Мотивы и методы мотивации в кадровом менеджменте.
"мотив" (от лат. movere — предоставлять, двигаться, толкать). • это преимущественно осознанные внутренние побуждения личности к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей; • совокупность внешних и внутренних условий, которые вызывают активность человека и определяют её направленность; • осознанный выбор действий и поступков человека. Мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей, однако потребности относительно самостоятельны, потому что потребности точно не определяют совокупность мотивов, их силу и уверенность. При одной и той же потребности у разных людей могут возникать разные мотивы (например, естественная потребность в еде свойственна всем, но люди покупают разные продукты). Если потребности составляют сущность, "механизм" всех видов человеческой активности, те мотивы являются конкретными проявлениями этой сущности. Потребность человека — это испытуемые им лишения в чем-либо, мотивы, то есть его побуждение в связи с этой необходимостью. Мотивы появляются почти одновременно с потребностями и проходят определенные стадии, аналогичные стадиям формирования потребностей. Связь потребностей и мотивов сказывается также в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности с помощью мотивов. Мотив порождается определенной потребностью, является конечной причиной человеческих действий. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может и не перерасти в действие или в поведение. В этом случае происходит борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них. Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким взаимодействующим мотивам, которые образуют разветвленную систему мотивации действий и поступков человека (например, потребность в учебе человека реализуется в учебной деятельности, которая выбирается под воздействием мотивов, которые сформировались). Развиваясь и крепчая, мотивы способствуют укреплению потребности. В свою очередь, развитие потребностей способствует более эффективному формированию мотивации, возникновению и развитию новых мотивов.
Мотивы связаны также с направленностью личности, то есть, собственно говоря, с совокупностью её важных жизненных целей. Однако направленность — понятие более широкое, чем мотив. Направленность влияет на возникновение мотивов, хотя и мотивы способствуют формированию направленности. Система стойких мотивов может свидетельствовать о сформированной направленности. Если направленность выражает приближение к цели, то мотивами определяется её постановка (например, профессиональная направленность человека — стремление овладеть той или другой профессией — возникает под воздействием совокупности мотивов, связанных с популярностью, престижностью, прибыльностью этой профессии). Мотивы классифицируют по группам: В первую группу входят мотивы, связанные с важными общественными потребностями личности за критерием их содержания. В этом случае различают мотивы идейные (связанные с мировоззрением), политические (обусловлены позицией личности относительно политики), моральные (основанные на моральных нормах и принципах) и эстетические (отображая потребность в прекрасном). Во вторую группу, по источнику возникновения, обусловленности (а также по особенности регуляции) различают мотивы социальные (патриотические), коллективистские, деятельности (деятельно-процессуальные) и поощрительные (стимулирующе - поощрительные). Источником возникновения патриотических мотивов является страна, где родился и живет человек. Коллективистские мотивы, имеют источником коллектив, возникают в результате готовности человека руководствоваться в поведении интересами конкретного коллектива, к которому он принадлежит.
Потребности являются следствием особенностей трудовой деятельности, условию конкретного труда. Источник возникновения поощрительной мотивации — в материальном и моральном стимулировании, вознаграждении, получаемом человеком в виде заработной платы, премии, надбавок или похвал. В отдельную группу совмещаются мотивы по видам деятельности: общественно-политические, профессиональные, познавательные, учебно-познавательные. По времени проявления различают мотивы постоянные, длительные и кратковременные. По силе проявления мотивы подразделяют на сильные, составляющие особенно действующую мотивацию, умеренные, что характеризуются средней силой их проявления, и слабые, что несущественно влияют на деятельность, хотя и побуждают её. По проявлению в поведении различают мотивы реальные (актуальные) и потенциальные. По степени осознанности мотивы бывают осознанными и неосознанными (последние обычно называют побуждениями). Как правило, деятельность человека строится под влиянием не единственного, а нескольких мотивов, которые находятся в разных взаимоотношениях. В основе того или другого поступка может быть борьба мотивов; потребности могут усиливать (ослаблять) друг друга; среди них можно выделить основные, подчиняющие себе другие. Мотивы выполняют три основных функции: побуждающую, направляющую и регулирующую [3]. Побуждающая функция, заключается в том, что мотивы обуславливают поступки личности, её поведение и деятельность. Реализация личности зависит в первую очередь от силы мотивов, их актуализации, то есть превращение в основные импульсы психологической активности, которые детерминируют поведение. Направляющая функция складывается в выборе и осуществлении определенной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от стойкости мотивации, иерархии, множественности и силы мотивов. Регулирующая функция заключается в том, что поведение и деятельность в зависимости от свойств мотивации носят личный характер, или направлены на реализацию интересов коллектива, фирмы.
Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структура, иерархичность, устойчивость мотивов, их определенность и динамика. Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов сказывается также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов. Структура мотивации оценивается по наличию определенных её видов исходя из желаемого, а иногда и необходимости определенных видов мотивов. Иерархичность мотивации определяется на основании оценки "председательства" разных групп мотивов в соответствии с определенным порядком подчиненности, ранжированием. Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания («понимание», «присвоение», «принятие») потребности в мотиве по его интенсивности. Устойчивость мотивов сказывается в длительном сохранении действия мотивации (в большинстве составных мотивов). Кроме того, стойкие мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности. Например, хороший заработок как мотив трудовой деятельности не исчезает при ежемесячном получении высокой заработной платы; стремление заслужить поощрения не исчезает при получении дежурной благодарности; принятие руководством мыслей и предложений подчиненных не ослабляет стремления последних к новым творческим поискам, чаще даже способствует новым поискам. Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения — или усиливаются (ослабевают), что в определенной степени зависит от особенностей деятельности её организации. Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека значит, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.
Динамика мотивационной сферы сказывается в изменении силы, как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть позитивной или негативной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамика мотивационной сферы личности сказывается и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов. Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности. Исследования свидетельствуют, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы как: • развитие мотивов определенной деятельности (их множественность), которая обеспечивает позитивное отношение к ней; • достаточная сила мотивов; • стойкость мотивов; • определенная структура мотивов; • определенная иерархия мотивов. Мотивационная сфера характеризует личность лишь с одной стороны. Вместе с ней различают и другие сферы: эмоциональную, волевую, интеллектуальную. Воля, как способность руководить своим поведением, также пронизана мотивами, которые входят в волевые действия одной из её важных составляющих. Таким образом, сохраняя самостоятельность, мотивация тесно связана с другими сферами личности. Методы мотивации — это способы управленческого влияния на персонал для достижения целей организации. Эти методы основаны на действии законов и закономерностей управления; потребности допускают использование управленческим аппаратом фирмы разных приемов влияния на персонал для активизации его деятельности. Мотивационные методы классифицируют по объектам мотивации, используемым стимулах, видах потребностей, направленности и так далее. Руководителям стоит применять их в практической деятельности не как разрозненные и самостоятельные способы мотивации, а как целостную систему. Классификация методов мотивации представлена в Таблице 1.2.1. Таблица 1.2.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|