Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературный энциклопедический словарь 110 глава




 

Возросло влияние на лит-ру социалистич. идей. Их отстаивали Драйзер и Сэндберг; их поддерживали Дос Пассос, автор эпич. трилогии “США” об амер. жизни первых десятилетий 20 в., драматург К. Одетс, поэт А. Мак-Лиш. Заметным явлением лит-ры 30-х гг. были романы о пролетариате, создававшиеся и писателями — выходцами 'из рабочего класса. Острую социальную проблематику разрабатывали в эти годы Э. Колдуэлл, У. Сароян, П. Бак, Дж. 0'Хара, Лиллиан Хелман. Окончательно оформилась как самобытное худож. явление негритян. лит-ра. Л. Хьюз понимал задачи поэта в прямой связи с борьбой угнетенных. Р. Райт показал, как расовое неравноправие ведет к обесчеловечиванию людей (роман “Сын Америки”).

 

Обществ, подъем после 2-й мировой войны 1939—45 сменился полосой реакции. В условиях маккартизма нек-рые писатели (Дос Пассос, Синклер) отступились от идеалов 30-х гг. Распространилось увлечение экзистенциализмом. Следы его заметны и в книгах участников войны, создавших в целом правдивые картины армейской жизни и воен. действительности, уродующей человека. Дух милитаризма обличали Н. Мейлер, Дж. Джонс. Антифаш. книги писали Р. П. Уоррен, Кэтрин Анн Портер. К сер. 50-х гг. в амер. лит-ре окреп социально-аналитич. пафос. Трагизм бездуховного существования и обреченность поисков моральной опоры в безличном и равнодушном мире передали Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк. Поэты “разбитого поколения* (“битники”) А. Гинзберг, Л. Ферлингетти, прозаик Дж. Керуак, испытавшие влияние радикального нигилизма Г. Миллера, одними из первых возвестили о неприятии маккартизма и уродств “процветания”, означавшего духовную уравниловку и обществ. пассивность, и попытались возродить в лит-ре дух лирич. исповеди, традиции, ведущие к Уитмену, но их кредо, созвучное настроениям писателей 20-х гг., было отмечено налетом анархизма, и в итоге движение “битников” скоро сошло на нет. Более глубокий анализ духовных последствий маккартизма содержится в драмах А. Миллера, отстаивавшего идеи гражд. ответственности каждого за себя и за судьбы общества. Безысходно трагичны мн. пьесы Т. Уильямса, изображающего бесчеловечный хаос капиталистич. действительности, где нет места истинной красоте. Растущие барьеры между людьми, деградация моральных ценностей—тема нек-рых пьес Лоррейн Хэнсберри и Э. Олби, испытавшего влияние “театра абсурда”.

 

К оглавлению

 

==410 СОЕД

 

Новейшая поэзия проникнута протестом против механизации чувств человека, превращения его в “единицу статистики”. Этич. проблематика привлекает Уоррена, Р. Лоуэлла, Р. Уилбера, Дениз Левертов и др. поэтов, стремящихся передать также ощущение непредсказуемой изменчивости жизни, не укладывающейся в “рациональные” рамки. Чувство многосложности мира и обостренное внимание ко всему алогичному, причудливому, к противоречиям бытия, не разрушающим его высшей гармонии, органично передавали У. Стивене, Т. Рётке, Дж. Берримен. Поэтам воен. поколения присуще сознание глубокой психол. травмированности совр. человека, не способного найти контакт ни с др. людьми, ни с природой. В годы амер. агрессии во Вьетнаме происходила политизация поэзии, как и всей лит-ры, активно участвовавшей в антивоен. движении. Социалистич. традиции продолжал У. Лоуэнфелс. Движение за гражд. права всколыхнуло творч. силы негритян. лит-ры. Райт, освобождаясь от влияния модернизма, исследовал проблему глубокого и пагубного психол. отчуждения, вызванного расовым конфликтом. Р. Эллисон описал крах попыток юноши-негра преодолеть в себе воспитанный с детства комплекс расовой неполноценности. Дж. Болдуин пишет о мучительных усилиях негритян. интеллигенции вырваться из духовного гетто; рост гражд. самосознания черной Америки отражен в его публицистике. Нек-рым произв. негритян. писателей 60-х гг. подчас присущи левоэкстремист. перегибы.

 

Амер. роман 60—70-х гг. чутко улавливает противоречия обществ, жизни. В книгах мн. писателей отчетливо сказывается разочарование в системе ценностей бурж. мира, развертываются поиски духовных и нравств. ориентиров за его пределами. В произр. авангардистов такой разрыв обычно приводит либо к нигилизму, либо к оправданию аморальности. Развенчанием социальной мифологии амер. “цивилизации потребления”, сомнением в самой рациональности сущего и уж тем более — претензий общества на прогресс отмечено творчество “черных юмористов” (Дж-Барт и др.), испытавших значит, влияние В. Набокова. Реалистич. лит-ра подчеркивает ответственность героя за свой выбор, за этич. итоги жизни. Произв. Т. Уайлдера, католички Фланнери 0'Коннор, Дж. Апдайка, Дж. Чивера, Б. Маламуда, У. Стайрона, Джойс Кэрол Оутс и др. писателей в разных худож. аспектах затрагивают тему духовной пустоты и засилья псевдокультуры, побуждающих героев к бунту, нередко разрушительного характера. К. Воннегут анализирует феномен прагматич. сознания, к-рое обожествляет науку, считая излишними социальные и этич. категории. Эту тему поднимает и науч. фантастика (Р. Брэдбери). У. Перси противопоставил прагматич. ценностям христианское сознание. Успешно развиваются документ, жанры. В документ. произв. С. Теркела, Н. Мейлера и др. авторов находят отражение политич. борьба, проблемы преступности, трагич. события современности. В амер. романе этого времени по-прежнему преобладает традиц. социально-психол. ракурс изображения. Вместе с тем характерными становятся формы интеллектуального романа (С. Беллоу), романа-мифа (“Кентавр” Дж. Апдайка), романа-притчи (Дж. Гарднер), историч. стилизации (Г. Видал), худож.-документ, романа (Т. Капоте), романизированной биографии (И. Стоун). Реалистич. исследование жизни в творчестве ряда писателей осложнено влиянием экзистенциализма, фрейдизма, а порою и левацких филос.-эстетич. установок. Герои произведений, нередко разобщенные с миром, придерживаются позиции “постороннего”, тщетно пытаются сбросить бремя одиночества. В лучших книгах Стайрона, Дж. Хеллера, Т. Капоте и др. модернист, влияния преодолеваются точностью социального анализа и гуманистич. убеждениями авторов. Ряд романов последнего десятилетия посвящены защите традиц. нравственности против “контркультуры” и “чувственной вседозволенности” (Дж. Р. Херси, И. Шоу, Дж. Ирвинг, Анн Тайлер).

 

Лит-ра 20 в. широко откликнулась на кризис бурж. общества новейшей формации, что проявилось в разрушении личности, обострении социальных антагонизмов, нарастании нигилистич. настроений, крушении либеральных иллюзий, уродливом развитии научно-технич. революции. Поиски надежных идейных и нравств. ориентиров, стремление к актуальности и действенности иск-ва вызвали к жизни новаторские черты амер. прозы, поэзии и драматургии. Распространены приемы внутр. монолога, кинематографии, монтажа событий, документально точной фиксации переживаний. В 70-х гг. наблюдается увлечение лит-рой факта, стремление к условности, гротескности, иносказанию.

 

В США существует охранительная, конформистская и антикоммунистич. лит-ра. С 50-х гг. особый вес приобрела массовая литература. Ей противостоит творчество крупнейших писателей, к-рые стремятся к бескомпромиссному социальному анализу и сознают высокую ответственность иск-ва.

 

Лит. периодика возникла в нач. 19 в. Существ, роль В развитии лит-ры сыграли нью-йоркский журн. “Knickerbocker Magazine” (1833—65) и бостонское “North American Review”· (1815—1939; с 1878 выходило в Нью-Йорке). Эти издания объединили лучшие писательские силы своего времени. Трансценденталисты издавали журн. “Dial” (1840—44), аболиционисты—газ. “Liberator” (1851—65). Старейшие лит. журналы США —“Harper's Monthly Magazine” (с 1850) и “Atlantic Monthly” (с 1857), к-рый в 1871—81 редактировал Хоуэлс. Среди мн. журналов, адресованных массовой аудитории и заполняемых в осн. развлекательными или мещанскими по духу произв.,—“Saturday Evening Post” (1821—1969). Заметный вклад в лит-ру 20 в. внес журн. “Poetry” (с 1912). Социалистич. издания “Masses” (1911—17), “New Masses” (1926—47), “Mainstream” (1957—62) и др. активно боролись за передовую худож. культуру и за реалистич. традиции.

 

Изд.: Эстетика амер. романтизма, М-, 1977 (ст. амер. писателей-романтиков]; Писатели США о лит-ре, т. 1—2, M., 1982; Совр. амер. повесть, М., 1980; Поэзия США, М., 1982; Поэзия США в рус. переводах 19—20 вв., М., 1983.

 

φ Οаррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, т. 1—3, M., 1962—63 [в т. ч. о Дж. Кеннеди, Б. Таркингтоне, Б. Франклине]; Брукс В.-В., Писатель и амер. жизнь, т. 1—2, M., 1967—71 [Г. У. Лонгфелло, Дж. Р. Лоуэлл, Г. Д. Торо, О. У. Холмс, У. Д. Хоуэлс, Р. У. Эмерсон и др.]; Маттисен ф., Ответственность критики, М., 1972 [в т.ч. об Э. По]; А л лен У., Традиция и мечта, М., 1970 [в т. ч. о Дж. Г. 0'Хара, Дж. Т. Фарреле); К а у? и М., Дом со многими окнами, М., 1973 [в т. ч. об У. Фолкнере]; Лит. история США, [пер. с англ.], т. 1—3, М., 1977—79.

 

Проблемы истории лит-ры США, М., 1964 [в т. ч. о Г. Мелвилле, Г. Джеймсе, Э. Синклере]; Злобин Г. П., Совр. драматургия США, 2 изд., М., 1968 [А. Миллер, К. Одетс, Ю. 0'Нил, Т. Уильяме, Л. Хэнсберри и др.]; Кашки н И., Для читателя-современника, М., 1968 (Э. Дикинсон, Э. Л. Мастере, Э. А. Робинсон, К. Сэндберг, Р. Фрост и др.]; Совр. лит-ведение США, М., 1969; Проблемы лит-ры США XX в., М., 1970 [У. Кэсер, Р. Ларднер, В. Линдзи, Э. Уортон и др. Библиография. Лит-ра США в рус. переводах, XX в.]; Мендельсон М. 0., Амер. сатирич. проза XX в., М., 1972 [в т.ч. о К. Воннегуте,?.Α. Οортер]; Старцев А., От Уитмена до Хемингуэя, М., 1972 [в т. ч. о ф. С. Фицджеральде, У. Фолкнере]; Осн. тенденции развития совр. лит-ры США, М., 1973 А. Гинзберг, Д. Левертов, Р. Лоуэлл, Т. Рётке, Ф. Рот]; Г и л е н сон Б. А., Амер. лит-ра 30-х гг. XX в., М., 1974 [К. Одетс, Дж. Л. Стеффенс, У. Д. Фрэнк и др.]; е г о ж е, Совр. негр. писатели США, М-, 1981; Амер. лит-ра и общественно-политич. борьба. 60-е — нач. 70-х гг. XX в., М., 1977 [Дж. А. Болдуин, Г. Видал, Б. Маламуд, У. Стайрон, Л. ферлингетти и др.]; Лит-ра США XX в., М., 1978 (в т.ч. о Р. П. Уоррене];? о мм А. С., Амер. драматургия 1-й пол. XX в.. Л., 1978 [в т.ч. о Т. Уайлдере]; Зверев А. М., Модернизм в лит-ре США, М., 1979 [Дж. Барт, Г. Миллер, Э. Пауяд, Г. Стайн, У. Стивене, У. К. Уильяме и др.]; его же, Амер. роман 20—30-х гг., М., 1982; Анастасьев H.A., Разочарования и надежды, М,, 1979; Мулярчик A.C., Послевоен. амер. романисты, М., 1980 [Дж. Апдайк, Н. Мейлер, Дж. Оутс, Дж. Хеллер и др.]; его же, Спор идет о человеке. О лит-ре США 2-й пол. XX в., М., 1985; Проблемы новейшей лит-ры США, К., 1981; Проблемы становления амер. лит-ры, М., 1981 [в т. ч. о X. X. Гарленде]; Романтические традиции амер. лит-ры XIX в. и современность, М., 1982; Лит-ра США в 70-е гг. XX в., М., 1983; За сур? к и и Я. Н., Амер. лит-ра XX в., 2 изд., М., 1984. A.M. Зверев.

 

СОИЗМЕРИМОСТЬ, то же, что изометрия. “СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ” (иначе—“Сокровенное сказание монголов”), первый из дошедших до нас историч. и лит. памятников монголов. Написан в 1240; автор неизвестен. Включает генеалогию рода Борджигат, биографию происходившего из этого рода

 

Чингисхана, сведения о правлении Угедей-хана. Большую ценность имеют содержащиеся в “С. с.” остатки древних мифов, фрагменты былинного эпоса, нар. легенды и предания. Примерно треть “С. с.” написана стихами: песни, наставления и увещевания родителей сыновьям, клятвы или присяги вассалов сюзерену, посольские “слова”, традиц. благопожелания (ероолы) и восхваления (магтаалы).

 

В 1866 рус. востоковед П. И. Кафаров опубл. рус. пер. <С. с.”; в 1935—39 нем. монголовед Э. Хениш реконструировал и издал первонач, монг. текст и словарь, в 1941 в рус. пер. и со словарем <С. с.” было опубл. сов. ученым С. А. Козиным (1941).

 

СОЛЕЦИЗМ (греч. soloikismos, от назв. г. Солы, греч. колонии в Малой Азии, жители к-рой нечисто говорили по-аттически), неправильный языковой оборот как элемент стиля (обычно — “низкого”): употребление нелитературного слова (варваризм, диалектизм, вульгаризм) или сочетания слов (плеоназм, эналлага, анаколуф). Сочетания слов могут рассматриваться как частный случай морфолого-синтаксич. фигур (см. Фигуры стилистические). Граница между С. и собственно фигурами соответствует разнице между ощущением “неправильности” и ощущением “выд елейности”, т. е. очень зыбка. Собственно фигуры в отличие от С. используются обычно для создания ВЫСОКОГО СТИЛЯ. М. Л. Гаспаров.

 

СОМАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Сомалийской Демократич. Республики (образована в 1960). Развивается в осн. на сомали (яз. приобрел письменность на осн. лат. алфавита в 1973), а также англ. яз. Фольклор представлен героич. легендами, ист. преданиями, сказками, многочисл. пословицами и поговорками. Из поэтич. жанров наиболее распространены габай, джйфто — поэмы филос. характера, и герар, часто поев. войнам и др. конфликтам. Известен также поэтич. жанр — буранбур — короткий стих, сочиняемый исключит, женщинами. Исполнение нек-рых поэтич. произв. представляет собой синкретич. действо. Наиболее известны поэты 19 — нач. 20 вв.— Pare Угас, Каман Бульхан, Салан Аррабей, Исмаил Мире и Али Дух.

 

Большой вклад в развитие сомалийской поэзии внес вождь нац.-освободит, движения против англ. и итал. колонизаторов (1899—1920) Сайд Мохамед Абдилле Хасан. Среди совр. поэтов старшего поколения популярны Хаджи Адан “Аф-Каллоа”, Абдиллахи Султан “Тимоадде”, Абдиллахи Карше, Муса Хаджи Исмаил Галаль. В 70-е гг. заявили о себе Мохамед Ибрахим “Хадрауе”, Мохамед Хаши Дама “Гаррие”, Абди Кайс и др. Тесную связь с фольклором сохраняет и сомалийская проза (повести Ахмеда Артана Ханге, Шире Джамы Ахмеда; роман Фараха Мохамеда Джамы Ауля “Невежество — враг любви”). Среди сомалийских прозаиков известны также Мохамед Дахир Афрах и Нуреддин Фарах, пишущий на англ. яз. С 60-х гг. появляется драматургия; в 70-х — лит. критика; ведется работа по сохранению и изучению богатого фольклор, наследия. Ясин Исман Кенадид составил первый толковый словарь сомалийского языка (опубл. 1976).

 

Изд.: Сказки народов Африки, М., 1976; Поэзия Африки, т. 1, М., 1979; Сомалийские пословицы и поговорки, М., 1983.

 

• Букалов A.M., Национальное и интернац. в сомалийской поэзии, “Народы Азии и Африки”, 1969,?6 6; Ахмед Артан Ханге, МусаХ.И.Галаал, Омар Ау Нух, Фольклор в жизни сомалийцев, в кн.: Ученые зап. сов.-сомалийской экспедиции, М„ 1974; Andrzejewski В. W., Lewis I. M., Somali poetry: an introduction, Osrf., 1964; Andrzejewski B. W., The art f the miniature in Somali poetry, “African Language Review”, 1967, v. 6. Г. Л. Капчиц.

 

СОНЕТ (итал. sonetto, от прованс. sonet — песенка), твердая стихотв. форма (см. Твердые формы)', стих. из 14 строк, образующих 2 катрена (на 2 рифмы) и 2 терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во “французской” последовательности abba abba ccd eed (ccd ede) или “итальянской”— abab abab cdc dcd (или,cde cde); среди разл. отклонений от этих канонич. форм (дополнит, строки в “сонете с кодой'!', иной

 

СОКР—СОНЕ

 

==411

 

порядок рифм и пр.) наиболее известен “английский С.”— abab cdcd efef gg. Рекомендовались, но не стали всеобщими и нек-рые “правила” для содержания С.: строфы должны кончаться точками, слова — не повторяться, последнее слово — быть “ключевым”, 4 строфы соотноситься как тезис — развитие — антитезис — синтез или как завязка — развитие — кульминация — развязка и пр.

 

С. возник в Италии в 13 в. на основе строфы канцоны, упрощенной под влиянием строфики нар. песен; широкую популярность получил благодаря ф. Петрарке, став одной из осн. форм итал. лирики 15—18 вв., из итал. поэзии в 16 в. переходит в исп., португ., франц., англ. поэзию, в 17 в.— в нем., в 18 в.— рус. поэзию (В. К. Тредиаковский); в эпоху классицизма и Просвещения менее употребителен; в эпоху романтизма и символизма оживает вновь, преим. в нем., англ. и отчасти слав. лит-рах, как жанр филос., описат. и любовной лирики (У. Вордсворт, А. Мицкевич, Я. Коллар, А. А. Григорьев, Ш. Бодлер, Ж. Эредиа, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов и др.). В сов. поэзии интересны опыты И. Л. Сельвинского с венком сонетов. М. Л. Гаспаров.

 

СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА, антифаш. лит-ра, сложившаяся в годы Движения Сопротивления в оккупированных странах Зап. Европы, а также в странах фаш. коалиции во время 2-й мировой войны 1939—45. Под С. л. понимаются не только произв., написанные в самом ходе борьбы с фашизмом и посвященные этой борьбе, но и произв., созданные в годы 2-й мировой войны нод воздействием освободит. движения. Вклад в С. л. внесли писатели антифаш. коалиции.

 

Фаш. режим, нанесший громадный ущерб культурам собств. стран, ставил своей целью уничтожение нац. культур на порабощенных территориях. В обстановке массового террора значит, часть писателей уходила в подполье (как во Франции) или в партиз. отряды (как в Югославии). И только незначит. меньшинство (К. Гамсун в Норвегии, Селин во Франции) сотрудничало с оккупантами. Произв. С. л. печатались и распространялись (нередко в рукописи) гл. обр. нелегально. Писатели-антифашисты понесли тяжелые потери. Но в ходе освободит, борьбы происходило объединение патриотич. сил, в авангарде к-рых стояли коммунисты; сблизились писатели разных политич. взглядов, филос. воззрений и эстетич. принципов. Характерная черта С. л.— сочетание нац освободит. мотивов с социальными.

 

С. л. складывалась как лит-ра национальная, патриотическая и интернациональная. Поэты мн. стран славили подвиг сов. народа в Великой Отечеств, войне. С. л. развивалась в условиях подъема Движения Сопротивления в оккупированных странах. Запечатлевая ужасы гитлеровского террора, С. л. рисовала активную антифаш. деятельность, ставила обществ. и нравств. проблемы, выдвигаемые самой практикой борьбы. В центре внимания писателей — образ борца, формирование его личности, характера в трагич. условиях оккупации. Ведущий жанр — гражд. поэзия, наиболее глубоко и эмоционально выражавшая нар. гнев и горе. На Балканах возродился фольклор в форме партиз. песен. В драматургии преобладал жанр трагедии. Получили распространение очерк, рассказ. Мн. авторы обращались к историч. роману, пользуясь иносказаниями, черпая в прошлом уроки для современности. Незабываемый документ эпохи — письма казненных патриотов, записи и дневники заключенных.

 

Опираясь на прочные нац. и интернац. традиции, С. л. создала высокие эстетич. ценности. Реальная жизнь, трагическая и героическая, входила в лит-ру. Движение Сопротивления стимулировало утраченный мн. зап.-европ. писателями гражд. пафос, героику нар. подвига. Закономерно, что С. л. развивалась преим. в русле реализма. Тема Сопротивления во многом определяла развитие лит. жизни воен. лет. Составляя особый период истории нац. лит-р и всемирной лит-ры, она оказала серьезное влияние на развитие лит. процесса после 2-й мировой войны.

 

==412 СОПР

 

Изд. в рус. пер.: Ярость благородная. Антифаш. поэзия Европы, [M., 1970].

 

• Лит-ра антифаш. Сопротивления в странах Европы. 1939— 1945, M., 1972. ф. С. Наркиръер.

 

Албания. В алб. С. л. гл. место занимают революц. партиз. песни (авторские и анонимные): К. Мето (погиб в 1944), К. Якова, Ф. Гьята, М. Дода. Сатирич. направленность — одна из характерных особенностей партиз. фольклора в Албании. На этой основе поэт Ш. Мусарай создал сатирич. поэму ”Эпопея Балы Комбетар> (подпольное изд., 1944). Г. ф. Серкова.

 

Бельгия. В Движении Сопротивления участвовали писатели Л. ван Экхаут, М. Брат, М. Тири, А. Корнелюс, А. Шаве и др. Протест против оккупации получил отклик преим. в поэзии на франц. яз.: Л. Андре, погибшие в фаш. лагерях поэты Р. Блик (в 1945) и Маргарита Бервет (в 1944). Писатель, гл. ред. подпольной газ. <Voix des Belges” Г. ф. Аннекар был также убит фашистами.

 

Ф. С. Наркиръер.

 

Болгария. С. л. пользовалась популярностью в партиз. отрядах, среди политич. заключенных. В публицистике (В. Воденичарский), в революц. поэзии (Н. Вапцаров, М. Исаев, X. Кырпачев, Ц. Спасов. X. Радевский, В. Андреев, Д. Овадий) писатели-антифашисты, в т. ч. коммунисты, обращались к традициям нац.-освободит. борьбы, обличали преступления болг. и нем. фашистов. В организации прогрес. писателей в Болгарии значительна роль Т. Павлова и К. Кюлявкова, одного из редакторов нелегальной газ. “Патриот” (1944, № 1—2). В. И. Злыднев.

 

Венгрия. Антифаш. настроения выражались во мн. произв. 1939—45, и прежде всего в поэзии, пронизанной мотивами сознания гибельности фашизма для человечества, патриотич. скорбью и гражд. протестом: М. Радноти (погиб в фаш. концлагере), Л. Геребьеш, Л. Лукач, А. Гидаш, Э. Мадарас, Э. Жигмонд, И. Фодор, Д. Ийеш, М. Бабич и др. Антифаш. тенденциями проникнута эссеистика Д. Балинта, статьи Д. Лукача, И. Реваи, Б. Иллеша, памфлеты и рассказы А. Габора. О. К. Россиянов.

 

Германия. Захват власти фашистами в 1933 вызвал размежевание в лит-ре. В изгнании нем. писатели-антифашисты Т. и Г. Манны, Л.. Фейхтвангер, Б. Брехт, А. Цвейг, А. Зегерс, И. Р. Бехер, Л. Франк, Э. Вайнерт, ф. Вольф и др. образовали активный фронт Сопротивления. Оставшиеся в Германии В. Бергенгрюн, Р. Шнейдер, О. Лёрке, Э. Вихерт и др. издавали иносказательные произв., проникнутые духом нравств. неприятия фашизма. С. л. в собств. смысле слова была частью деятельности и борьбы антифашистов, и прежде всего героев коммунистич. подполья: листовки, брошюры. статьи И. Зига для подпольной газ. <Die innere Front”, нелегально изд. в оккупированной Франции сб. стихов Р. Леонхарда (под псевд. Роберт Ланцер) “Германия должна жить”, нелегальный журн. “Stich und Hieb” под ред. Я. Петерсена, и др. В гитлеровских концлагерях слагали антифаш. стихи поэты-коммунисты А. Кукхоф, X. Лорбер, Р. Цах, К. Шног, X. Шульце-Бойзен и близкий им Г. Вайзенборн. Антифаш. сочинения создали также деятели религ. Сопротивления К. Шольц, И. Клеппер, М. И. Мецгер, Д. Бонхёффер в А. Хаусхофер, участники заговора, ставившего целью убийство Гитлера и разгромленного после неудавшегося покушения 20 июля 1944. И. М. Фрадкин.

 

Греция. Активное участие в Движении Сопротивления принимал Союз греч. писателей под рук. поэта А. Сикелианоса. Распространялись стихи К. Варналиса, Я. Рицоса, Н. Вретакоса, О. Элитиса, И. Сефериса, Ф. Ангулеса и др. Стихи Н. Карвуниса, поэтесс С. Мавроиди-Пападаки и Паизи, В. Ротаса, А. Хадзиантиму, положенные на музыку, стали любимыми песнями участников Сопротивления. Тема СССР и его армии-освободительницы отразилась в лит-ре и фольклоре. Популярны были очерк, рассказ. Непосредств. отражение греч. Сопротивление нашло в соч. “Огонь” Д. Хадзиса и в романе-хронике Т. Корнароса “Концлагерь Хайдари”.

 

Яннис Мочос.

 

Дания. Писатели активно участвовали в Движении Сопротивления. В 1944 опубл. коллективный сб. <Горит огонь” и др. нелегальные издания; в числе авторов — Я. Палудан. X. К. Браннер, М. А. Хансен, К. Сённербю, К. Абелль, X. Кирк. Были арестованы М. Андерсен-Нексё, Кирк, X. Шерфиг. Кирк в концлагере написал -“Песнь Хорсерёда” и роман “Раб”. Шерфиг в подполье создал сатирич. антифаш. роман <Идеалисты”. Писатель-священник К. Мунк, убитый в 1944 гестаповцами, опубл. сб-ки стихов, нар. драму “Нильс Эббесен”, в к-рых призывал к единству, осуждал предательство правящих кругов Дании. К стойкости и борьбе за свободу призывал Абелль в драмах “Королева-призрак” и <Силькеборг”. В поэзии звучали тема родины, скорбь и боль за попранные права человека, надежда на светлое будущее: стихи О. Гельстеда, X. Расмуссена, П. Сёренсена, М. Нильсена, Н. Петерсена. Важное звено С. л.— историч. романы “Свобода это снесет” К. Линнемана и -“Счастливый Кристофер” Хансена. И. П. Куприянова.

 

Италия. В годы Движения Сопротивления 1943—45 итал. лит-ра, порвав с декадентством и формализмом, вернулась к реалистич. изображению жизни, обрела нового героя — борца-антифашиста. Наряду с богатым фольклором (партиз. песни, частушки) поэзия Сопротивления включает стихи Дж. Унгаретти, Э. Монтале, У. Саба. Поэты А. Гатто, С. Квазимодо, преодолев влияние герметизма, в ясных образах воплотили высокие духовные гуманистич. ценности, антифаш. пафос. В прозе произошел поворот к социальной антифаш. теме (К. Леви, В. Пратолини). Антифаш. мотивы присутствуют в повести Э. Витторини “Беседы на Сицилии”, роман “Люди и нелюди” запечатлел героику Сопротивления. Из среды его участников вышли Пратолини, И. Кальвино, К. Кассола, Дж. Басса и др., отразившие в своих произв. 1-го послевоен. пятилетия Сопротивле-_ ние как эпопею нар. борьбы. Его идеи явились могучим стимулом развития итал. лит-ры и прежде всего — неореализма.

 

3. М. Потапова.

 

Нидерланды. Мн. литераторы, оставшись на терр. оккупированных Нидерландов, перешли на нелегальное положение. На ручных машинах подпольно печатались антифаш. стихи, памфлеты, рассказы. Особенно распространена была поэзия: сб. “Песни гёзов” (1943), включающий стихи, стилизованные под революц. песни 17 в.,

 

насыщенные актуальным политич. содержанием. М. Нейхоф, самоотверженно работавший в подполье, в 1945 издал свои стихи “К падшим” и “Свободны мы”. “Песнь восемнадцати казненных” (1943) погибшего в концлагере Я. Камперта — своеобразный нац. гимн оккупированных Нидерландов. Пафосом ненависти к угнетателям пронизаны стихи и поэмы Э. Хорника, А. Дёйнкеркена (псевд. Асселбергса), А. Донкера (псевд. Донкерслота). Красноречивый документ эпохи — “Дневник Анны Франк” (1947). Хроникой воен. лит является роман М. Деккера “Под сапогом” (1945).

 

И. В. Волевич. Норвегия. Во время фаш. оккупации из Норвегии эмигрировали С. Унсет, X. Крог. Ведущий жанр С. л.— поэзия: Н. Григ (сб. “Свобода”, публицистич. сб. “Флаг”), Г. Рейс-Андерсен, А. Эверланн. Участник Сопротивления Эверланн был заключен в концлагерь, Рейс ' Андерсену удалось бежать в Швецию, где он вместе с Ингер Хагеруп и др. издавал сб-ки поэзии, переправлявшиеся затем в Норвегию. Образ борца-антифашиста — в центре историч. романов Ю. Фалькбергста <Ан-Магритт”, А. Вогенса “Лассе Ara”, A. Хауге <Сентябрьские заморозки”, Ю. Боргена “Лета нет и не будет” и Т. Весоса “Дом во тьме”. " Л. Г. Григорьева.

 

Польша. Польская С. л.— одна из самых значит, в Европе. Польские деятели культуры в годы фаш. оккупации работали в условиях жесточайшего террора, в глубоком подполье. Многие из них погибли в тюрьмах и концлагерях. В подполье выходило ок. 1400 периодич. изданий, лит. журналов разных идейно-политич. ориентации: “Przeiom” (1942—43), “Miesiзcznik literacki” (1942—43), “Sztuka i Narod” (1942—44) и др. Популярностью пользовались поэтич. антологии “Независимая песня” (1942), “Дух свободы в песне” (1942), “Правдивое слово” (1943). Наряду со стихами писателей старшего поколения (Л. Стафф, М. Яструн, С. Р. Добровольский и др.) в поэзии выделяется творчество т. н. “драматического поколения” варшавских поэтов К. К. Бачиньского, Т. Гайцы, 3. Строиньского, Т. Боровского, участвовавших в Движении Сопротивления. В поэзии возрождались нац.-освободит, мотивы польск. романтизма нач. 19 в.: сб. “Избранные стихи” Бачиньского, сб-ки “Призраки” и “Обыкновенный гром” Гайцы, сб. стихотв. в прозе “Окно” Строиньского. Создавалась политически острая партиз. и подпольная поэзия, сатира (Т. Холлендер и др.). Проза представлена публицистикой, репортажами, рассказами (Р. Братны, В. Жукровский печатались в подпольной прессе с 1942). Известна была повесть А, Каминьского “Камни для редута” (1943) о героизме подпольщиков Варшавы. Во время войны в СССР находились В, Василевская, Л. Пастернак, Л. Шенвальд, Е. Путрамент и др., принимавшие участие в борьбе с гитлеровскими захватчиками в рядах Войска Польского. В СССР издали стихи А, Важник (сб. “Сердце гранаты”), Шенвальд (сб. “Из гостеприимной земли в Польшу”), Л. Пастернак. В Иерусалиме В. Броневский издал сб. “Примкнуть штыки!”, Лондоне — сб. “Дерево отчаяния”. Ю. Тувим в США создал поэму “Цветы Польши” (неоконч. изд., 1949). В годы оккупации в польск. лит-ре произошел процесс демократизации, сформировалась новая идейно-худож. проблематика, подготовившая появление лит-ры Народной Польши.

 

А. Г. Пиотровская. Румыния. Литераторы выражали общенар. неприятие войны и фашизма: М. Р. Параскивеску в сб. “Цыганские песни” включил переводы стихов исп. поэта Ф. Гарсии Лорки, убитого фашистами, воспел цыганский народ, истреблявшийся гитлеровцами; сб-ки “Стихи? и “Потерянный город” М, Бенюка; “Песни под танками” Марии Бануш. стихи Магды Исанос; рассказы К. Петреску “Гибель чайки” и М. Садовяну “Мостики”. Т. Аргези за памфлет “Барон”, направл. против нем. посла фон Киллингера, был заключен в концлагерь. Разоблачение фашизма, ввергнувшего Румынию в войну, звучало в стихах А. Томы в подпольной коммунистич. печати (“Дойна нацисту”. “Письмо с Украины” и др.). Ю. Л. Кожевников.

 

Франция. Движение Сопротивления, принявшее во Франции всенар, размах, создало обширную лит-ру (поэзию, прозу, драматургию). Действовали подпольные изд-ва (“Полночное издательство”, осн. П. де Лескюром; “Французская библиотека”), С 1942 выходил орган Нац. комитета писателей газ. “Les lettres francaises”; ее основатель Ж. Декур был расстрелян. Был казнен Г. Пери, в бою пал Ж. Прево, погибли в лагерях Р. Деснос, М. Жакоб. В подполье вышли поэтич. антологии “Честь поэтов” (1943) и “Европа” (1944). Франц. писатели свое творчество воен. лет подчинили беззаветному служению людям, что выразилось в кристальной чистоте и прозрачности стихов П. Элюара (“Поэзия и правда 1942 года”, “Лицом к лицу с немцами”), в гневном пафосе, боевых призывах стихов Л. Арагона (сб-ки “Нож в сердце”, “Глаза Эльзы”, “Паноптикум”, “Французская заря”), в стихах поэтов-коммунистов (Л. Муссинака, Э. Гильвика). Духом борьбы проникнуты также стихи поэтов-католиков П. Ж. Жува, А. Массона и др. Интонации нар. песни звучат в стихах Десноса и Превера. Популярность имела “Песня партизан” на текст М. Дрюона и Ж. Кесселя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...