Последовательность изучения конъюнктуры мировых товарных рынков
1. Анализ товарного производства – включает рассмотрение показателей, характеризующих объемы товарного производства в целом в мире и по основным странам-производителям. Например, рынок алмазов – РФ, ЮАР, Австралия, Конго (Заир). Также здесь показывается степень загрузки производственных мощностей и дается информация о вводе в строй новых мощностей (т.к. они увеличивают предложение товара на рынке)СССР: считалось, что загрузка производственных мощностей была как можно выше (99%!). Запад: считается нормальны 70, 80, 85%. Причина: остальные 20% - из-за процесса непрерывного обновления основного капитала. После определения основных тенденции в движении объемов производства анализируется воздействие на исследуемый рынок основных конъюнктурообразующих факторов. Например – цена алмазов: 1) Рост объемов производства, тк растет спрос молодых людей (Tiffani), тк многие вкладывались раньше в информационные технологии. Бриллианты проще и менее дорогостоящие. 2) Ограничение регулирование рынка монополистом De Beers. 3) Для оценки роли циклического фактора привлекаются также данные о состоянии общехозяйственной конъюнктуры. Рынок золота не сокращается, а растет из-за рентабельности (цены растут). На многих рынках в кризис снижение объемов производства.
2. Анализ спроса и потребления товара – предполагает учет объемов и динамики мирового спроса и потребления товара в целом в мире и по основным странам-потребителям. Например, основные потребители на мир рынке алмазов – США (потребление), Великобритания, Израиль, Италия, Бельгия (гранильные центры). Задача анализа: вскрыть основные причины изменения емкости мирового рынка и отдельных региональных и национальных товарных рынков.
Многие виды товаров (вино, зерновые) используются в качестве топлива (доп.источники энергии, что связано с ростом численности населения. Официально – 7 млрд человек). Для анализа спроса и потребления товара рассматривают: 1) Динамику потребления в традиционных отраслях. 2) Рост объемов спроса со стороны новых отраслей (с точки зрения анализируемого рынка). Например, рынок продовольственных товаров: традиционная отрасль – пища; новая отрасль – дополнительный источник энергии. Лесной рынок: традиционно – мебель, деревообработка, домостроение, ЦБП. Новое: биотопливо (вместо дров); используются виды древесины, которые ранее не применялись; нанотехнологии (используется хвоя: например, ангарская сосна – в профилактике онкологиеских заболеваний). После этого анализируются показатели, характеризующие влияние на объем спроса и потребления отдельных конъюнктурообразующих факторов, например: рост госзакупок для строительств домов=расширение спроса на строй материалы. Также здесь большое значение имеет изучение спроса и изучение динамики товаров у производителей, потребителей и в товаропроводящей сети (сети дистрибуции).
3. Анализ международной торговли товаром: 1) Изучение динамики мирового экспорта и импорта товара в целом в мире, в т.ч. – с точки зрения хозяйствующих субъектов, т.е. – импортеров и экспортеров (крупных фирм). 2) Изучение динамики мирового экспорта и импорта по отдельным странам (с учетом экспортеров и импортеров). Например, Швеция/лес: StoraEnso, Sodra и д.США/тракторы: Caterpillar, John Deere и др. Можно разделить по видам тракторов и тп. 3) Изучение изменения удельного веса ведущих стран-экспортеров и импортеров в международной торговле (доля Финляндии в мировом экспорте и мировом импорте такого-то товара). 4) Изучение изменения удельного веса ведущих фирм-экспортеров и импортеров в мире. Например, резко снизилась доля De Beers на мировом рынке технических алмазов, почти исчезла – на МР искусственных алмазов, сократилась доля на рынке околоювелирных алмазов, в целом – снижение экспорта De Beers.
5) Исследование роли торгового капитала («Это рынок не производителя и потребителя, это рынок торговца»). Например, алмазы – биржи: Тель-Авив, Антверпен, Лондон. Очень консолидированный торговый капитал, причем – еще и в этническом плане (еврейский капитал). К/п, должности на ведущих мировых товарных биржах передаются по наследству. При выявлении основных конъюнктурообразующих факторов в развитии МТ особое внимание уделяется политике государств, надгосударственных институтов и объединений в сфере международной торговли включая реэкспорт и реИ) – изучать: таможенное и тарифное регулирование; валютная политика гос-в и интеграционных объединений; особенности кредитования и субсидирования экспорта. Также необходимо учитывать влияние на МТ таких факторов, как: · экспорт К (и его разновидности!) – тк он может быть заменой торговли-растет экспорт К – снижается объем торговли / трамплином роста МТ; · валютно-финансовые отношения: - Если курс нац валюты завешен – снижается экспорт (и наоборот) - Инфляция (Э, И) - Форексный рынок, валютные курсы - Валютно-финансовые кризисы · Деятельность крупного капитала в лице фирм, банков, ФПГ · Изменение форм и методов МТ
4. Анализ цен – позволяет: 1) Выявить тенденции в движении цен (например, увеличение цен прод товаров – причина: их используют еще как альтернативные источники энергии); 2) Определить основные факторы, получившие причиной изменения цен: · Рост или снижение издержек производства (рост издержек сейчас: в добыче алмазов, нефти, золота – во многих сырьевых отраслях. Тк самые выгодные месторождения уже освоены) 3) Соотношение спроса и предложения (ОЭТ: если спрос растет быстрее предложения, цена растет, и наоборот). Сегодня по золоту: спрос растет, предложение не поспевает – резкое повышение цен. 4) Олигополистическое воздействие на цены со стороны, прежде всего, крупных компаний. Рынок автомобилей – GM и Toyota. Рынок автомобилей – исторически: IBM, сейчас также - Apple и Lenovo. Рынок мобильников: Nokia. Рынок медицинской техники: Siemens, General Electric. Нефть – Газпром.
5) Влияние государственной политики на цены и таможенно-тарифное регулирование. По ряду ТТ есть международные товарные соглашения, чтобы избежать чрезмерного роста/падения цен. Это система буферных запасов. 6) Воздействие наднациональных организаций. Прежде всего – ЕС.
Работа 4. Аквизиционная политика компании на мировом товарном рынке на основе материлов первичной отчетности. 1. История компании…Резидентура, стоимость отдельных сделок и суммарная. 2. Назвать все сделки M&A, произошедшие за последние 10 лет. Дать характеристику основных сделок M&A, общий количественный и стоимостной объем, дата, сумма, источники синергетического эффекта (за счет оптимизации производственных аспектов – столько-то, за счет оптимизации информационной системы – столько-то), условия и особенности сделки. 3. Определить отношение топ-менеджмента в лице первых лиц к сделкам M&A с участием данной компании, а также – в сфере бизнеса, который представляет интерес для этой компании. Привести комментарий топ-менеджмента в отношении сделок M&A за последние 5 лет. 4. Назвать национальные и международные сделки с участием данной компании. Проанализировать около 3 лет. Дать краткую хар-ку названия компании, резидентуры, акцент – на технологии сделки. 5. Определить тип M&A по конкретным сделкам: вертикальные (нефтедобыча+невфтепереработка) – есть интеграция вперед (начальная стадия технологической цепочки покупает те, к-е на более поздних), назад, горизонтальные (м/у прямыми конкурентами), конгломератные (между фирмами, не имеющими ни технологических, ни каких-либо других связей между собой). 6. Цели конкретных сделок за последние 3 года(самые крупные – за 5 лет, все – за 3 года). 7. Определить тактические подходы при проведении сделок M&A (см. литературу: Воронин М.С. Международные аквизиции и корпоративные финансовые стратегии). НО в чистом виде подход определить невозможно, тк сейчас их конвергенция. Определить, какой из них является преобладающим.
8. Способы платежа по конкретным сделкам: наличными, акциями или другими цб, смешанным способом. Механизм приобретения долговых обязательств целевой компании – размеры, условия и т.д. 9. Источники финансирования сделок M&A – собственные, заемные – и охарактеризовать. Здесь возможен критический анализ использования заемных источников. 10. Определить тип аквизитора. 11. Дать прогнозные оценки сделок M&A с участием данной компании: позиция экспертов данной компании и позиция экспертов со стороны. 12. Характер изменения организационной структуры в результате сделок M&A и анализ способов интеграции. 13. Государственное и надгосударственное регулирование сделок M&A (алгоритм прохождения ведущих…) – акцент на хронологии: как проходила сделка, как получали разрешения у различных регуляторов. 14. Котировки ценных бумаг с участием компании: сравнивать до и после объявления о сделке. Теория: компания, к-я является инициатором и инвестирует – ухудшаются котировки из-за рисков, что не удастся «переварить» купленную компанию, снизится эффективность, у покупаемой компании котировки растут, что говорит о том, что, видимо, раньше рынок ее недооценил. 15. Подробный анализ двух последних ключевых сделок: - источники синергии - хронология сделки - сравнение показателей до и после: отдача на инвестиции, отношение чистой прибыли компании к …акции, отношение капитализации к объему продаж, чистая прибыль/активы, отдача на СК и т.д. 16. Соотношение между инвестициями и доинвестициями (мы продаем, продажи бизнеса) данной компании. Количественные параметры (продажи и тп), качественные параметры. 16. Выводы (в чем промахи политики компании в области M&A? В чем особенности в период кризиса?). 17. Литература.
Комментарий: См.Международные аквизиции и корпоративные финансовые стратегии. Воронин М.С. Изд-во СПбГУЭФ, 2004 Цели слияний и поглощений: 1) Стратегические – путем сделки M&A можно ликвидировать стратегическое «горлышко». Так, у De Beers долгое время не было бриллиантов (не занимались ювелирным бизнесом). Как только они отошли от монополизации рынка (2001), стали активно покупать ювелирный бизнес (например, Tiffani). Т.к. у них это было слабое звено. 2) Оппортунистические – не создание новой стоимости, а присвоение созданной другими, но недооценённой по тем или иным причинам. РФ, 90-е – за копейки покупались перспективные активы.
3) Смешанные цели: покупаем диверсифицированный актив Мотивы и причины: Эффект монополии Взаимодействие активов Потенциалы Конкурентные преимущества Синергия, взаимодополнение Объединение и оптимизация управленческих ресуров и орг возм-тей
Типология инвесторов в сделках M&A (одна из классификаций, Ernst & Young): 1) Наблюдатели – очень редко сами совершают сделки M&A, но все отслеживают. Отлеживают все, что лежит рядом с их бизнесом (например, нефтяной – отслеживает также и страхование, транспорт, консалтинг – все, что связано). По выводам – меняют стратегию, перепозиционируют себя. 2) Рыбаки – ловят те активы, к-е оказались в сложном фин положении по субъективным или объективным причинам. Такими обычно называют инвест банки, инвест компании, фонды и т.п. Купил – что-то изменил – через пару лет перепродал в более конкурентоспособном состоянии. Иногда прокалываются. 3) Расширители. Есть расширение геогр (в своей сфере бизнеса они покупают актив, но другом регионе)… 4) Стратегические – покупают активы в той же сфере бизнеса. самые эффективные инвестиции 5) Долговые финансисты: покупают в кредит. Собственные средства 15-20%, остальное – заемные. Это называется leverage buy-out.
Лекция 07.12.2011 Дружественные и враждебные M&A Дружественные: и менеджмент, и владельцы согласны с этой суммой. Дружественные - M&A, враждебные – только поглощения. Враждебные: часть менеджеров или владельцев отказывается принять условия этой сделки. Отношение в мире – разное к враждебным поглощениям (в Японии, например, резко отрицательное. А в других странах – как к «санитарам бизнеса»). Очень большой удельный вес (больше половины) активов в 90-х приобреталось на нелегальной основе. Рейдерство, убийства, пропажи людей.
Методы защиты от враждебных поглощений: 1. Поддержание хороших отношений с общественностью, СМИ, законодательными и исполнительными органами власти, компетентными органами (если они идут на контакт), криминалом (Россия, 90-е и 2000-е) и инвесторами. 2. Постоянный мониторинг реестра акционеров, особенно – номинальных держателей. 3. Поддержание хороших отношений в деловых и политических кругах, а также – с поставщиками и клиентами. 4. Для организации защиты от враждебных поглощений: - принцип квалифицированного большинства (не половина, а ¾ голосов составляют большинство) 5. Принцип честной цены. Например, буду покупать ценные бумаги в 4 раза выше рыночной цены – 10%. Следующие 10% - в 2 раза выше рыночной цены. Следующие – по рыночной цене. 6. Выявление потенциальных «белых рыцарей», которые могут прийти на помощь. Он должен быть адекватный и надежный. 7. Использование сделок с management buy-in, с management buy-out (менеджмент по демократичной цене приобретает акции). 8. Принцип отпугивания «акул» - путем внесения поправок в устав. 9. «Забросать грязью» - через СМИ выставить в негативном плане враждебного поглотителя (особенно, если за поглотителем стоит западная компания). 10. Защита Пакмэна – контрпредложение о враждебном поглощении. 11. «Ядовитые пилюли» - разводнение акционерного капитала в виде привилегированных акций, которые можно конвертировать в акции поглотителя. 12. Различного рода судебные иски.
Набор услуг в России: 1. Использование возможностей прокуратуры (Закрытие дела – 15 – 350 тыс. долл., заведение дела по заказу – 50 тыс. долл., выемка реестра акционеров (впишут другого) – 20 тыс.долл.) 2. Арбитражный суд (выиграть «мертвый процесс» - до 100 тыс. долл., наложение ареста на имущество 15 тыс. долл.) 3. Судебные приставы (ускорение законного процесса – 7% от стоимости иска). 4. Государственная Дума (депутатский запрос – до 5 тыс. долл. 5. Аппарат Правительства (организация нужного постановления Правительства – от 100 тыс. долл. или 2% стоимости) 6. МВД (незаконное преследование – от 500 долл., арест с подбрасыванием наркотических средств – до 30 тыс. долл., силовой захват офиса – от 20 тыс. долл.) 7. Налоговые органы (организация проверки с обыском – до 50 тыс. долл.). 8. СМИ (информационная война – до 1 млн. долл., сюжет по центральному телевидению (2 мин) – до 30 тыс. долл., статья в центральной прессе – до 5 тыс. долл.)
Несколько категорий M&A: 1. Merger – слияние. 2. Takeover – враждебное поглощение, пакет акций. 3. Acquisition – приобретение: может быть любой пакет акций, хоть 5%. Сейчас – конвергенция понятий. M&A – в широко смысле слияния и поглощения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|