Показатели конъюнктуры (К.) МТР.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Большинство специалистов все многообразие показателей разделяют на макро- и микропоказатели. Макропоказатели характеризуют общехозяйственную К. (основные сферы процесса воспроизводства в целом): · Совокупный ВВП мира · ВВП и ВНП стран мира · ВНД, показатели производства, в частности: - промышленного, - строительства - транспорта - с/х производства · Показатали товарооборота · Показатели денежного обращения
Микропоказатели характеризуют конъюнктуру отдельных мировых рынков, отражают процессы производства в конкретных отраслях, подотраслях и видах производства: · Показатели производства · Строительства мощностей · Показатели отгрузки продукции · Реализации и потребления продукции · Обращения капиталов · Динамики цен Общей особенностью показателей конъюнктуры является их изменчивость по мере перехода рыночной экономики из одной фазы эк цикла в другую.
С помощью изменения показателей конъюнктуры специалист может объяснить: 1) Произошедшие сдвиги конъюнктуры МТР 2) Состояние К. в данный момент времени 3) Вероятное развитие К. в будущем
Остановимся на некоторых показателях К. 1. ВНП. Динамика ВНП, к/п, соответствует динамике экономического цикла. ВНП как показатель публикуется как в неизменных, так и в текущих ценах. Это позволяет получать динамическую картину экономического состояния страны за год/любой период времени. Т.е., пок-ль ВНП можно корректировать, делать его мене чувствительным к циклич колебаниям, например, за счет госзакупок. 2. Показатели производства. А) промышленного производства. Основой всех изменений, происходящих в К. страны, является изен-е пром производства. Чем выше удельный вес промышленности в эк-ке страны, тем важнее изменения этих показателей.Показатели:
· Индекс промышленного производства (степень изменчивости, %) · Данные о выпуске продукции в абсолютном измерении · Стоимостные показатели · Объем производственных мощностей и степень их загрузки по отдельным отраслям промышленности (сейчас оптимальная степень загрузки – около 80%, т.к. постоянно идет процесс обновления) По труду: · Производительность труда · Занятость · Размеры безработицы · Продолжительность рабочей недели · Ставки фонда зарплаты · Прогулы, простои в связи с забастовками и тд. Помогает определять и степень организованности раб силы, и дисциплинированности
· Данные о заказах. Выделяется 2 показателя: – поступление новых заказов – это объем заказов, полученных определенной фирмой или отраслью за определенный период (год, квартал, месяц). Чутко реагирует на изменение спроса и играет важную роль для оценки развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры. Расширение портфеля заказов говорит об улучшении К. и росте спроса, сокращение – о том, что снижается спрос, сужается производство, ухудшается конъюнктура. Т.о., можем говорить о направлении развития К., об оживлении или ухудшении её. Зная конъюнктуру, эффективнее проводим переговоры (выбор поставки, формы расчетов, баланс-аккредитив), влияние на цены при закупке.
· Капитальные вложения (в новое) и инвестиции (в осн К, в об К, в реконструкцию и тп Б) Показатели сельскохозяйственного производства:
· Индекс производства с/х продукции · Объем производства с/х продукции в абсолютных цифрах · Размеры посевных площадей (во многих странах урожайность значительно выше. В США – в 2 р выше, чем у нас: использование удобрений, современных (в т.ч. – био-) технологий / поголовье скота. · Размеры пастбищ (выигрывают страны, где пастбищное животноводство, например – Монголия. Но, к сожалению, ветеринарная служба в Монголии разрушена). · Средняя урожайность с/х культур и продуктивность скота. *Животноводство – 3 модели будущего развития: 1) Улучшать и животноводство, и растениеводство 2) Акцент на импорте мяса, специализируемся при это на внутреннем производстве зерна и его экспорте · Число с/х предприятий (ферм, кооперативов и тд.) · Число наемных рабочих · Цены на с/х продукцию (они у нас сейчас низкие, что также снижает эффективность с/х производства, основной доход сейчас получает не производитель, а дистрибьюторы в лице крупных торговых фирм) · Цены на приобретаемую с/х технику и удобрения · Доходы сельхоз производителей (степень рентабельности сейчас значительно ниже, чем в промышленности – за редким исключением). · Степень и характер использования с/х техники, удобрений, пестицидов и т.д. С точки зрения процессов производств с/х имеет ряд черт, отличающих его от промышленности: 1. Существование в с/х рентных отношений (в промышленности – отсутствуют, кроме недродобычи) 2. Существование в с/х различных форм собственности на землю: - государственная - частная (национальные собственники=фермеры и иностранные собственники, к-е, к/п, покупают через подставные фирмы) - коллективная 3.Более низкая (более низкий уровень производительности труда, низкая капиталоемкость, низкий органический состав К в с/х по сравнению с промышленностью и т.д.) 4. Роль фактора сезонности (погодный фактор) 5. Необходимость создания запасов с/х продукции из-за влияния фактора сезонности. · Различный характер кризиса в с/х и в промышленности: 1. В с/х кризисы не носят циклического характера 2. К/п, при преодолении аграрного кризиса требуется несколько больший период времени, чем в промышленности. Показатели кризиса в с/х: 1) Рост запасов с/х продукции, не находящей сбыта;
2) Падение доходов с/х производителей; 3) Рост задолженности с/х производителей. На К. с/х товаров оказывают влияние: 1. Общехозяйственная К. 2. К. рынков, ориентированных на использование с/х сырья (пищевая, кожевенная промышленность) 3. К. рынков с/х машин, оборудования и рынков удобрений, к-е поставляются сельскохозяйственным предприятиям. К. рынков с/х товаров оказывает воздействие и на общехозяйственную К., и на К. рынков промышленных товаров. Имеет место и влияние обратной связи. Кризис в промышленности оказывает значительно большее негативное воздействие на кризис в с/х, чем кризис в с/х оказывает воздействие на промышленность.
В) Показатели строительства Строительство – четкий показатель К. Циклические колебания испыт 2 сектора: - промышленное строительство - жилищное строительство. В большей степени общехоз К. влияет на К. промышленного строительства. Это объясняется более тесной связью пром строительства с К. пром товаров и с основным капиталом. Своеобразие циклического движения строительства: на фазе подъема темпы развития стр-ва замедляются по сравнению с темпами на фазе оживления. На фазе подъема наступает такой момент, когда основная масса строительства пэром предприятий завершается, и построенные предприятия начинают выпускать продукцию. то поворотный момент в соотношении спроса и предожения. Особенность жилищного строительства: высокая степень зависимости жил стр-ва от финансовой политики страны (речь о кредитной политике: ипотечное, потребительское кредитование) и гос регулирования рынка ЖКХ (рынок продаж земли под строительство ЖКХ-объектов). Малоэтажное строительство из дерева частично может решить проблему.
Г) Показатели транспорта (характеризующие объем транспортных перевозок) Транспорт обеспечивает поставки сырья, полуфабрикатов, ГП и людей. Считается, что в период кризиса объем транспортных грузовых перевозок снижается. НО наряду с циклическими факторами на объем тансп гру перевозок влияют и нециклические факторы:
- изменение цен на топливо - сезонность - изменение фрахтовой ставки - конкуренция между различными видами транспорта. (самый дешевый – морской, достаточно экономен также ж/д транспорт).
Пассажирские перевозки, к/п, значительно слабее реагируют на изменение К., однако в период кризиса объемы пассажирских трансп перевозок могут возрастать, тк возрастает мобильность трудовых ресурсов, миграция раб силы в поиске работы. Есть страны, где рабсила более мобильная (США, Германия, Франция, Италия). РФ – значительно ниже мобильность РС. И вообще в развивающихся странах она ниже.
Д) Показатели товарооборота 1. Показатели внутреннего товарооборота. Именно в этой сфере сталкиваются предложение товара с платежеспособным спросом предприятий и населения. Часто здесь мы видим несоответствие между спросом и предложением. 1) потребительские расходы, или платежеспособный спрос 2) оборот оптовой торговли 3) оборот розничной торговли 4) потребительское кредитование – степень развития, объемы 5) суммы продаж крупных сетей супермаркетов (Лента, Эльдорадо, Кей)
Все показатели – стоимостные.
Факторы, от которых зависит характер потребительских расходов: 1) Объективные и субъективные личные потребности 2) Личностные показатели, кот определяются социальным и экономическим положением лица (личный доход и тд)
2. Показатели внешнего товарооборота. В большей степени зависимы от общехоз К. и К. мировых рынков. Особенности: 1) Взаимосвязь между внутренними и внешними рынками 2) Важность поддержания связей между внутренней общехоз К. и К. товарных рынков разных стран.
1) Физический и стоимостной объем международной торговли и внешнеторгов оборота стран. 2) … 3) … 4) … 5) … 6) Распределение квот – внешнеторговых, Э, И и тд 7) Доля Э, И в мировом производстве 8) Доля Э, И в мировом потреблении 9) ВТО и сальдо 10) Цены МТ 11) Условия внешней торговли (ВТ) 12) … 13) Политика ВТ 14) Международные торговые товарные соглашения и тд Циклический ход развития производства отражается в показателях оборота международной внешней торговли. Но есть и определенные отличия: - кризисное сокращение ранее всего обнаруживается в импорте развитых стран, позднее – в их экспорте. Причина: не все фазы одновременно вступают в фазу кризиса. Ранее всех – развитые страны «вползают» в кризис (вползают – потому что развиты антикризисные механизм, планирование, прогнозирование, гос политика, есть возможность приспособиться, а также – переложить издержки на другие, более слабые, страны). А в развивающихся странах он наступает позднее и резко. Э
- кризисное сокращение импорта больше, чем экспорта (причина: развитые страны больше импортируют сырье). Из условий ВТ: цены на сырье более волатильны, больше снижаются в кризисных условиях.
Работа №6: Конкурентные преимущества компании на МТОР на основании теории М.Портера: 1. 5 сил конкуренции 2. Источники формирования ценности 3. Типовые стратегии (в какой квадрант относятся компания и ее конкуренты основные) 4. Детерминанты конкурентных преимуществ. 5. Источники инноваций. 6. Особенности конкуренции компании на российском рынке/рынке СНГ/Восточной Европы. 7. Выводы. 8. Литература.
КОНСУЛЬТАЦИЯ Экзамен 10.01 в 10.00. Кто-то получит тесты: «Правильно ли определена последовательность изучения конъюнктуры МТР?» Да/Нет По отдельным рынкам: рынок алмазов – ценнообразующий принцип: 4D, 4C, 4F. Основной организующий элемент мирового рынка алмазов -? Дайте определение околоювелирных алмазов. Международная торговля цветными металлами осуществляется через… Экзамен устный. Компания! Какие аналоги! В чем отличительная модель! Ключевые сделки. Можно подсматривать в свою работу. Компания – это ключевое (а не билеты). Вопросы на данный момент: по политике компании, по оргструктурам (особенно – по Маджару). Североевропейская – нишевая модель. Учебник: главы 2 (теория) и 3 (те ее части, где есть про товарные рынки) – МТР. Внимательно изучить таблички и инфо по качественному анализу (из учебника) – например, типология стран в области машиностроения.
Группы цен: 1. мировые цены (складываются в крупных центрах И,Э). Исключения: если не в СКВ, свобода торгово-политического режима. 2. Региональные цены (исторически – в рамках взаимоотношений между метрополиями и колониями). До первой трети XX века доминировала торговля между метрополией и ее колониями. Сегодня – это в рамках интеграционных объединений: СНГ, ЕС, НАФТА. Большой удельный вес приграничной торговли, расчеты не в СКО. 3. Цены малых систем интернационального обмена. Например, страны Балтии. Страны Вышеградской группы: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия – находились под контролем Австрии. Это сближает. БеЛюкс – Бельгия+Люксембург. 4. Цены межправительственных соглашений: +политический аспект. Всегда надо определять на основе совокупности – нескольких приглашений. Россия – Украина. РосУкрЭнерго. Околоправительственные соглашения. 5. Цены разовых случайных сделок: влияет компетентность партнеров, налогообложение. Трансфертное ценообразование – США! Виды трансфертных цен: расчетные (есть департамент в штаб-квартире, который определяет цены для каждой комплектующей, причем, как на межзаводском уровне, так и на внешнем). В числе критериев: рентабельность бизнеса, интересы всей корпорации в целом, противоречия между дочерней и материнской компаниями. Оценивать не с точки зрения дочки; рыночные (определяются в конкурентной среде, в т.ч. – внутрифирменной – у какого подразделения покупать? На основании спроса и предложения. Плюсы: менеджмент дочернего подразделения поставлен в сугубо рыночные условия. Но в то же время иногда забывают об интересах главного.) 6. Цены черного рынка: не только экономические, но и военно-политические факторы.
Ценовые скидки См. Чеботарева.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|