Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели конъюнктуры (К.) МТР.




Большинство специалистов все многообразие показателей разделяют на макро- и микропоказатели.

Макропоказатели характеризуют общехозяйственную К. (основные сферы процесса воспроизводства в целом):

· Совокупный ВВП мира

· ВВП и ВНП стран мира

· ВНД, показатели производства, в частности:

- промышленного,

- строительства

- транспорта

- с/х производства

· Показатали товарооборота

· Показатели денежного обращения

 

Микропоказатели характеризуют конъюнктуру отдельных мировых рынков, отражают процессы производства в конкретных отраслях, подотраслях и видах производства:

· Показатели производства

· Строительства мощностей

· Показатели отгрузки продукции

· Реализации и потребления продукции

· Обращения капиталов

· Динамики цен

Общей особенностью показателей конъюнктуры является их изменчивость по мере перехода рыночной экономики из одной фазы эк цикла в другую.

 

С помощью изменения показателей конъюнктуры специалист может объяснить:

1) Произошедшие сдвиги конъюнктуры МТР

2) Состояние К. в данный момент времени

3) Вероятное развитие К. в будущем

 

Остановимся на некоторых показателях К.

1. ВНП. Динамика ВНП, к/п, соответствует динамике экономического цикла. ВНП как показатель публикуется как в неизменных, так и в текущих ценах. Это позволяет получать динамическую картину экономического состояния страны за год/любой период времени. Т.е., пок-ль ВНП можно корректировать, делать его мене чувствительным к циклич колебаниям, например, за счет госзакупок.

2. Показатели производства.

А) промышленного производства. Основой всех изменений, происходящих в К. страны, является изен-е пром производства. Чем выше удельный вес промышленности в эк-ке страны, тем важнее изменения этих показателей.Показатели:

· Индекс промышленного производства (степень изменчивости, %)

· Данные о выпуске продукции в абсолютном измерении

· Стоимостные показатели

· Объем производственных мощностей и степень их загрузки по отдельным отраслям промышленности (сейчас оптимальная степень загрузки – около 80%, т.к. постоянно идет процесс обновления)

По труду:

· Производительность труда

· Занятость

· Размеры безработицы

· Продолжительность рабочей недели

· Ставки фонда зарплаты

· Прогулы, простои в связи с забастовками и тд. Помогает определять и степень организованности раб силы, и дисциплинированности

 

· Данные о заказах. Выделяется 2 показателя:
– портфель новых заказов – объем новых заказов, имеющихся у отдельной фирмы или все отрасли на определенную дату. Позволяет судить о вероятной загрузке предприятия. Портфель новых заказов всех предприятий отрасли позволяет говорить о перспективах загрузки отдельной отрасли, особенно – в отраслях с длинным производственно-экономическим циклом.

– поступление новых заказов – это объем заказов, полученных определенной фирмой или отраслью за определенный период (год, квартал, месяц). Чутко реагирует на изменение спроса и играет важную роль для оценки развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры. Расширение портфеля заказов говорит об улучшении К. и росте спроса, сокращение – о том, что снижается спрос, сужается производство, ухудшается конъюнктура. Т.о., можем говорить о направлении развития К., об оживлении или ухудшении её.

Зная конъюнктуру, эффективнее проводим переговоры (выбор поставки, формы расчетов, баланс-аккредитив), влияние на цены при закупке.

 

· Капитальные вложения (в новое) и инвестиции (в осн К, в об К, в реконструкцию и тп

Б) Показатели сельскохозяйственного производства:

· Индекс производства с/х продукции

· Объем производства с/х продукции в абсолютных цифрах

· Размеры посевных площадей (во многих странах урожайность значительно выше. В США – в 2 р выше, чем у нас: использование удобрений, современных (в т.ч. – био-) технологий / поголовье скота.

· Размеры пастбищ (выигрывают страны, где пастбищное животноводство, например – Монголия. Но, к сожалению, ветеринарная служба в Монголии разрушена).

· Средняя урожайность с/х культур и продуктивность скота.

*Животноводство – 3 модели будущего развития:

1) Улучшать и животноводство, и растениеводство

2) Акцент на импорте мяса, специализируемся при это на внутреннем производстве зерна и его экспорте

· Число с/х предприятий (ферм, кооперативов и тд.)

· Число наемных рабочих

· Цены на с/х продукцию (они у нас сейчас низкие, что также снижает эффективность с/х производства, основной доход сейчас получает не производитель, а дистрибьюторы в лице крупных торговых фирм)

· Цены на приобретаемую с/х технику и удобрения

· Доходы сельхоз производителей (степень рентабельности сейчас значительно ниже, чем в промышленности – за редким исключением).

· Степень и характер использования с/х техники, удобрений, пестицидов и т.д.

С точки зрения процессов производств с/х имеет ряд черт, отличающих его от промышленности:

1. Существование в с/х рентных отношений (в промышленности – отсутствуют, кроме недродобычи)

2. Существование в с/х различных форм собственности на землю:

- государственная

- частная (национальные собственники=фермеры и иностранные собственники, к-е, к/п, покупают через подставные фирмы)

- коллективная

3.Более низкая (более низкий уровень производительности труда, низкая капиталоемкость, низкий органический состав К в с/х по сравнению с промышленностью и т.д.)

4. Роль фактора сезонности (погодный фактор)

5. Необходимость создания запасов с/х продукции из-за влияния фактора сезонности.

· Различный характер кризиса в с/х и в промышленности:

1. В с/х кризисы не носят циклического характера

2. К/п, при преодолении аграрного кризиса требуется несколько больший период времени, чем в промышленности.

Показатели кризиса в с/х:

1) Рост запасов с/х продукции, не находящей сбыта;

2) Падение доходов с/х производителей;

3) Рост задолженности с/х производителей.

На К. с/х товаров оказывают влияние:

1. Общехозяйственная К.

2. К. рынков, ориентированных на использование с/х сырья (пищевая, кожевенная промышленность)

3. К. рынков с/х машин, оборудования и рынков удобрений, к-е поставляются сельскохозяйственным предприятиям.

К. рынков с/х товаров оказывает воздействие и на общехозяйственную К., и на К. рынков промышленных товаров. Имеет место и влияние обратной связи.

Кризис в промышленности оказывает значительно большее негативное воздействие на кризис в с/х, чем кризис в с/х оказывает воздействие на промышленность.

 

В) Показатели строительства

Строительство – четкий показатель К. Циклические колебания испыт 2 сектора:

- промышленное строительство

- жилищное строительство.

В большей степени общехоз К. влияет на К. промышленного строительства. Это объясняется более тесной связью пром строительства с К. пром товаров и с основным капиталом.

Своеобразие циклического движения строительства: на фазе подъема темпы развития стр-ва замедляются по сравнению с темпами на фазе оживления. На фазе подъема наступает такой момент, когда основная масса строительства пэром предприятий завершается, и построенные предприятия начинают выпускать продукцию. то поворотный момент в соотношении спроса и предожения.

Особенность жилищного строительства: высокая степень зависимости жил стр-ва от финансовой политики страны (речь о кредитной политике: ипотечное, потребительское кредитование) и гос регулирования рынка ЖКХ (рынок продаж земли под строительство ЖКХ-объектов).

Малоэтажное строительство из дерева частично может решить проблему.

 

Г) Показатели транспорта (характеризующие объем транспортных перевозок)

Транспорт обеспечивает поставки сырья, полуфабрикатов, ГП и людей.

Считается, что в период кризиса объем транспортных грузовых перевозок снижается.

НО наряду с циклическими факторами на объем тансп гру перевозок влияют и нециклические факторы:

- изменение цен на топливо

- сезонность

- изменение фрахтовой ставки

- конкуренция между различными видами транспорта.

(самый дешевый – морской, достаточно экономен также ж/д транспорт).

 

Пассажирские перевозки, к/п, значительно слабее реагируют на изменение К., однако в период кризиса объемы пассажирских трансп перевозок могут возрастать, тк возрастает мобильность трудовых ресурсов, миграция раб силы в поиске работы. Есть страны, где рабсила более мобильная (США, Германия, Франция, Италия). РФ – значительно ниже мобильность РС. И вообще в развивающихся странах она ниже.

 

Д) Показатели товарооборота

1. Показатели внутреннего товарооборота. Именно в этой сфере сталкиваются предложение товара с платежеспособным спросом предприятий и населения. Часто здесь мы видим несоответствие между спросом и предложением.
Показатели:

1) потребительские расходы, или платежеспособный спрос

2) оборот оптовой торговли

3) оборот розничной торговли

4) потребительское кредитование – степень развития, объемы

5) суммы продаж крупных сетей супермаркетов (Лента, Эльдорадо, Кей)

 

Все показатели – стоимостные.

 

Факторы, от которых зависит характер потребительских расходов:

1) Объективные и субъективные личные потребности

2) Личностные показатели, кот определяются социальным и экономическим положением лица (личный доход и тд)

 

2. Показатели внешнего товарооборота. В большей степени зависимы от общехоз К. и К. мировых рынков.

Особенности:

1) Взаимосвязь между внутренними и внешними рынками

2) Важность поддержания связей между внутренней общехоз К. и К. товарных рынков разных стран.

 

1) Физический и стоимостной объем международной торговли и внешнеторгов оборота стран.

2) …

3) …

4) …

5) …

6) Распределение квот – внешнеторговых, Э, И и тд

7) Доля Э, И в мировом производстве

8) Доля Э, И в мировом потреблении

9) ВТО и сальдо

10) Цены МТ

11) Условия внешней торговли (ВТ)

12) …

13) Политика ВТ

14) Международные торговые товарные соглашения и тд

Циклический ход развития производства отражается в показателях оборота международной внешней торговли. Но есть и определенные отличия:

- кризисное сокращение ранее всего обнаруживается в импорте развитых стран, позднее – в их экспорте. Причина: не все фазы одновременно вступают в фазу кризиса. Ранее всех – развитые страны «вползают» в кризис (вползают – потому что развиты антикризисные механизм, планирование, прогнозирование, гос политика, есть возможность приспособиться, а также – переложить издержки на другие, более слабые, страны). А в развивающихся странах он наступает позднее и резко. Э


Также: динамика И непосредственно определяется развитием …. Внутри страны, а динамика

- кризисное сокращение импорта больше, чем экспорта (причина: развитые страны больше импортируют сырье). Из условий ВТ: цены на сырье более волатильны, больше снижаются в кризисных условиях.

 

Работа №6: Конкурентные преимущества компании на МТОР на основании теории М.Портера:

1. 5 сил конкуренции

2. Источники формирования ценности

3. Типовые стратегии (в какой квадрант относятся компания и ее конкуренты основные)

4. Детерминанты конкурентных преимуществ.

5. Источники инноваций.

6. Особенности конкуренции компании на российском рынке/рынке СНГ/Восточной Европы.

7. Выводы.

8. Литература.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Экзамен 10.01 в 10.00.

Кто-то получит тесты: «Правильно ли определена последовательность изучения конъюнктуры МТР?» Да/Нет

По отдельным рынкам: рынок алмазов – ценнообразующий принцип: 4D, 4C, 4F. Основной организующий элемент мирового рынка алмазов -? Дайте определение околоювелирных алмазов. Международная торговля цветными металлами осуществляется через…

Экзамен устный.

Компания! Какие аналоги! В чем отличительная модель! Ключевые сделки. Можно подсматривать в свою работу. Компания – это ключевое (а не билеты).

Вопросы на данный момент: по политике компании, по оргструктурам (особенно – по Маджару). Североевропейская – нишевая модель.

Учебник: главы 2 (теория) и 3 (те ее части, где есть про товарные рынки) – МТР. Внимательно изучить таблички и инфо по качественному анализу (из учебника) – например, типология стран в области машиностроения.

 

Группы цен:

1. мировые цены (складываются в крупных центрах И,Э). Исключения: если не в СКВ, свобода торгово-политического режима.

2. Региональные цены (исторически – в рамках взаимоотношений между метрополиями и колониями). До первой трети XX века доминировала торговля между метрополией и ее колониями. Сегодня – это в рамках интеграционных объединений: СНГ, ЕС, НАФТА. Большой удельный вес приграничной торговли, расчеты не в СКО.

3. Цены малых систем интернационального обмена. Например, страны Балтии. Страны Вышеградской группы: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия – находились под контролем Австрии. Это сближает. БеЛюкс – Бельгия+Люксембург.

4. Цены межправительственных соглашений: +политический аспект. Всегда надо определять на основе совокупности – нескольких приглашений.

Россия – Украина. РосУкрЭнерго. Околоправительственные соглашения.

5. Цены разовых случайных сделок: влияет компетентность партнеров, налогообложение. Трансфертное ценообразование – США!

Виды трансфертных цен: расчетные (есть департамент в штаб-квартире, который определяет цены для каждой комплектующей, причем, как на межзаводском уровне, так и на внешнем). В числе критериев: рентабельность бизнеса, интересы всей корпорации в целом, противоречия между дочерней и материнской компаниями. Оценивать не с точки зрения дочки; рыночные (определяются в конкурентной среде, в т.ч. – внутрифирменной – у какого подразделения покупать? На основании спроса и предложения. Плюсы: менеджмент дочернего подразделения поставлен в сугубо рыночные условия. Но в то же время иногда забывают об интересах главного.)

6. Цены черного рынка: не только экономические, но и военно-политические факторы.

 

Ценовые скидки

См. Чеботарева.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...