Литературный энциклопедический словарь 141 глава
Γ δ. Γончарова.
ЯМБ (греч. iambos), l) в метрич. стихосложении стопа из 3 мор, строения \-1 — (состоит из краткого и долгого слогов, с разл. заменами), употреблялся чаще всего в триметре. 2) В силлабо-тонич. стихосложении — метр, образованный стопами из двух слогов с сильным местом (иктом) на 2-м; сильное место может быть как ударно, так и безударно (х), слабое — только безударно ('-/, с оговорками о сверхсхемных ударениях), последнее сильное место в строке обязательно-ударно (\и); схема '-'x^x^-'x...^'. Частоударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно.
В рус. стихе употребительны 3-стопный Я. (“Подруга думы праздной”), 4-стопный Я. (“Мой дядя самых честных правил”), 5-стопный Я. (“Еще одно последнее сказанье”) (все примеры из А. С. Пушкина), 6-стопный Я. с цезурой (“Надменный временщик, и подлый и коварный”, К. Ф. Рылеев), а также разностопные урегулированные 4—3-стопный, 6—4-стопный Я. и др. (“Певец во стане русских воинов” В. А. Жуковского, “На холмах Грузии лежит ночная мгла” Пушкина, см. Ямбы) и разностопный неурегулированный вольный стих (басни, комедии). Я.— самый распространенный метр рус. силлабо-тоники; господствующими размерами в 18 в. были 6-стопный Я. (эпос, трагедии, элегии, сатиры), 4-стопный Я. (оды и др. лирич. жанры) и вольный Я., с сер. 19 в.—4-стопный Я. (поэмы, лирика) и 5-стопный Я. (драмы, поэмы, элегич. лирика), м. л. Гаспаров. ЯМБЫ, жанр стихотворений, преим. обличительного, реже элегич. характера, с чередованием написанных ямбом длинных и коротких строк в строфе. Возник в антич. лирике (Архилох, “Эподы” Горация), классич. образцы дали А. Шенье и О. Барбье; в России к Я. близки, напр., стихотворения “Не верь себе” М. Ю. Лермонтова и “Скифы” A.A. Блока.
М. Л. Гаспаров.
ЯПОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра япон. народа. Развивается на япон. яз.
Еще в дописьм. период, в первые века н. э., в Японии были широко развиты песенно-поэтич. творчество а мифология. К сер. 1-го тыс. страна постепенно стала входить в кит.-буддийский ареал культурных связей.
Познакомившись на рубеже 4—5 вв. с кит. иероглифич. письменностью, японцы, однако, Не сразу приспособили ее для записи собственно япок. речи; офиц. документы, религ.-филос. соч. писались только покитайски. Первый из сохранившихся памятников на япон. яз.— летопись “Кодзики” (712); ее мифол. часть фиксирует древнейшую ступень худож. мышления, представления о вседуховности природы, доныне сохранившиеся в нац. религии японцев — синто. В 759 появилась первая поэтич. антология “Манъёсю”, включающая 4516 фольклорных и авторских (ок. 500 авторов) стихотворений, б. ч. в жанре танка (об осн. жанрах Я. л. см. также в ст. Поэтика).
Я. л. на кит. яз., возникшая в сер. 8 в. (поэтич. сб. “Кайфусо”, 751), ориентировалась на нормы кит. поэтики, испытывала влияние конфуцианства. Круг ее авторов и читателей был более узким, чем у лит-ры на япон. яз.; взаимопроникновения этих двух потоков лит-ры практически не было. Наивысший подъем Я. л. на кит. яз.—2-я пол. 14—15 вв.
Раннее средневековье (эпоха Хэйан; сер. 7— кон. 12 вв.) включает стадию фольклорной традиции и стадию развития повествоват. лит-ры на базе япон. слогового письма. Ок. 9 в. появился термин моногатари (повествование), обозначавший прозаич. произв. разных жанров в Я. л. Зарождение повествоват. лит-ры связано с появлением повести “Такэтори-моногатари”, состоящей из ряда новелл, вставленных в обрамляющую.
10—11 вв.— эпоха расцвета япон. культуры. За 200 лет распространились новые жанры, мн. виды прикладного иск-ва. Буддийские представления определяли и характер сюжетных ходов, и тематику мн. лит. произведений. Япония миновала этап широкого усвоения континентальной культуры и переживала эпоху относит, самоизоляции, укрепления специфики во всех областях культурной жизни. Образованность достигла высокого уровня в среде придворной аристократии; ее представители создали б. ч. лит. произведений эпохи. При дворе культивировались пышные церемонии, религ. обряды, эстетизм. Наиболее распространенной эстетич. категорией была моно-но аварэ, наложившая отпечаток на все последующее развитие Я. л.; в худож. описании была важна, в первую очередь, эмоц. реакция лирич. героя на природные явления, воспевалась способность к быстрому и тонкому чувствованию эстетич. сигнала. Из сочетания стихотв. экспромта и прозаич. введения к нему вырастает особый вид насыщенной стихами прозы (первый ее образец —“Исэ-моногатари”), а затем дневниково-мемуарной лит-ры — н и к к и, в основе к-рой — письма, стихи, памятные записки и воспоминания. Мн. дневники создавались представительницами т. н. женского потока в Я. л.; среди них — Мурасаки Сикибу, автор любовного и нравоописат. романа “Гэндзимоногатари” — вершины классич. Я. л. В это же время созданы “Записки у изголовья” Сэй Сёнагон, первое произв. в жанре эссе — дзуйхицу. Генетически первые дзуйхицу связаны с никки, однако почти лишены стихотв. элемента; помимо традиционно дневниковых записей, содержат описания природы, небольшие новеллы, афоризмы и т. д.
В поэзии раннего средневековья прослеживаются две тенденции: составление многочисл. сб-ков и канонизация формы; самый распространенный жанр — танка. В 922 была составлена одна из крупнейших япон. антологий “Кокинвакасю” (20 книг, свыше 1100 стих., сост. Кино Цураюки и др.).
В период развитого феодализма (эпоха Камакура, Муромати и Момояма, кон. 12—16 вв.) в результате междоусобной войны придворная аристократия во главе с императором была отстранена от политич. власти, закончился и период ее гегемонии в культурной жизни страны. На передний план вышло военно-феод. сословие (бус и), включавшее самураев
•ft 34 ЛЭС
(дружинники крупных феодалов). Оживились связи с континентом; происходил интенсивный обмен предметами быта, произведениями иск-ва и лит-ры. Активно адаптировалось сунское конфуцианство, распространились учения новых сект буддизма. Начиналось формирование самурайского идеологич. комплекса, впоследствии получившего назв. бусидо —“путь воина”. Постепенная трансформация идеологии воинов четко прослеживается в военно-феод. эпопеях — г у н к и. С гунки в лит-ру были привнесены новые оценочные категории, неизвестные придворной аристократии; внимание читателя переносилось из области эстетического в область этического, неизмеримо возросла роль конфуцианской морали, гл. обр. в плане отношений господина и слуги, идеи служения долгу. Параллельно гунки продолжали развиваться жанр дзуйхицу и дневниковая лит-ра. Видные писатели — Камо Тёмэй и Кэнко-хоси. Их произв. завершали хэйанскую культурную традицию. Создавались также сб-ки с э ц у в а (популярные рассказы религ., историч. и бытового характера), преданий, сказок, анекдотов и откровенно подражательных “историч. повествований”. Проза 13—14 вв. (особенно т.н. катаримоно— произв. эпич. плана, долго бытовавшие в устной традиции) в последующие эпохи послужила источником сюжетов для фольклора и авторской лит-ры (рассказов, пьес).
В поэзии наряду с танка (антология “Син-Кокинсю”, сост. в 1205 Фудзивара Садаиэ) распространился жанр и м а ё у т а. Свободные от сложной ассоциативной образности танка, имаё ута были особенно популярны в малообразованной самурайской среде. В 14—15 вв. достигает расцвета поэтич. жанр рэнга, возникший еще в 11—12 вв. из стихотв. игры (Нидзё Есимото и Соги). Традиц. поэзия становилась все более формальной и эстетствующей.
В лит-ре этого периода наряду с общими буддийскими мотивами иллюзорности бытия отразилась специфическая дзэнбуддийская концепция с а т о? и (мгновенного постижения истины, озарения), к-рая оказала влияние на композицию одноактных лирич. драм и о к ё к у (пьесы театра масок ноо), положивших начало япон. драматургии. Сюжеты драм заимствованы из синтоистских мифов, преданий, нар. сказаний и буддийских сутр. Крупнейший драматург и теоретик ноо — Дзэами.
Распространенной формой устного рассказа в 15—
16 вв. были отогидзоси (сохранились лишь в записях 17—18 вв.). Они изобилуют сказочными элементами и по содержанию делятся на группы рассказов: из жизни придворной аристократии, на буддийские темы, о воинах, простонар. переложения инд. и кит. легенд, о животных. Анонимные отогидзоси представляют собой первую стадию лит-ры нового сословия — горожан феод. Японии. Ремесленники и торговцы устраивали состязания в поэтич. мастерстве и составляли сб-ки стихов победителей. Широко распространились короткие стихотворения со свободным размером — к о у т а, в к-рых заметную роль играла трудовая тематика.
Рост городов в период позднего феодализма (эпоха Эдо, 17 в.—60-е гг. 19 в.) привел к преобладанию демократич. тенденций в лит-ре. Традиции отогидзоси в 17 в. продолжил новый жанр — канадзоси (популярные рассказы развлекат. и нравоучит. характера); их авторы — чиновники из разорившихся самураев, буддийские монахи, читатели-горожане. В кон.
17 в. эти рассказы дали начало жанру — укиёдзос и, т. е. рассказам, новеллам и повестям бытового, ЯПОН
==529
зачастую эротич. содержания. Поведение героев определялось моралью развивающейся буржуазии. Расцвет укиёдзоси связан с именем Ихара Сайкаку, зачинателя трех осн. направлений в этом жанре: новелла о чувств, любви и любовных похождениях (к о с ё к у? о н о), новелла из жизни самураев (б у к э м о н о), новелла из жизни горожан, целью к-рых было накопление денег (тёнинмон о). Ихара Сайкаку сделал первые попытки показать влияние среды на формирование личности, на судьбы Героев.
Драматургия 17—18 вв. ориентировалась на театр кукол дзёрури и театр кабуки. Крупнейшим драматургом эпохи является Тикамацу Мондзаэмон, автор дзидаймоно — многоактных историч. драм на сюжеты из военно-феод. эпоса, япон. и кит. истории, старинных легенд и преданий. В дзидаймоно прослеживается идея верности вассальному долгу в духе кодекса бусидо. В 1703 Тикамацу Мондзаэмон создал первую сэвамоно — бытовую драму из жизни горожан, где заметно влияние буддийской и особенно конфуцианской идеологий. Его пьесы включают стихотв. вставки и лит. реминисценции, но осн. ткань составляет разг. речь (особенно в бытовых драмах).
В поэзии 17 в. господствующее положение занял жанр хокку. Высокие образцы этого жанра создал Мацуо Басе, наполнив его филос. содержанием. “Стиль Басе”· царил в япон. поэзии почти 200 лет. Он выдвинул три осн. эстетич. принципа: с а б и (изящная простота), с и о? и (ассоциативное сознание гармонии прекрасного) и? о сом и (глубина проникновения).
В последней четверти 18 в. сёгунское пр-во установило строгий контроль за культурной жизнью страны и тематикой лит-ры. Социальный состав авторов и читателей изменился в сторону увеличения самурайской прослойки. В 1791 были запрещены как безнравственные произв. нек-рых писателей (Ихара Сайкаку) и целые лит. жанры (юмористич. бытописательская повесть с я? э б о н). Поиски новых тем, лит. форм, идей привели на рубеже 18—19 вв. к новому расцвету повествоват. лит-ры. Возник жанр ё м и? о н — рассказы и повести на сюжеты историч. преданий, легенд, устных рассказов. Бытописательское направление уступило место фантастико-приключенческому: его сторонники изображали призраков, духов, воспевали самурайскую мораль. Автор самого известного сборника ёмихон — Уэда Акинари. В нач. 19 в. Такидзава Бакин создал новый вид ёмихон — дидактич. роман. За основу сюжета он часто брал действит. факт из япон. или кит. истории, добавляя к нему множество авантюрных и фантастич. подробностей и переосмысливая его с целью “приобщать к добру и отвращать от зла” читателей. Понятие добра и зла трактовалось им в буддийско-конфуцианском духе. Романы Такидзава Бакин пользовались успехом и повлияли на целое поколение литераторов.
Одновременно с ёмихон распространились к у с а д з о с и, или г о к а н (иллюстрир. рассказы, издававшиеся ксилографич. способом). Их авторы черпали сюжеты героич., авантюрного, любовного и благочестивого характера из лит-ры прежних эпох. Реалистич. традиции фарсов кёгэн и повестей укиёдзоси были унаследованы и развиты вт.н. коккэйбон — юмористич. повестях нач. 19 в., описывающих нравы и быт горожан (Дзиппэнся Икку). Сикитэй Самба в произв. этого жанра вывел живописные образы горожан, смело использовал разг. речь. В 30—40-х гг. 19 в. распространился сентиментальный роман ниндзёбон (родоначальник — Тамэнага Сюнсуй). Попытки психол. анализа в романах ниндзёбон определили их успех у читателей.
К оглавлению
==530 ЯПОН
В средних и низших слоях гор. населения распространился не связанный с классич. канонами жанр шуточной и сатирич. поэзии кёка. Золотым веком кёка считаются 80-е гг. 18 в., когда вышли сб-ки “Собрание кёка за 10 000 лет” (1783; назв. условно) и “Сокровищница талантов кёка” (1787). Горожане высмеивали в нем мн. стороны быта, создавали пародии, сатирич. экспромты, свободно употребляя просторечную и жаргонную лексику. Популярен также был в кон. 18— нач. 19 вв. жанр с э н? ю, близкий к эпиграмме.
Покровительство конфуцианской учености со стороны офиц. властей способствовало оживлению в 17— нач. 19 вв. переводч. деятельности (на япон. яз. были переведены “Речные заводи”, “Цзин, Пин, Мэй” и др. кит. романы). Появились первые переводы и европ. авторов с голл. яз. (в осн. историко-географич. соч.).
Незавершенная бурж. революция Мэйдзи 1867—68 подорвала феод. строй и открыла путь капиталистич. переустройству Японии. Возросло количество переводов европ. лит-ры, в т. ч. русской. В культурную жизнь страны все более проникали идеалы европ. Просвещения. Однако традиции лит-ры Эдоской эпохи оставались преобладающими, а новые худож. принципы изображения действительности с трудом прокладывали себе дорогу. Начало движению за создание новой лит-ры положил Цубоути Сёё, отрицая старые эстетич. каноны, требующие от личности самоотречения в пользу феод. моральных догм, он выдвинул на первый план чувственность и индивидуальную жизнь. Однако Цубоути Сёё призывал лишь к внешнему копированию явлений жизни. На недостатки теории Цубоути Сёё указал Фтабатэй Симэй, требовавший от художника не только изображения явлений жизни, но и раскрытия их идейной сущности. Его роман “Плывущее облако”, написанный, по свидетельству самого писателя, под влиянием Ф. М. Достоевского и И. А. Гончарова, положил начало развитию критич. реализма в Я. л. В то же время пользовались попу лярностью писатели группы “Кэнъюся”, связанной со старой традицией. Поиски идеала в прошлом характерны также для Кода Рохан. После япон.-кит. войны 1894—95, в условиях обострившихся внутр. противоречий, зародилась т.н.сякай сёсэцу — социаль ная проза (Токутоми Рока и др.), сыгравшая важную роль в развитии япон. реализма.
В 80-х гг. 19 в. возникло “движение за стих нового стиля”. В изданном в 1882 “Сборнике стихов новой формы” были предприняты попытки опереться на принципы европ. стихосложения. Для поэзии кон. 19— нач. 20 вв. характерны преим. романтич. тенденции. Призывом к утверждению личности пронизаны стихи Симадзаки Тосон; пафосом борьбы против феод. устоев отличается творчество Китамура Тококу. Замечат. памятником романтич. поэзии явился сб. стихов (1901) Есано Акико, в к-рых поэтесса воспела свободную любовь юности, бросив вызов традиц. конфуцианской морали; в разгар рус.-япон. войны 1904—05 она гневно осудила господств, классы, развязавшие войну. Параллельно с романтич. поэзией развивается реалистич. направление, в к-ром утвердился д з и ю с и — свободный стих на разг. языке, ставший осн. формой япон. поэзии 20 в.
В нач. 20 в. в Я. л. возникло т.н. сидзэнсюги у н д о — движение за натурализм, на к-рое оказало воздействие творчество Э. Золя. Среди первых писателей-натуралистов был Нагаи Кафу. Но уже с сер. 1-го десятилетия в этом движении ведущее положение заняли писатели-реалисты. Термин “сидзэнсюги” стал обозначать и собственно натурализм, и реализм. К острой социальной критике обращались Симадзаки Тосон, Куникида Доппо, Таяма Катай, Нацумэ Сосэки. Постановкой проблем развития нац. культуры, ее связей с Западом отличается творчество Мори Огай.
В то же время натуралистич. тенденции нашли выражение в распространившемся в эти годы жанре ватакуси сёсэцу (эгобеллетристика). Этот жанр наложил отпечаток на развитие Я. л. 1-й пол. 20 в.; для него характерна нарочитая изоляция авторского “я” от обществ, проблем, уход в интимные переживания.
Серьезным тормозом на пути развития реалистич. Я. л. стала историч. обстановка, сложившаяся после подавления в нач. 20 в. антиимпериалистич. демократич. движения хэймин ундо. Однако оно выдвинуло писателей, объявивших войну совр. условиям, превратившимся в преграду на пути к прогрессу. Среди них — поэт Исикава Такубоку. В годы движения он порывает с романтич. миром мечтательной поэзии, характерным для его первого сборника; в дальнейшем его творчество отразило трагич. настроения поэта, пережившего личную и социальную драму в глухую пору реакции. Сб. “Свист и свисток” явился итогом идейно-творч. исканий Исикава Такубоку; демократич. и социалистич. тенденции его поэзии отразили рост самосознания нар. масс, открыв новый путь развития Я. л.
В 20-х гг. в обстановке рабочего движения в Японии под влиянием Окт. революции в России зарождается япон. пролет, лит-ра. Среди первых ее писателей — Хаяма ёсики, показавший борьбу угнетенных масс. К пролет, направлению примкнули лучшие представители интеллигенции, последовательные в своем гуманистич. протесте против эксплуататорского строя (Фудзимори Сэйкити, Такакура Тэру). Была создана Всеяпон. федерация пролетарского искусства (НАПФ; Nippon Artista Proleta Federatio— на эсперанто), объединившая разрозненные лит. группы. Важную роль в утверждении эстетич. основ революции лит-ры сыграл критик Курахара Корэхито; опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма, на опыт сов. лит-ры, он выступил против догматизма и вульгаризации в лит-ре. Видные представители пролет, лит-ры — Кобаяси Такидзи, Токунага Сунао.
Усилился интерес к драматургии. Традиц. театр, уходящий своими корнями в феод. прошлое, с трудом поддавался новым веяниям. Постановки пьес У. Шекспира, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, А. П. Чехова, М. Горького способствовали обновлению драматургии, рождению реалистич. театра Японии. В нач. 30-х гг. появились пьесы, социально заостренные и политически актуальные.
В целом в 20—30-х гг. развитие Я. л. было противоречивым. Возникли также неоромантизм, неогуманизм, “школа нового мастерства” (неореализм). Неоромантики искали выход из кризиса в утонченном эстетизме, уживающемся с эротикой (Танидзаки Дзюнъитиро). Неогуманисты, группировавшиеся вокруг об-ва “Сиракаба” (1910—23), не имели единой платформы; называя своим учителем Л. Н. Толстого и приняв его социальную утопию, они сходились на поэтизации внутр. самоанализа “кающегося дворянина”. Абстрактный гуманизм и утонченный психологизм отличают Сига Наоя. Особняком в этой группе стоял Арисима Такэо, автор романа “История одной женщины” — одного из лучших произв. критич. реализма в Я. л. В ст. “Одно признание” он утверждал необходимость социального переустройства. К “школе нового мастерства” примыкал Акутагава Рюноскэ, произведениям к-рого свойственны глубокий психологизм и сатирич. заостренность. Однако в последних своих произв. он пришел к пессимистич. настроениям, к утверждению идеи бессмысленности человеческого существования.
Большое значение для развития япон. реализма имело творчество Миямото Юрико, находившейся в начале творч. пути под влиянием “Сиракабы”; важной вехой в жизни и творчестве писательницы стала встре-
34*
ча в 1928 с М. Горьким. Публицистика Миямото Юрико 30-х гг.—яркая страница Я. л. Сопротивления. С кон. 20-х гг. она стала активным участником пролет, лит. движения. Ее автобиогр. романы 40-х гг. отмечены япон. прогрес. критикой как достижение лит-ры социалистич. реализма.
В 20—30-х гг. под влиянием западного “левого” иск-ва в Я. л. возникли авангардист, течения, для к-рых характерны неприятие капиталистич. действительности и вместе с тем отрицание всех моральных норм, призыв ко всеобщему разрушению, формалистич. экспериментаторство. Отчетливое выражение принципы модернистской эстетики получили в творчестве писателей-“неосенсуалистов”, считавших подлинно ценным только субъективное восприятие мира. Теоретик и глава этой группы — Ёкомицу Риити.
В 30—40-х гг. в условиях фашизации Японии в лит-ре господствовала апологетич. тенденция прославления “священной войны”. В июле 1942 было учреждено япон. лит. об-во служения отечеству, ставшее оплотом пропаганды шовинистич. “японизма”.
После разгрома япон. милитаризма во 2-й мировой войне 1939—45 противоречивые внутр. процессы обществ. развития страны обусловили сложную картину ее лит-ры, в к-рой взаимодействовали традиционное, демократическое и сэнгоха (“послевоенная группа”) течения. Писатели старшего поколения, представляющие первое течение, в поисках “устойчивых ценностей”, не подвластных закону времени, обращались к традициям многовековой нац. лит-ры: роман “Мелкий снег” Танидзаки Дзюнъитиро, повести Кавабата Ясунари “Тысяча журавлей”, “Старая столица”, отличающиеся внутр. лиризмом, классич. представлением о прекрасном. Движение за развитие демократич. лит-ры возглавили критик Курахара Корэхито, писатели-ветераны пролет, лит-ры 20—30-х гг. Миямото Юрико, Накано Сигэхару, Токунага Сунао. В дек. 1945 было учреждено Об-во новой япон. лит-ры (“Синнихон бунгаккай”), объединившее прогрес. прозаиков и поэтов. В кон. 50-х гг. внутри об-ва возродились авангардист, тенденции, проявившиеся в попытке синтеза реализма и модернизма. Течение сэнгоха представляли писатели разных идейно-эстетич. направлений. Их объединяло отрицание милитаризма и традиционализма во имя утверждения человеческой личности. В творчестве видных его представителей преобладали реалистич. тенденции (Оока Сёхэй, Нома Хироси, Эндо Сюсаку, Хотта Ёсиэ).
Противопоставив себя традиц. лит-ре в поисках худож. средств для изображения “человека современности”, часть писателей обратилась к творч. приемам зап. модернизма. Влияние Дж. Джойса и М. Пруста сказалось в романах Ито Сэй. Настроением отчаяния, неприятием обществ, идеалов пронизаны повести Дадзай Осаму. Широкое распространение в лит-ре 50—60-х гг. получила “литература плоти”, открыто проповедующая культ жестокости и секса, а также “роман нравов”, смыкающийся с массовой литературой.
Совр. Я. л. развивается во взаимодействии и отталкивании реалистич. и модернистских тенденций. Декадентским и модернистским течениям противостоят писатели демократич. направления и критич. реализма, а также прогрес. поэты, занимающие ведущее положение в созданном в 1962 “Конгрессе поэтов Японии”. Острые социальные проблемы совр. Японии нашли яркое отражение в реалистич. романах Гомикава Дзюмпэй и Исикава Тацудзо. Большое место в Я. л. заняла тема трагедии Хиросимы (Ибусэ Масудзи, Хотта Ёсиэ).
ЯПОН
==531
Значит, явлением Я. л. 60—70-х гг. стало творчество молодых талантливых писателей, выросших в условиях послевоен. лет. В центре большинства романов Оэ Кэндзабуро — жизнь молодого человека в послевоен. Японии, его нравств. искания, а также тревога за судьбы человечества перед угрозой ядерной катастрофы. Тема отчуждения совр. человека в бурж. мире занимает осн. место в творчестве Кайко Такэси и Абэ Кобо. Филос. проблематикой, сочетанием реализма и фантастики выделяются романы и пьесы Абэ Кобо. Реалистичность, органич. связь с традициями нар. театра характерны для пьес Киносита Дзюндзи. В ист. жанре работает Иноуэ Ясуси.
В развитии социалистич. направления совр. Я. л. важную роль играет Союз демократич. лит-ры Японии (1965). Революц. борьба рабочего класса, протест нар. масс против милитаризма и монополий, социальное самоутверждение человека — осн. круг тем демократич. лит-ры на совр. этапе (Кубота Сэй, Симота Сёдзи, Накадзато Кисе и др.).
Многовековая самобытная Я. л. вызывает глубокий интерес во всем мире, в т. ч. в СССР. Зародившиеся в кон. 19— нач. 20 вв. рус.-япон. лит. связи значительно углубились и расширились в сов. время.
Лит. периодика: журн. “Минею бунгаку” (с 1965) — орган Союза демократич. лит-ры Японии, лит.-худож. журн. <Синтё> (с 1900), -Бунгэй сюндзю” (с 1923), <Бунгэй”, <Бунгакукай” (оба с 1933), “Гучдзо” (с 1946), литературоведч. журн. <Кокуго то кокубунгаку!. (с 1924), чБунгаку” (с 1933).
Изд.: Япон. революц. лит-ра, М.—Л., 1934; Япон. поэзия, М 1956; Япон. повести. Сб. произв. прогрес. япон. писателей, М., 1957; Япон. новелла (1945—1960), М., 1961; Япон. новелла (1960—1970), М., 1972; Совр. япон. новелла. 1945—1978, М., 1980; Совр. япон. повесть, М., 1980; Из совр. япон. поэзии, М., 1981; Осенние цикады. Из япон. лирики позднего средневековья, М,, 1981; Совр. япон. новелла, М., 1985.
История совр. япон. лит-ры, [пер. с япон.], М., 1961; Г? иева Т., Логунова В., Япон. лит-ра. Краткий очерк, М Конрад Н. И., Очерки япон. лит-ры, М., 1973; Г о? сгляд?.Η., Δневники и эссе в япон. лит-ре?—XIII вв., М., 1975; РехоК., Совр. япон. роман, М., 1977; К и н Д., Япон. лит-ра XVII—XIX столетий, [пер. с англ.], М., 1978;
О История ci г о? ь е в а Т., Л 1964; "
Воронина И, А.. Поэтика классич. япон. стиха VIII—XIII вв., М., 1978,-Хирано К э н, Гэндай нихон бунгаку нгомон, Токио, 1955; Хонда Сюго, Моногатари сэнго бунгаку си, Токио, 1966; Като Сюит и, Нихон бунгакуси дзёсэцу, т. 1—2, Токио, 1975—80; Нихон киндай бунгаку дайдзитэн, т. 1—6, Токио, 1977—78. В. Н. Горегляд, К. Рехо.
“ясная ПОЛЯНА”, педагогич. журнал. Изд. Л. Н. Толстым в 1862. Освещал опыт нач. школы, открытой Толстым в его усадьбе Ясная Поляна для крест, детей, и др. нар. школ; публ. статьи Толстого по вопросам просвещения нар. масс и теоретич. проблемам педагогики. Выпускал “Книжки Ясной Поляны” для нар. чтения, включавшие и соч. учеников школы.
==532
==533
00.htm - glava33
АННОТИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН АВТОРОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
==534
Аннотированный указатель имен включает в себя около 8000 статей-справок, составленных специалистами по той или иной литературе, так например, древнерусский “цикл” подготовлен Д. М. Буланиным, разделы по древнегреческой и древнеримской литературам — М. Л. Гаспаровым, о литературе США — А. М. Зверевым, о литературе Англии — В. А. Харитоновым.
В Указатель вошли имена всех упомянутых в основном корпусе Словаря русских и русских советских писателей, представителей литератур народов СССР, а также имена иностранных писателей, встречающиеся, как правило, в обзорах национальных литератур. В конце каждой статьи-справки указаны страницы, на которых упоминается данное имя. Нерусские фамилии даются в русской транслитерации, в необходимых случаях указываются (в разрядку) варианты написания имен; иностранные фамилии приводятся также и на языке оригинала, если в нем принят латинский алфавит. Даты жизни даются по новому стилю. В дефиниции обозначена национальная (государственная) принадлежность авторов, язык, на котором написаны их сочинения. Статьи Указателя имеют характер библиографических справок, включающих и некоторые биографические сведения о писателе. При произведениях русской и советской литератур проставлены даты их первой публикации; при произведениях иностранных писателей — даты их первого (или наиболее раннего из известных) отдельного издания, а также во многих случаях—даты их первого русского перевода. Иногда (например, для произведений древней или средневековой литератур) отмечается творческая дата, для драматургических произведений — дата их первого сценического воплощения.
Знак ^ отделяет перечень основных произведений от изданий собраний сочинений писателя или его избранных сочинений на русском языке (для писателей народов СССР — также на их родном языке). Знак · — предваряет “литературу о писателе”·, включающую, главным образом, книги монографического характера на русском языке, биобиблиографические и библиографические указатели; в отдельных случаях, когда такого рода работы отсутствуют,— монографии на иностранных языках.
Отбор и корректировка Указателя с основным корпусом словаря осуществлена В. Н. Шикиным при участии Т. М. Будариной, В. М. Удалова; общее руководство — Л. С. Литвиновой.
С. С. Аверинцев Л. А. Аганина Т. П. Агапкина А. А. Аникст В. П. Балашов В. И. Балин Л. А. Бекизова А. А. Белькович В. И. Быков Р. Б. Вальбе Н. И. Ванникова Е. Е. Варварина М. Л. Вольте С. И. Востокова С. Г. Ганиева А. И. Герасимова Г. Ф. Гире Т. В. Гончарова В. Н. Горегляд
Авторы статей Указателя
А. А. Гугнин В. В. Данчев Ю. С. Денисов Г. Я. Джугашвили М. А. Диловаров А. И. Довбыш Л. В. Евдокимова Н. Г. Едина В. В. Ерофеев Б. И. Залесская Е. А. Западова И. П. Зимонина А. А. Ильин-Томич В. А. Калашников Г. Л. Капчиц Н. Ф. Каримов Л. А. Карташова М. С. Киктев В. Н. Кирпиченко
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|