Американский тип рынка
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ Тема 1: Характеристика мировых рынков Лекция 02.09.2011 Мировой рынок (МР): сущность и основные этап развития. МР – это совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом товарно-экономическими отношениями. МР охватывает все основные направления МРТ (международную специализацию и кооперацию). Степень развития МР характеризует уровень интернационализации общественного производства. Сегодня она носит всеохватывающий характер, занимая практически все сферы. Основные акторы – крупный бизнес, ТНК. Категории интернационализации - глобализация (вширь) и интеграция (вглубь, ЗСТ (все внутри одинаково)– ТС (единое таможенное пространство, т.е., все внутри одинаково + одинаковая таможенная политика на границах) – общий рынок – ЭС – ЭВС):
1 – глобализация; 2 – интеграция. · В ЕС начали с конкретных товарных рынков (ЕОУС, ЕврАтом, с/х и тд). В интеграции должны участвовать (д.б. учтены их интересы): - государство - бизнес - общество Иначе – торможение. · СНГ: бизнес продавливает политику. Точка зрения ЕС: краткосрочный характер рынка газа, регулир. – биржевая торговля. Точка зрения РФ: характер долгосрочный. · Яркий пример глобализации – рынок бананов. В течение 20 лет из регионального стал глобальным. Роль ТНК! (в выращивании, транспортировке, хранении бананов – современные технологии). Итог: этот продукт стал доступен и дешев. Еще лет 30 назад это был сезонный продукт. · Еще пример: рынок компьютеров. Исторически, МР сформировался на базе капиталистического способа производства как мировой капиталистический рынок.
Этапы развития мирового рынка
I. Зарождение МР: XVI в., мануфактурная стадия развития капитализма. МР стал одним из решающих факторов процесса первоначального направления капитала. Зарождение МР неразрывно связано с торговой и колониальной экспансией европейской буржуазии: - английской; - французской; - голландской; - испанской. Преобладающий капитал – ТОРГОВЫЙ. 1-я компания – Ост-Индская. Ярко проявила себя при экспансии в Индонезию. XVII, XVIII вв. торговый капитал в России играл меньшую роль, у нас был купеческий торговый капитал. А торговые поставки в Россию контролировали британские и голландские компании. Ближе к России был голландский капитал (менее политизированный, чем британский). Т.к. у Британии политические интересы. До сих пор в ряде торговых держав называют Нидерланды. Например, для российских импортеров выгоднее осуществить покупку через Голландию, а не от производителей (больше гарантий) – следовательно, таким образом, рынок специй контролируется. Голландцы – коммерсанты «на генетическом уровне» (одни из самых лучших).
Факторы развития на первом этапе: 1. Торговая и колониальная экспансия. 2. Быстрое развитие мореплавания и средств сухопутного сообщения. Один из первых глобальных товаров – рабы. На I этапе МР создал серьезнейшие предпосылки для победы капитализма над феодализмом. (Особая роль – европейская торговая буржуазия. Плюс: втягивали огромные районы Востока в экономический мировой товарообмен, превращали их в аграрно-сырьевые придатки). *А.Матросов – ряд работ по тому, как голландский капитал работал в Индонезии (экономико-историческое исследование, основано на источниках). II. Этап перехода ведущих капиталистических стран к крупному промышленному производству. Осуществлялся в ходе промышленных революций XVIII – XIX вв. Характерные черты: - формирование МР на более высоком уровне;
- формирование и развитие крупной промышленности; - высокая степень зависимости национальной промышленности от ВТ (от колоний – у метрополии!). Начиная с 1825 г. МР стали потрясать экономические кризисы. III. Этап развития МР на стадии империализма Характерные черты: - высокие темпы роста объемов международной торговли. (Только за последнюю четверть XIX века объем международной торговли вырос почти в 2 раза); - высокая степень концентрации стран-экспортеров промышленной продукции (более 80% всего мирового экспорта промышленной продукции обеспечивало 4 страны: США, Великобритания, Франция, Германия). Т.е., те, в которых быстрее всего развивался монополистический капитализм. !!Уже в этот период времени резко возрастает роль экспорта капитала в качестве экономической экспансии ведущих стран. Экспорт капитала становится ведущим фактором развития. (В т.ч. – на территории России. Например, более 80% ж/д до 1900 были построены на деньги иностранцев). Постепенно экспорт К стал преобладать над экспортом товаров. И сегодня он играет значительно большую роль, чем Э товаров. Плюс экспорта капитала: возможность получения прибавочной стоимости многократно. А также: можно играть на факторных условиях. · В этот период времени происходит экономический раздел и территориальный передел мира. (пример: англо-бурская война, и даже I Мировая война = империалистическая). В конечном счете – крах империй.
IV этап. МР перестал быть всеобъемлющим [после I Мировой войны]; зарождение социалистического мира (особое развитие – после II Мировой войны). В конечном счете возник т.н. социалистический рынок с собственной: - институциональной (существование СЭВ, который аккумулировал функции этого рынка); - идеологической (военной) – создание ОВД, объединение вооруженных сил стран Варшавского договора; - функциональной окраской. Характерные черты социалистического рынка: - достаточно высокая степень экономической и политической консолидации. Экономическая: цены. СССР «субсидировал» соц.страны: закупка по мировым ценам, продажа – дешевле. Политическая: (не)отправление спортсменов стран соцлагеря на олимпиады и т.п.; - наличие собственных меновых пропорций, отличных от мировых (фактически, более сильный (=СССР) «финансировал» более слабого, чтобы удержать).
Объем МТ снизились в годы мировых войн и Великой американской депрессии. Но после каждого периода они снова росли. V этап. Связан с началом 90-х гг. Тотальный характер мирового рынка по причине распада системы социализма. Следовательно, мировой капиталистический рынок снова стал всеохватывающим. Социалистические республики: Вьетнам, Куба, [КНР] - НО: они активно привлекают иностранный капитал и эффективно! Там тоже начинаются рыночные отношения.
Национальные особенности мирового рынка. Как правило, специалисты выделяют следующие национальные типологии мирового рынка: 1) Американский (англо-американский) тип рынка; 2) Европейский; 3) Японский; 4) Латиноамериканский; 5) Африканский; 6) Китайский; 7) Исламский. АМЕРИКАНСКИЙ ТИП РЫНКА · Построен на рыночных механизмах саморегулирования экономики и принципах либерализма (индивидуализм – компания не создает собственные кадры (берет с рынка труда), человек меняет десяток рабочих мест, свобода предпринимательства) – «американская мечта»; · Низкая доля государственной собственности (в США гос. собственность – антагонизм настолько, что гос. функции нередко выполняют частные структуры); · Незначительное прямое вмешательство государства в экономику (с помощью законов, которые очень развиты, и развитой правоприменительной практики, государству удается регулировать и так); · Высокий уровень конкуренции («правило вытянутой руки», т.е., создание конкурентных условий на внутреннем американском рынке – все конкурируют). Высокий уровень конкуренции поддерживается за счет: - программ поддержки малого бизнеса; - существования ряда фондов; - сильного антимонопольного законодательства.
Достоинства американского типа рынка: 1. Большая гибкость экономического механизма, который быстро реагирует на изменение конъюнктуры (это показал, например, кризис 2008 – 2009 гг., американцы выскочили быстрее всех). 2. Высокая степень предпринимательской активности и ориентация на инновации (в широком плане). Более 50% мирового рынка НИОКР – США.
Лекция 09.09.2011 Выгодность вложения предпринимательского капитала, т.к. есть широкие возможности: - большие пространства; - конкуренция; - диверсифицированная структура бизнеса; - развитая деловая инфраструктура; - техническая инфраструктура.
3. Высокая роль государства в создании и поддержке малого бизнеса (особенно – малые инновационные фирмы). Американская модель венчурного инновационного бизнеса является самой развитой и конкурентоспособной. Причины: 1) … 2) Триада «капиталисты – ученые – государство»: капиталисты – и крупный бизнес (его поддержка), и малый бизнес. Десятки благотворительных фондов у крупных организаций – следовательно, есть базис для предпринимательского капитала; государство – благотворительные фонды, благотворительные организации, оказывающие поддержку малому бизнесу. Роль неформального общения! (отличие даже от Европ, где больше роль чиновников) * России была навязана европейская модель (в ключевых местах через ЕБРР созданы фонды, следовательно, чиновники искали средства, занимались отчетностью. Следовательно – бюрократизация. + в РФ не было высокотехнологичных сфер бизнеса/новых, куда вложили бы деньги. (характерные черты американского типа рынка – продолжение): 1) Сочетание массового производства и массового потребления (общество потребления); 2) Создание общества потребления (60-е: термин «потребительский суверенитет») 3) Возникновение и широкое развитие сервисной экономики (деловые условия!) – колоссальный эффект мультипликатора, т.е., оказание воздействия на смежные сферы) * РФ: эффект мультипликатора ≈ 1,5 (очень мало). 4) Создание и широчайшее использование «второй экономики» (зарубежная филиальная сеть американских корпораций) при формировании и расширении конкурентных преимуществ США в мире. Основной акцент американцы делают не на экспорт товаров, а на экспорт капитала (1:10). Товары больше производятся на американских заводах в странах пребывания.
Родственный с американским типом – АНГЛО-САКСОНСКИЙ (БРИТАНСКИЙ) ТИП РЫНКА: Это экономика предложения. Развитие её тесно связано с Марагарет Тэтчер. С точки зрения Британского типа рынка с именем Тэтчер связано: 1) Отмена прямого государственного контроля; 2) Стимулирование конкуренции на внутреннем рынке (в отличие от США, «междусобойчики» бывают); 3) Минимальное гос. регулирование; 4) Селективная поддержка государством тех сфер экономики, где рыночные механизмы оказались неэффективны (при Тэтчер это – угольная промышленность: закрытие нерентабельных шахт; судостроение).
Итак: важнейший фактор развития – приверженность либеральной традиции. Благоприятные черты для развития британской экономики: - сравнительно низкий уровень безработицы; - достаточно благопр. …. - достаточно благоприятный инвестиционный климат; - приоритет наукоемких отраслей (машиностроение, телекоммуникации); - финансовые услуги (всё ещё велика роль), Лондон – 1й – 2й в мире финансовый центр (банковское дело, страхование, рынок деривативов). Когда эффективна американская, британская модель? - высокий уровень развития производительных сил; - большая емкость внутреннего рынка (РФ: концентрация в крупных городах, а сельское население либо имеет очень маленький доход, либо ведет натуральное хозяйство); - высокий жизненный уровень населения (РФ: гетерогенный рынок. Москва – не тот средний класс, что в более мелки городах).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|