Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тайное путешествие по Тибету 5 глава




Я не мог отвести глаз от выходцев из племени нага. В этой стране, где так мало физического насилия, они выглядели непривычно. Бывало, что беженцы из Бангладеш, спасаясь от перенаселенности, доходили до подножия Восточных Гималаев, и наги периодически убивали их тысячами. Странно было смотреть в глаза, которые не реагировали ни на близость, ни на чувства, а просто наблюдали. Я знал, что они по частям продают еще живых черепах, отрезая ножку за ножкой, и травят успешных путешественников, чтобы перенять у них хорошую карму. Очевидно, бутанцы заметили, насколько плодовиты эти люди, и планировали устроить ротацию иностранной рабочей силы. Это помогло бы избежать тех проблем, которые сегодня все отчетливее встают перед богатыми странами. Массы мигрантов, не умеющих ни читать, ни писать, со своими угнетенными женщинами и бесчисленными детьми, приезжают в поисках лучшей жизни. Не найдя ее, они оказываются в гетто и теряют свои корни и все то достоинство, которым обладали в родной среде.

Мы поселились в одном из замков королевской семьи и нескольких гостиницах. Красивейшее высокое плато и культурные сокровища восточного Бутана производили сильное впечатление. Многое изменилось с того первого дня, когда наши друзья штурмовали заправку с традиционными орнаментами, приняв ее за храм. Должно быть, они выглядели так же смешно, как туземцы, когда-то простиравшиеся перед вертолетами, которые казались им богами. Во время ежедневных прогулок с нами приключались фантастические вещи. Некоторые события просто невозможно было предвидеть - например, посещение первого храма, который находился непосредственно в ведении Кармапы. Хотя оформлен он был не так богато, как крупные национальные святыни, он полностью покорил наши сердца. И туристы, и буддисты почувствовали глубочайшую связь с Кармапой. Когда мы обходили его комнаты и когда я потом проводил медитацию, сидя на его кровати, мало у кого не выступили слезы на глазах. Его энергия ощущалась так близко, будто он сидел рядом.

Красивейшее высокое плато и культурные сокровища восточного Бутана производили сильное впечатление.

 

В Пунакхе, зимней столице, мы встретились с Це- чу Ринпоче и чуть не попали на аудиенцию к королю. Нам хотелось за многое его поблагодарить. Вечер в гостях у Дже Кхенпо, верховного ламы Бутана, был весьма необычным. Он жил в огромном правительственном дворце и официально обладал такой же властью, как сам король, только на духовном уровне. Часто людям приходилось годами ждать встречи с ним. Нам опять помогло влияние наших чудесных друзей. Почти непрерывное движение мускулов на лице Кхенпо свидетельствовало о том, насколько он важен. Как и Кармапа, он был средоточием огромной духовной энергии. Простыми и ясными словами он рассказал нам о Любящих Глазах, о доверии в любви и силе пространства. Когда настала пора фотографироваться, он хлопнул в ладоши. В комнату вошли трое монахов. В руках они несли серебряный поднос с хорошо начищенными вставными челюстями. После того как Кхенпо закончил улыбаться перед фотоаппаратами, монахи снова их унесли.

 

 

 

 

Последний раз мы позавтракали у Топги Ринпоче и его драгоценной жены, принцессы Ачи Деки. Она отличалась необычайной добротой и даже сама приготовила нам угощение. Затем мы отправились в долину Паро, знаменитую своим «Гнездом тигрицы». Здесь Гуру Ринпоче проявился в облике Алмазного Брюха. Он красно-черный, грозного вида, стоящий на беременной тигрице; эта просветленная форма, обладающая глубочайшим вдохновением, воплотилась в Карма Пакши, Втором Кармапе. Теперь все пешие экскурсии, кроме этой, мы совершали под дождем. Но, даже возвращаясь в гостиницу замерзшими и мокрыми, мы знали, что наши прогулки этого стоят.

 

 

 

От путешествия в Тагцанг у нас захватило дух, и мы с Ханной нашли этот храм еще более впечатляющим, чем в прошлый раз. Пожелания, высказанные здесь, влияют на будущие жизни - так что я держал в сердце всех друзей и учеников.

Пожелания, высказанные здесь, влияют на будущие жизни - так что я держал в сердце всех друзей и учеников.

Непал

В Индии мы не задержались и сразу выехали в Непал. Из-за забастовки нам пришлось десять часов просидеть в приграничной деревне. Только после того как Томек задействовал военных, нам предоставили автобус до Катманду. В «Ваджра-отеле» мы снова встретились со своими спутниками из южной Германии. Они только что вернулись из изматывающей поездки по Тибету. Много дней они потеряли в ожидании транспорта, но сумели добраться до Лхасы и передать деньги в Цурпху. Это было очень важно. Для ремонта был ценен каждый грош.

В последние дни ко мне приходили два йогина в белых одеждах. Они были свидетелями нашей первой встречи с Кармапой в 1969 году. Как-то мы спуска

лись по крутой лестнице от ступы Сваямбху, и Карма- па, который весил более 100 килограммов, внезапно со смехом запрыгнул мне на спину. У меня подкосились ноги, но, пошатываясь, я ухитрился пронести его до самого подножия холма. В другой раз он схватил мою ладонь и вложил ее в открытую пасть каменного льва, глядя мне прямо в глаза, чтобы увидеть реакцию. Эти истории быстро стали известны. Прежде такого не случалось. Йогины предложили нам устроить праздник в честь Кармапы и его доверия к нам с Ханной.

 

Топга Юлгьял Ринпоче (1943-1997)

Топга Юлгьял Ринпоче родился в благородной семье, он был племянником Шестнадцатого

Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже. Уже в возрасте 16 лет его назначили на должность «ваджра-мастера» в монастыре Цурпху. В 1959 году он вместе с Кармапой бежал через Бутан в Сикким. В конце 60-х Ринпоче женился на бутанской принцессе. С 1988 года он выполнял обязанности генерального секретаря фонда «Karmapa Charitable Trust», отвечавшего за состояние монастыря Румтек. Топгу Ринпоче ценили за необычайную образованность и глубокое знание истории. Ринпоче преподавал буддийскую философию, теорию познания и тибетский язык в Международном буддийском институте Кармапы (KIBI) в Нью-Дели. Там же он скончался 19 сентября 1997 года.

Мир сжимается

• На президентских выборах в США победу одерживает республиканец Джордж Буш.

• Необычайно жестокая ирано-иракская война, начавшаяся в 1980 году, завершилась подписанием перемирия в августе. Это было самое кровавое вооруженное столкновение ХХ века после войны в Индокитае.

• В Анголе после заключения соглашения о прекращении огня 8 августа наступил перерыв в гражданской войне, длившейся с 1975 года. Вскоре пламя войны разгорелось с новой силой.

• СССР начинает вывод войск из Афганистана и реабилитирует жертв политических репрессий.

• Землетрясение в Армении - разрушены города Спитак, Ленинокан, Кировокан. Погибли более 24 тысяч человек.

США

Наш датский ретритный центр в Родбю вырос. Теперь там могли с комфортом расположиться сто тридцать человек, и я провел двухнедельный курс по Основополагающим практикам Алмазного пути. Затем такой же курс планировался в Калифорнии. Трансатлантические контакты нуждались в укреплении. В чудесном уголке Сан-Франциско нас уже ждали Кэрол, Киффер и еще несколько десятков друзей.

 

 

 

Они арендовали пустые военные бараки сразу за крутыми прибрежными скалами. Это место очень радовало глаз невероятным видом на Сан-Франциско и мост Золотые Ворота. Европейские женщины тут же приступили к практике, тем самым показав отличный пример более словоохотливым калифорнийкам. Я наслаждался возможностью уделить некоторое время рукописям, письмам и близким друзьям.

Ханна в то время переводила для Джамгёна Ринпоче во Франкфурте. То был его первый визит в Европу после десятилетнего перерыва, продлившийся с июля по декабрь. Они с Ханной объехали все центры с севера на юг. Ринпоче первым из держателей линии преемственности заинтересовался принципами работы наших центров. До него об этом спрашивали только Тенга Ринпоче и Лопён Цечу.

Польша

Третий в то лето курс Основополагающих практик мы провели в польском ретритном центре Кухары. После трех десятков калифорнийцев, склонных обсуждать свои переживания, здесь более пятисот человек практиковали сосредоточенно и упорно. Курс был волшебным, как и все наши события в бывших ком

мунистических странах. Люди здесь просто обладали очень большим, нерастраченным запасом преданности.

Люди здесь просто обладали очень большим, нерастраченным запасом преданности.

В мой прошлый приезд Кухары проявили выдающиеся качества, превратившись в настоящий объединяющий центр нашей работы. Они расположены на севере от Варшавы, в полутора часах езды, и служат отличной площадкой для встречи Центральной Европы с Восточной.

Однажды наши соседи тоже решили заполучить кусочек силового поля. Перед сумрачным деревенским магазином, который красовался у входа в здание нашего центра, в прошлом принадлежавшее знати, группа пьяных фермеров взяла меня на мушку. Они давно хотели взглянуть на ламу и теперь принесли целый список пожеланий.

 

 

 

 

«Если ты такой святой человек, - сказали они, - почему ты не остановишь дождь хотя бы на несколько дней? Он не прекращается уже два месяца, и у нас гниет урожай». - «Посмотрим, что можно сделать», - ответил я. Так всегда отвечали мои собственные учителя. Затем я сделал сильные пожелания. Последовали три солнечных и ветреных дня, в один из которых тридцать соседей с семьями пришли принять Прибежище. Всего в нескольких километрах от нас и на всей остальной территории Польши по-прежнему лило как из ведра. Мы верулись в Данию прямо перед приездом Джамгёна Конгтрула и Ханны.

Потом пришло время потерь. Ким, наш близкий друг и партнер, покончил с собой. Пока они с братом Бо создавали филиал своей компании в Сан-Франциско, неумелые люди разрушили ее базу в Дании. Возвратившись домой, он просто не нашел в себе сил заново собирать все по частям. Это произошло, когда Джамгён Конгтрул и я находились в Дании, а Бокар Тулку, его главный лама, ездил по Франции. При нашей последней встрече с Кимом какое-то нехорошее предчувствие висело в воздухе. Ханна дала ему рукописную медитацию на Шестнадцатого Кармапу, а я дольше обычного благословлял его реликвиями Кар-

мапы. Мне надо было сказать речь на кремации, но я не смог.

Австрия

Первый курс умирания в сознании (пхова) под руководством ламы-европейца уже находился в стадии подготовки. Его организовали австрийцы, и на ферме под Грацем - где для меня заканчивалась Европа - собралось сто тридцать человек. За день до вылета в Азию Тенга Ринпоче дал мне полномочия на обучение пхове. Практика почти не отличалась от той, что мы получили от Аянга Тулку в 1972 году, и Кюнзиг Шамар- па попросил меня передавать ее всем желающим.

 

 

 

 

У меня почти никогда не бывает времени на подготовку, поэтому мы начали с места в карьер. Острое зрение Майи помогало мне находить у людей внешние знаки успеха этой глубокой практики. На этом первом курсе результаты у всех появились к восьмому дню - отличный повод радоваться. Если теперь ученики сохранят свои связи, после смерти они отправятся в сферу высшего блаженства.

На всех произвели впечатление внешние знаки: на макушке головы сами собой появлялись царапинки или капельки крови. Более важным, хотя менее осязаемым было внутреннее развитие, а прекраснее всего - непрерывно растущее доверие. Смерть уже не страшила. Даже такая критичная девушка, как милая Кати из Гамбурга, после курса «умирания в сознании» сказала, что теперь возврат к материализму невозможен. Мощь линии преемственности соединилась с нашей преданностью, и это всем принесло замечательный опыт.

Мощь линии преемственности соединилась с нашей преданностью, и это всем принесло замечательный опыт.

Когда Джамгён Конгтрул вернулся в Бутан за новым паспортом, Ханна приехала в Австрию. Следующий месяц мы посвятили Южной Европе и альпийским странам. В Вене люди вспомнили о моей давнишней мечте прыгнуть с парашютом. Тридцать пять секунд свободного падения напоминали ощущения при очень быстрой езде на мотоцикле по автостраде, хотя приземление вдохновляло меньше. Ханна потом заметила, что я редко проявлял такой восторг. Такой аттракцион дает йогину шанс проверить свое понимание пустоты, а еще менее продолжительный прыжок банджи, который мы позднее совершили вместе с друзьями из Гамбурга, напоминал совместное посвящение.

Мальта

На Мальте интерес у людей так и не появился. Они не против были принять Просветление в подарок, но не были уверены в том, что готовы ради него трудиться. Однажды у меня возникло непреодолимое желание лечь. Днем этого со мной почти не бывало. Я провалился в какой-то полутранс, и началась серия интенсивных переживаний. Я был шириной с танк; я шел по дому Кима, разрушая все, что попадалось на пути. В какой-то момент у меня в руках оказалось большое круглое зеркало, и я подумал: «Интересно, какой будет звук, если разбить его». Но я бережно отложил его в сторону. Затем я взял Кима с собой в дальнее путешествие к чему-то совершенно чудесному. Вернувшись в сознание, я обнаружил на голове кровь и понял, что на какое-то время выходил из тела. Тут же из Копенгагена позвонила Майя и добавила вторую часть истории. Она проснулась несколько часов назад и почувствовала, что Ким вошел к ней в комнату через закрытую дверь. Зная, что его ум ищет меня, она тут же сказала ему, что я на Мальте. Поскольку раньше мы с ней бывали там вместе, она нарисовала ему полную картину, и он исчез.

 

 

 

 

Будда Безграничного Света

 

 

 

 

Алмазный путь учит, что большинство людей проводит семь недель в состоянии энергии осознавания между смертью и следующим воплощением. Поскольку я не выношу поучений, окрашенных фундаментализмом или не поддающихся логическому объяснению, обычно я пытаюсь их очеловечить с помощью обезоруживающей психологии. Тем не менее всякий раз, когда мне удавалось их проверить, они оказывались верными. То был сорок девятый день по-

сле смерти Кима, и никто из нас об этом не знал. Самоубийство причиняет уму еще больше вреда, чем насильственная смерть, но теперь я был за него спокоен.

В начале сентября Ханна снова вылетала на Восток. Калу Ринпоче попросил ее приехать в Бодхгаю, на место Просветления Будды, находящееся на севере Индии. Ее помощь понадобилась ему для перевода сорока насыщенных смыслом тибетских текстов. Они назывались «Сокровищница того, что следует знать» - это одно из пяти важнейших собраний трудов Первого Джамгёна Конгтрула Ринпоче.

Калу Ринпоче тогда жил в новом монастыре Беру Кхьенце в окружении тридцати ближайших учеников. Большинство из них уже прошли по два трехгодичных отшельничества. Правда, через некоторое время их число сократилось до десяти: мало кто способен долго выносить Индию. Мы надеялись, что в будущем таких людей появится больше. Этот переводческий проект был одним из последних пожеланий Ринпоче, а тексты имеют несомненную важность.

Германия

На Рождество 1987 года в Европе состоялось настоящее празднество в снегах Шварценберга. Потом мы копали подвал для центра в Вуппертале. По вечерам я читал лекции, и каждый новый опыт давал больше пространства для активности Кармапы.

США

В первые дни января мы вылетели в Нью-Йорк. Теперь нас было пятеро, и в аэропорту Томек устроил нам встречу с Джамгёном Конгтрулом Ринпоче. Напротив здания классическая психология нашла себе шумное воплощение. Знаменитая стадная иерархия сработала безотказно. Гнев полицейского перекинулся с латиноамериканского семейства из десяти человек на собаку, которая получила мощный пинок.

Пока мы ехали с Ринпоче в дорогой отель, удивление европейцев сменилось замешательством. Я тоже не особенно радовался. То была странная встреча старых друзей. Лидеры когда-то такого оживленного нью-йоркского центра, который я помогал строить, неузнаваемо изменились. С тех пор как они попали под влияние Дхармадхату, радостные люди превратились в чопорных зануд. Они сожалели о том, что долго не могли меня пригласить, потому что я прочитал последнюю лекцию, сидя на подушке Кхенпо. Ринпоче с удовольствием шутил вместе с нами. Не переставая, он расспрашивал о развитии в Европе, а когда мы уходили, несколько раз звал нас обратно. Не было сомнений, что он с удовольствием поехал бы с нами

дальше.

Вечером моя греко-американская ученица Лиза показала центр Манхэттена. Всемирный торговый центр стоило посмотреть. Некоторые из бомжей, наводнивших первый этаж, выглядели плохо. Пока мы поднимались на крышу, охранники засыпали нас вопросами. Они сказали, что я выгляжу так, будто мог бы спрыгнуть оттуда с парашютом. В другом высотном здании Майя и Лиза побледнели, выйдя из туалета. Им пришлось прорываться мимо двух негритянок, у каждой из которых в сгибе локтя торчала игла.

Квартира Лизы была слишком маленькой, и мы поселились в самом дешевом отеле; комнаты там сдавались по часам, и все крутом было обвешано зеркалами. Даже если ничего не знать о порнографии, там царила атмосфера одиночества и самолюбования. Партнера видишь всегда. Так много зеркал нужно тому, кто хочет видеть самого себя.

При тридцатиградусном морозе мы проехали привычные шестнадцать часов до Лексингтона в штате Кентукки. Здесь машину впервые вела Майя. Это был автомобиль с автоматической коробкой передач, и я быстро объяснил ей действие педалей, после чего заснул, полностью доверяя нашим Защитникам. После того как Боб и Мелани переехали в Альбукерке, в Лексингтоне остались хорошие друзья, но мало буддийской активности.

Поездка в Сент-Луис оказалась весьма волнующей: на всем пути нас преследовала снежная буря. Хотя синоптики велели сидеть дома, у меня там была назначена вечерняя лекция, на которой два десятка человек приняли Прибежище.

 

 

 

В нескольких часах езды от города случилось настоящее чудо, свидетелями которого стали семь трезвых и благонадежных граждан, сидевших в нашей машине. Майя весело вела автомобиль со скоростью 160 км/ч, хотя ограничение в том месте было 90. Она перестала чувствовать скорость и, когда мы выехали на автостраду, не смогла затормозить на скользкой дороге. Нас понесло прямиком на металлический столб, на котором держался большущий дорожный знак. Опора была создана для того, чтобы выстоять даже под ударом местного торнадо. Массивные, как рельсы, такие столбы прикручиваются четырьмя болтами к бетонной основе. Мы уже ожидали услышать смущающий скрежет металла о металл и звон разлетающихся стекол, но столб вдруг мягко отклонился влево, и мы проехали. Я нащупал под багажом ручной тормоз и остановил машину. Обернувшись, мы увидели черные следы наших колес и железный столб, как ни в чем не бывало стоящий между ними. Буквально за пять минут до этого мы прикрепили ламинированные изображения Белого Зонта и Черного Плаща к потолку машины. Мое субъективное ощущение - будто огромная рука мгновенно убрала препятствие с нашего пути. Не зная, что в США ученикам разрешается водить машину под надзором опытного водителя, я сел за руль, прежде чем приехала полиция, и мы помчались прочь. На ближайшей заправке мы осмотрели автомобиль: на корпусе не было ни царапины, хотя металл был японским, и раньше мы сами ударом кулака вправляли на нем вмятины.

Мое субъективное ощущение - будто огромная рука мгновенно убрала препятствие с нашего пути.

В Альбукерке к нам присоединился Большой Эрик из Шварценберга. Боб и Мелани отлично справлялись с работой. Однако, как и во всех наших центрах, до которых докатилось влияние Вудстока, у «старых» практикующих периодически случались приступы одной из самых тяжелых здешних болезней - пуританства.

Мы снова остановились у Норберта. Он купил нам еще один маленький кусочек Америки - над будущей ступой, которую планировалось построить на холме в Таосе.

Растворяя жесткие взгляды людей, можно устранить массу неврозов.

На западном побережье Вэн и Кэролин снова дали нам машину. У них все шло хорошо. Сделав несколько остановок в Калифорнии, мы с Кэрол взялись за работу над новым буклетом «Практический буддизм».

Теперь наши друзья Фостин и Брэйн профессионально записывали все лекции. Я не могу - хотя и пытаюсь - быть везде одновременно, и потому книги, буклеты, аудио- и видеозаписи на десятке языков невероятно укрепляют нашу работу. В них содержится информация о взгляде, пути и цели, и благодаря им каждое переживание становится шагом в развитии. Сегодня это важнее всего. Например, в этой книге собраны самые прямые поучения: развитие буддизма глазами несентиментального датского ламы. Растворяя жесткие взгляды людей, можно устранить массу неврозов. Если есть кармическая связь, то это кратчайший путь к умственному здоровью.

Частые визиты в Америку давали свои плоды. Мы стали символом качества, и залы были полными. Многие восприняли письмо из «Дхармадхату» как доказательство моей чистоты, а другим понравился мой европейский йогический стиль - такая свежесть им подходила. Заехав еще в три центра в Орегоне и Северной Калифорнии, мы вылетели на запад - на Гавайи.

Гавайи

Приземлившись в Гонолулу, мы несколько часов поспали на скамейке и затем пересели на рейс до Мауи. Здесь и на Кауай, другом уникальном гавайском острове, наши регулярные посещения тоже давали хорошие результаты. Люди стали одной семьей и медитировали на Кармапу. С большой радостью мы смешивали умы с Сэнди и Дэном. Они помогали финансировать мои новые книги.

Индия

Наша группа вернулась в Европу, а Томек, Пауль и я направились на Восток. После Сеула, Гонконга и Бангкока мы снова оказались в индийской Калькутте. Здесь ждала Ханна и румынско-германская пара архитекторов из Гамбурга. Они когда-то были моими учениками, но я отправил их к тибетским ламам, поскольку они демонстрировали явную тенденцию к карьеризму. Они были довольно богаты, и поэтому никто о них особенно не заботился и никто их не останавливал; в итоге эта пара со своим снобизмом стала примером того, как никогда не должны строить свои отношения Запад и Восток.

Я позволил своим ученикам обрести опыт покупки билетов на индийский поезд и затем переезд на расстояние 200 километров на север занял 27 часов. В Силигури нас ждала ежегодная драма: не давали визу в Сикким. Хотя какие-то высокие чины в Дели несколько месяцев назад лично пообещали Ханне свою помощь, от них не пришло и клочка бумаги.

Продолжались военные действия, оказавшиеся такими поучительными для нас в 1986 году. Ежедневно гибли люди по обе стороны конфликта. Автобусы по- прежнему забрасывали камнями и поджигали, и на склонах гор пылали дома. Правительство не желало никому показывать эту необъявленную гражданскую войну, но все же какие-то влиятельные лица в Сиккимском доме ухитрились помочь нам въехать в этот опасный район. Как только от них по телефону прозвучало разрешение, мы побежали на автобус в Гангток.

Сикким

В Румтеке было чудесно, и нам, как обычно, снились яркие сны. Мы обнаружили, что большинство людей, населяющих окрестности монастыря, легко поддавались подкупу. Мы часто забывали, насколько сильно они зависели от своих меценатов.

В Румтеке было чудесно, и нам, как обычно, снились яркие сны.

В комнатах, где мы встретились с Шамарпой и другими держателями линии преемственности - Джамгё- ном Конгтрулом и Гьялцабом Ринпоче (Ситупа в Румтеке не появился, как и всегда с 1976 года), - звуки выстрелов слышались особенно отчетливо. На мосту между Сиккимом и Индией гуркхи как раз взорвали несколько грузовиков. Это положило конец движению наземного транспорта в той части Гималаев, и нам пришлось возвращаться на вертолете, что оказалось поразительно дешево. Великолепное переживание - впервые окинуть взором те горы, среди которых мы жили не первый год.

В Бодхгае мы снова провели два дня у Калу Ринпоче и встретили Бокара Тулку. Недавно он вместе с несколькими старыми ламами поверг в изумление группу ученых из Стэнфордского университета. Далай-лама посоветовал им отправиться в Рум- тек за «настоящими йогинами», и теперь им приходилось объяснять то, что зарегистрировали их приборы. Труднее всего было истолковать тот факт, что тепло во время практики туммо не повышает температуру кожи человека. Тот жар, который растапливает снег и поддерживает жизнь в лютые морозы, начинается на расстоянии дюйма от поверхности тела и излучается уже оттуда. Когда мы громко хвалили его за то, что он прославил доброе имя школы Кагью, Ринпоче ответил: «Я просто все время молился Кармапе».

Непал

В Катманду Лопён Цечу и Тенга Ринпоче вместе поддерживали силовое поле. Я учил многих западных людей в «Ваджра-отеле» и в монастыре Трангу Ринпоче. В те дни он проводил посвящения из цикла Ка- гью Нгагдзё, сокровищницы передачи Кагью. То был последний шанс сделать что-то подобное. Непальцы получали от Китая деньги за то, чтобы выдворять протибетски настроенных европейцев, и пройдет немало времени, прежде чем столько талантливых людей сможет собраться здесь снова.

Благодаря визиту к Кхенпо Цультриму Гьямцо воздух стал прозрачным. В 1977 году Кхенпо сопровождал Кармапу в поездке по Европе. Годами его ученики плодили сплетни о наших учителях - видимо, чтобы выпускать пар между напряженными интеллектуальными занятиями. Слухи порождали плохие чувства, и теперь мы с облегчением увидели, насколько сам Кхенпо был выше всего этого. После обеда он отвел нас на крышу школы, которую арендовал в Бод- натхе, и рассказал, какой Ринпоче какие храмы строит, и сверху все это смотрелось еще более впечатляюще, чем с улицы.

Позднее один тайваньский монах сообщил мне, что половина денег, на которые все это строилось, поступило от его соотечественников и большая часть когда-то была подарена Кармапе. Ламы других линий тоже быстро осознали, насколько популярен он был среди китайцев, и потом часто пользовались его именем, собирая подношения.

Через некоторое время индуисты провели большое собрание неподалеку, в одной из своих святынь, где происходило мало роста. Завидуя широкой активности буддистов, они пожаловались правительству Непала, которое исповедовало индуизм. Одновременно Китай заявил похожие претензии. В итоге правительство ввело полный запрет на дальнейшее строительство. Долгое время было неясно, когда храмы будут завершены, и произойдет ли это вообще.

Германия

Ханна осталась в Нью-Дели помогать держателям линии. В аэропорту Гамбурга в шесть утра мой самолет встречали семьдесят человек, что потрясло меня до глубины души. Многие годы, проведенные на автострадах, не прошли даром: эти люди стали нашей ближайшей семьей. В дальнейшем туре по Германии я прочитал во Фрайбурге лекцию, которая стала основой для моей брошюры «Махамудра», из которой впоследствии выросла книга «Великая печать».

В аэропорту Гамбурга в шесть утра мой самолет встречали семьдесят человек, что потрясло меня до глубины души.

Польша

В мае состоялся крупный духовный конгресс в польском городе Кракове. Он позволил нам с Ханной осуществить двойную программу. Днем мы выступали в большом культурном учреждении вместе с десятком духовных учителей всех мастей. Сотни интересующихся посетителей переходили из зала в зал, сравнивая и делая записи. Затем нас с Ханной везли в парк за городом, где я читал лекции до шести или семи часов утра. Пятьсот учеников стойко выносили это каждую ночь, битком набиваясь в классическую деревенскую усадьбу.

У этого места были свои традиции: когда в 1981 году пало движение «Солидарность», мы тайком встречались там в подвале. Я до сих пор помню, как люди ликовали, когда приняли обет Бодхисаттвы. Дав им силу бороться с правительством и не питать при этом ненависти к его невежественным членам, я чуть не выскочил из тела. Мы снова ночевали в исторической квартире у Анны и Кшиштофа в старом городе. Улицы были полны специальных войск, называемых «Зомо». Они не могли подавить мятеж в университете, знаменитом своими вековыми традициями свободы. Никто в западном мире не питает такого отвращения к волне политкорректности, как люди, которые боролись за свободу говорить то, что они думают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...