Аналитический отчет о работе за учебный год
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Департамент образования Новосибирской области Государственное образовательное учреждение Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической И медико-социальной помощи, - «Областной центр диагностики и консультирования»
Организация деятельности Службы Психолого-педагогического, медико-социального и правового Обеспечения образования Новосибирской области
Комплект документации, регламентирующей и обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого- педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса Новосибирск - 2008
Составители: Абакирова Т.П., кандидат психологических наук, Водолазская Л.К., педагог-психолог высшей квалификационной категории, Кулевцова Т.И., педагог-психолог высшей квалификационной категории, Плеханова Н.Н., педагог-психолог высшей квалификационной категории, Шихваргер Ю.В., педагог-психолог I квалификационной категории.
Научный консультант: Чепель Т.Л., директор ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования», кандидат психологических наук, профессор НГПУ
В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях образования Новосибирской области, вводятся формы документации, сопровождающие каждое направление деятельности педагога-психолога.
В сборник вошел комплект (пакет) рабочей документации педагога-психолога: специальная документация и организационно-методическая документация. Данный комплект документации включает в себя обязательные формы учета деятельности и отчетности и рекомендуемые формы рабочих материалов педагога-психолога.
Сборник предназначен для работников органов управления образованием, педагогов-психологов и специалистов психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса.
Содержание
I. Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса
Методические рекомендации по формам документации, регламентирующей и обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса, составлены по рабочим материалам Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», 6-7 июня 2002г., Москва; инструктивному письму Министерства образования РФ № 3 от 01.03.1999г. и приложений к нему.
Принципы В основу всей документации заложены следующие принципы. Документация педагога-психолога должна: § основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования и науки Российской Федерации; § охватывать все виды работ педагога-психолога в рамках организационно-содержательной модели и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности; § быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности; § отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки; § ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения; § обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; § быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
2. Виды документации, обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога – психолога образовательного учреждения
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности специалиста. Комплект (пакет) документации педагога-психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят Международные: · Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г., вступила в силу 02.09.1990г.) Федеральные: · Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г, вступила в силу 25.12.1993г.) · Закон РФ «Об образовании» от 01.2005г. · Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 «О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» · Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.) · Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»; · Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»; · Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2007г. № 06-1965 «О совершенствовании деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)»; · Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008г. № АФ-150/06. Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами а субъекте Российской Федерации; · Письмо Министерства общего и профессионального образования РФот 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»; · Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением; · Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»; · Письмо Министерства образования Российской Федерацииот 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; · Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»; · Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»; · Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва); · Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»; · Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2008 №03-1774 «О нормативных документах по вопросам аттестации кадров» Региональные: · Закон Новосибирской области «О защите прав ребенка в Новосибирской области» от 12.05.2003г. № 111 ОЗ; · Приказ департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 г. № 216 «Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области»; · Инструктивное письмо департамента образования Новосибирской области от 18.03.2008г. № 961-03-05/30 «О нагрузке, рабочем времени и направлениях деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях»; · Письмо департамента образования Новосибирской области от 02.10.2007 г. № 4142/01-02 «О ставках специалистов по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образования» · Письмо департамента образования Новосибирской области от 11.09.2008г. № 33 95-03-05/30 «О нормах профессиональной деятельности педагогов-психологов»; · Инструктивное письмо департамента образования Новосибирской области от 18.03.2008 № 962-03-05/30 «О необходимости формирования базы данных Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области»; · Распорядительно-нормативные документы (административные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.); · Методические рекомендации «Организация Службы психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования Новосибирской области», ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования», 24.11.2008г, приказ департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 г. № 216 · Рекомендуемые формы ведения документации, регламентирующей и обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения обучающихся в образовательном процессе.
Специальная документация Это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации педагога-психолога относятся: 1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния. 2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте. 3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка. 4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы. 5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком. 6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, психологические карты и протоколы,т.е. то, что представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, целым классом, педагогом, родителями и др.. Психологическая карта (ребенка, группы, класса, педагога - в зависимости от проблемы) заполняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация
11. Сводные таблицы по скринингу. 12. Материалы в виде итоговых заключений по видам проведенных работ.
II. Комплект документации, регламентирующей и обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса
Данный комплект документации включает в себя обязательные формы учета деятельности и отчетности и рекомендуемые формы рабочих материалов педагога-психолога.
Обязательные формы учета деятельности и отчетности педагога-психолога ОУ/ДОУ являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога: ü со стороны администрации образовательного учреждения; ü при прохождении аттестации на квалификационную категорию; ü при государственной аккредитации образовательного учреждения. Содержат: · количественные данные о работе, проведенной в течение года; · основные проблемы, по которым обращались к психологу или в соответствующее подразделение психологической, службы; · научно-методические средства, применявшиеся в работе; · качественную характеристику проведенной работы. Рекомендуемые формы представляют собой рабочие материалы педагога-психолога и включают в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, целым классом, педагогами, родителями и др.
Список документации 1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная ) 2. План работы на месяц (Форма № 2, обязательная), на рабочую неделю (Форма № 2 А) 3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Формы № 3 А – Б) 4. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А – Ж, обязательные): § Диагностика (Форма № 4 А); § Консультирование (Форма № 4 Б); § Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (Форма № 4 В); § Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Форма № 4 Г); § Просветительская работа (Форма № 4 Д); § Организационно-методическая работа (Форма № 4 Е); § Экспертная работа (Форма № 4 Ж). 5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5, обязательная). 6. Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 6, обязательная). 7. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Формы № 7 А – В, обязательные). 8. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 8, обязательная для классов КРО и ККО). 9. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 9, обязательная). 10. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 10, обязательная). 11. Требования к авторским программам (Форма № 11). 12. Протоколы (Формы 12 А – В) 13. Выписка из медицинской карты (Форма № 13). 14. Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 14). 15. Представление педагога-психолога для ПМПк (Форма № 15). 16. Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 А – Ж). 17. Ориентировочная форма договора с родителями о согласии на работу с детьми (Форма № 17). 18. Паспорт кабинета педагога-психолога (форма № 18, обязательная)
Форма № 1 (обязательная) Перспективное (годовое) планирование
Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Годовой план – это не только решение тактических задач достижения прогнозируемых результатов, но и отражение стратегической программы развития образовательного учреждения. Поэтому в построении и выборе содержания деятельности рекомендуем придерживаться следующей последовательности: анализ, диагностика, прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, контроль. · Планирование всего объема работы педагога-психолога определяется целями и задачами Службы практической психологии в системе образования РФ, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования. Таким образом, общая схема перспективного планирования представляет собой следующую «цепочку»: цели – содержание работы – виды работы – адекватные формы и средства реализации. · Основной формой перспективного планирования на настоящий момент можно считать планирование по направлениям деятельности. Здесь учитываются непосредственно основные направления деятельности педагога-психолога, отраженные в Положении службы психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области (приказ департамента образования Новосибирской области «Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области» № 216 от 12.03.2008г.). · Все эти единицы деятельности специалиста не могут существовать изолированно друг от друга, а должны быть «встроенными» в целенаправленную деятельность психолога, образовательного учреждения в целом в рамках организационно-содержательной модели деятельности педагога-психолога. · Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д. · К экспертной работе относится участие в консилиумах, экспертных группах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации; психолого-педагогическая экспертиза работ учащихся, образовательных программ. · Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление, как проектная деятельность, в частности - проектирование образовательных программ (основанием для проектирования образовательных программ является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития). · К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности: o анализ и планирование деятельности; o курсы повышения квалификации; o анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; o участие в научно-практических конференциях, семинарах; o посещение совещаний и методических объединений; o оформление кабинета и др. · П сихопрофилактическое направление деятельности психолога образования (как одно из направлений деятельности) может быть раскрыто через приведенные единицы деятельности. И развивающая, и экспертная, и проектная работы, впрочем, как и диагностическая, и консультативная деятельность могут реализовываться как прогностически-профилактическая работа, по предупреждению или предотвращению негативных влияний и выходить на сопровождение образовательного процесса учреждения в целом с включением в сопровождение ребенка с проблемами в обучении и поведении в качестве профилактических мер. · Желательно в перспективном планировании отразить способы оценки и критерии эффективности собственной деятельности. · При планировании мероприятий необходимо учитывать количество общего рабочего времени педагога-психолога в год и неделю, нормы расхода времени на каждый вид деятельности, в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 27.03.2006г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»; · Годовой план работы педагога-психолога согласовываетс я с районным методистом-психологом и утверждается руководителем образовательного учреждения.
Принципы планирования
Перспективный план работы ____________________________________________педагога-психолога ___________________ ФИО учреждение на ________________учебный год
Цель деятельности________________________________________________________________ Задачи__________________________________________________________________________
Форма № 2 (обязательная) План работы на месяц
Дифференцированный план работы представляет собой конкретизированный по видам деятельности объем работы практического психолога в условиях образовательного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц. К разряду текущего планирования можно отнести непосредственное планирование рабочей недели (месяца) в виде конкретного расписания. В нем (с учетом перспективного планирования, планов и запросов администрации, педагогов и смежных специалистов отражается все конкретное содержание деятельности педагога-психолога, включенное в конкретную деятельность по дням недели и по часам.
Дифференцированный план работы ______________________________педагога-психолога _____________________ ФИО учреждение на ___________________месяц________года
Форма № 2А План-график работы на рабочую неделю
План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю. Непосредственное расписание работы психолога имеет смысл составлять на рабочую неделю, с учетом неизменяемости общей структуры деятельности педагога - психолога в течении как минимум одного месяца. Это достаточно удобно и практично для организации деятельности психолога образования, в значительной степени уменьшает объем заполнения документации в целом. Выполнение направлений и видов работ удобно предусмотреть, «аккумулируя» их в отдельные дни недели. Например, определенный день (дни) отводятся диагностической работе (как правило, в начале и середине недели), другие – проведению развивающей или коррекционной работе; определенный день посвящается проведению психолого-медико-педагогических консилиумов или комиссий. Традиционно один день в неделю (как правило, четверг) во многих образовательных учреждениях посвящен организационно-методической работе. Приоритетное значение при этом приобретают особенности детей и подростков, обучающихся в данном образовательном учреждении. Более того, сам характер работ, их временные объемы и содержание являются производными от типа образовательного учреждения и категорий обучающихся (воспитывающихся) в нем детей.
План-график работы на рабочую неделю
с «______» по «______»______________200 г.
Форма № 3 А-Б Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели)
· Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы педагога-психолога с указанием видов деятельности на 36 часов согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (п.8.1): «VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников образовательных учреждений 8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами». · При осуществлении различных видов работ рекомендуем пользоваться ориентировочными нормами временных затрат педагога-психолога по основным видам деятельности (Инструктивное письмо департамента образования Новосибирской области от 18.03.2008г. № 961-03-05/30 «О нагрузке, рабочем времени и направлениях деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях»)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|