. 4.1 и 4.2 ст. 20.8, предусматривающим административную ответственность за ношение оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, и за невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения соответственно. Думается не совсем правильным разграничивать санкции за «согласие на освидетельствование» и «отказ от освидетельствования» по объему и видам наказаний в пользу последнего (позиция о том, что наказание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, более «жесткое», чем административный штраф, по нашему мнению является необоснованным).

Не отвечающей требованиям юридической техники представляется и конструкция нормы, предусмотренная ст. 20.22 КоАП РФ. С точки зрения диспозиции нормы объективная сторона состава указанного правонарушения выполняется несовершеннолетним, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, в то время, как санкция этой нормы в качестве субъекта правонарушения определяет родителей или иных законных представителей несовершеннолетних. На наш взгляд, диспозицию нормы, предусмотренной ст. 20.22 следует изложить аналогично другим нормам, в которых в качестве специального субъекта выступают родители (законные представители). Мы предлагаем следующую редакцию этой статьи: «Допущение родителями или иными представителями нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребления (распития) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ …». Подобным образом следует изложить и название статьи.

В дополнительной законодательной регламентации нуждаются и процессуальные основания прекращения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.5 КоАП РФ. В частности, в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ необходимо включить самостоятельное основание, исключающее административную ответственность – прекращение или отмена действия режима чрезвычайного положения. Такое положение не «утяжелит» статью, а вместе с этим внесет ясность, а также выступит в качестве дополнительной процессуальной гарантии защиты прав граждан при привлечении их к административной ответственности за нарушение требований режима чрезвычайного положения.

В целях унификации процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, представляется необходимым законодательно определить обязательное рассмотрение дела о мелком хулиганстве судом в случае, если оно сопряжено с умышленным повреждением или уничтожением чужого имущества, как это установлено для выступающего применительно к данной ситуации в качестве общего состава правонарушения, охватываемого ст. 7.17 КоАП РФ.

Представленные дефекты правового регулирования взывают к необходимости качественного критического осмысления проектов федеральных законов о внесении изменений в КоАП РФ, а также принятию указанных поправок в систематизированном, укрупненном виде в соответствии с другими главами кодекса и нормами, регулирующими производство по делам об административных правонарушениях.


Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015 «265 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4391.

4. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2759.

5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 13.07.2015 № 248-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; 2015. № 29 (часть I). Ст. 4374.

6. Аврутин Ю.Е. К вопросу о понятиях и дефинициях в административно-правовой теории и практике // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 4-8.

7. Адмиралова И.А. Пра­вовое положение граждан в сфере общественного порядка и роль полиции в его обеспечении // Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 45–49.

8. Алексеев С.Н. Об исполнимости законодательства об административных правонарушениях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. - № 2 (30). - С. 46 - 49.

9. Действия подразделений (нарядов) органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера: учеб.-метод. пособие / Ворожцов М.А.,Мельничук Б.И.,Сологуб Ю.И. [и др.]. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 216 с.

10. Лупов Д.В. Совершенствование пра­вового обеспечения деятельности граждан по охране общественного порядка // Российский следователь. 2014. № 21. С. 47–49.

11. Макарейко Н.В. Пути повышения качества законодательства об административных правонарушениях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 22. С. 197 - 200.

12. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник / под ред. В. В. Гордиенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. – 463 с.

13. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление. Гражданин. Ответственность. Л., «Наука». 2015.- 251 с.

14. Пособие сотрудника вневедомственной охраны: учеб. пособие / В. И. Косяченко, В. В. Овчинников. - Волгоград: ВА МВД России, 2014. - 80 с.

15. Профилактика преступности и правонарушений. II Юридическая газета. 2014. Август (ЗГ2 33). - 114 с.

16. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М.,2014. 239 с.

17. Субботин А.М. Актуальные проблемы административно-деликтного законодательства // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 4 (28). С. 183 - 186.

18. Харламов В.С. // Криминальное насилие молодых людей в отношении пожилых родственников в семье и его профилактика органами правопорядка\\ Российский следователь: М. 2012 г. № 12.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...