Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 109 глава




 

 

10 янв. 100-летие со дня рождения А. Н. Толстого.

 

11 марта. Встреча сов. писателей с представителями дет. лит-ры соц. стран на тему “Детская и юношеская лит-ра социализма в борьбе за дело мира” (М.).

 

7—9 июня. Сов.-итальян. диалог на тему “Писатель в современном мире” (Киш.).

 

20—27 июня. Дни лит-ры и иск-ва Груз. ССР в РСФСР.

 

Авг.—дек. Дискуссия “Современна ли современная литература?” (в “Лит. газете”), 7—14 сент. 9-й Междунар. съезд славистов (Киев).

 

26 сент.—4 окт. 7-я конференция писателей стран Азии в Африки (Таш.).

 

5—6 окт. Совещание на тему “Жизнь совр. села и задачи литераторов в свете решений ЦК КПСС о Продовольственной программе СССР” (Душ.).

 

14—16 нояб. Творч. дискуссия сов. и итальянских писателей на тему “Современная литература: теория и практика” (М.).

 

28 вояб.—б дек. 6-я Междунар. встреча переводчиков сов. лит-ры (М.).

 

22 дек. Пленум СП СССР на тему “Литературно-критическая работа журналов в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС”.

 

В течение года публикуются: романы В. Бубниса “Приглашение”, Ю. Мушкетика “Войди в дом свой”, С. Рагамова “Доброта”, С. В. Сартакова “Вечная песнь — колыбельная”, О. Чхеидзе “Лабиринты ущелья”, Ю. С. Семенова “Приказано выжить”, В. А. Каверина “Наука расставания”, В. Коротича “Лицо ненависти”, С. А. Дангулова “Государева почта”,, А. Б. Чаковского “Неоконченный портрет” (кн. 1), Д. М. Балашова “Симеон Гордый”, К. Яшена “Хамза” (кн. 2), К. Кулиева “Махтумкули”; повести В. Быкова “Знак беды”, А. А. Крона “Капитан дальнего плавания”) Г. В. Семенова “Городской пейзаж”, П. Куусберга “Леопольд, Ягун и я”. М. Ибрагимбекова “История с благополучным концом”; пьеса А. Н. Арбузова “Победительница”; циклы

 

==406 СОВЕ — СОВР

 

стихов Ем.Букова “На меридианах” и И. Драча “Из „Американской тетради"”, роман в стихах А, В. Софронова “В глубь времени”, цикл стихов Р. Гамзатова “Свет Родины”. Втечениегодавышликниги: Проскурин П., Черные птицы (повести); Иванов А., Печаль полей (повести); Грибачев Н., Выбор века (очерки, статьи, репортажи); Рождественский Р., Это время (стихи); Ахмадулина Б., Тайна (стихи); Шестинский О., Полемика (стихи); Чиботару М., Мужество (роман); Бубнис В., Приглашение (роман); Чиладзе Т., Повести; Мустафин Я., Мост (повесть); Матевосян Г., Деревья (повести, рассказы); Туулик Юр., Комната оленьего рога (сб. прозы); Н. Хазри, Море со мной (стихи); X. Байрамукова, Одержимость (стихи); История рус. лит-ры. В 4-х тт. (т. 4); Современная советская литература. 70-е годы. (Актуальные проблемы).

 

Гос. пр. СССР удостоены: Ч. Айтматов (роман “Буранный полустанок” /<И дольше века длится день”/), Ю. Бондарев (роман “Выбор”), Е. Габрилович, С. Юткевич (сценарий худож. фильма “Ленин в Париже”), И. Драч (кн. стихов “Зеленые врата”), А. Преловский (свод поэм “Вековая дорога”: “Насыпь”, “Станция”, “Заповедник”, “Выстрел”, “Борозда”, “Сибиряне”), В. Соколов (кн. “Сюжет”. Стихи и поэма), И. Стаднюк (роман “Война), Г. Фридлендер (кн. “Достоевский и мировая литература”), А. Чаковский (роман “Победа”), М. Шатров (Маршак) (пьеса “Так победим!”). Составитель В, Л, Калашников.

 

“СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА”, ежемес. журнал. Орган СП СССР. Выходит с 1946 в Москве на англ., исп., нем., польск. и франц. языках. Знакомит заруб. читателей с новыми произв. многонац. сов. лит-ры. Гл. ред.— С. А. Даигулов (с 1968).

 

“СОВЕТСКАЯ РОССИЯ”, центр, изд-во РСФСР. Создано в Москве в 1957. Выпускает массово-политич., научно-популярную, худож.-документальную, худож. и детскую лит-ру, изобразит, материалы; книги рус. авторов разных краев и областей РСФСР, а также переводы на рус. яз. произв. писателей автономных республик РСФСР; неск. журналов.

 

φ Θзд-во “Советская Россия”, М., 1962. В. А. Калашников.

 

“СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ”, изд-во СП СССР. Создано в 1934 в Москве. Выпускает книги как рус. сов. писателей, так и писателей всех других республик Сов. Союза в переводе на рус. яз. Издает Большую и Малую серии ^Библиотеки поэтам, осн. М. Горьким. Имеется Ленингр. отделение изд-ва. С 1957 во главе изд-ва как руководящий его орган стоит правление, утверждаемое секретариатом СП. В составе изд-ва работают редакции: рус. прозы, рус. поэзии, прозы народов СССР, поэзии народов СССР, критики и литературоведения.

 

“СОВРЕМЕННИК”. 1) В 1836 рус. “литературный журнал, издаваемый Александром Пушкиным” (кн. 1—4), в 1837— друзьями Пушкина в пользу его семьи, в 1838—46— П. А. Плетневым. Выходил в Петербурге раз в три месяца. Основу пушкинского “С.” составляли произв. Пушкина (в 1836—“Скупой рыцарь”, “Капитанская дочка”·, “Путешествие в Арзрум” и др.; в 1837—“Медный всадник”, “Русалка”, “Арап Петра Великого”, “История села Горюхина” и др.), Н. В. Гоголя (“Нос”, “Коляска”), М. Ю. Лермонтова (“Бородино”), стихи В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, Д. В. Давыдова, А. В. Кольцова, П. П. Ершова, записки Н. А. Дуровой, А. И. Тургенева. Критика (статьи Пушкина, Гоголя, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского) выражала худож. -эстетич. взгляды пушкинского круга. При Плетневе “С.” превратился в журнал без направления и постепенно угасал. С 1847 издание перешло к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.

 

2) Рус. ежемес. журнал; изд. в 1847—66 в Петербурге Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым. Руководство Некрасова, к-рый опубл. в “С.” много и своих произв., определяло прогрес., демократич. направление журнала; вместе с тем история “С.” делится на неск. периодов, существенно менявших его облик. В 1847—48 ведущую роль в “С.” играл В. Г. Белинский, статьи к-рого пропагандировали демократич. идеи, реализм, творчество писателей натуральной школы. Печатались А. И. Герцен (“Сорока-воровка” и др.; в виде приложения к “С.” вышел роман “Кто виноват?”), И. С. Тургенев (начало “Записок охотника”), И. А. 1ончаров (“Обыкновенная история”), Д. В. Григорович, Н. П. Огарев, В. П. Боткин,

 

П. В. Анненков. Смерть Белинского (1848) и эмиграция Герцена (1847), политич. реакция 1848—55 сказались на “С.”, особенно на его критич. отделе (“эстетическая критика”, А. В. Дружинина), но и в эти годы журнал отстаивал “гоголевское направление” в лит-ре. Среди авторов — Л. Н. Толстой (“Детство”, “Набег”, “Отрочество”), Тургенев (“Муму” и др.), Ф. И. Тютчев, A.A. Фет, А. К. Толстой, Я. П. Полонский. Печатались фельетоны Панаева, статьи Т. Н. Грановского, переводы произв. Жорж Санд, Ч. Диккенса, У. Теккерея, Г. Филдинга и др.

 

С сер. 50-х гг., в условиях обществ, подъема, центр. место в “С.” заняла революц.-демократич. критика и публицистика. В состав редакции вошли Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский; “С.” опубл. все их осн. произведения. Несогласие с их политич. радикализмом и с т. н. “утилитаризмом” в вопросах эстетики вызвало уход из “С.” (в кон. 1858) группы писателей (Л. Толстой, Тургенев, Григорович), что сказалось на худож. уровне его прозы, но вместе с тем повысило Идейную однородность журнала, превратившегося в гл. легальный орган рус. революц. демократии. Линию “С.” характеризуют последоват. демократизм в решении крестьянского и др. обществ, вопросов и выражаемые в завуалированной форме идеи революции и крест.. социализма (напр., в статьях М. Л. Ми хайлова, Н. А. Серно-Соловьевича, Н. В. Шелгунова). Культивируемая “С.” “реальная'критика” Добролюбова явилась новым этапом в развитии рус. критики, формой социально-публицистич. исследования жизни. Сатирич, отдел “С.”—“Свисток” (в 1859— 1863) в фельетонах и пародиях высмеивал либерализм, “чистую поэзию”. Смерть Добролюбова (1861), арест Чернышевского (1862) и приостановка издания на 8 месяцев (с июня 1862) нанесли сильный удар по журналу. С янв. 1863 Некрасову удалось возобновить издание, но уровень критики и публицистики “С.” (М. А. Антонович, Г. 3. Елисеев) заметно понизился. В 60-х гг. были опубл. роман Чернышевского “Что делать?” (1863)— программное произв. “партии „Современника"” в вопросах этики и социального действия; рассказы и статьи М. Е. Салтыкова-Щедрина (в 1863—64 входившего в состав редакции), “Подлиповцы” Ф. М. Решетникова, повести Н. Г. Помяловского, В. А. Слепцова, очерки Г. И. Успенского. Полемика “С.” с консервативно-охранит., либеральной и “почвеннической” журналистикой, по ряду вопросов с “Колоколом”, а позже с “Русским словом”, во многом определяла идейную жизнь эпохи. Многолетние цензурные преследования завершились закрытием журнала. Его фактич. преемником явился журн. “ Отечественные записки”.

 

Изд.: “Свисток”. Изд. подготовили A.A. Жук и A.A. Демченко, М., 1981.

 

φ Ε β г е н ь е в-М а к с и м о в В.. “Современник” в 40—50-х гг Л., 1934; его же, “Современник” при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936; Евге в ье в-М а к с и мов В. и Тизенгаузен Г., Последние годы “Современника”, 1863—1866, Л., 1939; Козьм и н Б. П., Журнал “Современник”—орган революц. демократии, М., 1957; Сикорский Н. М., “Современник”—журнал революц. демократии 60-х гг., М., 1962; Рыскин Е. И., Журнал А.^ С. Пушкина “Современник”, 1836—1837. Указатель содержания, М'., 1967; Б о град В., Журнал “Современник”. 1847—1866. Указатель содержания, М.—Л., 1959.

 

Л. П. Толстяков (1), Н. М. Сикорский (2).

 

•“СОВРЕМЕННЫЙ МИР”, рус. лит., науч. и политич. ежемес. журнал. Изд. в Петербурге в 1906—18. Продолжил традиции журн. “Мир божий”·. Среди ред.— А. И. Богданович, Ф. Д. Батюшков. После Революции 1905—07—орган меньшевиков, однако в пору блока ленинцев с Г. В. Плехановым и меньшевиками-партийцами перед 1-й мировой войной 1914— 1918 в “С. м.” печатались В. И. Ленин (под псевд. В. Ильин) и др. большевики. В лит. отделе— М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Н. Г. ГаринМихайловский, В. В. Вересаев, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт, Саша Черный, Д. Бедный, мн. начинающие писатели; печатались также произв. заруб, авторов.

 

СОГДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра согдийцев, предков совр. таджиков и узбеков (см. Таджикская литература, Узбекская литература). Сохранились памятники письменности 4—10 вв. на разных алфавитах арам. происхождения, обнаруженные в 20 в. преим. в Синьцзяне, а также в Таджикистане. В наибольшей мере сохраняют нормы лит. согдийского языка, каким он сложился в первые века до н. э., архив переписки частного характера (“Старые согдийские письма”, нач. 4 в.) и “Мугский архив” правителя Деваштича (8 в.). По языку близок к переписке лит.-худож. фрагмент (5—6 вв.), повествующий о борьбе Рустама с дэвами, что свидетельствует о распространении в согдийской среде эпич. цикла о герое “Шахнаме”. Остальные фрагменты содержат тексты религ. характера — буддийские (более древний этап согдийской речи), сохранившиеся в более полном виде, и манихейские (см. Манихейская литература): притчи на сюжеты из “Калилы и Димны”, а также вариант апокрифич. “Книги гигантов” (переработка “Книги Эноха”), отразившей др.-Иран. сюжеты.

 

• Гафуров Б. Г., Таджики. Древнейшая, древняя и ср.-век. история, М., 1972. И. С. Брагинский.

 

СОДЕРЖАНИЕ в литературе, см. Форма и содержание.

 

СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа США. До появления европейцев в Сев. Америке у индейских племен сложились мифы, воен. и трудовые песни, эпич. историч. предания (у племени делаваров — “Уалам-олум”). Первые лит. произв. на англ. яз. появились в англ. колониях Сев. Америки в нач. 17 в.; центрами лит. жизни были Новая Англия и Виргиния. Лит-ра Новой Англии носила религ.-морализаторский характер. Она проповедовала неукоснительное следование догматам пуританизма. С сер. 17 в. заявила о себе оппозиция пуританской теократии. На Юге зародилась светская лит-ра, к-рая описывала щедрую природу этого края, быт плантаций, куда в поисках богатств устремлялись “джентльмены-авантюристы”. Черты нац. своеобразия формирующейся амер. лит-ры отчетливее выступили в творчестве революц. просветителей эпохи Войны за независимость 1775—83, сторонников рационализма и деизма. Б. Франклин пропагандировал идеалы “третьего сословия”. Манифестом бурж. демократии явились труды Т. Пейна, философа и революционера, доказывавшего порочность монархич. принципа власти и необходимость создания независимой республики в колониях. Автор “Декларации независимости” Т. Джефферсон защищал “священные права человеческой природы”, к. числу к-рых относил жизнь, свободу, стремление к счастью. Получила развитие массовая песня, а также сатира, публицистика, к-рым присущи черты революц. классицизма. Крупнейшим его представителем был поэт Ф. Френо, испытавший влияние Великой франц. революции. В нек-рых его произв. ощутимы веяния предромантизма, в большей мере затронувшие прозу Ч. Брокдена Брауна. Видным прозаиком-просветителем был X. Брекенридж, выступивший и как один из создателей амер. драматургии. В кон. 18 в. появляются первые произв. писателей-негров.

 

Процесс формирования нац. лит-ры США завершился в эпоху романтизма (1-я пол. 19 в.). Выступая против бурж. отношений, установившихся после Войны за независимость, романтики трагически восприняли разлад между идеалами амер. революции и практикой собственнич. мира. Они стремились понять смысл противоречий амер. истории, наложивших отпечаток на нац. характер американцев, отстаивали идеи духовной и культурной самостоятельности США. Наследуя социально-обличит. пафос просветителей, они противопоставили их рационализму чувство непредугадываемой и драматичной динамики жизни, в к-рой видели

 

СОВР — СОЕД

 

==407

 

подспудную борьбу доброго и злого начал, получавшую в их произведениях нравств., религ., порой мистич. истолкование. В нек-рых своих чертах (обостренное переживание драмы человека, столкнувшегося с трагич. действительностью, внимание к полуосознанным побуждениям личности и к глубинным духовным коллизиям) амер. романтизм предвосхитил идейные и нравств. искания лит-ры 20 в.

 

Ранний этап романтизма (1810—30-е гг.) отмечен господством сатирич. жанров и истории, романа. В “Истории Нью-Йорка” (1809) В. Ирвинга шутливый рассказ о людях и событиях колон, периода перемежается точными зарисовками совр. нравов. Новеллы Ирвинга примечательны прозаизацией традиц. для романтич. лит-ры Европы мотивов, ощущением специфики психол. склада американца с его практицизмом и энергией, чувством стремительного темпа происходящих в амер. жизни перемен. Просветит, идеал “естественного человека” воспел в романах о Натти Бумпо (Зверобое, Кожаном Чулке) Дж. Ф. Купер: герой бежит от “цивилизации” в романтич. мир “фронтира”— отодвигающейся на Запад границы между землями переселенцев из Европы и владениями индейских племен. Историч. роман Купера характеризуется реалистич. тенденциями.

 

В 1836 сложилась группа “Молодая Америка”, боровшаяся за нац. самобытность амер. лит-ры. Декларацией духовной самостоятельности США явились эссе Р. У. Эмерсона, лидера кружка философов и литераторов-трансценденталистов. Испытав воздействие фурьеризма, участники кружка в 1841 образовали колонию Брук-Фарм, где пытались практически воплотить принципы разумной кооперации труда, опрощения и духовного очищения в близости с природой. Колония распалась в 1847, когда выявилась индивидуалистич. природа трансцендентализма, теоретически обоснованная в осн. работах Эмерсона. Высшим худож. достижением близких к трансцендентализму писателей стал лирико-публицистич. дневник Г. Д. Торо “Уолден, или Жизнь в лесу”, проникнутый мыслью о нравств. долге личности и содержащий резкую критику бурж. отношений. Торо создал поэтич. картины амер. природы.

 

Для творчества писателей, выступивших на 2-м этапе (1840—50-е гг.) развития романтизма (Г. Мелвилл, Н. Хоторн), характерны углубленные филос. и социальные искания. Растущее разочарование в духовных ценностях и практич. морали бурж. Америки выразилось в поэтизации патриарх, жизни. Руссоистские идеи утверждались в повестях Мелвилла, описывающих туземцев Полинезии. Поэт Г. У. Лонгфелло, к-рого также привлекал ушедший красочный мир индейцев, противопоставлял дисгармоничной цивилизации высокую гармонию природы. Драма одиночества творчески одаренной личности, ее отчаяние в бездуховном мире дельцов раскрыты в стихах и новеллах Э. А. По. Точность социальных штрихов у По соединилась с гротескным (“фантастическим”) изображением духовного гнета над личностью, приобретающим характер символа и аллегории. Аналитич. исследование проявлений обществ, зла, насилия над свободой духовной жизни, индивидуалистич. морали как характерной особенности американца составляет пафос новелл и романов Хоторна, показавшего крах пуританской этич. традиции. Сходные мотивы занимают центр, место в творчестве Мелвилла; его роман “Моби Дик, или Белый кит” отмечен сложной филос. символикой, раскрывающей романтич. тему бунта личности против общества как тему вековечной и обреченной на поражение борьбы человека против своего трагич. земного удела.

 

==408 СОЕД

 

Широкий размах движения за отмену рабовладения (аболиционизм) в 50-х гг. способствовал росту гражд. тенденций в лит-ре амер. романтизма и подготавливал почву для реалистич. направления. Событием обществ, жизни стал роман Гарриет Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”; созданная в книге картина рабовладельч. системы имела революц. смысл. Заметный вклад в аболиционистскую литературу внесли также Торо, поэты Лонгфелло, Дж. Р. Лоуэлл, Дж. Г. Уитьер, О. У. Холмс и др.

 

Подъем демократич. настроений в стране накануне и в период Гражд. войны 1861—65 пробудил творч. силы народа, способствовал укреплению реалистич. тенденций в лит-ре. В 1855 вышло 1-е изд. книги У. Уитмена “Листья травы”, чья поэзия сыграла огромную роль в становлении реализма и радикальном обновлении системы поэтич. видения мира и изображения жизни. Уитмен воспел повседневность, гор. и индустриальные контрасты, рядовых людей. Необычайная интенсивность лирич. переживаний сочеталась с реалистич. достоверностью созданного им панорамного образа Америки. Социальное развитие страны после Гражд. войны вызвало у Уитмена глубокую тревогу. Разработанные и обоснованные Уитменом поэтика свободного стиха и принципы поэтич. реализма оказали влияние на мировую поэзию 20 в.

 

Последняя треть 19 в.— время быстрого развития реализма в прозе. Его становлению способствовали писатели, правдиво воссоздавшие быт и психол. склад людей разных штатов (Бичер-Стоу, Ф. Брет Гарт и др.). “Областническая” лит-ра показывала противоречия жизни, но не поднималась до широких социальных обобщений. Теоретич. программу реализма пытался создать У. Д. Хоуэлс, считавший, однако, что в США нет почвы для серьезной социальной критики. “Нежный реализм” Хоуэлса в дальнейшем претерпел изменения; нек-рые его романы, созданные под влиянием Л. Н. Толстого, отмечены значит, обществ. содержанием. Реализм прокладывал себе путь в борьбе с апологетич. лит-рой и с эстетскими концепциями бостонской группы “браминов”, призывавшей избегать в иск-ве “низменного” (т. н. традиция благопристойности). Эстетизм отличал и позицию Г. Джеймса, к-рый эмигрировал в Великобританию, полагая, что вульгарный практицизм амер. жизни унижает художника. Тонкий мастер психол. прозы, многому научившийся у И. С. Тургенева, он показал антигуманность бурж. прогресса и писал о конфликте творч. личности с равнодушным к иск-ву миром.

 

Вершина амер. реализма 19 в.— творчество Марка Твена, к-рый в итоге сложной эволюции пришел к развенчанию коренных принципов бурж. обществ, устройства. Марк Твен изобразил амер. действительность своего времени во всем многообразии, уловив характерные черты миропонимания, присущего разным слоям американцев. Его творч. диапазон был подлинно широк: от газетного юмора до филос. многозначности, от гротескной юморески до историч. романа-эпопеи. Создатель романа “Приключения Гекльберри Финна”, Марк Твен заложил одну из осн. традиций амер. прозы 20 в., устремленной к худож. исследованию будничной жизни провинции в ее своеобразии и драматизме. Переходное явление от 19 к 20 вв.— творчество мастера юмористич. новеллы О. Генри, а также писателей-реалистов Эдит Уортон и Уиллы Кэсер. В 90-х гг. заявил о себе амер. натурализм. Избеясав крайностей “социального дарвинизма”, натурализм в США способствовал усилению обличит, начала. X. Гарленд и Ф. Норрис стремились неприкрыто изображать социальные противоречия и классовые конфликты эпохи развитого капитализма. С. Крейн показывал трагизм жизни отверженных большого города. В повести “Алый знак доблести” он создал правдивую и жестокую картину Гражд. войны, о к-рой без романтич. прикрас писал также А. Бирс, чье творчество стало вехой в развитии сатиры. Драматургия и поэзия в кон. 19 в. переживали застой; лишь

 

романтич. лирика оставшейся при жизни неизвестной Эмили Дикинсон, отмеченная остротой переживаний и масштабностью символики, была значит, худож. явлением. Заметны достижения негритян. лит-ры этого времени.

 

Вступление США в эпоху империализма отозвалось в лит-ре новым усилением социальной критики. Группа <разгребателей грязи”· (Дж. Л. Стеффенс и др.) выступила с документальными произв., в к-рых обличала коррупцию, изображала контрасты обществ. жизни. Марк Твен завершил творч. путь антиимпериалистич. памфлетами. Формируется амер. критич. реализм 20 в. Неизбежность политич. столкновения буржуазии с пролетариатом предсказал в романе “Железная пята” Дж. Лондон, начинавший романтич. по духу новеллами об освоении Аляски. В северных рассказах Лондона достоинство и этич. качества личности испытываются в столкновении один на один с грозными и величеств, силами природы. Поэтика Лондона обладает чертами неоромантич. характера. Его роман “Мартин Иден” раскрыл трагедию художника из народа, сломленного системой бурж. предпринимательства в иск-ве. Социальная аналитичность, разоблачит. направленность и ощущение глубокого кризиса амер. демократии присущи творчеству Т. Драйзера, к-рый в цикле романов о мире бизнеса и о трагич. судьбах рядовых. людей развенчал миф о “равных возможностях для всех”. К идеям социализма был близок молодой Э. Синклер. Его романы, насыщенные документ. материалом, показали бесчеловечность капиталистич. эксплуатации, выдвинули проблему роста революц. сознания рабочих. В 1910-х гг. заявили о себе революц. писатели — критик Р. Борн, публицист Дж. Рид, создавщий выдающееся произв. об Окт. революции “10 дней, которые потрясли мир”. Социалистич. идеалы воспевал поэт Джо Хилл. На передовую лит-ру США заметное влияние оказал М. Горький, о к-ром восторженно писали Борн и Лондон. В поэзии выдвинулись Р. Фрост, К. Сэндберг, В. Линдсей, Э. Л. Мастере и др. мастера реалистич. школы. В их стихах обрели новую жизнь традиции Уитмена, а также поэтов-романтиков. Продолженные Э. А. Робинсоном поэтич. традиции 19 в. переосмыслялись новым поколением, стремившимся создать широкую картину совр. амер. действительности, наполнив ее большим социальным и филос. содержанием. Фрост, воспевавший природу Новой Англии и связь человека с естеств. жизнью, глубоко обновил традиц. поэтику метрического стиха, достигая филос. емкости своего поэтич. свидетельства. Свободный стих, органично соединяющий элементы символики и достоверность картин будничной жизни, нашел своего крупнейшего мастера в урбанисте Сэндберге. Начинается творч. путь крупнейшего драматурга США Ю. 0'Нила, к-рый от экспериментов, близких к поэтике экспрессионизма, пришел к сложной этич. проблематике пьес зрелого периода, отмеченного реалистич. худож. видением и глубоким психологизмом. Формируется модернизм. Поэты Э. Паунд, Т. С. Элиот, прозаик Гертруда Стайн провозгласили разрыв с Америкой, считая ее страной, где торжествует бурж. утилитаризм и где нет почвы для истинной культуры. Их худож. искания порой оказывали заметное воздействие на лит-ру Запада 20 в. Паунд в своей борьбе за точное поэтич. слово существенно расширил диапазон экспрессивных и стиховых средств англоязычной поэзии, осваивая формы и принципы худож. мышления поэтов европ. средневековья, древнего Китая, Японии. Элиот, начинавший урбанистич. стихами и гротескно-сатирич. поэмами, в поэме “Бесплодная земля” выразил характерное для 20-х гг. предчувствие краха бурж. цивилизации, позднее достиг высокой эстетич. гармонии и филос. глубины обобщения. Стайн разработала повествоват. форму лит-ры “потока сознания” и ассоциативный стиль, характерный для мн. прозаиков 20 в. Однако по сути поиски писателей-модернистов оставались замкнуто-формалистическими. В обществ, жизни они занимали крайне правые позиции.

 

Идейно-эстетич. размежевание усилилось в лит-ре под воздействием Окт. революции в России и демократич. движения межвоен. лет. Писатели, выступившие после 1-й мировой войны 1914—18 (-“потерянное поколением), выразили неверие молодежи в идеалы “разумного” миропорядка. Их книги полны боли за поколение, погубившее юность в окопах, проникнуты мыслью о крушении рационального и некогда устойчивого бытия. Жестокие уроки войны внушили многим из них чувство обреченности, трагичности человеческого удела, по-разному запечатленное в ранних произв. Э. Хемингуэя, Дж. Дос Пассоса, книгах Ф. С. Фицджеральда, а также Э. Э. Каммингса, впоследствии видного поэта авангардист, ориентации.

 

20-е гг.— время расцвета критич. реализма: набрал силу сатирик С. Льюис, творч. взлет пережил Драйзер. Обостренное восприятие красоты мира, соединившееся с сознанием безвременной духовной и эмоц. опустошенности человека, предопределяет своеобразие повествоват. средств в амер. романе этого периода. Проза Дос Пассоса (20-е и нач. 30-х гг.), близкого к революц. лит-ре, характерна кинема тографич. приемами построения картины мира, стремлением передать динамику и контрасты огромного города. Хемингуэй широко вводит в повествование внутр. монолог и “поток сознания”, в то же время стремясь к предельному лаконизму и точности каждого штриха. Крупнейшее достижение прозы 20—30-х гг.— романы У. Фолкнера, исполненные ощущения распадающихся связей между людьми. Глубокому анализу “диалектики души” в его произв. помогает новаторская худож. концепция времени как унаследованного или приобретенного историч. опыта, к-рый активно проявляется в сознании персонажей. Мотивы одиночества переплетаются в лит-ре 20-х гг. с поисками надежного нравств. ориентира в бездуховной и аморальной амер. реальности. Анализируя действительность амер. Юга, исследуя процесс разрушения личности, неспособной освободиться от расист, предрассудков и психологии собственничества, Фолкнер не утрачивает веру в способность человека выстоять в схватке с жестоким миром. В творчестве Фолкнера, связанном с историей и текущей действительностью южных штатов США, исследованы значит, явления социальной и духовной жизни Запада 20 в.: отчужденность, кризис бурж. гуманизма, нравств. деградация личности и вместе с тем упорство рядового человека в борьбе за гуманное жизнеустройство. Отмеченная глубоким психологизмом, напряженностью коллизий и постоянным присутствием непреодоленного историч. прошлого Юга в его сегодняшней будничности, проза Фолкнера явилась высшим достижением т. н. “южной школы” совр. романа США (Р. П. Уоррен, М. Митчелл, Шерли Анн Грау, Ю. Уэлти, Карсон Мак-Каллерс, Харпер Ли, У. Стайрон, Р. Прайс), многопланово исследовавшей феномен расизма в его социальной, этич., психол. последствиях.

 

Романы “Американская трагедия” Драйзера, “Великий Гэтсби” Фицджеральда изображают жизненное крушение героев в атмосфере продажности и индивидуализма, к-рый овладевает их сознанием. Усиливается интерес писателей к будничному существованию “среднего американца”, к жизни амер. провинции. Ш. Андерсон ввел в лит-ру гротескный образ чудака: его герои сломлен повседневностью, духовно подавлен, жалок и трагичен в своих устремлениях к содержат. жизни и человечности. Сатирич. обличение и одновременно сострадание такому герою переплетается в романах Льюиса и новеллах Р. Ларднера, где тот же персонаж предстает то воинствующим обывателем, то жертвой господствующего в обществе равнодушия. Процесс отчуждения, обезличивания, контрасты большого индустриального города определили проблематику сб. “Дым и сталь” Сэндберга, творчества У. К. Уильямса, от авангардизма пришедшего к традициям Уитмена, X. Крейна и др. поэтов. Романы

 

СОЕД

 

==409

 

Т. Вулфа посвящены драме творчески одаренной и ищущей личности, сталкивающейся с косностью и безликостью окружающего мира. Синтезируя лирич. пафос и реалистич. достоверность описания, Вулф создал эпопею нового типа — “роман-поток”, передающий широкий спектр явлений бытия и течение духовной жизни героя.

 

Мировой экономич. кризис 1929—33 повлек за собой обострение социальных антагонизмов, что нашло широкое выражение в лит-ре США 30-х гг.— т. н. красного десятилетия. Это время качеств, сдвигов в критич. реализме, углубления его социальной проблематики, утверждения пафоса активной борьбы за гуманистич. идеалы. Писатели-демократы выступили против олигархии и угрозы фашизма. Многие из них поддерживали Нац.-революц. войну исп. народа 1936—39. Хемингуэй посвятил Испании роман “По ком звонит колокол”, свидетельствующий, как и роман “Иметь и не иметь”, о переломе в творчестве писателя, выразившего в этих книгах драматизм историч. процесса и непоколебимую веру в человека и его активный гуманизм. Льюис обличал тайных и явных приверженцев фашизма. Трудовой Америке посвятил в эти годы свое творчество Дж. Стейнбек: в романе “Гроздья гнева” он передал накал классовых боев 30-х гг., создав подлинное народно-эпич. полотно эпохи. Отголоски “Гроздьев гнева” различимы и в лучших послевоен. произв. Стейнбека, изображающих трудные судьбы рядовых людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...