Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тайное путешествие по Тибету 2 глава




в курсе общего направления их работы.

Прослышав о нашем увлечении скоростью, они дали нам с Куртом очень быстрых лошадей. После того как Яцек и Букхард несколько раз свалились на землю, а наши скакуны изрядно устали, мы поехали вдоль реки, восхищаясь живописными пейзажами. Я благословлял людей, наклоняясь к ним прямо из седла, - это ощущалось как-то очень привычно. Сразу после полудня мы перевели лошадей через замерзшую реку и оказались у цели. Впереди, немного правее нас, возвышались просторные и лишь частично разрушенные здания монастыря Карма Гён.

 

 

 

 

 

Люди выстроились перед воротами в ожидании. Они уже узнали о нашем приближении, хотя мы терялись в догадках, каким образом. Мы спешились возле главного входа в монастырь, поклонились и вошли. Там мы с радостью рассматривали множество тханок и небольших статуй, которые местным жителям удалось спасти от красной банды Мао. Эти реликвии поместили в новое окружение, а недавно отреставрировали и главную статую Будды. Их успехи нас особенно радовали, учитывая то, что речь шла о втором по важности центре Кармапы.

Ответственность за восстановление Цурпху лежала всего на одном человеке - мы прозвали его Бобром за выдающиеся передние зубы, - а здесь работу поделили между собой трое сильных мужчин. За несколько часов они провели нас по многим особенным местам. Карма Гён находится рядом со скалой в форме полумесяца, предсказанной Гампопой, учеником великого йогина Миларепы, и каждый участок здесь имеет просветляющее значение. Многое также служит людям на практическом уровне. Полуразрушенная ступа, установленная когда-то на зубе Второго Кармапы, ощущалась почти как живая и пользовалась у местных жителей большой популярностью.

Страдая от зубной боли, они прислонялись к ней головами.

 

 

 

Я дал благословение, и мы раздали почти все последние подарки. Ламинированные фотографии из Шварценберга им особенно полюбились. Сегодня на востоке от Лхасы люди хранят на алтарях примерно тысячу изображений Кармапы, Шамара Ринпоче, Красной Дакини Мудрости и Черного Плаща. В ответ нам давали очень необычные реликвии - кусочки шляп, рубах или сапог первых трех Кармап. Планировалось, что через два дня на инаугурации нового главного изваяния Будды эти драгоценные предметы будут вложены ему в сердце.

Возвращаясь, мы решили проехаться верхом под полной луной. Все шло отлично, пока луна светила, но в Карма Чу она скрылась, и друзья посоветовали нам остановиться. Нужно было воспользоваться их проницательностью. Через час все внезапно погрузилось в кромешный мрак, и наше романтическое представление, что животные способны видеть в темноте, оказалось ошибочным. Началась невообразимая кутерьма. Ханна вслед за Куртом въехала на ложную тропу, и, когда тот крикнул, что надо возвращаться, оказалось, что лошадям негде развернуться. Когда она спешилась, чтобы облегчить разворот, ее транспортное средство бесцеремонно ускакало прочь. Конь Курта

запаниковал и перестал слушаться; галопом он все быстрее понесся вниз по узкому ущелью. Проводник, сидевший за спиной Курта, предусмотрительно соскочил на камни, но наш немецкий наездник был другой породы. В конце концов лошадь сбросила Курта и упала, чуть не придавив его собой, - она промахнулась всего на несколько сантиметров. Похоже, сделанные в Карма Гёне пожелания, чтобы работа не становилась скучной, были услышаны. Пока это происходило, мы чувствовали силу Защитников; все были уверены, что ничего серьезного не случится.

Пока это происходило, мы чувствовали силу Защитников; все были уверены, что ничего серьезного не случится.

В нескольких минутах езды оттуда люди вышли из домов и ждали нас. Их, должно быть, позабавило все это действо, а теперь они хотели получить благословение и что-нибудь нам продать. Пока мы на тибетском языке объясняли у костра медитацию на Шестнадцатого Кармапу, пропавшие лошади вернулись, неся на себе нашу поклажу. Где-то в ночном ущелье остались только местные приобретения - жестяная сковорода, сделанная из старой бочки для бензина, и сушеная ячья нога, из которой Педро частенько готовил превосходные котлеты.

 

На следующий вечер грузовик с мешками чая так и не появился. Но хуже было то, что куда-то запропастился и Курт. Желая развлечься, он ускакал вперед на самом быстром коне и должен был уже ждать нас на месте. Люди заволновались, но как только мое Мо сообщило, что он в порядке и скоро приедет, он показался поблизости, верхом на взмыленном скакуне. Он просто заблудился в соседней долине.

Тибетцев обычно впечатляло то, как я держу в руках четки, делая гадание, - они называют его «Мо», - но большинство из них не знало принцип его действия. Многим казалось, что с помощью Мо можно что-то изменить, но умный человек обычно оставляет такие вещи на усмотрение Будд. Когда вы гадаете таким способом, ваше сильное желание приносить другим пользу пробуждает вневременную природу мудрости в вашем уме. Преодолевая ограничения пространства и времени, вы просто «знаете», когда какие тенденции будут активны. Как и все в Алмазном пути, эту способность передает человеку его учитель.

Преодолевая ограничения пространства и времени, вы просто «знаете», когда какие тенденции будут активны.

 

 

 

Опоздание грузовика подарило нам самый редкий и ценный ресурс - время на медитацию и письма. Нас пригласила пожилая йогическая пара. Супруги решили вместе провести остаток дней в медитационном отшельничестве. Это было трогательно, но безответственно: они приступили к ретриту, имея лишь самые поверхностные инструкции. К счастью, тексты Кагью легко понять. Нам пришлось чуть ли не драться, чтобы, уходя, не унести с собой их единственное добро - вещи, в которых будут отчаянно нуждаться они сами.

Наконец прибыл наш транспорт. Дорога, по которой мы приехали, на следующий же день обрушилась, и кто-то проложил импровизированный зигзагообразный маршрут по другому берегу реки. У единственного моста - древнего деревянного сооружения - водитель остановился и попросил нас перейти на ту сторону пешком. Затем он буквально пролетел его на полном ходу. При меньшей скорости грузовик просто провалился бы сквозь дощатый настил.

Несколько недель мы провели в таких краях, где люди никогда не видели белого лица. К нашему облегчению, они не провожали нас изумленными взглядами - только иногда подходили получить благосло

вение. В этом отношении, как и во многих других, тибетцам удавалось сохранять хороший стиль по сравнению с большей частью Третьего мира. Изумиться однажды пришлось нам самим: формы и размеры домов на другой стороне реки были настолько идеальными и так удачно вписывались в ландшафт, что деревня казалась живым организмом.

К нашему удивлению, от Чамдо до Дерге ходил рейсовый автобус. Продавать билеты иностранцам здесь не разрешалось, но кассир пошел на риск ради вожделенной валюты. Нас всегда поражало то, насколько буржуазными оказывались коммунистические китайцы и на что они могли решиться, когда выдавалась возможность заполучить товары чуть лучшего качества. Великой роскошью было ехать по этой дороге, напоминающей стиральную доску, сидя под крышей, а не полулежа под снегом в открытом кузове. Девушка справа от меня опозорила свою семью: влюбилась в китайца, чего здесь не случалось почти никогда. Напротив нее сидел мальчик с синдромом Дауна и изобретательным умом. Он то и дело подавал эротические знаки окружающим девочкам. Поскольку он шумел и закрывал вид на фантастические горы, я пару раз усадил его обратно на место, но он угомонился лишь тогда, когда поднялась мощная женщина-кхампа со словами: «Ну-ка, посмотрим, что он тут предлагает», - и

схватила его за причинное место.

Великой роскошью было ехать по этой дороге, напоминающей стиральную доску, сидя под крышей, а не полулежа под снегом в открытом кузове.

Глубокий интерес вызывали у нас кочевники в своих почти круглых шатрах. Свободные, непринужденные манеры в их среде встречались даже чаще, чем у оседлых кхампов. Им действительно было все равно, что подумает сосед. Они до сих пор держали красно-коричневых псов размером с овчарку. В Центральном Тибете собаки этой породы часто оказывались в суповых кастрюлях у китайцев. Только в разрушенной летней резиденции Кармапы мы увидели - и особенно услышали - единственного невротичного представителя кочевого племени. Жизнь этих людей выглядела впечатляюще, но на деле была весьма убогой. Питались они той же скудной едой, что и их непальские соседи.

Тибетцы рассказывают об одном выдающемся любовнике, который осчастливил много девушек из племени кочевников. Когда на него пытались наброситься сторожевые псы, он имел обыкновение присаживаться на корточки, будто справляя большую нужду. Затем, когда собаки бросались искать ожидаемое лакомство, он ловко запрыгивал в палатку очередной

красавицы.

Солдаты, охранявшие мост в Дерге, спали. Выскочив из автобуса со своими армейскими рюкзаками, мы прятались между большими бревнами, пока не загорелись первые огни. Их зажгли в ресторане, которым владел «отибетившийся» китаец. Он показал себя довольно приятным человеком, а на стене у него даже висела карта мира. Китай на ней покрывал солидную часть России и весь регион Гималаев. Когда мы сообщили ему, что весь остальной мир понятия не имеет о таких границах, он пожал плечами: видно было, что ему совсем не до этого.

Дерге тоже изобиловал шрамами, оставшимися от оккупации. Окружающая долина представляла собой вожделенную цель для бомбардировщиков, и зимой 1950/51 года по ней наносились интенсивные удары. Среди многих обяснений, почему Китай напал на Тибет, есть одно, очень простое, которому я сегодня отдаю предпочтение: некоторые неудовлетворенные генералы были ближе к Пекину, чем хотел бы Мао. Пока они не стали плести интриги, он отправил их в Тибет. Войска вторглись в восточную область до реки, которую мы только что пересекли, - а это почти треть территории Страны Снегов, и там живут самые сильные и свободные мужчины и женщины. Оккупанты пощадили всего один культурный памятник в городе - знаменитую типографию Бакханг. Она даже еще действовала, но ее наверняка зорко стерегли. Когда мы захотели осмотреть ее внутри, людей охватила паника.

Директор нашей гостиницы определенно был шпионом. Вел он себя подобострастно, и мы знали, что китайцы дают тибетцам ответственные посты вовсе не за эффективную работу, а за полную покладистость, когда те едят у них с ладони. Хотя он постоянно подчеркивал свою преданность народу и жаловался на оккупантов, при его появлении все наши посетители замолкали. Через год Педро снова посетил Дер- ге и обнаружил, что директор стал непроницаемым, как стена. Очевидно, операция «Открытость западникам» завершилась.

Скоро предстоял большой курс в Вуппертале, так что нам нужно было продолжать путь. Это означало подняться на 5600 метров и перейти горный хребет перед Канце, следующим восточным городом. На перевале незадолго до нашего приезда погибли от холода четверо путников. Оказавшись наверху, мы почти не чувствовали высоты, любовались великолепным видом и прыгали, радуясь тому, что наши легкие привыкли к местному климату. С того момента в наших умах все глубже отпечатывались две картины - минеральные богатства гор и группы китайских золотоискателей, стоящих в реке; они явно что-то находили. Почва была настолько легкой, что все мгновенно заволакивалось пылью, высоко поднятой колесами грузовика. Она висела над дорогой позади нас на всем видимом расстоянии.

Оказавшись наверху, мы почти не чувствовали высоты, любовались великолепным видом и прыгали, радуясь тому, что наши легкие привыкли к местному климату.

Мы все лежали в кузове, прикрывая от пыли видеокамеру Педро и другую технику, как вдруг и Ханна, и я вскочили на ноги: неподалеку проплывала крепость, которую мы просто знали. Доехав до Канце, мы расспросили местных жителей, и те сказали, что мы миновали Атубцанг на Золотой реке. Именно там в 1924 году родился Шестнадцатый Кармапа. Выпрыгивая из грузовика, мы чуть не приземлились на головы старых лам из ближайшего монастыря, которым из эмиграции руководил Калу Ринпоче. Они жадно слушали новости о высоких учителях, и мы с радостью подарили им несколько оставшихся изображений.

Мы пообедали в типовой неприятной столовке - одном из достижений нового общественного порядка. Как и во всех таких заведениях от самой Лхасы, двери здесь все время были открыты настежь, отчего создавался ужасный сквозняк. Никто не должен был засиживаться, проводя время счастливо и непроизводительно. Когда я давал благословения на главной улице, ведущей к холму с руинами в тибетской части города, рядом остановил свой мотоцикл щеголеватый офицер, весь увешанный знаками отличия. Он приехал на импортной «Хонде» - явный признак того, что в своей иерархической системе он стоял довольно высоко. На отличном тибетском языке он потребовал, чтобы мы немедленно проследовали в полицейский участок. Там мы сможем получить разрешение на то, чтобы позже осмотреть руины. Я с радостью заметил, что к нам подтягиваются несколько десятков тибетцев: я давно с нетерпением ждал такой возможности - публично поддержать их и защитить. Громко и весело я несколько раз похлопал его по спине, как шаловливого школьника, и произнес: «Знаете, вот этого мы делать не будем. Нас намного больше интересуют эти руины, чем ваш участок. Когда мы уже все посмотрим, вы можете навестить нас внизу, у автобусов. Там мы живем». У тибетцев перехватило дыхание, а офицер рванул с места, подняв задним колесом столб пыли, и умчался прочь. Больше мы не встречали ни его самого, ни его коллег. В Канце китайцы тоже оставили лишь одно из важных исторических зданий - изящный древний храм школы Сакья, в котором сохранились статуи многих Защитников. Здесь я наконец получил возможность выразить свою преданность Гуру Ринпо- че. Любой предмет от него вызывает намного больше восхищения, чем те новые статуи, которые сейчас устанавливаются во многих районах страны. Хотя они представляют крайне добродетельных ринпоче и монахов, а отливают их умелые мастера из школы Гелу- гпа, в них просто нет той жизненной энергии, которую излучает Гуру Ринпоче.

 

 

 

Что меня больше всего огорчало в Тибете - так это практически полное отсутствие внешних признаков его влияния. Не осталось почти никаких его ступ или изображений, хотя ему нет равных среди героев мировых культур. Около 750 года этот знаменитый йо- гин принес Учение Будды в Тибет и создал старейшую из здешних традиций - школу Ньингма. Выполняя сегодня похожую работу для Кармапы на Западе, я ощущаю близость и часто прошу его о благословении. Пока мы с Педро и Куртом носили ночью его глиняные статуи полуметровой высоты, мои глаза наполнялись слезами радости. Мы вывезли эти изваяния в жестяных ящиках из-под печенья, и сейчас они поддерживают нашу практику, украшая центры в Копенгагене, Шварценберге и Франкфурте.

Около 750 года этот знаменитый йогин принес Учение Будды в Тибет и создал старейшую из здешних традиций - школу Ньингма.

Продолжая двигаться на восток, мы миновали старинный тибетский навесной мост. Его конструкцию шестьсот лет назад придумал великий тибетский йогин Тангтонг Гьялпо. Его вдохновенному уму приписывают авторство текста призывания Любящих Глаз. По

сле того как мы проехали огромную ступу Колеса Времени, в небе несколько часов висело одно-единствен- ное облако - кроваво-красное, в форме дордже. Педро заснял какие-то секретные установки китайцев, и вскоре вдоль дороги стали попадаться только группки мужчин. Они работали кирками и лопатами, а китайские солдаты целились в них из автоматов. По-видимому, в этом районе располагались лагеря заключенных, и в последнем на нашем пути тибетском городе все население составляли мужчины. Видеофильм о нашей поездке, называемый «Тайное путешествие по Восточному Тибету», заканчивается благословением, которое я там даю.

Видеофильм о нашей поездке, называемый «Тайное путешествие по Восточному Тибету», заканчивается благословением, которое я там даю.

На перевале, с которого спускаешься к реке и Китаю, все горстями бросали в воздух маленькие квадратные листки бумаги. На них был контурный рисунок лошади, нагруженной драгоценностями; это подношения для защиты Тибета. Именно здесь мы покинули Страну Снегов: все почувствовали, что это граница.

Самый дешевый самолет доставил нас из Чэнду в Кантон. Здесь мы сели на автобусы, едущие на юг.

В новейших свободных экономических зонах у границы с Гонконгом людям разрешалось делать почти все. Детский труд, отсутствие правил техники безопасности, эксплуатация и тому подобные практики, освященные веками, уже привлекали сюда гонконгских капиталистов. Здесь снова действовали извечные азиатские стандарты, и о людях судили по размерам их собственности. Старый Мао, должно быть, переворачивался в гробу. Рентгеновские аппараты на границе, к счастью, «проглядели» кусочки железной кольчуги, лежавшие в моем багаже. То были остатки доспехов тибетского национального героя по имени Линг Гесар; я подобрал их среди развалин Цурпху. Этот легендарный воин победил мусульманских завоевателей и сохранил свободу Тибета. У него были магические способности. Небольшие железные пластинки, несущие его энергополе, сегодня защищают наши центры по всему миру.

 

Тайное путешествие по Восточному Тибету

Гонконг

В Гонконге Калу Ринпоче написал европейцам письмо, в котором убеждал их работать под моим руководством. Город сиял роскошью. Несколько дней мы провели с друзьями из Германии и Китая, а затем Ханна улетела в Непал. В следующие месяцы ей предстояло помогать Шамару Ринпоче. Великий йогин Ургьен Тулку собирался дать серию важных посвящений, полученных от Пятнадцатого Кармапы. Остальным членам нашей группы не терпелось вернуться в Европу.

 

Европа

Нас снова радовали хорошие европейские дороги, а публичные лекции собирали все больше слушателей. Сложнее, однако, было разобраться в списке адресов. На всей территории между севером и югом наши центры следовали древней традиции кочевников - переезжали в более просторные дома.

В мае 1986 года я побывал в Калифорнии. Здесь Кэрол редактировала несколько моих рукописей. Затем последовал чудесный летний курс с Тенгой Рин- поче, Ханна переводила, а я учил по вечерам. Нильс приехал в датский ретритный центр, и мы организовали следующую поездку в Тибет. Из всего материала, накопленного за эти вечера, Войтек, мое доверенное лицо в Польше, выбрал вопросы и ответы для книги «108 ответов йогина».

Германия

После Дании Ханна переводила для Шамарпы в Дордони, а я читал вечерние лекции после поучений Тенги Ринпоче в невыносимом немецком институте под Бонном. То место было фабрикой по производству сплетен, и опять оно выявляло в людях худшие качества. Хотя теперь настало время для некоторого коллективного роста. Неприятный, но необходимый опыт помог моим ученикам быстро обрести зрелость, а я лучше понял слова из письма Калу Ринпоче. Здесь многие буддисты из Центральной Европы выработали важное качество - чутье на нарушенные связи. Нарушение связей - это самый смертоносный яд в Алмазном пути. Глубокое доверие позволяет быстро впитать просветленные качества, но нет ничего более разрушительного, чем злобные сплетни об учителях. Я редко касался этой темы в своих лекциях. Считая такие вопросы слишком неприятными, я всегда надеялся, что в этом не будет необходимости. До сих пор немногочисленные проблемы такого рода удавалось решать по одной, обходясь без высокопарных слов о кармических последствиях. Однако теперь, не без постороннего влияния, события в коричневых стенах института приобрели такой оборот, что древние поучения очень пригодились. Администрация этого заведения и ревнивый английский переводчик, который сам себя пригласил на курс, всеми доступными способами пытались разрушить наше сотрудничество с Тен- гой Ринпоче. Сначала переводчик Эдвард сблизился с монахами из замка, но они мало что могли для него сделать. Затем он стал досаждать Шамарпе, который позвонил мне и сообщил, что Эдвард - «плохой человек». Часть этой истории специально предали огласке, и все вместе стало весьма болезненным, особенно для тех, кто успел пристраститься к «святости». Я не делал ничего, чтобы ускорить развязку. Мне хотелось, чтобы все было долгим и постыдным: это основательная прививка на будущее. Все равно, если бы люди не доверились своему опыту и не заняли активную позицию, пятнадцать лет моей работы оказались бы потраченными зря. Но они это сделали! Стряхнув с себя сладкую иллюзию такой духовности, которая не заставляет думать и выбирать, немецкий великан пробудился. Это станет очевидным в начале девяностых, когда наша линия преемственности окажется под огромным давлением со стороны коммунистического Китая и новых журналов, таких как «Штерн». Больше люди уже не засыпали.

Глубокое доверие позволяет быстро впитать просветленные качества, но нет ничего более разрушительного, чем злобные сплетни об учителях.

Польша

Еще до завершения курса мы погрузились в очередной «Фольксваген». Настало время отправиться в Польшу. Поскольку дороги Восточной Европы редко годятся для быстрой езды, мы с Майей взяли у друзей микроавтобус. В Кракове в большом шатре нас ждали пятьсот человек. Только что уехал Ситу Ринпоче, и все готовились проводить вечера и ночи безграничной силы и открытости, во время которых мы всегда смешиваем свои умы.

Через несколько дней в Варшаве нас разбудили громкие, взволнованные голоса. Друзья только что обнаружили, что стали банкротами. Деньги, выделенные на ремонт нашего большого загородного центра в Кухарах, который я годом раньше купил за 400 долларов, были потрачены на визиты нескольких Ринпоче. Поляки даже пытались расплатиться с ними качественной красной шерстяной тканью, из которой шьют монашеские одежды, - она тогда продавалась в государственных магазинах, - но Аконг Тулку из шотландского центра Самье Линг все равно не сбавил цену. Хотя ни для кого не было секретом, что в восточно-европейской стране трудно достать валюту, он радостно согласился принять ткань, а потом потребовал еще и доллары.

Кухары выглядят роскошно; сейчас там посреди старинного парка стоит полностью отреставирован- ная барская усадьба, ничуть не утратившая былого величия. Благодаря Мишеку, который руководит работой, и связям со многими активными людьми на Востоке и Западе, Кухары входят в число наших лучших ретритных центров в Европе.

 

Повсюду приходили сотни слушателей, а в Варшаве и Гданьске, как обычно, Прибежище приняли пятьсот человек. Фридель читал хорошие лекции, а Клод давал советы, как поправить здоровье с помощью китайской медицины. Через несколько лет первый из них завел большую семью, а второй значительно повысил цены и попал под влияние красного Китая. Тем не менее, они были первыми предвестниками тех многих «молодых львов», которых я посылаю в мир учить.

 

Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьямцо (род. в 1935 г.)

Титул «Далай-лама» в XVI веке монгольский

император Алтан-хан присвоил высокому ламе тибетской школе Гелуг, которого пригласил к себе с визитом. Позднее Пятый Далай- лама Лобсанг Гьямцо (1617-1682), призвав на помощь другого монгольского императора, стал политическим главой Тибета. С тех пор Далай-ламы правили Страной Снегов до 2011 года. Большим могуществом отличались Пятый и Тринадцатый Далай-ламы; остальные либо умирали молодыми, либо передавали правление другим людям, а Четырнадцатому пришлось покинуть страну.

Нынешний Далай-лама Тензин Гьямцо родился на северо-востоке Тибета. В пятилетнем возрасте он был доставлен в Лхасу и возведен на трон. Когда его назначили главой государства, ему исполнилось всего 15 лет, и вскоре в Тибет вошли китайские войска. В индийском городе Дхарамсала он основал тибетское правительство в изгнании и с тех пор представлял интересы тибетцев, учил буддизму и поддерживал межрелигиозный диалог. В 1989 году ему была вручена Нобелевская премия мира.

Весной 2011 года Далай-лама отказался от политических функций и объявил себя исключительно религиозным деятелем.

Ошибочное толкование

Приносит много хорошего

• Население Земли достигло 5 миллиардов человек.

• Михаил Горбачев начал радикально реформировать Советский Союз. Провозглашается политика «гласности» и постепенно вводится частная собственность.

• Матиас Руст, 19-летний гражданин Западной Германии, сажает свой небольшой самолет на Красной площади в Москве (30 мая отстранен от должности главнокомандующий войск ПВО СССР).

• 9 декабря в оккупированных Израилем районах - на западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа - палестинцы начинают «интифаду», вооруженное восстание против Израиля. Основан ХАМАС.

Тибет

Хотя мне все меньше хотелось покидать бурлящий Запад, осенью 1986 года пришла пора воплотить в жизнь предсказание Пятого Кармапы, которое, как мы считали, нас касалось: веснушчатый защитник с Запада и его друзья должны помочь в восстановлении монастыря Цурпху. Правда, позднее газета «Karmapa Papers», ссылаясь на новые источники, написала, что тот защитник действовал в Карма Гёне с 1922 по 1924 год, - но наша неверная трактовка этого пророчества принесла много пользы.

В последнее время китайцы доили туристов, как могли, но Нильсу удавалось организовать все так, чтобы каждый из нас потратил не более 2000 долларов. Это могли себе позволить сорок друзей, и мы упаковали в багаж лопаты и строительные рукавицы для выполнения важной функции за Гималайскими хребтами.

Мы вылетели в начале сентября и планировали пробыть в Тибете месяц. Поездка оказалась очень поучительной. И китайцы, и непальцы отличились отвратительной организацией и еще худшим отношением к людям. Дорогу перед непальско-тибетской границей смыло, и нам пришлось полдня карабкаться восемь километров в гору, пробираясь между носильщиками, коровами и стадами коз. Местные жители изумленно взирали на то, с какой естественностью самые сильные мужчины в группе подхватывали тяжелые рюкзаки более слабых. На КПП китайцам было не до нас, и мы провели там всю ночь. Они выделили нам два обитых жестью барака - видимо, чтобы оградить тибетский рабочий класс от нашего пагубного влияния. Однако мир с удовольствием поддается искушениям: вскоре наше жилище заполнилось тибетцами, и они даже с нами помедитировали.

 

Утром мы обменяли деньги и обнаружили, что ни микроавтобусов, ни кислородных масок у нас не будет. Нильс заказал все это в Европе, но вместо нас их за большие деньги отдали туристам из Америки. На этом мы могли сэкономить кучу денег. Мое гадание Мо показало, что вся группа благополучно перенесет высоту без дополнительного кислорода, и мы арендовали обычный автобус с водителем-тибетцем, который просто оказался рядом. Он согласился довезти нас до Лхасы за 20 долларов с человека. Как обычно, упорство и отличный тибетский язык Ханны сделали свое дело.

Все советуют знакомиться с Тибетом, передвигаясь наземным транспортом. В ближайшие дни у нас появилась на это масса времени. Некоторые холмы автобус проезжал со скоростью пешехода. В первый же день мы пару часов ползли вверх по узкому ущелью. Субтропическую растительность вокруг постепенно сменила скудная флора арктической пустыни - и мы подъехали к Ньеламу, родному селению Мила- репы.

Все советуют знакомиться с Тибетом, передвигаясь наземным транспортом.

В темной гостинице не было ни клопов, ни вшей, но из-за большой высоты наши друзья проснулись утром с резкой головной болью. В нескольких километрах впереди находилась главная пещера Миларепы. Ге- лугпинцы из маленького монастыря неподалеку явно командировали туда не самого талантливого из своих монахов. Он все время путался у нас под ногами, совершенно не понимая, что означало это место для учеников Кармапы. В конце концов я отодвинул его в угол, чтобы мы могли помедитировать над обширной долиной. Из этой точки тысячу лет назад Миларепа наблюдал за приходом и уходом пристрастий и людей. С тех пор здесь почти ничего не изменилось.

 

Следующий привал мы сделали на северной дороге, между Ньеламом и Шигаце. Нас снова поселили в бараках, на этот раз в форме буквы Г, но ключи от них были потеряны. Хозяева вежливо отвернулись, когда я стал сбивать замки своим немецким штык-ножом.

Шигаце был восхитительным; центр города все еще оставался тибетским. Мы сняли комнаты в гостинице на главном рынке, ничуть не сомневаясь в порядочности ее хозяев. Они не возражали даже тогда, когда сотни тибетцев проникли в холл, чтобы получить у меня благословение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...